Берегите Маму!

   Когда моей маме стало под 80 лет, у неё начались возрастные проблемы. Это страшное слово Деменция вдруг встало во весь рост. Причём как-то вдруг. Как-то неожиданно. Вроде всё было хорошо, жизнь у неё стала налаживаться, и вот пришла беда - открывай ворота.
А жизнь у неё была не простой, всё какими-то волнами.  Да и родилась она в 41-ом году, только война началась, попала в эвакуацию. Когда ей было 40 лет, она потеряла сына, моего брата, потом маму, потом отца. Но она продолжала жить, искать что-то, куда потратить свою любовь. Потом я вырос, у неё появились внуки, и она всю себя стала тратить на них. Она воспряла, появилась цель, но тут новое испытание, умер её муж, мой отец. Она и это пережила.
А рядом с нами всё время жил один хороший человек. Назовём его Павел. Когда-то в молодости он отбил жену у родного брата моей мамы и забрал её вместе с дочкой. Но в отличие от многих других подобных случаев, они не стали врагами, а наоборот очень подружились. Павел был интересным, деятельным человеком. В свободное от работы время они с друзьями ходили в походы, на севера, добывали мамонтову кость. Когда запретили, стали за речным жемчугом ходить. Когда им было под 70, они решили тряхнуть стариной и отправились в поход вокруг Кольского полуострова на лодке. В общем дома не сидел, а когда приезжал, дарил нам всякие вкусности, шкуры песцов, ракушки, мамонтову кость. Но тут у него умерла жена. Он загрустил, впал в депрессию и как-то после дня рождения моей сестры, его приёмной дочери, они с моей мамой уехали вместе. У него умерла жена, у моей мамы муж, время прошло, они люди не молодые, да и всю жизнь дружили. В общем, они стали жить вместе. Он заполнил свою пустоту, она -  свою. Жизнь опять стала налаживаться.
             И тут новое испытание. Сперва у Павла обнаружилась онкология, но он был человек не бедный, и его прооперировали в европейской клинике. Только он пришёл в себя - инсульт. Врачи его выходили, но речи он лишился. Плюс последствия операции, плохо двигался. А для него, такого деятельного человека по жизни, сидеть и ничего не мочь, ни сказать, ни сделать. В общем, он замкнулся, ушёл в себя и целый день сидел у телевизора. А моя мама ухаживала за ним.
  И вот у неё начались проблемы. Может наследственное, т.к. все в её роду по женской линии лишались памяти и впадали в неврологические расстройства, то ли постоянное сидение рядом с человеком, не могущим говорить и смотрящим всё подряд по телевизору. Она стала забывать. Забывать, как готовить, как сажать морковку. Как жить!
Но при этом она считала, что у неё всё нормально.  На все наши замечания отвечала одинаково:
-Что я дура, что ль? Я всё знаю!
В общем, начались конфликты. Я раздражался на неё, кричал, просил не ходить в лес, пугал потеряшками, но в ответ слышал только одно:
  -Что я дура что ль.
   Опыта общения с такими людьми у меня не было, и я сильно нервничал. Тем более жизнь мне постоянно подсовывала, как оно бывает.
 То на заправке прибежала женщина и всем показывала фотографию мамы, которая пошла гулять и потерялась, на трассе видели. То моя мама рассказывала мне, как на наших дачах бабушка пошла за грибами и пропала. Нашли через несколько дней в лесу мёртвой. Я ей говорю, вот видишь, а ты? А что я, отвечала она, я не до такой степени, потом я не далеко.   
Как-то она забыла, как плиту включать, как-то пошла поливать и забыла воду выключить, и я постоянно на неё срывался.
А ведь мне говорили, что с любовью, только с любовью можно к таким людям. Иначе они пугаются, замыкаются в себе и будет ещё хуже.
В тот день я приехал на дачу наладить горячую воду, слишком горячая она была.  Я, как всегда, повоспитывал маму по какому-то поводу и полез под дом. Там был водонагреватель. А надо сказать, что он и до этого вёл себя как-то странно. Меня как-то дёрнуло током от шланга с водой, из него выходящего, но я не придал этому значения, думаю, от воды - то как? Показалось, наверное. Да и мне надо было всего лишь повернуть ручку регулятора мощности.
Я полез под дом на четвереньках, подполз к нагревателю и облокотился о шланг.
Свет померк, я упал и потерял сознание.
Когда я очнулся, то увидел себя лежащим на земле на шланге, и через меня шёл ток. Нас всех когда-то било током, обычно отдёргиваешь руку и всё проходит. Но тут я лежал на источнике полностью парализованный, меня трясло, мне было больно и я ничего не мог сделать.
Господи, взмолился я в сердцах, ну зачем ты меня вернул обратно, так было бы хорошо, раз и всё.
Все мы там будем.
А теперь я лежу и мучаюсь. 
Но тут я обнаружил, что речь у меня осталась. Мама стояла прямо надо мной на веранде, и я промычал:
-Мамма, ввыкключи рруббильник.
-А что такое рубильник, - спросила она. И где он?
Я понял, что это конец, сколько ещё сердце выдержит и опять возопил к всевышнему:
-Ну зачем?
-Раз и всё!
Но видимо ещё не пришло моё время, видно нужен я ещё зачем-то здесь. В общем, мама нашла рубильник и выключила его, и я остался жить.
Вот так! Мама второй раз подарила мне жизнь. Мама, на которую я тридцать минут назад кричал чуть не матом за какую-то безделицу, снова подарила мне жизнь. Она, конечно, не очень поняла всю серьёзность произошедшего, но всё же сделала то, что сделала.
Я вылез из- под дома пришибленный близостью смерти. Я в очередной раз понял, как близки мы все к ней. Как любая случайность, нелепица, от которой ничего такого не ожидаешь, может завершить наш жизненный путь.
А на маму я зарёкся не повышать голос. Дай бог мне сил для этого!


