От Белого моря до Уральских гор

От Белого моря до Уральских гор.
-Наша «красавица»что-то застоялась,-намекнула мне за ужином моя прекрасная половинка,-не пора ли куда-нибудь прокатиться?
-Не застоялась она,-вступился я за нашу кумачовую  «Ауди»,-на дачу туда и обратно по  сорок километров ездим.
-Ну ,папочка,так это все-равно  рядом,а нам хочется  в путешествие.
-Будем вам путешествие,-обрадовал я свое семейство,-на Урал поедем к маме моей,а по пути на могилку к тяте заедем,двадцать пять лет уже не было,стыдно перед Богом.
-О,да!Давайте завтра и начнем собираться.
Нам собраться ,что подпоясаться.Был июнь ,дороги просохли.Мы наметили маршрут  по трассе М-4 до Березника,что находится в Архангельской области,а затем с трассы свернуть на Котлас,решили проехаться нехоженными тропами.Я съездил на заправку,залил полный бак и набрал еще пару канистр,на дворе были девяностые,и с бензином возникали проблемы.Оленька набрала полную сумку еды и пару термосов с чаем и кофе,никаких мотелей по трассам не было в то время.Взяли пару подушек,поролоновый матрас и одеяло,посадили нашу  кавказюлю Алдону в машину и тронулись в дальнюю дорогу.До отворотки на Холмогоры доехали быстро,дорога была в довольно хорошем состоянии ,а  дальше почти до Емецка  ехали не спеша,уже не очень хороша дорожка стелилась под колеса.Доехали до сто пятидесятого километра и увидели указатель-Сийский монастырь.Решили на часок заехать,он был не очень далеко от трассы.В Архангельске  в краеведческом я музее видел карту и фото этого монастыря.Дорога была грунтовой,но мы не спешили ,ехали аккуратно.По правую руку открывался  чудесный вид-на берегу озера раскинулась  деревня-Антоново-Сийский монастырь.А сам монастырь располагался на полуострове-на берегу Большого Михайловского озера.Кругом лес,озеро, река Сия,вытекающая из озера и впадающая в Северную Двину.Сам монастырь в то время еще только реставрировался .Проводились какие-то археологические раскопки,наверно ,поэтому он нас не сильно впечатлил.Развернувшись,выехали снова на трассу и поехали по намеченному маршруту.После Березника,проехав еще километров двадцать,свернули на дорогу,которая шла на Котлас.По мосту перехали речку Вагу,она ниже по течению тоже как и Сия,впадала в Северную Двину.Дорога была в плачевном состоянии,да и окрестности не радовали,попадались разбитые и разгромленные церкви,деревянные и каменные ,и деревеньки,где большинство домов стояло с заколоченными окнами.И лишь природа радовала буйством красок.Так доехали до села Черевково,по всему было видно,что тут цивилизация присутствовала-были видны вывески магазинов и почты,даже дорога стала асфальтированной.К селу дугой подходила река Северная Двина ,а дальше снова пропадала в лугах и лесах.В Котлас попасть нам не удалось,он находился на другом берегу реки. Проехали поселок Шипицыно,где находилась рем.база речного флота и вскоре въехали в Вологодскую область.Часика через два уже подъезжали к родине Деда Мороза.Если ехать по объездной  вокруг Великого Устюга,то резеденция хозяина этих мест находилась по правую руку.Решили навестить его  на обратном пути,а сейчас не задерживаться.Увы,этому не суждено было случиться,обратно мы поехали по другой дороге.От Великого Устюга до станции Шарья дорога была в приличном состоянии и доехали туда быстро.Но там перед нами встала дилемма,дорога раздваивалась,хорошая дорога шла на Нижний Новгород,а где только направление -то есть плохая грунтовка-в Киров.