Хехалот Рабати отрывок

Великий трактат о Небесных Дворцах

Глава I

[81] Сказал рабби Ишмаэль: Что воспеть тому, кто узрит Меркаву, спустится с миром и поднимется с миром?
[82] важнее всего, что (ангелы) служат ему, собираются и переносят его в палаты дворца седьмого неба, чтобы поставить его справа от Престола Славы Божией; бывает и так, что он стоит перед Tazsh, Господом Богом Израиля, чтобы видеть все, что делается перед Престолом Его Славы, и знать все, чему суждено произойти в мире:
кто будет низвергнут, а кто возвышен;
кто ослабеет, а кто усилится;
кто разорится, а кто обогатится;
кто умрет, а кто будет жить;
у кого будет отобрано наследство,
кому будет дано наследство,
кому воздастся причитающееся по закону
и кому будет дарована Мудрость.
[83] важнее всего, что он видит все дела сынов человеческих, даже те, что они совершают в своих тайных покоях, как дела пристойные, так и дела разврата:
человек украл – он знает и ведает это;
человек прелюбодействовал – он знает и ведает это;
человек убил – он знает и ведает это;
человек подозревается в том, что спал с женщиной в нечистоте ее, - он знает и ведает это (как было на самом деле);
человек распространяет клевету – он знает и ведает это.
[84] Важнее всего, что он распознает всех, кто умеет колдовать.
И важнее всего, что всякий, кто поднимет на него руку, будет облачен паршой, покрыт проказой и увенчан сифилисом.
Важнее всего, что всякий, кто клевещет на него, подвергнется всем видам повреждений: болезненным наростам, пятнам на коже и ранам, переходящим в незаживающие язвы.
[85] Важнее всего, что он отделен от всех сынов человеческих, и возвышен во всех деяниях своих, и почитаем как наверху, так и внизу. И если кто обидит его, то на такого человека великие, злые и жестокие беды падут с небес. И если кто протянет к нему руку с упреком, то против такого человека небесный суд справедливости прострет свою руку, чтобы истребить его из мира.
И важнее всего, что все люди перед ним – как серебро на очистке, и он различает, где сплав, а где чистое серебро. И, кроме того, он видит в семьях:
сколько в семье детей от запрещенных союзов,
сколько в семье детей от нечистоты матери,
сколько в семье побитых камнями,
сколько в семье утративших мужское достоинство,
сколько в семье детей рабов,
сколько в семье детей необрезанных,
сколько в семье непригодных для священства.

Глава II

[86] Важнее всего, что у всякого, кто ожесточится против него, чтобы возражать ему, померкнет свет глаз. Важнее всего, что всякий, кто сделает ему зло, не оставит ни корня, ни ветви, ни наследника. Важнее всего, что всякий, кто разносит злые слухи о нем, уничтожается, приговор ему вынесен и пощады не будет.
{...}
[92] Важнее всего, что в небесном суде справедливости трижды в день (с того дня, как было позволено Израилю, верным и праведным, смиренным и униженным, знающим, избранным и отделенным, спускаться к Меркаве и подниматься оттуда) трубят три раза и отлучают малым отлучением, а затем великим отлучением, говоря: «Да будет отлучен от Tazsh, Господа Бога Израиля, от Него и Престола Славы Его, и Венца на Главе Его, и Суда Небесного, и суда земного, и всего Воинства Небесного и всех служителей, тот, кто стоял перед видящим Меркаву и покинул его».
[93] Сказал рабби Ишмаэль: таково учение о видении Меркавы – тот, кто видит Меркаву, не имеет права вставать (из вежливости к вышестоящему), кроме как перед тремя властями: перед царем, перед Первосвященником и перед Сангедрином (и то лишь когда старейшина с Сангедрином, а если нет, то даже перед Сангедрином не должен вставать). А если встанет, будет повинен в смерти, потому что перед нею он встал, и уменьшит дни свои и сократит свои годы.
[94] Сказал рабби Ишмаэль: каковы слова песен, которые читает человек, когда спускается к Меркаве? Пусть приступит и прочтет основные песни (или первые песни):
Начало прославления и начало песнопения
Начало ликования и начало торжества
Поют князья, которые служат каждый день
Господу Богу Израиля и Престолу Славы Его;
Они несут колесо Престола Славы Его, (распевая):
«Пой, пой от радости, Обитель Небесная!».
«Кричи, кричи от радости, сосуд драгоценный!».
«Творение чудное и дивное».
«Воистину, возрадуется Царь, восседающий на тебе,
Подобно жениху в брачных покоях»,
(Так сказал я), когда пришел укрыться под сенью твоих крыльев
В радости сердца моего, веселящегося о тебе
(Ибо ты (мое сердце) говоришь с Царем
И с твоим Создателем ведешь беседу).
(Как сказано, «Свят, Свят, Свят Господь Воинств»!).
[95] «Из прославлений и песнопений каждого дня,
Из ликований и торжеств каждого часа,
Из изречений святых, из напевов служителей
Горы огня и холмы пламени
Собираются, хранятся и высыпаются каждый день»
(Как сказано, «Свят, Свят, Свят Господь Воинств»).

