Наставник и педагог Александр Спиридонов

«Россия, в сущности, тоже страна восходящего солнца – хотя бы потому, что оно над ней так ни разу по-настоящему и не взошло до конца».
В. О. П.

«Из всех искусств для нас важнейшим является СКУЛЬПТУРА».
А. В. С.

Кино?
Какое такое кино?
А...
Вы про якобы сказанные Л. слова про кинематограф, которые попали на советские плакаты в 1925 году?
Хм.
Некоторые используют эту цитату и сегодня.
Нередко можно встретить и версию этого утверждения, в которой «важнейшим из искусств» наравне с кинематографом признают цирк.
На самом деле, связь этой фразы с "вождём мирового пролетариата" основана на воспоминаниях другого деятеля на букву Л. и достоверно подтвердить её авторство невозможно.
А дополнение про цирк и вовсе не находит никаких подтверждений.
В общем, тёмная, я бы сказал, засвеченная история.

А вот авторство Александра Владимировича Спиридонова я готов подтвердить лично.
"Из всех искусств для нас важнейшим является СКУЛЬПТУРА.
Важнейшая миссия школы Sculptart — учить видеть и понимать индивидуальную красоту каждого человека".
Так говорит Александр Владимирович Спиридонов!

21 апреля завершился интенсив по пластической анатомии Sculptart в Москве.
И вот, по случайному совпадению, накануне очередного дня рождения "вождя мирового пролетариата", Александр Владимирович Спиридонов повёл своих нынешних учеников, а также выпускников, на выставку «17/37. Советская скульптура. Взлёт» в Новом Манеже: Георгиевский пер., д. 3.
Символично? Конечно. Но не более чем.

Светло и просторно оказалось внутри реконструированного дореволюционного здания бывшей электростанции, воздушно, объемно и ещё как ракурсно!
На одной площадке можно было увидеть многообразие форм и пластических решений, сформировавшихся в период становления отечественной скульптуры с 1917 по 1937 годы.
В экспозицию вошло порядка 100 предметов из более чем 20 музеев и частных собраний!

Александр Владимирович уделил внимание не только широко известным работам, но и скульптурам, которые редко экспонируются, многие лета находясь в запасниках.
Ах, какие были мастера!
Разные по стилю — от авангарда и ар-деко, неоклассики и экспрессионизма — до героического академизма: Николай Абакумцев, Мария Денисова-Щаденко, Лазарь Вайнер, Алексей Тенета, Сергей Чернышев...
Александр Спиридонов наглядно и просто объяснил, ПОЧЕМУ первое десятилетие признается формально и социально творчески насыщенным, а
второе традиционно связано с выработкой канона и затуханием авангардного импульса.
Александр не скучно, но увлекательно рассказал, что агитации и пропаганде придавалось фантастическое значение.
И мастера включались в это потому, что вариантов почти не было, а нужно было как-то выживать.
Некоторые скульпторы поддержали переворот и включились в идеологию искренне.
Всеобщий подъем и явное воодушевление, которые легко считываются на широко известных произведениях — не имитация, а, скорее, страх или слепая вера. 
Конечно, учеников Александра Спиридонова интересовала не идеология, а собственно скульптура.
Благодаря Александру, поздним апрельским пятничным вечером, когда в Новом Манеже уже практически не оставалось посетителей, МЫ СОЗЕРЦАЛИ скульптуры!
Александр показывал, что на работу лучше смотреть с разных сторон, с разных ракурсов, под разным освещением, буквально "ощупывать" глазами, потому что тогда многое можно увидеть иначе и особенно прочувствовать.
И первая же скульптура, с которой Александр начал свою лекцию, превратившуюся в диалог Учителя и учеников, а также смотрительниц выставки, сразу удивила:
ЛЕОНИД ШЕРВУД. Бюст Радищева. 1918.
Радищев Шервуда был первым памятником ленинского плана монументальной пропаганды.
Екатерина II называла Радищева "бунтовщик, хуже Пугачева": учился за границей, нахватался идей французских вольнодумцев, написал "Путешествие из Петербурга в Москву", призывал к свержению власти, был сослан в Сибирь, помилован, но "блаженный" пленник порочной идеи, закончил печально...

