Моя ли Америка. 2. Американцы

               
               
В декабре 1994 г Максим по приглашению знакомой американки Нэнси поехал в США как переводчик для участия в нефтяном бизнесе Нэнси с Россией. О своих впечатлениях он рассказывал в факсах, которые присылал нам каждые 3-4 дня в период с января по июнь 1995 года

Очень многое из того, что так удивляло Максима, сейчас уже есть в России, и воспринимается, как нечто привычное, всегдашнее. Но этот взгляд из 1995 года напоминает нам, что так было не всегда, что страна за это время сильно изменилась, изменились люди. Поэтому, читая предлагаемые ниже тексты, надо помнить, что они написаны в 1995 году.

Тексты состоят из отрывков, извлеченных из факсов и распределенных по тринадцати темам. Текст сугубо авторский, а компоновка фрагментов – моя, и должна соответствовать некоей внутренней логике изложения. Кроме того фрагменты разделены звездочками, а крупные – снабжены заголовками.

 Игорь Востриков, отец Максима
                * * *               
Нью-Йорк, январь-июнь 1995 год.
Ты спрашивал про американцев - с ними действительно трудно общаться - совершенно разные подходы ко всему. Мышление тоже сильно отличается. Я бы не сказал, что большинство американцев не очень интересные (например, Нэнси - хороший образец туповатого американца). Кроме того (и в этом может быть и есть основная проблема) у них очень скучная жизнь на протяжении всей жизни. Школа, колледж, работа в офисе, свадьба, дети, пенсия....

Я рассказывал Нэнси про наше детство, про школу, про институт, про дворовую и уличную жизнь, про наши развлечения, про работу в Запсибинвесте - она слушала с открытым ртом.

У них всего этого нет - каждый день такой же как вчера и завтра. Может быть в этом проблема - в неинтересной, но материально обеспеченной жизни. Абсолютно нет романтики, нет ощущения опасности, нет авантюр, мало трудностей.
                * * *

А в отношении примитивности американцев: дело в том, что в России существует такой класс как интеллигенция, а в Америке с этим гораздо сложнее. Поэтому те, кто должен вроде бы считаться интеллигенцией здесь, в общем-то, довольно неразвитые люди, вот и все.
                * * *
         
Неделю назад был день святого Патрика - ирландский праздник, который празднуется по всей Америке, поскольку люди с ирландским происхождением составляют наверное самую крупную часть белого населения.

Парад был интересным, но несколько однообразным - оркестры волынщиков (волынка - такой надутый мешок из которого торчат дудки и они ужасно пищат) и барабанщиков (других инструментов у национальных ирландских оркестров нет). Оркестров было наверное больше полусотни, поскольку каждая пожарная и полицейская региональная часть имеет свой оркестр, потому что ирландцы, которые когда-то приезжали в США, шли в основном работать в полицию и в пожарные. Их и сейчас там много.
                * * *
10      
Мы все впятером: Витька, его жена Аня, Юлька, Гарри и я поехали на Брайтон Бич. Я там до этого времени еще не был. Брайтон Бич - довольно забавное место, живут одни русские (примерно 25 тысяч). Такое впечатление, что находишься где-нибудь на периферии (все разговаривают с сильным украинско-еврейским акцентом). Американцев там практически нет, одни иммигранты. В общем, посмотреть было довольно интересно.
                * * *
                Брайтон Бич, «Распутин»   
Вечером девчонки пригласили меня в самый большой русский ресторан  на Брайтоне, называется “Распутин". Это новый ресторан, очень большой (слишком большой). Публика - одни местечковые евреи, быдло (ну и рожи, хоть так говорить и нехорошо, но это действительно рожи), а кроме того я на них злой - когда искал дорогу к этому ресторану, две тетки с такими рожами меня обхамили (первый раз в Америке!).

А помог мне найти дорогу не русские, с старик поляк, который лет пятнадцать прожил на Брайтоне, умеет говорить и материться по русски. Он теток обматерил и помог мне сориентироваться. Короче, я понял, почему Витька Холин не хочет жить на Брайтоне.