Решили не рисковать,поехали по асфальту в сторону Урени,станции, находящейся в Нижегородской области. Уже смеркалось ,нужно было искать местечко для ночлега.Выбрали полянку в лесу,поужинали,я на заднем сидении соорудил спальное ложе из матраса,одеяла и двух подушек.Кавказюлю пересадили на переднее сидение и улеглись.Сторож у нас был хороший,никто незамеченным к нам подобраться бы не смог,и мы особо не боялись.Утро  было сказочным,солнышко уже висело над вершинами сосен и приятно пригревало.Мы умылись у текущего в низинке ручья,позавтракали,чай и кофе еще не совсем остыли,а бутерброды еще остались.Через часок снова двинулись в путь и вскоре подъехали к Урени.Из достопримечательностей там были две церкви-Трех Святителей и Спаса Всемилостивейшего.Выехав на трассу Киров -Нижний Новгород вскоре увидели указатель-прямо на Киров,направо на Яранск и Советск.Крюк делать не хотелось,повернули на Яранск.Ехать было не очень далеко до него,но дорога была просто ужасной.Вскоре показались купола красивейшего храма-Успенского кафедрального собора.Он впечатлил нас своей мощью и красотой.Были еще две церкви-Троицы Живоначальной и Благовещения Пресвятой Богородицы.Дальше нас ждал Советск,районный центр,от него тоже можно было проехать на Киров,проехав по мосту через реку Вятку.Сам город располагался  у трех рек-Вятка,Пижма и Кукарка и в простонародье назывался-Трехречье.В сам город въезжать не стали ,а повернули на трассу,которая выходила на дорогу,ведущюю в Уржум.Через три часа выехали на эту дорогку и повернули на Нолинск.Это было уже совсем рядом с моей малой Родиной-оставалось  шестьдесят километров.В сам Нолинск заезжать  тоже не стали ,а по объездной ,проехав по мосту через реку Воя,двинулись на Кырчаны.От них до Немы оставалось тридцать километров,пятнадцать до села Васильевское,и пятнадцать до Немы.Вскоре переехали по плотине  речку Немду и въехали в село.Тут все было знакомо и почти ничего не изменилось.Поднимаешься от речки в горку,слева почта,поворачиваешь налево-тут Дом Культуры,поднимаешься в горку дальше-церквушка стоит,раньше ее не было,а вот и школа с памятником погибшим воинам у сквера.Справа -столовая и магазины,слева -больничка.Хотели заехать в гости к моей тете ,живущей в этом селе,но решили сначала поехать в мою деревеньку.Подъехали к отворотке с большака в деревню,стало темнеть ,пришлось готовиться к ночлегу,а с утра сходить на кладбище,навестить отца и тех,кого я знал в детстве,пройтись по деревеньке,сходить к тому месту,где стоял наш дом,обнять березку и липу,их с Большой дороги было видно.Хорошо выспавшись и плотно позавтракав,Олиных запасов хватило как раз,подъехали к леску,где находилось кладбище.Могилку тяти нашли быстро,на ней лежали завядшие цветочки  и красивая пирамидка с крестом,годом раньше мой брат навещал Малую Родину с семьей и поставил тяте новый памятник вместо деревянного креста.Поклонившись отцу,положили цветы на могилу и поклонились тем,кого смогли найти,кладбище сильно заросло.Вернувшись к машине,поехали к деревеньке,но смогли проехать только до речки,мост сгнил и вместо него была насыпь.Рисковать не стали,оставили машину и пошли дальше пешком.От  деревни ничего не осталось,даже порушенных домов,и лишь один дом подавал признаки жизни,его поддерживал мужик,откуда-то приехавший с семьей и обосновавшийся тут.Мы сходили к нашей березе и липе,к тополям,которые по прежнему шумят листвой,как и пятьдесят лет назад,и вернулись к машине.Нас ждала долгая дорога на Урал.