Глава III

[96] «Чего тебе пугаться, верный слуга?
Чего тебе страшиться, любимый слуга?»
Я взываю к лицу Твоему, Зохарариэль, Господь Бог Израиля:
Кому, как не мне, пугаться?
Кому, как не мне, страшиться?
Ведь шесть часов каждый день призывают меня к Всемогущему
И тысячу раз ставят меня на колени,
Пока не коснусь я Престола Славы.
И тогда ответил глас:
(Как сказано (Иез. 1:25): «И голос был со свода, который над головами их; когда они останавливались, тогда опускали крылья свои»)
«Что до тех, кто вершит над тобой эти деяния, то не будут порицаемы слова их, и никто не возразит речам их, никто не возразит словам их».
Его царственные слуги зрят величественного Царя,
Восседающего на Престоле в покоях Дворца Безмолвия,
Страха и Трепета, Святости и Чистоты.
(Как сказано, «Свят, Свят, Свят Господь Воинств»).
[97] Царь чудный, Царь сильный,
Царь дивный, Царь превосходный,
Твой Престол летает и парит,
Многие лета, поколения без числа прошли с тех пор,
Как ты вбил колышек для плетения полотна,
На котором основана завершенность и совершенство мира,
И до сих пор Престол Твой не уперся подножием в твердь
Седьмого Неба,
Но летает и парит, как птица.
[98] Величайшие из величайших, чьи чела обвязаны диадемами,
И все ангелы, главные сущности, Тобой сотворенные,
Поставлены в упряжь под Престолом Славы
И непрестанно поддерживают его силой, мощью и могуществом,
Но и они не уперлись ногами в твердь Седьмого Неба,
И летают, как птицы, и парят.
[99] И трижды каждый день
Престол Славы Твоей простирается пред Тобою, говоря:
«Зохарариэль, Господь Бог Израиля,
Прошу, воссядь на меня, о величественный Царь,
Ибо ноша Твоя приятна мне
И не тяготит меня».
(Как сказано, «Свят, Свят, Свят Господь Воинств»).
[100] Дивное достоинство и чудесное благородство –
То достоинство торжества и благородство величия,
С которыми ангел присутствия трижды в день
Является в небесном суде справедливости,
Когда он шествует и достигает Седьмого Неба,
Что находится над головами керубов, офаним и святых животных.
[101] И керубы, офаним и святые животные
Поставлены в упряжь под Престолом Славы,
И когда они видят, как некто в высотах
Шествует и достигает Седьмого Неба
(Что находится над головами керубов, офаним и святых животных),
То пугаются и страшатся, падают и простираются,
Ибо ни одно творение не может взойти на то место,
Отдаленное на сто восемьдесят пять тысяч мириадов парасангов,
Из-за потоков огней, которые извергаются
Из уст керубов, офаним и святых животных,
Когда они открывают уста свои, чтобы сказать «Свят»
Вместе с Израилем, говорящим «Свят» пред Ним
(Как сказано, «Свят, Свят, Свят Господь Воинств»).
[102] Мера святости, мера власти,
Мера испуга, мера страха,
Мера трепета, мера дрожи,
Мера кошмара, мера ужаса –
Вот мера облачений Зохарариэля, Господа Бога Израиля,
Который шествует в Венце к Престолу Славы Его.
[103] И на каждой части изнутри и снаружи запечатлены слова «Господь, Господь»,
И глаз ни одного существа не способен созерцать это,
Ни глаза тех, кто из плоти и крови, ни глаза служителей Его.
И если кто высматривает, или бросает взгляд, или видит,
То наваждение овладевают его глазами,
И белки глаз его излучают огненные факелы,
От которых он воспламеняется и сгорает
(Ибо огонь, исходящий от человека, который смотрел,
Охватывает его и сжигает).
Почему? Из-за меры облачений Зохарариэля, Господа Бога Израиля,
Который шествует в Венце к Престолу Славы Его.
И приятна и сладка Его красота, как и красота славных и величественных очей подобий святых животных.
(Как сказано, «Свят, Свят, Свят Господь Воинств»).

