Между Сциллой и Харибдой

   На пути духовного восхождения посвященного важнейшим этапом является достижение Тиферет, «сердца» Божественного Человека, уровня, на котором становятся самим собой и осознают свое предназначение в мире. Для этого необходимо пройти Срединным путем между божественными «ногами» - сфирот Ход и Нецах. В западной каббале Ход связывают с планетой Меркурий и считают областью рассудка, практического разума, тогда как Нецах – это Венера и сфера чувств. Клипот, негативные двойники этих сфер, могут стать непреодолимым препятствием для Великого Делания. Неслучайно А. Кроули назвал разум и чувства врагами посвященного.
   Тиферет – это место воскресения Мастера Хирама. Клипа Тиферет находится в преисподней, которая называется «Глиняной Жижей», а иногда и «Ямой уничтожения». Таким образом, это могила Хирама. Преисподние клипот Ход и Нецах именуются «Смертная тень» и «Врата смерти», они предшествуют могиле. В «темных двойниках» Ход, Нецах и Тиферет мы можем увидеть трех злых Подмастерьев, убивших Хирама. Именно Подмастерье, в силу своего промежуточного положения и специфических задач своей степени, особенно уязвим для влияния негативных аспектов своего рассудка и чувств.
    Имя клипы Ход – Самаэль, «Яд Божий». Почему же не самая важная в иерархии клипа обозначается именем царя демонов? Дело в том, что наш человеческий разум присваивает себе функции господина. И в этом состоит его главная ложь. Западный оккультизм подчеркивает связь этой клипы с ложью, благодаря произвольной этимологии имени «Самаэль». Истолкование этого имени как «Ложь», «Лжецы», «Обманщики», «Ложный Обвинитель» очевидно неправильно, но в то же время хорошо передает суть. Архидемоном клипы считается Адрамелех, ассирийский бог, одна из форм Баала. Этот правитель изображается с роскошным павлиньим хвостом – символ игр ума, застилающих истину. Населяющие мир Самаэль духи обычно уподобляются псам. «Халдейские Оракулы» предостерегают: «Демоны с песьими ликами выйдут из глуби подземной, истинных знаков они не являют для смертного взора». Собака сопровождает Гермеса-Меркурия, поэтому это животное легко связать со сфирой Ход. В ряде мифов собака выступает трикстером, каковым является и Меркурий, это также Страж Порога. Но у символизма собаки есть и обратная сторона – она «нечиста», «воровата». Демоны-псы – это бесконечно терзающие мысли, хорошо знакомые всякому, кто хоть раз страдал бессонницей. Они раздражают и вызывают досаду, отсюда еще одно название клипы – Рагзиэль, «владыка раздражения». «Собачье» мышление шаблонно, трусливо, враждебно ко всему новому. Собаки сбиваются в стаи и преследуют чужаков. В то же время они преданы своим хозяевам – устаревшим концепциям. Их лай не дает услышать Голос Ангела, раздающийся из более высоких сфер. Сталкиваясь с таинством, наш разум склонен глумиться над ним, поэтому демоны Самаэля традиционно представлены ухмыляющимися. Им как бы «виднее», что есть на самом деле.