-Мы вернулись назад от нашей деревеньки километров на десять и повернули на дорогу ,которая вела в село Кильмезь,от него нам нужно было повернуть на восток и ехать в сторону Перми.Дорога была грунтовая ,но в приличном состоянии ,и ехать по ней можно было спокойно,не опасаясь за сохранность  машины.Проехали деревню Осиновка,на удивление  сохранившуюся в этих лесах,когда более перспективные деревеньки умирали.Вскоре переехали по мосту речку Кильмезь,выше по ее течению в нее впадала наша Лобань.Сам поселок остался правее,мы в него не заезжали и через пяток километров вышли на трассу Кильмезь-Игра.Первые пару километров проехали по хорошему асфальту,а там началось-дороги вообще не было,только шла насыпь,укатанная тракторами и машинами-строили новую  трассу.Оленька моя возмутилась,-
-Да ну ,давай разворачивайся,тут,похоже ,дорог вообще нет.Я едва смог уговорить ее подождать с выводами.Потихоньку добрались до этого маленького удмуртского городка,а там уже выехали на дорогу Ижевск-Пермь,в очень хорошем состоянии дорожка была,до Краснокамска доехали  быстро.Пермь была уже совсем рядом,а моего городка ,откуда я уходил в армию,оставалось еще триста километров.Решили ехать,пока едется,проскочили Краснокамск,реку Каму и выехали на дорогу,которая шла на Екатеринбург.На нам туда не надо ,как поется в одной песенке,и доехали  мы только до Кунгура,поскольку прямой дороги от Перми до Чусового еще тогда не было.После полуночи подъехали к знаменитой Кунгурской ледяной пещере и решили тут на стоянке заночевать,а с утра сходить на экскурсию.Я в этой пещере один раз уже был,а Оленька с сыном еще нет.А тут такой случай, решили не упускать,коль вот она-эта пещера.Сон сморил нас,едва положили головы на подушки.Проснулись от гомона и шума,появились первые посетители.Вскоре открылась касса,и мы,купив  билеты,присоединились к экскурсантам.Эта пещера одна из самых популярных достопримечательностей Урала. Вместе с Ледяной горой  образует  историко-природный комплекс.Как сказал гид,ее глубина составляет двадцать семь метров,а длина  больше восьми километров,но для посещения открыт маршрут только около двух километров.В ней было довольно прохладно,пришлось одеть прихваченные с собой свитера.В пещере насчитывается  семьдесят озер  и пятьдесят восемь гротов. Впечатляли огромные свисающие с потолка сталактиты и поднимающиеся с пола  сталагмиты.Сопровождающий  еще  показал гроты,играющие всеми цветами радуги-впечатляющее зрелище.Сюда нужно приезжать  хотя бы дня на два,чтоб все увидеть и обойти.Но у нас не было этих двух дней,нас уже ждали родные.Семья и так была в шоке от увиденного,и одного раза хватило,чтоб обсуждение пещеры растянулось на всю оставщуюся  дорогу.От Кунгура дорога шла ,то взбираясь на горки,то падая с них вниз, и  так ехали почти до нашего городка.Справа дымились трубы Лысьвенского металлургического завода,я там  бывал часто в командировках,когда работал монтажником.До Чусового оставалось меньше двадцать километров ,и вскоре мы подъехали к дому,где жила моя старшая сестра.Нас встречали всей родней,которая жила  в городке,а их было немало.Два брата и сестра тоже проживали тут.Был накрыт шикарный стол со знаменитыми уральскими пельменями.Их раньше лепили до пятисот  штук,когда собирались все на большие праздники,а потом выносили на мороз.На сей раз сделали не очень много,в холодильник много не положишь,а на улице лето.За столом собрались все-родня,друзья и хорошие знакомые.Как принято было в то время,все песни,которые пелись издавна,были перепеты,разговоры  закончились  за полночь,и только тогда разошлись.Мы побыли в гостях  недельку,всех навестили,у всех побывали,все еще тогда были живы и здоровы и ни о чем плохом не помышляли.Погостили бы еще,но пришла телеграмма от моей любимой тещи,-
-Приболел отец ,приезжайте.