 Глава IV

[104] Кто подобен Царю нашему среди всех величавых, владевших царством?
Кто подобен Творцу? Кто подобен Господу нашему?
Кто подобен Ему среди завязывающих узлы диадем?
Ибо в шесть голосов поют пред Ним служители небесные,
Носильщики Престола Славы Его,
Керубы, офаним и святые животные,
И голоса возносятся один за другим, и каждый отличается
от того, что был до него.
Голос первый: всякий, кто слышит его, тотчас кричит и падает ниц.
Голос второй: всякий, кто слышит его, тотчас приходит в смятение и после не возвращается.
Голос третий: всякий, кто слышит его, тотчас бьется в конвульсиях и умирает.
Голос четвертый: у всякого, кто слышит его, тотчас ломаются кости черепа и тела, и почти все ребра его оказываются вырваны.
Голос пятый: всякий, кто слышит его, тотчас проливается как сосуд и полностью растворяется в крови.
Голос шестой: у всякого, кто слышит его, яростное пламя охватывает сердце, и сердце бушует и переворачивает внутренности, и желчь его растворяется в нем, как вода.
(Как сказано, «Свят, Свят, Свят Господь Воинств»).
[105] Кто подобен Царю нашему? Кто подобен Творцу нашему? Кто подобен Господу Богу нашему?
Солнце и луна лучатся короной над главой Его.
Плеяды, Орион и утренняя звезда,
Созвездия, звезды и планеты
Входят и выходят из одеяния Его,
Когда восседает Он в Венце на Престоле Славы Его.
И великий свет исходит меж очей Его.
Ибо Он есть Царь чудный, Царь сильный,
Царь дивный, Царь превосходный.
(Как сказано, «Свят, Свят, Свят Господь Воинств»).


[106] Сказал рабби Ишмаэль: Все песни эти услышал рабби Акива, когда спустился к Меркаве, и он взял и выучил их перед Престолом Славы Божьей, ибо там служители Его пели их перед Богом.

