Очерки русского парижанина
Можно, например, наблюдать сцены из повседневной жизни. Но не думайте, что повседневность делает их банальными. Наоборот, кажется, что они — продукт воображения драматурга, что люди, которые участвуют в сцене, театральные актеры, а сама постановка карикатурная, может даже вычурная.
На площади Дягилева, прямо за зданием Оперы, у входа для артистов, стоит парочка и обнимается. Но они далеки от Оперы, и возможно даже не обратили внимание на то, где они находятся. Подойдем поближе, и приглядимся. Он, неприятной и порочной наружности пятидесятилетний мужчина. Плешивый. Плохо одет. Она — пытается выглядеть на двадцать, но годы не спрячешь, во всяком случае не так, как это делает она. На ней лёгкая одежда, на взирая на холод. И эта безвкусная одежда, и жеманные манеры, с которыми она сюсюкает ему силиконовыми губками: «ой какой милашка» ясно указывает, что особа занимается самой древней профессией, и за её работу ей мало платят. Я прошел мимо, а пара ещё долго будет стоять здесь, на холоде, и сюсюкаться, следовая какому-то своему социальному протоколу, которому их не учили, но который они поняли и приняли сами, автоматом. А после, она пойдет к нему, и в течении получаса соседи — пожилая пара — будут слышать через фанерную стенку её искусственные стоны, и укоризненно качать головами. Потом бабочка упорхнет, чертыхаясь про себя на клиента, на жизнь и на судьбу, а он будет лежать в кровати, вспоминать, как в двадцать лет он убежал с лекции с какой-нибудь Анаис или Рашель, и они обнимались и целовались. Ему бы расплакаться, спросить себя, что произошло с ним за три десятилетия, но нет, очерствело его сердце: он отбросит воспоминания, заснёт, а через неделю, по повелению тела, пойдет искать другую ночную бабочку.
А вот вход в какую-то гостиницу. Судя по всему дорогую. Перед входом стоит ухоженный молодой парень, сынок какого-нибудь директора крупной фирмы. Рядом — его девушка, в бальном платье. Облегающее платье ей очень идёт, но смотреть на нее неприятно: на улице градусов восемь, и девушка промерзает до костей. Хочется отозвать парня в сторону, и шепнуть ему, чтобы он накинул свое кашемировое пальто ей на плечи. Но я не делаю этого. А они... Они дождутся такси, и уже в машине девушка пожалуется на то, как она замёрзла, а он — он так ничего и не поймет, и ответит ей какой-нибудь глупостью. А она наверное всё уже давно поняла, но ради денег делает вид, что нет.
Бульвар Осман — место ночёвки многих бездомных. Если днём публика, состоящая из обеспеченных людей и парижан среднего класса оттесняет нищих на обочины, с которых те протягивают ладони, к миру, из которого их исключили, то вечером, после закрытия Галерей Лафайет и других магазинов, бездомные берут реванш. Они всё ещё лепятся к зданиям, но не смотря на это, присваивают бульвар: на ночь, это их бульвар, их спальня. Они сооружают эфемерные спальные ниши из коробок, зная, что утром придется всё это разобрать; трущобы в бедных странах и те строятся на лета. Вот группа бездомных шебуршится у стены: каждому хочется устроиться поудобнее, в зависимости от того, что у кого болит. Перед ними стоит группа людей из какой-либо ассоциации тех, кто пытается облегчить бездомным жизнь. Один из людей, сильно заикаясь, разговаривает с нищими, а они его не понимают, да и не слушают толком. Почему из всех членов группы, именно ему, заике, выпала роль говорить? Может он думает, что это позволяет ему сблизиться с теми, у кого ничего больше нет в жизни? А может он сам был в определенный момент своей жизни бездомным, именно из за своего нарушения речи? Несчастные помогают бедным. А кто поможет несчастным?
Дальше по бульвару совсем другая сцена. Двое алкашей бездомных повздорили. Они из тех, кто на улице годами, возможно с юности. Улица впечаталась в черты их лиц. Она проскальзывает в их морщинах, в текстуре их кожи, и, как не прискорбно, даже в их взгляде. У них глаза людей, которые больше ничего не ждут от жизни, людей, которые даже не могут больше вспомнить свое детство, юность, первую любовь, если она у них была. Хочется думать, что эти два персонажа передо мной просто не поделили бутылку, но скорее всего, как часто бывает, они не сошлись во мнении по каким-то только им одним понятным метафизическим вопросам. И вот они кричат друг на друга, не слушая ни другого, ни себя. Кричат неистово, с чувством, на том всемирном языке пьяных, который становится понятен только после четвертой бутылки. Они размахивают руками, для большей экспрессивности. Возможно они начнут драться, приедет полиция, и заберёт их на ночь в околоток, где им хотя бы будет тепло. А может они утихомирятся, разойдутся, каждый в своей угол, и будут дуться друг на друга, всю вечность десяти секунд, пока пьяный сон не одолеет их. Но это в будущем, а пока, они орут и жестикулируют, и живут настоящим, без будущего, и без прошлого.
