Видение антимира аркана Дурак

Отталкиваясь от идеи Гранта, что в Древе Смерти Кетер находится на месте Малхут Древа Жизни и т. п., я предположил, что расположение путей на Древе не должно быть затронуто, структуры должны быть симметричны. Следовательно, мы движемся вниз, от Малхут Древа Смерти, но по путям, представляющим противоположность путей Дурака, Мага и т. д. Следующей мыслью было то, что антимир должен быть по-настоящему противоположен содержанию соответствующего мира, а не выражать лишь его «нехорошие» стороны (например, антимир аркана Маг это не «черный Маг», а противоположность Мага – Профан, Простофиля). Тогда мое путешествие по Древу Смерти должно начаться с пути, являющегося антитезой аркана Дурак. Если на арканах Дурака или Шута изображен глупец, простец, спонтанный, беззаботный, наивный, недалекий, не видящий дальше своего носа, шагающий в разверзшуюся у его ног бездну, в драных тряпках и в сопровождении животных, эдакое «дитя природы», то Стражем антимира Дурака должно быть существо с совершенно иными свойствами. Если Дурак – ребенок, вырвавшийся из Мирового Яйца, то его противоположность – Умник, старик, начисто лишенный спонтанности, абсолютно расчетливый, планирующий все до мелочей на самую длительную перспективу. Это не природное, а окруженное искусственной средой существо, рядом с ним невозможно представить животных. Он богат. Он крайне осторожен и бесконечно озабочен своей безопасностью. Это практически воплощение Мирового Разума, сверхинтеллект, не упускающий ничего. Если Дурак управляется Воздухом, то Умник – Землей.
Вместе со своим наставником Кроули я спустился в подземелье из своего Астрального Замка. Здесь обнаружился мир Умника – достаточно тесное стерильное помещение, загроможденное причудливыми механизмами. На ложе возлежал Умник – древний парализованный, но не умирающий, старец с огромной головой, изможденным лбом мыслителя и красными глазами. Он управлял своими совершенными механизмами одним движением мысли. Сюда стекалась вся информация из внешнего мира, отражаясь на многочисленных экранах. Могучий интеллект контролировал все и следовал разработанному на столетия вперед и в мельчайших деталях Плану. Языком старика была чистая математика; человеческая речь слишком несовершенна для него. Мы никогда бы не смогли понять старика, но созданные им хитроумные аппараты позволяли обрабатывать его мысли в доступной нам форме, ровно в той степени, в какой мы были способны их понять. Основной заботой старика была борьба с естественным процессом дряхления и старения его организма. Он смог изобрести способы практически бесконечного поддержания в нем жизни, но и на тот случай, если интеллект старика начнет давать сбой, механизмы были способны функционировать автономно, поддерживая его существование и даже блокируя его нерациональные распоряжения. Нам было отмерено совсем немного времени – ровно столько, чтобы старик не успел утомиться, чтобы его состояние не ухудшилось. По истечении этого времени искусственные слуги старика уничтожили бы нас. Раньше, когда старик был моложе, ему доставляло удовольствие наблюдать за мучением его пленников, но теперь такие острые ощущения ему противопоказаны, поэтому нас ожидает сравнительно быстрая смерть. Здесь ничего не пропадает втуне; наши останки будут использованы рационально; мы будем разложены на полезные элементы, которые будут питать старика. Единственным ограничением всевластия старика было исполнение его функции Стража – он отвечал за пропуск посетителей Ада через врата. Никто из его посетителей не мог выйти отсюда через те двери, в которые он вошел. Путник мог лишь пройти через врата в следующий адский мир – мир Простофили. Но старик вовсе не собирался нас пропускать. Я рассказал ему, что влеком голосом Ничто, который призвал меня из глубин ада. Следовательно, старик должен подчиниться воле вышестоящей инстанции. Но старик ответил, что ненавидит это Ничто более всего на свете, что все его усилия направлены на то, чтобы не погибнуть, растворившись в этом Ничто, потому он и обитает так далеко от адских глубин. У нас не было сил, чтобы победить старика или принудить его. Было ясно, что он не позволит нам возвратиться хотя бы потому, что побоится, что мы откроем местонахождение его убежища и тем самым увеличим вероятность угрозы его покою. Ситуация казалась безвыходной, но Кроули пояснил мне, что единственное, что сильнее старика в его мире, это сила слепого случая. Старик прилагает все усилия его поистине величайшего ума, чтобы предотвратить любую случайность, оттого нам не удалось бы ни перехитрить его, ни убедить, ни убить. Но в том, что касается его роли Стража, старик должен подчиниться установленному более могучей силой закону и дать возможность нам выйти из его владений, предоставив это случаю. Кроме того, Кроули сказал, что в отличие от развоплощенных существ, умерших, приходящих в мир старика, у нас есть возможность в любой момент вернуться в физическое тело. Мы можем сыграть со стариком в кости, если выиграем он будет обязан открыть для нас врата, если же мы проиграем и должны будем погибнуть, превратиться в бульон для старика, мы сможем успеть выйти из астрала. И будем являться сюда снова и снова, пока однажды не выиграем. Эти слова меня успокоили, но идею об игре со стариком в кости я отверг, так как он заранее сможем рассчитать траекторию падения кости, вероятность выигрыша и другие факторы, что почти наверняка обеспечит его победу. Вместо этого я выбрал другой вариант положиться на случай – нам будет предложено выбрать из двух одинаковых дверей, за одной из которых находится выход в другой мир, а за другой – глухая стена. При этом каждые 25 секунд местоположение выхода за дверями изменяется. Естественно, мы будем делать одинаковый выбор, иначе один из нас точно не выйдет отсюда. Я тут же ткнул пальцем в правую дверь, за которой и оказался выход. Смеясь, я пояснил старику, что та сила, которая позвала меня в путь, не могла позволить мне проиграть; все это время старик заблуждался – он искренне считал, что выход из его комнаты действительно зависит от случая, в то время как это всегда было результатом волеизъявления вышестоящей по отношению к нему силы. На это старик тоже рассмеялся и сказал, что это я дурак, поскольку это сам старик определяет, кто сможет выйти отсюда, а кто нет. Разумеется, ни на какой случай он не полагался: по его усмотрению за дверью открывался или не открывался проход, независимо от сделанного его гостями выбора. Я удивился и спросил, зачем же тогда старик, который все время демонстрировал по отношению к нам недоброжелательность, позволяет нам уйти. Старик пояснил, что руководствуется исключительно рациональными соображениями: от него не укрылись обращенные ко мне слова Кроули, он понимал, что в любой момент мы можем вернуться в свои физические тела, из-за чего он не сможет пленить нас, в то же время, если он нас не пропустит, мы будем приходить к нему снова и снова, докучать и вредить его здоровью. Следовательно, правильным решением будет открыть нам ворота как можно скорее. Кроме того, за последние столетия совсем немногие живые спускались в ад, а из них вообще никто не смог отыскать жилище старика. Ему интересно, что из этого выйдет. Весьма озадаченный, я прошел через открывшийся портал. Я спросил, в чем был смысл посещения этого мира, ведь я предполагал, что там нами будет обнаружена искра гнозиса, мы извлечем некий урок, на худой конец, приобретем какую-то энергию или способность. Кроули успокоил меня, что силу старика – его способность к контролю и планированию – я смогу отныне вызывать, принимая позу «Мыслителя» Родена.


Рецензии