Именная радуга. Эссе

Помните, из разговора Наташи Ростовой с матерью: «…он узкий такой, как часы столовые… Вы не понимаете?.. Узкий, знаете, серый, светлый… Безухов – тоот синий, темно-синий, с красным…» Каждый человек для Наташи имел «свой цвет».
Она была права. И человек, и его имя, которое как бы срастается с ним, отражая всю личностную сущность, имеют свой цвет. Любое слово имеет свой цвет, свою музыку и в соответствующем качестве является предметом особых наук – фоносемантики, психолингвистики и др.
Это хорошо известно поэтам. В поэме «Зангези» Велимира Хлебникова мы находим цвето-фонетические ассоциации. З (в сноску: Здесь и далее подразумевается звук или сочетания звуков, соответствующее той или иной букве), Н – розовым, М – темно-синим и т. д. Его «цветовое» восприятие звуков, например, выражено стихотворением:

Вэо-вэя – зелень дерева,
Нижеоты – темный ствол,
Мам-эами – это небо,
Пучь и чапи – черный грач,
Мам и эмо – это облако.

Хлебникову счастливым кажется момент, «когда цвет василька сольется с кукованием кукушки», то есть момент, когда цвет и звук превратятся в одно целое. Думается, это может случиться, хотя героя поэмы, воспринимающего мир таким образом, толпа обывателей забросала солеными огурцами.
Логика научных рассуждений проста: каждый звук – это колебание с определенной длиной волны, что формирует у всего живого соответствующие ассоциации, настроения, особенности характера.
Звук и в самом деле имеет интересные характеристики, которые вполне можно просчитать на компьютере. Для исследования этих характеристик ученые ввели различные шкалы: «мажорный – минорный», «светлый – темный», «громкий – тихий», «яркий – тусклый», «горячий – холодный» и др. (См.: А.П.Журавлев. Звук и смысл. М., 1991).
Давайте проведем психологический эксперимент. Напишите в строчку шесть гласных: Е, О, Ы, У, И, А. Сбоку в столбик – названия шести цветов: красный, черный, синий, желтый, зеленый, белый. А теперь сообразите, в какой из цветов, по вашему мнению, окрашен каждый из гласных? Долго не думайте! Пишите первое, что придет на ум. Если серию таких экспериментов повторить со школьниками разных возрастов, то для большинства детей, независимо от возраста и развития, А получится красным, И – синим, О – желтым или белым. Детские ассоциации во многом совпадают с восприятием поэтов. А вот какие цвето-звуковые соответствия получены учеными в результате более точной математической оценки: А – густо-красный; Я – ярко-красный; О – светло-желтый или белый; Е – зелёный; Ё – желто-зеленый; Э – зеленоватый; И – синий; Й – синеватый; У – темно-синий, синеватый, лиловый; Ю – голубоватый, сиреневый; Ы – мрачный темно-коричневый или черный. С согласными звуками сложнее, но и о них можно кое-что сказать. Например Р воспринимается не иначе как темно-красный.
Сейчас много пишут об именах, но чаще авторы просто называют цвет того или иного имени, не приводя никаких аргументов. Так, например, в одном словаре имя Александр называется голубым, что мне показалось необоснованным.
Любой непосвященный в состоянии разобраться, что само слово «красный» содержит, во-первых, темно-красный звук Р (почти на всех европейских языках слово, обозначающее красный цвет, имеет звук Р) и, во-вторых, густо-красный звук А в начале слова и в ударной позиции сразу после Р, поэтому слово «красный» воспринимается как сплошная краснота! По этой же причине и Александр – явно красное имя. В этом имени целых два звука А. Причем красный звук А начинает имя, красный звук Р его заканчивает. Красный звук А стоит к тому же в ударной позиции (об этом чуть ниже).
Если обратиться к истории, то Александр Македонский и Александр Невский – явно «горячие», в этом смысле «красные» мужчины. По научной шкале «горячий – холодный» красный цвет как раз соответствует точке «горячий».
Психолингвисты считают, что первый звук имени в четыре раза заметнее остальных. Ударный звук тоже выделяется, хотя он заметнее остальных звуков только в два раза. «Заметность» звука в слове и его частотность в речи находятся в обратной зависимости. Поэтому, например, в имени Фаина выделяется звук Ф, частотность которого в речи мала: всего один-два на 1000 звуков русского языка. К тому же Ф стоит в начале имени Фаина, и все оно воспринимается как фиолетово-лиловое из-за смешения красного А и синего И, стоящих вместе почти в начале имени в позиции ударной и близкой к ней. Само слово «фиолетовый» начинается на фиолетовый звук Ф и содержит, как в случае с Фаиной, сочетание И и А, ведь мы произносим «фИАлетовый».
Важно одно: имя человека в подсознании каждого из нас ассоциируется с каким-либо цветом, что может и не совпадать с вычислениями компьютера или с поэтическими находками. Особенности вашего характера, вашей психики, а также состояние вашего здоровья можно определить с помощью известного психологического теста Люшера, имеющегося в упрощенном варианте почти у каждого владельца компьютера. Имя цветовым целым и ограничимся семью цветами радуги:
Имен – великое множество, великое множество звуко-цветовых сочетаний разных оттенков. Цвет имени меняется от звука к звуку, от одного звукосочетания к другому, но все же попытаемся определить хотя бы в общих чертах, какому имени какой цвет соответствует. Для простоты условно будем считать каждое имя цветовым целым и ограничимся семью цветами радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Синие и голубые имена разных оттенков мы объединим и к уже перечисленным добавим так называемые рыжие имена – из-за пристрастия автора к рыжеволосым, - то есть отдельно учредим некий «союз рыжих» :)))

(С) Наталья Менщикова, 1996-98.

Начало научно-популярной главы «Именная радуга», далее (здесь пока не представлено продолжение; следите за обновлениями) идет подробное психолингвистическое описание имен семи цветов радуги, а также рыжих с конкретными примерами имен каждого цвета, описаниями возможных психологических особенностей носителей имен, исходя из цвета имени. См. с.42-57 в книге НАТАЛЬЯ МЕНЩИКОВА.  ЖИВОЕ ИМЯ. – М.: Яуза, ЗАО Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 1999. – 240 с.  Тираж 30 000 экз. (1-й завод 1 - 15000 экз.).
ISBN 5-8153 -0036-5.  М 50. ББК 88.5. М 50

Тема психологии цвета лежит в основе  моих художественных произведений:  научно-фантастической повести «Радуга вселенской гармонии» и аллегорического детектива «Страх внедрения». Приятного чтения!
(С) Наталья Менщикова


Рецензии