* * *
Гуляя вечером, можно воспользоваться бесплатным представлением, вскользь заглядывая в освещенные окна, проникая в детали быта парижан. Так, например, за ярко освещённой, отталкивающей витрины дизайнерской галереи современного искусства, следует окошечко в комнатку, где о дизайне как таковом предоставление имеют смутное, но тем и милее, теплее эта каморка. Вместо строгих форм и кричащих цветов витрины, окошко представляет нам спектакль очень живой, и очень привлекательный в своей простоте. В галерее нет и никогда не было жизни, а в этой каморке всё делалось кем-то для себя, подстраивалось под определенные нужды. Здесь не пародия на искусство, а само искусство жизни.
Остров Ситэ. Сердце Парижа. Поднимаем голову, чтобы насладиться видом инкрустированных потолков и хрусталя на втором этаже. А теперь смотрим ниже, в противоположном доме: тут тоже свет, но окошечко идёт в подвальное помещение, оборудованное под кухню ресторана. Там нет украшений, а есть давно выбеленные стены, и металл, много металла, в виде кухонной мебели и разных принадлежностей. А ещё есть стекло. Много стекла. Если окна на втором этаже показывают нам что-то мягкое, теплое, то смотря вниз, можно почувствовать прикосновение чего-то холодного, режущего. Интересно, контачат ли люди из этих двух миров? Знают ли те, кто работает в этой кухне, что только несколько метров отделают их от роскоши? А может люди из теплого и мягкого мира в аккурат каждый вторник спускаются, переходят улочку, и заходят в тот самый ресторан, чтобы насладиться их любимой уткой в медовом соусе, приготовленной на той самой кухне?
Поднимем голову, совсем вверх. То тут, то там, на уровне крыш, виден свет. Парижские крыши полны жизни. Мансарды — французская специфика, особенно распространенная в столице. Любая крыша, которая обитаема, уже давно переделана в комнатки для малообеспеченных: студентов, богемы, и людей, которым просто не повезло. Некоторые из комнатушек настолько маленькие, что двуспальная кровать туда уже не вместиться. А какая может быть жизнь без двуспальной кровати?! Но выбора нет. В этом городе всегда не хватает места, что сказывается на цене жилья. Сколько будущих писателей, поэтов, художников, танцоров, музыкантов живут в этих комнатках? В будущем, они будут известны на весь мир, и бомонд будет преклоняться пред их талантом, а пока, они не кому не интересны. О чем они думают? О чем мечтают? Что видят из окна, там, наверху, на уровне седьмого этажа? Волнуются ли они встречая рассвет? Смотрят ли на сонных прохожих, семенящих промозглым утром по серым, влажным улицам на работу? И как эта жизнь в каморке влияет на их рождающийся талант?
* * *
Поглядите на прохожих. Как много разных стилей! Хипстеры идут в толпе бок о бок с брокерами в дорогих пиджаках, а пожилая, полная негритянка, закутанная в цветастые ткани, задевает пакетом из дешёвого магазина сорокалетнюю женщину, которая очень хочет выглядеть привлекательной, оставаясь при этом респектабельный — непростая цель в её возрасте, но она её достигает, зная какие-то тайны, которые могут знать только парижанки её возраста и стиля.
Зимним вечером, туристы попрятались по теплым гостиницам, оставив улицы тем, кто живёт в этом городе. Вот мужчина пенсионного возраста торопится домой, к жене. В одной руке у него портфель — такой, какой носят административные работники, которые очень уважают то высокое место в иерархии, которого они добились за десятилетия службы. В другой руке он держит багет: скорее всего, час назад жена послала ему сообщение, попросив заскочить в булочную. Я бы на его месте купил бы ещё цветы. Или тортик. А на удивленный взгляд жены: «а что, разве сегодня праздник?» ответил бы утвердительно: «с тобой, дорогая, каждый день, это праздник.» А вечером, слушал бы её нескончаемые рассказы про то, как сын соседки отказался в этом году поступать на факультет права, и ещё про то, как подруга Луиза сходила на выставку импрессионистов, и ей очень понравилось, особенно этот мастер, как же его зовут... впрочем мы сами должны сходить, так как я давно не была в этом музее, и мы вообще стали редко что-то делать, ты вот и отпуск уже год как не брал, всё служба, служба, а помнишь, как три года назад мы ездили с Морисом на море, и нам так понравилось, а после он предлагал, но мы каждый раз были заняты...
