Дорогами войны

Нас не нужно жалеть, ведь и мы б никого не жалели…
Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.

Это наша судьба, это с ней мы ругались и пели,
Поднимались в атаку и рвали над Бугом мосты…

   (Поэт-фронтовик Семён Гудзенко).

Они сами рассказали о себе, вернувшись с войны. Но не сразу, а погодя, под настроение, понемногу: то один эпизод, то другой… Поначалу родным да закадычным приятелям за чаркой водки или самогона, сыновьям, что постарше… Младшие только краем уха, лёжа на печи, могли слышать приглушённые, а то и резкие слова бати и его засидевшихся в хате гостей.

Да, накануне 9 мая могли пригласить в школу участника войны, чтобы выступил перед пионерами и комсомольцами, но это редко, да и не каждый соглашался… С годами всё меньше становилось тех, кто с оружием в руках прошёл военными тропами от родного порога до Победы… И вот когда их осталось совсем мало, а они ещё ясно помнили и, может, хотели бы забыть, да не могли, что довелось испытать, выстрадать, вынести и одолеть военной порой, пришло время записать их рассказы. Про боль потерь, отступлений, ранений… Про радость атак, побед и возмездия.
 
Воспоминания ветеранов собирали школьники, студенты, журналисты, работники сельсоветов, служащие военкоматов, собственные дети – все, кто понимал: это важно и это нельзя потерять. Так в Государственном архиве Гродненской области появилась коллекция рассказов от первого лица былых фронтовиков, участников Великой Отечественной войны из Берестовицкого района.

ВАСИЛИЙ СКВОРЦОВ

"… Я был призван в армию 15 ноября 1940 года в Васильково под Белостоком. Служил в 243 гаубичном артиллерийском полку с ноября 1940 года по март 1945 года. В дальнейшем продолжал службу в 238 армии, в 329 гвардейском стрелковом полку, в 905 стрелковом полку. Войну я встретил в 1941 году под Кнышином, севернее Белостока (сейчас Польша), где был тогда расположен наш полк. По распоряжению командования полк выдвинулся на передовую. Под крепостью Осовец эшелон, в котором ехал наш полк, был обстрелян немецкими самолётами».

В сентябре 1939-го крепость заняли части Красной Армии. А в июне 1941-го в Осовец вновь вошли войска вермахта.

«У местечка Граево, северо-западнее Осовца, мы впервые увидели убитых и раненых советских солдат и офицеров. Ночью артполк занял оборону в молодом леске и утром встретил врага массированным артогнем из 125- миллиметровых гаубиц. После четырехчасовой обороны часть была вынуждена отступать под давлением превосходящих сил врага. При отступлении орудия вели огонь прямой наводкой по фашистам. Несколько раз мы пытались форсировать речку Осовец, но немецкие самолёты разрушали понтонные мосты, которые возводили наши сапёры. И всё-таки речка была успешно форсирована. За речкой полк окружили фашисты и почти весь уничтожили. Осталось всего двадцать человек, которыми командовал старший лейтенант.

Мы окопались в котловане. Ночью группа успешно оборонялась, а на рассвете решили идти на прорыв. При прорыве был убит командир группы. Командованием над оставшимися шестью солдатами принял я. Решили двигаться на гул танков, на которых развевались красные флажки. Это была ошибка - танки оказались фашистскими. На танках сидели автоматчики, которые стали обстреливать нашу группу. В это время меня контузило вражеской пулей, попавшей в каску. Мои боевые товарищи оттянули меня в рожь, где ко мне вернулось сознание. Во ржи завязалась рукопашная с немецкими автоматчиками, из которой удалось вырваться только троим из нашей группы.

Мы проникли в деревню, переоделись в гражданскую одежду и  пошли к линии фронта. По пути один из моих сослуживцев был опознан предателем, и мы были схвачены фашистами. Нас пометили в тюрьму города Волковыска, где мы находились до 1942 года, когда мне удалось бежать из тюрьмы в Деречино. Там я связался с местными партизанами, с которыми мы взорвали немецкий штаб. Был схвачен полицаями и отправлен в тюрьму Слонима. Спустя две недели с другими узниками нас отправили в Германию, но по дороге мне удалось сбежать.

