Кант. К предъюбилею

Из тех, кто явился на свет на территории современной России, самый цитируемый автор родился сегодня, 22 апреля. Но не тот, кому сегодня исполнилось 153 года, а тот, кому 299. И зовут его Иммануил Кант. Несколько слов о нем.
Для меня, в силу прежних занятий философией сознания, Кант – прежде всего гносеологический гений, равных которому нет ни до, ни после. Он первый понял, что объект есть вынесенная вовне активность сознания субъекта, что наше знание объекта есть не зеркало, более или менее мутное, независимого от нас мира самого по себе, а продукт нашего творчества. Каков субъект, таков объект, сотворенный субъектом по своему образу и подобию. В том числе то, что мы называем пространством, есть не что иное, как врожденная нам (априорная)схема систематизации опыта взаимодействия с внешним миром. Соответственно, пространственно организованный мир, то есть материя, есть не что иное, как разложенные по полочкам в соответствии с этой схемой наши ощущения. Этого, кстати, так и не понял другой сегодняшний именинник, написавший в своем «Материализме и эмпириокритицизме» по поводу Канта полную ахинею, которая потом на голубом глазу воспроизводилась во всех советских учебниках якобы философии. Впрочем, об этом имениннике я уже сегодня достаточно написал, вернемся к главному.
Не так давно мне пришлось углубиться в кантовскую этику. Его абсолютную рационализацию морали я не принимал никогда. Для себя вопрос о природе морали как вырастающей из сопереживания я решил давным давно, еще до того, как прочитал это у Шопенгауэра, камня на камне не оставившего от кантовской концепции. И тем не менее, Кант велик не только как гносеолог (см. выше), но и как этический мыслитель. Только не в качестве ИССЛЕДОВАТЕЛЯ морали, а в качестве провозвестника нового морального абсолюта.
Категорический императив – не новое знание о морали, а новая ценность – абсолютная ценность свободы личности и личности как свободы. "Не вокруг творцов нового шума, вокруг творцов новых ценностей вращается мир", как позже точно сформулировал другой великий немец. Величие кантовского учения о практическом разуме в водружении нового аксиологического знамени, в провозглашении идеала самозаконодательствующей субстанциональной личности, стоящей в центре той социокультурной эпохи, которая складывается в Новое время и сохраняется в этом своем ценностном ядре по сей день, несмотря на чрезвычайно существенные различия в других, в том числе, очень важных аспектах. Этики перепутали аллею, где должен располагаться кантовский бюст. Как автор «практической философии» он – УЧИТЕЛЬ, и место его не рядом с Аристотелем или Юмом, а там, где Будда и Иисус.


Рецензии