Пришлось срочно собираться,быстро со всеми попрощались и двинулись в обратную дорогу,только не в Архангельск ,а в Тверь.До Перми и Игры ехали знакомой дорогой,а потом повенули на Ижевск.Окружную дорогу где-то проскочили ,пришлось плутать по  центру города,зато посмотрели его из окон автомобиля.От Ижевска до Казани  проскочили быстро,дорога была хорошая.Казань объехали по окружной,хотя мне очень хотелось посмотреть этот город.Вскоре подъехали к Зеленодольску,там была переправа через Волгу.Тут пришлось попотеть,прежде чем въехать на паром,у «Ауди» был низкий клиренс,прямо она въезжать не хотела,касаясь днищем на спуске дороги,пришлось заезжать зигзагами.От паромной переправы и до Чебоксар домчались очень быстро,дорожка радовала,тем более в город заезжать не нужно было. Смеркалось,и решили заночевать в какой-то деревушке на трассе,но проезжавщий мимо  гаишник предупредил,что тут «шалят» и лучше  переночевать  на посту ГАИ.-Хоть   у вас такой мощный охранник,но бывали случаи ,что не помогал,-гаишник улыбнулся и тронул машину.Мы поехали следом за ним и вскоре увидели стационарный пост ГАИ.Тут же находилась кафешка,где нас накормили основательно и очень вкусно.Еды досталось и нашему охраннику-кавказюле Алдоне(кавказская овчарка).По разговорам «камазников» я понял,почему стоянка полна машин и почему они стараются  ночевать  именно здесь-из очень вкусной еды в кафе.Поутру ,выехав со стоянки,я обнаружил,что в баке  топлива очень мало,только доехать до Нижнего Новгорода.Я спросил у Оленьки,если у нас денежки -русские?Мы спешили,и не поменяли  валюту в Перми.Оказалось,денежек нет.Нам повезло,при въезде в Нижний мы спросили у местного жителя дорогу к центру,он указал улицу,по которой можно было доехать почти до Нижегородского Кремля,и точно так же выехать обратно,не плутая по городу.Мы доехали ,нашли местечно для стоянки и пошли искать банк.Увы,банки наши английские фунты не меняли.Моя семейка пригорюнилась и притихла.Я тоже шел,раздумывая,что предпринять.Взгляд мой упал на вывеску магазина-ЛЕ МОНТИ.
--Чем черт не шутит,-подумалось мне ,и зашел внутрь.Продавец вопросительно взглянул на меня,мой вид его явно не устраивал.
--Деликатная тема.Имею фунты английские,а в банке не берут.Может у вас кому надо?
Продавца как ветром сдуло,и вскоре ко мне подошла миловидная девушка.Улыбнушись,промолвила,-Я бы купила пару сотен.Пара сотен у меня нашлась,и вскоре я стал обладателем  крупной суммы российских денежек.Через десять минут,счастливый и при деньгах ,я вышел  из магазина.Больше никакой головной боли и плохих мыслей,мы счастливы и богаты,о чем я незамедлительно сообщил своей семье,они терпеливо ожидали меня около машины.Выехав обратно той же дорогой на трассу,проехали мост через реку Ока и повернули на Москву.До нее оставалось 400 километров.В сам город решили не заезжать,а обогнуть его стороной,через Ногинск выехать на трассу М -8 и там через Сергиев Посад  проехать до Дмитрова  и на Клин.Машин на трассе особо не было,и мы быстро проскочили расстояние до Дмитрова,проехали мост через канал имени Москвы,повернули на Клин.До Твери оставалось совсем немного-около ста километров,тем более дорога была просто шикарной.Вскоре проехали Завидово и Московское море,проскочили еще с пяток деревень ,которые находились у трассы,и начались окраины Твери.Нам нужно было на другой берег Волги,в Заволжский район.Мост остался позади ,и вот они-родные места моей Оленьки.Нас опять ждал шикарный стол и самогоночка,собственноручно выгнанная  и настоянная на дубовой коре и корице моей любимой тещей.Путешествие близилось к концу,нам оставалось потом из Твери добраться обратно в Архангельск.Мы погостили у родных  больше месяца,решили,пока не выздоровеет Олин отец,домой не поедем.И вот его выписали из больницы как раз к его дню Рождения.Теща моя золотая каждый ужин начинала словами,-
--Сынок!Наливай!Что на нее смотреть,если сделала.