   Клипа Нецах носит название «Эревзарак», «Бросающий ворон». Ее также именуют «Вороны Рассеяния», «Вороны Смерти». Здесь птице Венеры – голубю, символу любви и мира - противопоставлен ворон, как в истории Ноя. Кордоверо объясняет имя клипы тем, что жестокий ворон выбрасывает птенцов из гнезда. Образом клипы является стая ворон с головами демонов, вырывающаяся из недр вулкана и закрывающая собой небо. По словам Элифаса Леви, духи Нецах – Элохим – представители Бога, ответственные за развитие и жизнь; их соответствие – чувства. Им противостоят Вороны Смерти под управлением Баала. Если Нецах – это Любовь в соответствии с Волей, то Эревзарак – рассеивание энергий, расточение сил Элохим. В целом эта клипа выражает темную сторону Эроса. Населяющие ее демонические вороны – это деструктивные страсти, обрушивающиеся на человека. Другое название клипы, Теумиэль, указывает на осквернение Бога. Мы можем вспомнить гарпий – демонов бури, похищающих детей и души. Эти полуженщины-полуптицы похищали и оскверняли пищу царя Финея, распространяя вокруг ужасное зловоние. Их считали аллегорией гетер. Известна ненависть различных демонических существ к детям. Лилит и Наама, господствующие над клипот Малхут и Есод, убивают детей или посещают мужское семя. Правителю Баалу, как и Адрамелеху, приносят в жертву детей. Ребенок здесь олицетворяет результат, реализацию замысла Божьего, в соответствии с которым должен действовать посвященный. Согласно иудейской каббале, на уровне Нецах и Ход определяются силы и средства для выполнения этого замысла. Ситра Ахра стремится не допустить этого – не дать собрать средства, не позволить выбрать из них нужные, чтобы в итоге в Малхут не мог возникнуть конечный продукт созидания, «ребенок», а именно Храм, образ завершенной Вселенной. Аналогичным образом, яростные страсти Эревзарак и тупики мышления Самаэля призваны не позволить человеку возвести такой Храм в собственной душе. Вместо Храма демоны хотят видеть Вавилонскую Башню. В древнеармянской мифологии как раз Ваал является ее строителем. Часто с Эревзарак связывают и царицу Савскую, которая по одному из преданий родила Навуходоносора, разрушителя Храма. Интересно, что некоторые каббалисты считают господином клипы Нецах Асмодея – демона похоти и гнева. Что вполне логично – как мы помним, две клипы, с которыми посвященный сталкивается в первую очередь, управляются Старшей Лилит и Младшей Лилит. Следом за ними на его пути встают Самаэль, супруг Старшей Лилит, и Асмодей, супруг Младшей Лилит или Наамы. Здесь важен сюжет о царе Соломоне, который подчиняет Асмодея и заставляет его строить Храм. Что одновременно знаменует и крушение альтернативного инфернального проекта – недаром между Нецах и Ход пролегает путь, в соответствие с которым поставлен аркан Падающей Башни. Если необузданная стихия темных страстей влечет к духовной смерти, к усеянному трупами надежд бранному полю, на котором пируют вороны, то сублимированные, прошедшие через алхимический тигель чувства становятся орудием в руках Мастера.
    Итак, посвященного подстерегают опасности слева и справа. Имеются два известных мифологических сюжета, которые могут служить хорошей иллюстрацией этому.
    Христос рассказывает народу притчу о сеятеле: «вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать» (Мф. 13:3-8).
     Можно предложить следующую интерпретацию. Склевавшие зерно птицы – это вороны и гарпии клипы Нецах. Неглубокая и каменистая земля – это ригидность и плоскость низшего ума, клипа Ход. Идеи здесь увядают, силы засыхают. Тернием, не дающим прорасти зерну, может быть бесплодный Гамлиэль, клипа Есод. Добрая же земля и ее плод – это символ надлежащей реализации Воли, исполнения замысла в Малхут.
     Другой образ – корабль Одиссея, проходящий тесным проливов между чудовищами Сциллой и Харибдой. Сцилла обитает в скале, покрытой темными облаками. У нее шесть собачьих голов на длинных шеях. Харибда – это ужасный, все засасывающий в себя водоворот. Смерть от Харибды угрожала всем, поэтому Одиссей решил держаться ближе к Сцилле, поскольку шесть ее голов могли схватить только шестерых человек из команды. Потеряв этих шестерых, Одиссей смог миновать опасное место.
     В Сцилле с собачьими головами легко можно усмотреть символ клипы Самаэль. Шесть пожирающих голов нацелены на то, чтобы не дать духовным странникам попасть в шестую сфиру Древа Жизни – в Тиферет, к цели путешествия. Миф сообщает нам, что Сцилла стала чудовищем после ее отравления волшебницей Киркой (вспомним про «Яд Божий»). Она живет на бесплодной скале разума, атакуя сверху. Бесформенная Харибда обозначает «водоворот страстей», затягивающий, пережевывающий и выплевывающий своих жертв. Этот монстр угрожает снизу. С одной стороны, угроза, идущая от головы, с другой стороны, угроза, исходящая от «телесного низа». Как пишет Кордоверо, Самаэль и Эревзарак – это две бездны, стремящиеся «накрыть» человека. Впрочем, Гомер повествует нам, что пучина Харибды страшнее. Это понятно, ведь и Эревзарак – клипа более высокого порядка.
     Подобно хитроумному Одиссею, каждый из нас встретится со своими чудовищами и, я надеюсь, с помощью Всевышнего сможет победить их и вернуться на свою духовную родину.


Рецензии