Рецензии
Ох и тяжелая тема. Я не верю ни в стихи, ни в мелкую моторику... Прошла все это сполна с мамой. Ее уже нет.
Анализируя случаи родителей друзей и знакомых поняла, что влияют 2 фактора часто - стресс и снятие с родителей всех забот. На всем готовом теперь живу, как любила хвалиться моя мама перед подругами.Может, если бы не страшная ситуация, которую пришлось нам пережить, жила бы так дольше.
А приятельница маме женщину держала, стрессов не было и была ее мама очень образованой женщиной и статусной. Но итог общий.

Конечно, не сразу принимаешь и понимаешь, что с мамой уже это происходит. От забыла вдруг как манную кашу варят, до того, зачем ложка - весело размахивалаей, не прикасаясь к еде...
Но уже когда счет пошел на часы, уже не ела, считалось - уже совсем нет соображения, говорить разучилась, и глотать, я не выдержала и поднесла к губам ее ложку свежей икры, она так ее любила. Ресницы дрогнули, губы открылись и после того, как все было съедено, она издала звук, говорящий - очень вкусно.
Уже выхоядя из комнаты через несколько часов, когда дыхание стало прерывистым, я сказала вслух - мама, я тебя очень люблю. Через несколько минут я услышала звукики воздушного поцелуя, ответного...

Никто не знает, что происходит с человеком на самом деле.
До последнего надо стараться вести себя с ними, как с полноценными людьми.

Как это трудно - знаю не по наслышке...

Татьяна Дума   21.04.2024 15:47     Заявить о нарушении
И уверена - это испытание дано детям. Не им. Пока не научимся терпению и реально доброму отношению. Не выполнению всего, что положено по часам, а душевному, теплому. Это длиться вечность и порой кажется - этот ужас не закончится никогда. Но длительность зависит от длительности научения нас, детей...

Татьяна Дума   21.04.2024 15:52   Заявить о нарушении
Здравствуйте Татьяна!
Значит вы это прошли. Что ж, очень вовремя вы написали мне на эту тему. Дело в том что мама раньше жила отдельно, не смотря на деменцию, жила с другом и они друг за другом ухаживали, как могли.
Но вот, неделю назад, у него открылась язва, его забрали в больницу, а потом его дочь забрала его к себе. А я соответственно маму забрал к себе. И вот теперь, я всё это испытываю на постоянной основе. Каждый день прошу у бога что бы дал мне сил относиться к ней с любовью и терпением.
К сожалению не получается с любовью, или плохо получается. Ибо надо заставлять её есть, мыться, проветривать её комнату, гулять.
Если не заставлять, то она не будет этого делать.
При этом у неё остаётся мысль что она сама всё может.
Мысль остаётся, а возможность, нет.
Вот так и живём, вторую неделю. Работать не могу, потому что на долго её оставлять пока не следует, так и живём.
Вчера выгуливал её вокруг пруда, с утками, вижу навстречу идёт парень с маленькой девочкой за ручку.
Вот думаю, зеркальное отражение нас.
Я с мамой за ручку, он с дочкой за ручку.
Старые люди, они как дети.

Петр Синани   21.04.2024 20:38   Заявить о нарушении
Петр, и мы жили отдельно. Папа умер и мама стала жить с нами. Не сразу это началось. Но когда началось.. 5 лет. Последние годы - лежала, т.к. разучилась вначале поворачиваться на постели и садиться. Потом разучилась ходить, но не могла это запомнить, падала постоянно. Вначале привязывали к креслу днем, так ей было лучше, смотрела ТВ.. Потом лежала. Привязывали покрывало к дивану.. Ужас. Работать нужно было, хотя бы несколько часов... Так что это сложная история. Многое я не сразу поняла. Бельгийские памперсы не заменяют душевного тепла.
Настраивайтесь.

Татьяна Дума   21.04.2024 21:04   Заявить о нарушении
Ищите сиделку, а реально 2, они по сменам работать любят или работа дома и осваивать уход...Бог в помощь.

Татьяна Дума   21.04.2024 21:31   Заявить о нарушении
И уверена - это испытание дано детям. Пока не научимся терпению и реально доброму отношению.
Как это верно сказано.
Про сиделку, она пока более менее самостоятельная, сиделка для неё оскорбление, но к этому идёт.
Спасибо вам.

Петр Синани   22.04.2024 12:29   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.