Глава V

[107] Сказал рабби Ишмаэль: В пятый день недели пришло ужасное известие из великого города Рима: схвачены четверо из числа сильных Израиля – рабби Шимон бен Гамлиэль, и рабби Ишмаэль бен Элиша, и рабби Эльазар бен Дама, и рабби Йегуда бен Бава; и восемь тысяч учеников из Иерусалима будут их выкупом.
[108] И когда рабби Нехуния бен ха-Кана увидел этот указ, он сразу же заставил меня спуститься к Меркаве, и я спросил у Сурьи, Князя Присутствия. И он ответил мне: «Десять человек записал Суд Небесный и отдал их нечистому Самаэлю, гению Рима, говоря: «выйди и истреби у силы Израиля каждый годный член, бедро и плечо, чтобы исполнилось повеление (Исх. 21:16): «Кто украдет человека и продаст его, или найдется он в руках у него, то должно предать его смерти». И украли сыны Яакова брата их Йосефа и продали его, что будет с ними? Сразу же была дана власть Самаэлю уничтожить десять сильных вместо них во исполнение повеления. И возмездие, которое причитается ему, отложено до времени, когда (Ис. 24:21) «посетит Господь воинство выспреннее на высоте», ибо он будет повержен и брошен на землю, он и все князья царств на высоте, как козлы и овцы в День Искупления».
[109] Сказал рабби Ишмаэль: Все эти предупреждения и все эти условия были сообщены нечистому Самаэлю и возложены на него, и он сказал: «Я принимаю на себя все это, только если десять сильных будут уничтожены, а именно: рабби Акива бен Йосеф, и рабби Йегуда бен Бава, и рабби Йешвав-переписчик, и рабби Ханина бен Терадион, рабби Хуцпит-переводчик, рабби Эльазар бен Шамуа, рабби Ханина бен Хахинай, рабби Ишмаэль бен Элиша, раббан Шимон бен Гамлиэль, рабби Эльазар бен Дама».
[110] Сказал рабби Ишмаэль: Что же тогда сделал Зохарариэль, Господь Бог Израиля? Из-за гнева, которым исполнился он на Самаэля, принявшего эти условия, иссякло терпение Его, и Он повелел писцу: «Напиши указы о каре и великих казнях, сильных и жестоких, страшных и ужасных, тяжких и позорных, для нечестивого города, Рима». Нет, Он Сам сейчас же взял бумагу и написал на ней. И так написал Он о дне отмщения, который определен и уготован нечестивому городу Риму: «Облако поднимется и будет стоять над Римом шесть месяцев и прольет язву на человека и на зверя, и на серебро, и на злато, и на всякий плод, и на всякий металл. И затем другое облако поднимется, и прогонит первое, и встанет на месте на шесть месяцев, и будет изливать на нечестивый город Рим чешую проказы, и паршу, и оспу, и струпья всех видов, пока не скажет человек товарищу своему: «Вот нечестивый город Рим, он и все, что в нем, твой за один грош», а тот не ответит: «Я не хочу его».
[111] Сказал рабби Ишмаэль: Когда я пришел и засвидетельствовал то [что получил] у престола славы, все мои сотоварищи возрадовались и сделали тот день перед рабби Нехунией бен ха-Кана днем пиршества и радости; и более того – сам Патриарх сказал в веселии своем: «Принесите нам всяческие музыкальные инструменты, и мы будем пить вино под их аккомпанемент, ибо Зохариэль, Господь Бог Израиля, несомненно отомстит и сотворит чудеса и чудеса чудес над нечестивым городом Римом, а мы будем услаждаться арфами и флейтами».
[112] Сказал рабби Ишмаэль: Что же тогда сделал Суд Небесный? Тотчас он дал повеление ангелам мучения, и те, спустившись, нанесли Люпину Цезарю полный разгром; от двора его не осталось и следа; и Руфа, жена юности его, и все его любовницы, и все его служанки, и все его наложницы были брошены мертвыми на землю перед ним; и все его сыновья, и все его дочери, и всякая услада глаз его были разорваны на части и брошены [мертвыми] перед ним.
[113] Сказал рабби Ишмаэль: Что же было сделано с самим этим нечестивцем? Унижен он был и презрен из-за мертвецов, всегда лежащих перед ним. Всякий раз, когда простирали руку, чтобы взять одного из мертвецов Люпина Цезаря, положить его на носилки, вынести и похоронить, бездна поглощала это тело, а когда могильщик убирал свою руку, бездна вновь извергала его. Так всегда лежали перед ним его мертвецы, и больше того – они смердели, и вонь распространялась по всему царскому дворцу, так что стыдно ему было перед царственными принцами, которые входили и выходили перед лицом его.