После американских ресторанов, этот русский ресторан выглядит, кончено, чудовищем - большое здания без единственного окна (Витька называет его крематорием) - огромный двухэтажный зал, все в темнозеленой драпировке - пол, стены, потолок. Такое впечатление, что находишься на бильярдом столе. Музыка по ушам бьет, накурено, везде эти рожи с| хохлятско-еврейским акцентом. Я там себя иностранцем чувствовал.

На сцене оркестр, один из певцов - негр с волосами по пояс в косичках - пел “Соловья" по-русски, а также две черные певицы - это в русском-то ресторане!

Из зала всякие тети Цили и дядя Марки заказывали “Хаяну Хиву" и “Шалом Алейхем" - достали просто. Также было шоу - пошлятина страшная, девки полуголые - полное отсутствие какого-либо вкуса.

Еда была, правда, нормальная, но тоже ничего особенного, не лучше домашней, да и| не лучше другой нормальной ресторанной еды. И публика, конечно, - генотип еще тот, ни одного нормального лица. Вот такой мой поход на Брайтон. Надо будет туда как-нибудь днем съездить, все посмотреть и поудивляться на эмигрантское житье.
                * * *
                Брайтон Бич, Хасиды
Русских в NY довольно много, время от времени слышишь русскую речь. А еще, когда я был вчера у Витьки в гостях мы проезжали на машине хасидский район (это самые упертые религиозные евреи). По хасидским законам, они в субботу не имеют права не только работать, но и зажигать свет, пользоваться лифтами, телефонами, телевизорами (короче, любым электричеством), не могут пользоваться транспортом и ездить на машинах. Не могут разогревать пищу и т.д. По субботам они могут только ходить в синагогу и еще ходить друг к другу в гости.

Еще они носят пейсы (я впервые увидел что такое пейсы). Я видел молодых ребят где-то моего возраста и немного постарше, они были лысые но с этими самыми пейсами (длина у пейсов сантиметров двадцать). Еще хасидские женщины должны быть лысыми, но ходить в париках. А мужчины должны иметь пейсы, бороды и ходить в черных шляпах и пальто, как вороны. Короче, они какие-то сумасшедшие.

По субботам эти улицы как бы вымирают, а вечерами в окнах горят только свечи. Единственный плюс - эти улицы считаются самими безопасными в NY, поскольку у хасидов есть еще своя служба безопасности (типа своей полиции). Вот такие места есть в Нью Йорке.
                * * *
                Досуг
Ты, Пашка, еще спрашивал как Витька проводит свой досуг и вообще как люди в Америке отдыхают. У Витьки ситуация вот какая: у него здесь настоящих друзей нет  (он мне сам это упомянул), поэтому в некотором роде ему здесь одиноко. Есть ребята с его работы (таксисты), с которыми он общается по работе, но настоящих друзей нет. Во-первых, он москвич, во-вторых он не еврей, а эмиграция здесь, во-первых, в основном провинциальная (Украина и Белоруссия), во-вторых, еврейская. Столичных людей мало, а остальные уж больно дремучие, честное слово.

 Кроме того, Витька учится в двух местах: в колледже (он обязан там учиться, чтобы получать государственное денежное пособие) и на курсах программистов, которые он почти закончил, остается только сдать экзамены. Кроме того, три ночи в неделю по выходным он работает таксистом, поэтому выходных у него практически нет. В свободное время Витька в основном сидит дома, играет в компьютерные игры, смотрит телевизор, книг читает мало. Но в Америки книги читают только академики и шизофреники.

Сами американцы свой досуг проводят следующим образом: они много ходят в рестораны и бары (здесь их огромное количество, даже представить трудно), все очень вкусно, уютно и, надо сказать, не дорого и очень доступно. Рестораны здесь маленькие, уютные, всегда пустые. Очень много мексиканских ресторанов, китайских, японских и итальянских).

Как выяснилось, американцы почти не умеют готовить салат, они знают три четыре вида - все. Так что “мимоза" -  моя третья презентация в Нью-Йорке. О том, что они сами домашние пироги печь не умеют я и не говорю - они просто идут в магазин и покупают их там.