В действующую армию был вновь призван в 1945 г. Особенно ожесточённым был бой у местечка Яново за Ломжей. Немцы били прямой наводкой из шестиствольных миномётов. Их огонь был подавлен «катюшами», три часа вели они непрерывный обстрел. Затем было сражение с батальоном власовцев, которые были полностью уничтожены. Впервые узнал о Победе в местечке Хелигендам в предместье Берлина. Демобилизовался 16 июля 1946 г."

Награды: медали «За Отвагу», «За Победу над Германием в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
После войны жил в д. Пыховчицы.

ЧЕСЛАВ ЭЙСМОНТ
 
Год рождения 1918. Призван в армию 02.05.1941.

"Начал службу в 3-ем Московском стрелковом полку. Наша часть располагалась в районе Ногинска, где мы впервые узнали о начавшейся войне с Германией. Был сформирован новый корпус, в составе которого наш полк двигался на Оршу. Под Оршей впервые столкнулись с фашистами и приняли неравный бой. Оттуда пошли на Витебск. Корпус получил приказ перейти в контрнаступление тёмной ночью, удержать хотя бы на время город и задержать врага. Сражение продолжалось около двух суток, в результате которого погибло очень много наших солдат. Фашисты тоже понесли значительные потери. Я был в составе 3-го взвода, которым командовал младший лейтенант Лукашенко из Одессы. При контратаке наших войск я был тяжело контужен упавшим около меня снарядом. Через некоторое время был подобран немцами, которые отправили нас в пятитысячной колонне из Витебска в Гродно. Колонна двигалась пять суток, военнопленные не получали ни пищи, ни медицинской помощи. Только на шестой день нам выдали по фуражке зерна. Колонну охраняли несколько машин автоматчиков с пулемётами.

В Гродно меня поместили в больницу, там через медсестру удалось связаться с местными подпольщиками, они помогли мне бежать, я весил тогда 46 кг. После возвращения домой несколько раз был проводником партизан, которые часто обращались ко мне за помощью. В 1944 году вновь был схвачен фашистами, которые узнали от полицейских о моей помощи партизанам. Был вывезен в Граево, где меня освободили наши танковые части".

Награды: медаль «За Отвагу».
После войны жил в деревне Малые Эйсмонты, работал строителем.

ВАСИЛИЙ ЯРМОЛОВСКИЙ

Год рождения 1925, призван в армию 18.08.1944.

«Служил в 5 отдельном инженерном батальоне, который входил в состав 3-го Белорусского фронта. Прошёл с боями территории Литовской ССР, Восточной Пруссии и Польши. Особенно запомнились бои при форсировании Вислы».
Василий одним из первых в своём батальоне перебрался на противоположный берег, где ему пришлось в течение двух часов отражать контратаки фашистов.
«Рука об руку с нами сражался взвод поляков под командованием подпоручика Мозолевского. Пришлось участвовать и в освобождении Кёнигсберга. В тех боях я был ранен в руку в рукопашной схватке с обер-лейтенантом, которого удалось-таки взять в плен».

Награды: медали «За Отвагу», «За Победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Уволен в запас 18.02.1948. После возвращения из рядов Советской Армии жил в деревне Олекшицы, работал оператором на ферме крупного рогатого скота. Награждён орденом Трудового Красного Знамени.

НИКОЛАЙ РОМАШКЕВИЧ

Год рождения 1905. Призван в армию в ноябре 1944.

«Начал свой боевой путь в войсках 3-го Белорусского фронта. Служил в 941 стрелковом полку. Военная специальность – артиллерист. Дошёл с боями до столицы Германии – Берлина. Освобождал Варшаву, Гдыню, форсировал реку Одер. День Победы встретил в Берлине и собственноручно расписался на рейхстаге. Самые ожесточённые бои, в которых я участвовал, –несомненно, за Берлин. Пришлось преодолевать упорнейшее сопротивление фашистских головорезов, которым терять уже было нечего. Наш орудийный расчёт вёл огонь прямой наводкой по немецким танкам, по пулемётным точкам, которые располагались буквально в каждом доме, в каждом подъезде. Я горжусь тем, что именно в Берлине встретил День Победы».