Александр Владимирович Спиридонов напомнил нам о том, что одним из первых декретов Советской власти был декрет о сносе памятников самодержавия и установке памятников революционным деятелям. А Леонид Шервуд как раз и возглавил этот проект.

Затем, ЮЛИЯ СВИРСКАЯ, "Революция в Петрограде 1917 года". Гипс, лепка, 1918.
Женщина-скульптор — это редкость в конце 19, начале 20 века.
Юлия Свирская — таинственная личность. Про нее почти ничего не известно, хотя перед революцией она была популярна.
Её утонченные, романтичные, пикантные скульптуры в стиле модерн "цепляли".

Мне особенно понравилась следующая работа: НИКОЛАЙ АНДРЕЕВ. СВОБОДА. Фрагмент статуи памятника-обелиска Советской Конституции. 1919.
А дело было так.
На Тверской, напротив Моссовета, стоял памятник Скобелеву.
Помните, в начале 90-х, у горячо любимого мной и Александром Бориса Борисовича Гребенщикова, была песня "Генерал Скобелев"?
Не помните.
А песня была.
И чудесная песня!
Памятник Скобелеву снесли, а к годовщине принятия конституции, в 1918 году, поставили обелиск со статуей Свободы — крылатая женщина с поднятой рукой, в стиле античной богини Ники.
В 1941 году, весной, по приказу Сталина, отечественную Нику самым бессовестным образом варварским способом взорвали. Сотрудники Третьяковки рылись утром в обломках, нашли только эту голову, в подвале Третьяковки она и хранится с тех пор.

Александр уточнил, что скульптор Николай Андреев в этом памятнике впервые применил новый материал — железобетон с мраморной крошкой.
Поэтому, такая фактура.

Октябрьский переворот провозгласил власть рабочих и крестьян, поэтому простые труженики из народа надолго стали основными героями времени.
И вот, характерные примеры: МАРИНА РЫНДЗЮНСКАЯ. Девушка - рязанка. 1929, ИВАН ШАДР. Рабочий. 1922,
ВАСИЛИЙ ВАТАГИН. Женщина народности нивхи. 1930,
БЕАТРИСА САНДОМИРСКАЯ. Степан Разин. 1931.

Беатриса Сандомирская пробовала себя постоянно в разных стилях и материалах. В 20-е годы создавала композиции из фанеры и палок. в 30-е годы пропагандировала дерево, как лучший скульптурный материал, увлекалась африканской пластикой, так что Разин у нее получился в эфиопском(?) стиле.

Конечно, Вера Мухина ("Ветер", "Колхозница"), Фрих-Хар ("Емельян Пугачев", "Салават Юлаев", "Чапаевский гармонист"), Альтман, Королёв, Лебедева, Коненков, Чайков...
Ранние советские монументы зачастую делались из дешевых, некачественных материалов, а какие-то впоследствии и сознательно уничтожались.
Хотя камерная и декоративно-прикладная пластика заметно уступает "крупным формам" количественно и качественно, всё-таки есть на выставке и мелкие, настольные фигурки, и барельефы...

За последние две недели, в течение весеннего интенсива по пластической анатомии Sculptart в Москве, помимо основных занятий, во внеурочное личное свободное время, Александр провел две  экскурсии-лекции: в Пушкинском музее и Новом Манеже!
Если коротко: было очень здорово.
Если ещё короче: было в кайф!
А если серьёзно, то, пожалуйста, приходите в Sculptart в Москве и в Санкт-Петербурге! И тогда вы ВСЁ увидите и ВСЁ почувствуете сами!

Александр Спиридонов — профессиональный скульптор и реставратор, создатель собственной методики преподавания скульптурного мастерства и основатель школы • SCULPT ART •  Курсы скульптуры в СПб и онлайн
Не смотря на занятость во многих проектах, в мастерской Александр Владимирович курирует все сложные заказы и изготовление эскизов:
https://sculpt-art.com/workshop

2023 год — год педагога и наставника!

Спасибо за Вашу искреннюю любовь к нам, дорогой Учитель!
http://proza.ru/2023/04/22/1410

"... Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!"
А. С. Пушкин


Рецензии