Также американцы много смотрят телевизор (здесь у всех кабельное телевидение, поэтому всего получается около 70 каналов) и, конечно же, ходят по магазинам. Магазинов здесь столько, что ходить можно день, месяц, год, все равно всего не увидишь. Огромный выбор, поэтому, если надо что-то купить, это становится действительно гигантской проблемой, это я уже понял. Короче, досуг у простых американцев (а большинство американцев простые) очень простой.

Еще ты спрашивал про Флориду. Витька с семьей летали во Флориду на самолете. На машине туда ехать слишком долго, а у них был тур всего на четыре дня. В Америке люди в основном летают или ездят на машинах, поездами пользуются редко, поскольку железные дороги государственные и поэтому дорогие. Билет на поезд стоит примерно столько же, сколько на самолет, а скорость в десять раз меньше.

Часто летать отдыхать здесь не получается, отпуска у всех около двух недель в год, поэтому отдыхают здесь гораздо меньше, правда, и отдых другой. Такого, “отдыха" как у нас был этим летом в Крыму, здесь не найдешь.
                * * *

Сегодня ходили в два больших продуктовых магазина, закупали продукты на неделю (в Америке все так делают).
                * * *

Звонил Витьке Холину. Он сдал второй экзамен на своих программистских курсах, остался еще один. Как сдаст, будет искать работу. Это означает, что его семья не будет больше получать    велфер (пособие по безработице). Аня (его жена) тоже с понедельника идет на новую работу (до этого она работала нелегально в парикмахерском салоне и одновременно получала велфер). Так что очень скоро вся семья Холиных будет жить и работать легально как и положено американцам.
                * * *

Насчет 50 долларов: во-первых американцы считают, что 50 баксов - это большие деньги. Кроме того, поскольку цены на все. кроме еды, здесь дешевле раза в 1,5 - 3, чем у нас или в Европе, то на 50 баксов можно действительно купить довольно много всего.
               
                * * *

Кстати, все негры, которые попрошайничают в Нью-Йорке - все мужики, ни одной женщины я не видел. Попрошайничают они очень просто - стоят на улице с бумажными стаканчиками или ходят по метро и просят мелочь. Иногда стоят у входа в какой-нибудь магазин и открывают двери, а в руке стаканчик. В общем, с неграми в Нью-Йорке беда, но это только в Нью-Йорке и еще некоторых городах. На Юге, например, они не такие наглые, как здесь.
               
                * * *

Еще вчера я первый раз видел белых попрошаек с пластиковыми стаканчиками для small change (железных денег). А я думал, что попрошайничают одни черные, хотя на 90 % это похоже все равно так.
               
                * * *

Кстати, американцы в большинстве очень наивные и простодушные, а может даже и туповатые, не знаю. Короче, вчера был забавный случай. Мы ходили в продуктовый магазин. У рыбного прилавка я решил приколоться и спросил “Почему у вас никогда нет морских звезд? Я очень люблю есть морских звезд” (Морская звезда по англ, star-fish). Продавец говорит “А я и не знал, что их едят". На что я стал его разводить, что мы в России только и делаем, что едим морских звезд (на самом деле они несъедобны, они ядовиты).

В общем, рассказал я ему как готовить морских звезд, потом мы поговорили про Россию, Ельцина, Аэрофлот... Сам этот продавец оказался из Италии - очень симпатичный парень. Кстати в этом магазине продаются живые омары (морские раки), они ползают в большом стеклянном ящике с водой, а клешни у них склеены скотчем, чтобы они не дрались между собой.
                * * *    
                Уличный лохотрон
Еще в NY, оказывается, тоже есть наперсточники. Шел сегодня по Бродвею - на тротуаре стоит стол и негр крутит три колпачка. Рядом стоит большой черный негр и какой-то полу-белый латинос.

Стою, смотрю. Негр перестал крутить, говорит мне - угадывай. Я никогда не играл в наперсток и дал себе слово не играть. Я отвечаю “Я не играю". Он говорит, хорошо, угадывай бесплатно. Раз бесплатно, то я ничего не теряю. Я видел где шарик, ткнул пальцем.