Возле аппетитной витрины дорогого кафе стоят двое подростков. Ей очень хочется зайти, но он ищет предлог, чтобы этого не делать. В действительности, у него просто нет столько денег, но сказать об этом он стесняется, хотя знает, что она сама понимает причину. А ей хочется войти именно сюда, и дело тут не в витрине, а как раз в том, что тут всё дорого. Просто она хочет хоть раз зайти в то заведение, в которое дорога ей пока закрыта. Хочет, чтобы мужчина заплатил за нее, не думая о том, что ему после этого нужно будет экономить несколько недель. И от того, что нет у нее такого мужчины, а есть только сверстники, у которых денег не больше, чем у нее самой, у нее наворачиваются слезы. Но вот он придумывает, как её отвлечь. Пошли, говорит, я знаю одну булочную, там вкусно. И не дорого, добавляет он, понимая в тот же момент, что сказал большую глупость. Но ничего: они идут в булочную, вместе, держась за руки.
В отличии от моста Александра III, где всегда движение, Пон-Нёф, со своими полукруглыми нишами, позволяет абстрагироваться от окружающих людей и погрузиться в созерцание Сены и набережной. В этих нишах можно встретить и пары, которые сели отдохнуть, и фотографов, которые знают, что то, что запечатлеют они, не будет особо оригинально, и одиноких людей. Вот один мужчина. Я не могу разглядеть его лицо целиком, так как он стоит ко мне спиной, и пристально смотрит в даль. Но я вижу его профиль, фигуру, и начинающие седеть волосы, и заключаю, что ему лет пятьдесят. Он совершенно не похож на тех людей, которые, стоя на мосту, судят себя, решая, заслуживают ли они броситься в реку, или им суждено ещё помучиться в этом мире. Нет, за этого мужчину я спокоен. Он дышит ровно, спокойно, и смотрит он не на чёрную манящую гладь перед ним, а на блёстки огней вдалеке. Я надеюсь, что он счастлив. Я не верю, что у него идеальная жизнь. Возможно он так и не занял пост начальника, о котором мечтал. Возможно, он изменял жене, а она ему. Возможно, что последнее время, здоровье его пошатнулось, от стресса и от курения, а что-то менять в своих привычках он просто не в силах, и предпочитает не думать об этом. Но несмотря на всё это, у него нет сожалений, и нет страха того, что будет после, и он рад своей спокойной жизни. Я оставляю его, пристально смотрящего на огни, а сам одновременно завидую ему, и радуюсь, что моя жизнь сложится совсем по-другому.
По безлюдной улице идёт пожилая женщина. Идёт медленно, не потому что ей сложно идти быстрее, а от того, что боится. Боится упасть, что-нибудь сломать, попасть в больницу и умереть. Она вообще всего боится. На её лице маска — давно уже никого не заставляют надевать маски на улице, но она продолжает это делать, думая, что это её спасет от смертоносного вируса. А ещё она боится меня. Меня она считает почему-то потенциальной угрозой, и наблюдает за мной краем глаза. Мне интересно, что побудило её во всем видеть опасность. Была ли это детская травма? Или такое воспитание? Или это пришло с возрастом? Вместо того, чтобы бояться умереть, не предпочла бы она немного пожить?
Рядом с пирамидами Лувра мой взгляд падает на эффектную девушку. Правильные черты лица, длинные густые волосы — крашенная блондинка, метр восемьдесят, формы модели. Возможно она и есть модель. А может приехала в Париж в надежде найти деньги, известность и восхищение, и ещё не знает эту среду настолько, чтобы разочароваться в ней. В плане одежды, она претендует на оригинальность, но выглядит как все другие модели её типа, что сильно отличает её от других парижанок. Проходя, она замечает, что я рассматриваю ее, и дарит мне улыбку. А я не успеваю среагировать, и не улыбаюсь в ответ. Да и зачем?
А вот сам я, идущий по улицам Парижа. «Доброго вам вечера», говорю я взглядом прохожим, но они редко отвечают. У меня какой-то свой стиль, который даже я сам не понимаю. Интересно, что думают обо мне те незнакомцы, которых я встречаю? Наверное я кажусь им странным. Иногда я задумчив. Иногда улыбаюсь своим мыслям. Иногда руки складываю за спиной, и поглаживаю запястье пальцем другой руки. Иногда держу одну руку перед собой на уровне груди — это значит, что мне пришло в голову что-то, о чем я должен подумать. Я то заворачиваю в тихий переулок, то выныриваю на набережную, то иду вдоль оживленных бульваров, создавая этим некоторую музыкальную композицию звуков, которую понимаю я один. Скоро нужно возвращаться домой, но сейчас, в данный момент, я тороплюсь вдоволь насладиться Парижем. Его огнями. Его запахами. Его какофонией звуков. Его душой. Париж, это мой город, и с ним я неразлучен.
Свидетельство о публикации №223042201395
Вера Вартимеева 06.10.2023 16:58 Заявить о нарушении