Наконец женушка моя  взбеленилась,-
--Мама!Нам еще ехать полторы тысячи километров..На что мама Валя ей отвечала,-
--Доча!Мы же понемножку.Только  ты ,сынок,закусывай хорошо.
Праздник для души продолжался бы еще,но нужно было готовить сына к школе,и мы начали собираться.Загрузили машину картошкой  и банками с огурцами и помидорами,погрузили свои вещи и кавказюлю,попрощались с родными  тронулись в дальнюю дорогу..Трасса была знакома,мы уже ездили по ней пару раз.До Устюжны было триста километров,это уже Вологодская область,до Сандово дорога была нормальная,а дальше пришлось тащиться в «час по ложке».чтоб не угробить машину.Но часа за  четыре добрались,проехали мост через реку Молога и выехали на трассу  Питер-Вологда.Дело пошло веселее,дорога была в хорошем состоянии,и вскоре позади в низинке остался Череповец,дымящий трубами своих заводов.До Вологды оставалось чуть более ста километров.Доехали до Шексны,переехали мост  через одноименную реку,на ней видны были бакены,по ней ходили суда с Волги до Беломоро-Балтийского канала.Через часок показалась Вологда.Мы проехали через центр  города рядом с Вологодским Кремлем.Притормозили у таблички,она гласила,что Кремль был построен в 1567 году.Но рассматривать все сооружение не было времени,и мы покатили дальше.Проехали через речку Вологду и вскоре выехали из города.Слева был виден Спасо-Прилуцкий монастырь,а справа была отворотка на аэропорт.До Архангельска оставалось  семьсот шестьдесят километров,о чем свидетельствовал указатель около дороги.Осталась позади отворотка на Сокол,перебрались через речку Сухону по мосту и вскоре въехали в Кадников.Городок совсем  маленький,проехали  центр за десять минут.Он ничем нас не впечатлил,разве что съели по стаканчику очень вкусного  мороженого.А дальше  до самого Вельска  населенных пунктов не было на трассе,они все располагались  в десяти-пятнадцати километрах от нее ,и двести пятьдесят километров трассы  мы ехали лесом-кругом были  леса-леса.Проехали переезд,от Вельска железная дорога шла в Котлас и на Воркуту,опять поехали по центру города-городок оказался симпатичным,хотя достопримечательностей  особо не заметили,старинный купеческий город,раскинулся на берегу реки Ваги при впадении в нее реки Вель,через которую мы и переехали и двинулись дальше.Дорога шла по деревням,некоторые были еще живы,другие поумирали и только остовы домов сиротливо стояли под ярким августовским небом.Вскоре подъехали к Шипуновской,одна дорога,похуже, поворачивала и уходила на Шенкурск ,а прямо ,получше,шла на Архангельск.И опять ночти до самого Березника  нас окружали только леса и болота,было несколько крупных поселков  типа Шелашского,там народ жил тем,что делал срубы бань на продажу.За Березником нас ждал Емецк,и эти  девяносто километров были самыми трудными в нашей поездке.Асфальта почти не было,а где сохранился,то все было в ямах и рытвинах.Приходилось ехать почти по обочине, очень аккуратно и осторожно,машина была сильно нагружена.Все когда-то заканчивается ,и вот показался Емецк.Он стоит на берегу реки Емца,это село родило прекрасного поэта Рубцова.Переехали на другой берег,заправили полный бак ,к нашему удивлению бензин на бензоколонке присутствовал,и поехали дальше с легкой душой.Самый трудный участок остался позади,до Архангельска оставалось сто семьдесят километров.Решили добить этот участок,хотя уже смеркалось,но дорога позволяла,была в хорошем состоянии.Проехали Брин-Наволок,где была отворотка на Плесецк и космодром,потом село Копачево,до города осталось сто километров.К девяти вечера проехали по Новому мосту  через Северную Двину и в десять вечера подъехали к нашему дому.Кавказюля прыгала от радости,дома наконец-то.Наши и ее мучения прекратились.Путешествие наше закончилось там же ,где и начиналось.Я положил руку на капот нашей  «ласточки»-
--Спасибо!Не подвела!


Рецензии