Он поднимает колпачок - есть шарик. Ты выиграл, говорит, вот твои сорок долларов - протягивает мне деньги. “Я не играю". “Выиграл и не хочет брать деньги" - говорит латинос. Я смотрю, жду, что будет дальше.

 “Хорошо" говорит негр, “не хочешь - не бери". “Где шарик?" - спрашивает он у большого негра. Тот указывает на мой колпачок. “Ты выиграл" - большой негр получает 40 долларов.

Колпачки крутятся дальше. Под каким шарик? “Я не играю" - говорю я второй раз. “Угадывай, это бесплатно". Я опять указываю на колпачок. Шарик опять под колпачком. “Ты выиграл, но покажи, что у тебя есть деньги". Я достаю кошелек и, не вынимая денег, показываю уголок стодолларовой бумажки.

Негр мне что-то говорит, но я его плохо понимаю, негров вообще довольно трудно понимать. Колпачки крутятся опять. Где шарик? Я указываю на колпачок. Шарик опять есть. “Ты выиграл сто долларов". Негр протягивает мне деньги. Я хочу их взять, но он не дает. “Раз я выиграл, то давай деньги”.

Тут латинос и наперсточник начинают одновременно говорить, чтобы я показал, что у меня есть деньги. Я опять достаю кошелек и показываю уголок ста долларов. “Нет", говорит наперсточник, по правилам ты должен мне дать сто, и раз ты выиграл, то я сейчас же верну тебе двести”.

Мне сразу все становиться понятно - как только я дам ему деньги, то он поднимет мой колпачок и шарика там уже не будет. Тут все очень просто. “Нет", говорю я ему, "я выиграл, так что давай деньги”. “Нет", упорствует он, “по правилам ты должен дать мне деньги первый. Это просто формальность. Дай мне сто и я верну двести".

Я не собираюсь давать ему в руки сто долларов и поэтому  ухожу. “Эй, стой" - кричат они хором. Я иду дальше. Меня догоняет латинос. “Постой, ты выиграл, вернись, это просто формальность....". “До свиданья” говорю я ему, “знаю я ваши штучки"...

Так что лохов в NY обувают так же, как и в Москве. Кстати, про такой прием с бесплатной игрой я еще не слышал, довольно интересное решение. Хотя тут все ясно - в мире всегда найдутся халявщики, желающие просто так выиграть деньги, а на каждого халявщика найдется жулик, который его обует. Надеюсь, что я не халявщик.
                * * *

Сегодня в сабвее видел негритяночку, лет 25-30 и с лысой головой, похожей на коричневый шар. А еще тут мода  пошла - прокалывать себе нос, губы, брови (и другие места) и вставлять маленькие колечки типа серег. Иногда бывает по четыре (!) кольца на брови, два на губе и одно в носу... Белые этим, впрочем, тоже занимаются. Короче, чудес много. По магазинам можно как по музеям ходить, честное слово. Я-то не большой ходок по магазинам, а тут хожу с удовольствием. Вот такая у  меня здесь жизнь.
               
                * * *

А еще в одной лавке на 14-й стрит я видел транс­сексуала. Сначала я увидел его со спины - очень похоже на женщину - высокие женские сапоги, лосины, кожаная куртка, длинные волосы в хвосте. Походка, что меня смутило, тоже вполне женская. Наряди меня в юбку, я все-равно так не смогу ходить.

 Я и подумал, со спины - это женщина, но когда он повернулся лицом, то я усомнился и стал внимательно разглядывать. Короче, в итоге это оказался мужчина, конечно, но если в толпе взглядом скользнешь, то не так просто догадаться. Вот такие здесь чудеса попадаются.
                * * *
                Дайана
 Стою на углу на перекрестке, жду когда за мной придет машина. Ждать минут пятнадцать, я специально стою на перекрестке, потому что здесь солнце и тепло. А в тени прохладно, утро все-таки, девять часов утра. Я перед этим побродил минут пять вокруг. За мостом епископальная церковь.