Боевые награды: Орден «Красная Звезда», медали «За боевые заслуги», «За освобождение Варшавы», «За взятие Берлина».
После войны жил в деревне Новосёлки.

ЕФИМ БОРОВСКИЙ

Год рождения 1920, призван в армию 17.11.1944.

"С самого начала войны я помогал партизанам отряда Филиппа Капусты, сообщал им расположение гарнизонов немцев и полицаев. Потом служил в миномётной роте старшего лейтенанта Клименко, в составе 2-го Белорусского фронта участвовал в боях за освобождение Польши, городов Щецин, Гданьск и других. В марте 1945 года в Померании был ранен в руку. Два месяца провёл в госпитале. Войну окончил в Потсдаме, где впервые узнал от командира взвода о Победе. Нас затем перебросили в Данию на остров Борнхольм, где еще оборонялись фашисты. Большая группа немецких кораблей с белыми флагами сдалась без боя. Один немец подошёл ко мне и спросил: «Что с нами будет?» --  «Распустят по домам» – ответил я. Затем пояснил ему, что мы пришли сюда уничтожать фашизм, а не простых рабочих.
 
Награды: медаль «За боевые заслуги».
После войны жил в деревне Пыховчицы, работал в колхозе имени Ленина.

ИВАН ГРОМКО

Год рождения 1924. Призван в армию в 1944.

«Мой боевой путь начался с 1944 года, после того, как нашу Белоруссию освободили от немецко-фашистских захватчиков. Служил я в 5 отдельном сапёрном батальоне 358 дивизии 1-го Белорусского фронта, которым командовал маршал Жуков. Наиболее ясно мне запомнилась операция по освобождению столицы Польши – города Варшавы, в котором принимал участие наш батальон. 14 января мы захватили плацдарм левее Варшавы. Делали проходы в очень плотных проволочных заграждениях, через которые немцы пропускали электрический ток. Закончили в 3 часа ночи. В 6 утра началась артподготовка, а в 10 утра советские войска перешли в наступление и овладели Варшавой. Затем мы двигались по пути Лодзь – Кутно – Познань. Около Познани произошло сражение, длившееся три дня. Мне довелось форсировать Одер. Переправлялись под завесой дымовых шашек. Вместе с советскими войсками переправлялись польские бригады. После форсирования Шпрее мы вышли правее Берлина на Потсдам. Здесь была уничтожена Северная группировка противника».

Награды: медали «За Отвагу», «За взятие Варшавы», «За взятие Берлина».
После демобилизации в 1947 году жил в деревне Пыховчицы, работал кочегаром.

                ***
67 земляков не вернулись с войны в одну только деревню Эйсмонты. Но выросли и возмужали их сыновья, занявшие места отцов. А потом и внуки. Они пашут, сеют, убирают урожай, сидя за рулём трактора, самосвала или штурвалом комбайна, строят новые дома и дороги. Растят детей. Сейчас это не просто деревня или колхоз, а агрогородок, основное предприятие которого занимается животноводством и растениеводством. Здесь есть всё необходимое для нормальной жизни: баня, амбулатория, ясли-сад, средняя школа, филиал детской школы искусств и филиал Берестовицкого Дома культуры, библиотека, почта, приёмный пункт бытового обслуживания.

На территории сельсовета два памятника воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Вечная им память.
-------------------------------------------------------
На съёмках фильма «Днепровский рубеж».
Фото автора.


Рецензии
Приветствую Вас, Татьяна!
Я тоже где-то сделал записи рассказов бывших фронтовиков. Это правильно. Мало их осталось - участников той войны. Читать воспоминания не только интересно, но и жутко. Был полк, потом рота, потом горстка, а из них только трое остаётся. Ужас! Спасибо за публикацию.
Всех благ!
Василий.

Василий Храмцов   21.04.2023 15:46     Заявить о нарушении
Спасибо, Василий. В тех же воспоминаниях было, что при обороне Витебска в первые дни войны за двое суток погибло 20 тысяч наших бойцов. Но официальных подтверждений не нашла, поэтому опустила.
Доброго здоровья!

Татьяна Никитина 7   21.04.2023 17:29   Заявить о нарушении