Глава VI

[117] Сказал рабби Ишмаэль: Сурья, Князь Присутствия, говорил со мной [и поведал]: «Друг, из-за чего весь этот позор, все это поношение и весь этот стыд постигли того нечестивца? Из-за рабби Ханины бен Терадион. Ибо когда настал день, который он назначил для его казни, [некоторые его слуги] говорили ему: «Господин Цезарь, отмени [приговор], что ты [вынес] этому мудрецу, чтобы он не был убит». Но он ответил: «Пусть он умрет. Даже если я и все члены моей семьи умрем, да хоть и весь Рим вместе с ним будет уничтожен, не изменю своего мнения по этому вопросу».
[118] Сказал рабби Ишмаэль: Сурья, Князь Присутствия, говорил со мной [и поведал]: «Друг, я скажу тебе, почему сила того нечестивца была велика: он происходил из рода Эсава нечестивого, и потому убедил, укрепил и ожесточил свое сердце».
[119] Сказал рабби Ишмаэль: Сурья, Князь Присутствия, говорил со мной [и поведал]: «Друг, не огорчайся этой смерти, отправляясь в свое вечное обиталище, ибо Зохарариэль, Господь Бог Израиля, наполнил уста Свои смехом над тем нечестивцем, говоря: «Клянусь высотой страшного дворца, в котором Я живу, и Престолом Моей Славы, о котором Я пекусь и который не оставляю от [времени] его сотворения и до вечности: в Геенне, из руки рабби Ханины бен Терадион, заставлю Я того нечестивца попробовать на вкус пламя огня и угли пылающие керубов, офаним и святых животных».
[120] Сказал рабби Ишмаэль: Сурья, Князь Присутствия, говорил со мной [и поведал]: «Друг, я скажу тебе, что сотворил тогда чистый блеск великолепного сияния Узая, Господа Бога Израиля. Тогда Он повелел мне, и я спустился, вытащил и изгнал Люпина Цезаря из его дворца, в котором он спал ночью, и отвел его в свинарник и псарню, и положил его спать [там], и я привел рабби Ханину и положил его спать во дворце Люпина Цезаря. На следующий день пришли палачи, которым было приказано по поводу рабби Ханины следующее: «Он сидит и творит чудеса в школе и учит закону сильных Израиля! Отрубите ему голову!». Люпин Цезарь предстал перед ними как рабби Ханина бен Терадион, и они отрубили ему голову. Рабби же Ханина бен Терадион повязал диадему царской власти и правил нечестивым городом Римом под видом Люпина Цезаря шесть месяцев, и убил в нем шесть тысяч епископов, по тысяче епископов в месяц.
[120] И затем нечто в образе рабби Ханины бен Терадион было явлено людям нечестивого города Рима, и они схватили его и бросили в огонь. Кто же был тот, кого они бросили в огонь? Люпин Цезарь. Ибо после того, как он был убит, он снова ожил в Суде Небесном. Они схватили его и бросили в огонь, и он мучался посреди жестокого пламени. И так было и со всеми десятью мудрецами Израиля, ибо возвещение исходит из седьмого неба, объявляя и изрекая в Суде Небесном: «Что до замысла нечестивого города Рима погубить сильных Израиля, то Зохариэль, Господь Бог Израиля, установил, что даже помышление сердца, которое римляне таят против Его детей, весит для них, как если бы они исполнили его».

[Первый Апокалипсис]