Сбоку от входа в церковь в тени на ящике сидит и дремлет бродяга. У его ног, положив голову на сумку, спит на асфальте под солнцем женщина. Мимо ходят люди, никто ни на кого внимания не обращает.

Дальше за церковью в маленьком палисаднике живут два бездомных негра, они оба сидят на ящиках, позади них какие-то тряпки, картон, кровать в кустах... Обошел я  вокруг, прошел мимо каких-то дешевых лавок и вернулся к сабвею.

Так что стою я на перекрестке, уже минут пять простоял, еще около десяти осталось. Смотрю, на той стороне улицы стоит белая девчонка и улыбается. На перекрестке я один, значит мне улыбается, больше некому. Точно, переходит улицу, идет прямо ко мне.

Одета в джинсы, худенькая, худое лицо, черные волосы. Подходит ко мне. “Слушай," говорит, “у меня есть восемь долларов, она показывает мне несколько смятых купюр, “если ты добавишь два, будет десять. Мы пойдем и купим покурить. Потом можем пойти ко мне и покурить пополам. Я живу тут недалеко".

У нее глаза подведены тенями, волосы вьются. Зубы плохие, нескольких нет. Рот, конечно, от этого получается ужасный. Интересное предложение. “Нет," говорю я, “не получится". “Почему?", она искренне удивляется. “Понимаешь, я машину жду. Мне надо ехать". “А когда ты вернешься?". “В двенадцать или в час". “Да, ладно тебе, “ говорит она, “пошли сейчас". “Нет, мне надо ехать. Я просто дам тебе доллар, окей?".

Я достаю бумажник и копаюсь в нем, одновременно разговаривая с ней. “Ты знаешь, я тоже люблю курить траву" говорю я. Я протягиваю ей доллар. “Траву? Я ведь не траву курю." “А что же?". Она наклонила голову, прищурилась и сказал улыбнувшись: “Кокаин". Я несколько остолбенел. Такого я все-таки не ожидал.

Вокруг проезжают машины, впереди меня мост и несколько автострад, ведущие на мост. Я стою под солнцем и смотрю на нее. Она берет у меня доллар.

“Ты куришь кокаин?" спрашиваю я ее. “Да, от этого большой кайф. Это хорошо для секса. Жалко, что тебе надо ехать". Я не знаю, что сказать, решил представиться “Меня зовут Макс". “Очень приятно", она протягивает мне руку, “Я Дайана". Ладонь у нее маленькая и узкая.

 “Я русский". “Да? Я тоже русская". “Да ладно врать", говорю я ей, “какая же ты русская?". “Нет, правда, я русская. Я родилась в России, меня привезли сюда ребенком. Только по-русски я не говорю. Единственное слово, которое я знаю по-русски, это слово “да". А ты сам хорошо говоришь по-английски".

“Я переводчик. Приехал сюда так..." я неопределенно машу рукой, “поработать. Хотя я и в Москве зарабатывал неплохо". “Сколько?". “Ну, я бы мог зарабатывать около тысячи баксов в месяц". “Ну, здесь, наверное, зарабатываешь четыре тысячи, да?". Я что-то промычал неопределенное.

Мы все стоим на перекрестке. “Ладно", говорит она, “я тогда пошла. Жалко, что тебе надо идти. Ты симпатичный. И добрый. Я живу тут недалеко, ты меня здесь часто можешь встретить". “Хорошо. Я иногда здесь бываю".

Она перебежала улицу, махнула мне рукой и пошла рядом с каким-то стариком. Я еще простоял на перекрестке минут пять, потом подъехал Леонид Григорьевич. (Они, кстати, купили новую машину. Старую продали и купили Тайоту, хорошенькая небольшая машина синего цвета).  Вот такая у меня встреча получилась.

Вообще, под этим мостом у станции сабвея наркоманы часто деньги просят. Я как-то проходил вечером и видел, как кто-то у машин на светофоре что-то выпрашивал. Больше я эту Дайану и не видел, поскольку в тех краях не бывал. Интересно, правда, что она родилась в Союзе? И как тогда она сюда попала? И почему стала наркоманкой? И где ее родители? Вот такая история. Нью Йорк полон всяких разных историй, это уж точно.
                * * *
                Голубые ели ... и пили (из анекдота)             
Еще я ходил гулять вниз по Бликер стрит (раньше я ходил в другую сторону, в сторону ист сайда до самой воды, а теперь был на другой стороне Манхэттана, на вест сайде). До Гудзона я дошел минут за двадцать пять, вышел к пирсам.

