Пища Северная, пища насущная

    Про нашу пищу насущную много разного сказывают. Зачастую с выдумкой да с подковыркой. Вот к примеру, говорят быдто народ на Севере скудно ел, однообразно, за столом культуру не соблюдал. Соседи забугорные ехидничают, вы де этикету не научены, даже к вилкам не приучены. Ой, ё-ё, нам ле культуру их понять, ковды у них за столом не возбраняется рыгнуть да и газу напустить.
    Чтобы, прознать каки таки традиции приема пищи были, обратилась я к знающей обряжухе, так она обозвалась - на Севере так кухарка, повариха, искусная хозяйка звалась.
    Вот что она поведала:
- перво-наперво у нас старались выть держать, время да порядок соблюдать приема пищи. Так и говорили: нать Бога чтить и выть держать. Выть держать это значило и пост соблюдать.
    Посуда разна была, для каждого блюда своя. Молочная посуда к примеру, по особому содержалась, чтобы молоко не закисло. Крынки "ошпаривали" водою горячей да "жарили" в устье печи перед огнем.
    Стол, она же божья ладонь, покрывалась скатертью, а сам стол кажен день особе скоблили и мыли. За столом чинно себя вели. Садились по заведению - сначала хозяин, затем остальные. Хозяйка со стороны печи, чтоб перемену блюд поднести. За столом ели в тишине, разговоров, уговоров не было. Ноне то, чтобы дитё накормить, готовы чем угодно его ублажить. В руки игрульки дадут, зрелище в телевизоре найдут - лишь бы поел.
    Жидкое кушанье ели ложкой вприкуску с хлебом, хлебали - оттого и прозвание пошло - похлебка или хлебово. Середь горячих похлёбок впереди были постные шти, готовили с луком, из картошки и овсяной крупы. Ну и губница – это похлебки из сушеных грибов с овсяной крупой. Рыбный суп готовили из свежей рыбы или соленой. Из сушеной рыбы, дак то сущик.
    Еще были разны холодные похлебки: щурик – накрошенный хлеб с квасом, тяпушка – из кваса, замешанного с овсяным толокном, тюря – крошево хлеба с подсоленой водой. Жидкой пищи прозваний было много: налитуха, грибница, болтушка, щиница, юшка, щиколотка - по-нонешнему окрошка, пустовара - постный суп с яйцом, картофелем и мукой.
    У каждого была своя ложка - побытом деревянная, хлебальная. Нож - хлеборез - был у хозяина, его обычно прятали в столешнице. По сю пору ходят слухи, быдто не знал у нас народ про вилку, даже в руках не держал. Дак и нет же. Вилки у нас прозывались приемцы или приемницы. И в Пермском, и в Вологодском крае у простого народа в речи вилки-приемцы часто встречается уже с 1850 года.
    Пища не пуста была, а все с приправами, её забеливали. Так и называли: забела, забельное, забелка. Для этого в ходу были: сметана, молоко да сливки. Забеливали супы, шти, уху, каши, картофель мятый - мусёнку значит, - ох ти, сытно да скусно.
    У нас так говорили: без забелы шти-то чего-то не так покато идут в рот. Забелу на стол ставили, кому что по нраву, тем забеливали и приманивали, добавляли в жидкое, либо обмакивали.
    Чай тоже забеливали молоком или сливками.
    Вот така была пища наша, одного духу наестись можно было!

Картинка взята из свободного доступа интернета


Рецензии