[122] Сказал рабби Ишмаэль: Сеганцегаэль, Князь Присутствия, сказал мне: «Друг мой, сядь на лоно мое, и я поведаю тебе, что должно произойти с Израилем». И я сидел на лоне его, а он смотрел на меня и плакал, и слезы его беспрестанно текли из глаз и падали мне на лицо. Я спросил его: «Почему Ваше превосходительство плачет?». Он сказал мне: «Друг мой, иди, и я возьму тебя и научу тому, что уготовано Израилю, святому народу». Он взял меня за руку и повел в самые внутренние покои и в самые тайные комнаты и сокровищницы. Он взял таблички, раскрыл их и показал мне письмена, описывающие различные горести. Я спросил: «Для кого они?». И он ответил: «Для Израиля». Я спросил: «Может ли Израиль вынести их?». Он ответил: «Приходи завтра, и я научу тебя еще и не таким горестям». На следующий день он отвел меня в самые внутренние покои и показал мне горести горше прежних: кому назначен меч, погибнут от меча, кому голод – от голода, кому назначен плен – быть им в плену. Я спросил его: «Ваше превосходительство, разве Израиль согрешил?». И он ответил: «Горести горше этих возлагаются на него каждый день. Но когда собирается в синагогах и в школах и говорит: «Амен. Да благословится великое Имя», мы не позволяем этим горестям выходить из самых внутренних покоев.
 [123] Когда я сошел от него, то услышал глас, говорящий на арамейском:
«Святыня будет разрушена,
Храм – объят пламенем;
Жилище царя придет в запустение,
И та, кто была радостью царя, будет оплакивать его как вдова.
Девы и юноши будут испорчены,
Слуг царя убьют;
И чистый жертвенник будет осквернен,
И стол, накрытый пред Господом, станет добычей врага;
И будет опустошен Иерусалим,
И содрогнется земля Израиля».
[124] Услышав глас того видения, я ужаснулся, обмер и упал навзничь. Но затем явился ангел Хадариэль, дал мне дыхание и дух и поставил меня на ноги. Он спросил: «Друг мой, что с тобой?». И я сказал ему: «Ваше превосходительство, неужели нет возрождения для Израиля?». И он ответил: «Иди, и я отведу тебя в сокровищницы утешения и в сокровищницы спасения и покажу тебе». Он привел меня в сокровищницы спасения и в сокровищницы утешения, и я увидел сонмы ангелов-служителей, которые сидели и ткали одежды спасения, и делали венцы жизни, и вставляли в них драгоценные камни и жемчуга, и смешивали всевозможные пряности и благовонные вина для праведников. И увидел я венец, который отличался от прочих; солнце, луна и двенадцать знаков Зодиака были закреплены в нем. Я спросил: «Ваше превосходительство, для кого эти венцы»? И он ответил: «Для Израиля». «А тот, особый венец, для кого он предназначен?». – «Для Давида, царя Израильского», - был ответ. Я сказал: «Ваше превосходительство, покажите мне Славу Давида». И он ответил: «Друг мой, подожди три часа, и Давид придет сюда, и ты узришь величие его». [125] Он взял меня и посадил к себе на лоно. И спросил: «Что ты видишь?». И я сказал: «Вижу семь молний, которые бьют как одна». Тогда он сказал: «Сын мой, закрой глаза, чтобы не потрясли тебя те, кто пойдет навстречу Давиду». В тот же миг все офаним и серафим, и святые животные, и сокровищницы снега, и сокровищницы града, и облака славы, и планеты, и звезды, и ангелы-служители, и огненные духи четвертого неба в смятении воскликнули: «Начальнику хора. Псалом Давида. Небеса проповедуют славу Божию». И услышал я в великом шуме, исходящем от Гошена: «Господь будет царствовать вовеки и в вечность». И вот Давид, царь Израильский, шел первым, и я видел всех царей дома Давидова, следующих за ним, и у каждого на голове был венец, а венец Давида был всех великолепнее и сиял от края мира до края. [126] Когда Давид взошел в великую школу, находящуюся на Небесном своде, там был установлен для него престол огня, сорок парасангов в высоту, вдвое больше в длину и вдвое больше в ширину. И когда Давид занял престол, приготовленный для него напротив престола Создателя (и все цари дома Давидова сидят перед ним, и все цари дома Израилева стоят позади него), тотчас поднялся Давид и произнес песни и восхваления, каких ухо не слыхало от сотворения мира. И когда Давид сказал: «Господь будет царствовать вовеки, Бог твой, Сион, в род и род, Аллилуйя!», Метатрон и все слуги его возгласили: «Свят, Свят, Свят Господь Цваот, вся земля полна славы Его», и животные восславили Бога, говоря: ««Благословенна слава Господа от места своего!», и небеса молвили: «Господь будет царствовать вечно», и вся земля произнесла: «Господь царствует, Господь царствовал, Господь будет царствовать во веки веков», и все цари дома Давидова сказали: «Господь будет Царём над всею землею; в тот день будет Господь един и имя Его едино».
{...}


Рецензии