Отсюда получается удивительно красивый вид на даун-таун Манхэттана - видно все скопление небоскребов, “близнецы" Торгового Центра и все остальные башни... Это очень красиво. Солнце как раз садилось, небо было серо-голубое и совсем без облаков.

Я пошел вдоль воды, на соседнем пирсе видна толпа людей, слышна музыка. Наверное, что-то интересное, я пошел туда.

Стоит большая толпа, в центре размещается ударная установка, за ней сидит крепыш негр с шарообразной бритой головой и стучит на ударнике. Поодаль стоят колонки и играет музыка. Музыка играет в записи, а негр аккомпанирует в живую на своем ударнике.

Толпа образовывает круг в котором танцуют несколько человек. Это оказывается голубая тусовка, все вокруг геи. Из танцующих особенно выделяются двое - большой черный негр одетый в короткие джинсовые шорты, высокие солдатские ботинки, футболку и темные очки.

Негр даже не столько танцевал, сколько ходил взад вперед походкой манекенщицы (походкой профессиональной женщины-манекенщицы, именно так они ходят по подиуму, когда демонстрируют модели одежды. Я этих манекенщиц еще в Москве изучил, когда смотрел по TV CNN Style про всяких модельеров). Негр раскачивал бедрами, наклонял голову и т.д. Иногда он делал танцевальные движения. Короче, можно было ясно видеть женщину в этом негре.

Второй танцующий был тоже негр, но значительно светлее. У него были крашенные желтые короткие волосы и рельефные мускулистые руки, которые, впрочем, не были перекачаны. Он очень хорошо танцевал. Причем между этими двумя неграми проходило что-то вроде состязания, потому что выходили они в круг по очереди и толпа вопила и приветствовала их обоих.

Все вокруг были тоже весьма живописные. Несколько черных парней были одеты в весьма завлекательную одежду со всякими многочисленными вырезами и т.д., прямо как женщины. Негр за ударной установкой во всю колотил палочками по своим барабанам, только голова торчала, все орали, визжали и вообще, вели себя по-всячески отвязно.

Были в толпе и девчонки, не знаю только, нормальные стрейт или лесбиянки. Наверное, нормальные люди тоже были, вроде таких же как я, которые забрели сюда посмотреть. Я простоял там минут двадцать, потом отправился обратно.

Я не стал возвращаться тем путем, которым пришел, а пошел вглубь Манхаттана сразу от этого пирса. Это место как оказалось, является самым голубым районом в Манхэттане. Я проходил по улицам, где вокруг были одни геи.

У одного бара стояла целая толпа человек сто, они болтали, обнимались, целовались... Странное впечатление. Вокруг одни голубые, причем улицы заполнены, все куда-то идут, прогуливаются, сидят за столиками кафе... Два сильно поддавших гея стоят у стены, оба еле на ногах держатся, но все-равно целуются. Вот в такое место я забрел на вест сайде Манхэттана.
                * * *

Еще три дня назад мне звонили из переводческого агентства. У них был заказ на устный перевод на два дня. Какой-то фотограф-американец работал с русскими и им нужен был переводчик. Мы договорились, что я возьму этот заказ, агентство обещало заплатить 35 долларов в час. Но как только мы договорились, они перезвонили мне, извинились и сказали, что клиент отменил заказ.

Потом они позвонили мне вчера и сказали, что тому же фотографу нужен переводчик для все тех же русских. Мы опять договорились на тех же условиях. И угадайте что? Они через пять минут опять позвонили, извинились и сказали, что клиент отменил заказ! Я им сказал, что все нормально, что я уже начал привыкать.
                * * * 

Вообще, Америка странная страна - здесь королевой красоты мисс Америка-94 оказалась лесбиянка. Вот и верь теперь в американские ценности.


Рецензии