Бреевская дважды краснознамённая

БРЕЕВСКАЯ ДВАЖДЫ КРАСНОЗНАМЁННАЯ
СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 6 ИМЕНИ СОРОКИНОЙ
В реальности школа эта носит имя И.В. Крылова,
но, старожилам микрорайона Бреевка и выпускникам школы 1970-80-х годов это несколько странное название расшифровывать не надо. А очень серьёзным и непосвящённым читателям объясню. Бреевская – по неофициальному названию не самого благополучного микрорайона города Балашова, в котором и располагалась школа. «Дважды краснознамённая» - потому, что в Пионерской комнате её, в специальных пирамидках на самом видном месте стояли два красных знамени – пионерской и комсомольской организаций. Почему имени Сорокиной? Потому, что этой школой более 10 лет руководила
СОРОКИНА ТАМАРА ПЕТРОВНА –
выпускница истфака Саратовского государственного университета им. Чернышевского. Типичная представительница своей эпохи – эпохи господства коммунистических идей. Да, кто-то был в стороне. Но не выпускница истфака, которая прилежно изучала все общественные дисциплины. И не надо олицетворять всех членов КПСС с политическими монстрами и ещё неизвестно, с кем. Да, директор – член партии. А по-другому тогда и быть не могло, потому что одним из первых вопросов любой анкеты был вопрос о партийной принадлежности. Конечно, выполняла наказы и проводила «идеи партии и правительства» в жизнь. Так было и так будет: школа выполняет социальный заказ. И, если перевести то, что было тогда, на современный лад, Тамара Петровна готовила детей – будущих граждан – с учётом потребностей общества. Она любила детей, знала возрастные особенности, никогда не мерила их на один аршин.
У неё не было плохих и хороших. Чужих и своих. Она любила их не на показ, а про-сто потому, что не могла не любить. Это было смыслом её жизни. Она растила их в соответствии с принципами не то чтобы коммунистической, а общечеловеческой морали. Искренняя, увлечённая, мудрая, она - главный человек в школе – всегда была любима детьми. Особые, доверительные отношения складывались у неё со старшеклассниками. В выпускных классах она всегда вела историю и обществоведение. Да, она излагала темы, предписанные учебной программой. Готовила к экзаменам, так как историю сдавали вместе с обществоведением, как один экзамен, и он был обязателен для всех. Но, она использовала уроки и как пропагандист высоких идей, как истинный наставник, готовящий воспитанников к жизнен-ным испытаниям. Она часто цитировала Н. Островского. Например, «жить нужно так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы»… и т.д. Или, «умей жить и тогда, когда жизнь становится невыносимой». Предполагала ли она тогда, что это последнее правило так жестоко коснётся и её самой: она полностью утратила слух. Помочь ей было невозможно, потому что дело было в отказавших нервах. Единственная роскошь, которую она, как и любимый ею Сент-Экзюпери, признавала – роскошь человеческого общения – стала совершенно недоступной. Она очень гордится своей дочерью, обладающей чудесным голосом, но Бог лишил её возможности слышать волшебные звуки сочинённых и исполняемых Светланой песен.
Не только её физическая сущность, но и её душа оказались в полной изоляции. А тысячи душ, которым она посвятила свою жизнь, не в состоянии спасти её.
Да, души ребят нередко нуждались не только в участии, но и в настоящем врачевании. Микрорайон школы был, пожалуй, одним из сложных в городе. Существует такое понятие, как воспитательная среда. То есть, вокруг детского учреждения должны были создаваться возможности для развития и воспитания подростков. Предприятия, которые находились в непосредственной близости, мало были к этому приспособлены. Например, мясокомбинат, ворованной продукцией которого кормился весь микрорайон; ликёроводочный завод (без комментариев!); исправительное учреждение УШ – 382 СТ-3 – попросту тюрьма, несколько магазинов, где реализовалась алкогольная продукция и т.д. «Воспитательная среда», прямо скажем, со знаком минус. В этих же «точках» трудились родители учащихся. Что греха таить, большая часть из них были «несунами», т.е., теми, кто расхищал, так называемую соцсобственность, на глазах у собственных детей. Противостоять этому было невозможно. Воспитывать честность, порядочность, высокие моральные принципы Тамаре Петровне и её команде приходилось зачастую не в союзе с родителями, а противопоставляя нередко истинные идеалы добра и справедливости «добру» наворованному.
Родительский комитет, совет общественности, совет содействия семье и школе были. И действовали они весьма эффективно. Боролись и с пьющими родителями, и с малолетними правонарушителями. Вопреки особенностям воспитательной среды создавали условия для полноценного развития и отдыха детей. Те же предприятия выделяли средства для оборудования оздоровительных площадок, заливки катков, приобретения спортинвентаря, формы для хоккейной команды, костюмов для участников художественной самодеятельности. Перечисляю всё так подробно потому, что героиня рассказа была первой скрипкой во всех этих действах.
Она лично участвовала и в обсуждении состава команд, выступающих в состязаниях по футболу – «Кожаный мяч», по хоккею – «Золотая шайба», пионерскому пятиборью и т.д. Всегда лично напутствовала, вдохновляла, провожала, а чаще всего, и сама присутствовала на стадионе. Причём так увлекалась, что забывала, что она – директор! Вскакивала с места, громко кричала: «Бреевцы, шайбу-у-у!». По окончании матча Владимир Евгеньевич Ефимов – физрук и тренер в одном лице – построив команду, приложив одну руку к голове вместо козырька, другой отдавая честь, очень громко и торжественно докладывал: «Товарищ директор! Хоккейная команда «Юность» бреевской, дважды краснознамённой средней школы № 6 имени Сорокиной одержала очередную победу над командой… со счётом 5:0. Разрешите вручить завоёванный кубок!».
Скорее всего, и этот ритуал, и шуточное, но торжественное, мобилизующее обращение придумал как раз Владимир Евгеньевич, не лишённый чувства юмора и понимавший боевое настроение пацанов, как никто другой.
Говорят, что даже на совещании зав. гороно И. И. Серый, когда собирался в очередной раз «снимать стружку» с директора Сорокиной, начинал так: «Ну, а как дела в бреевской краснознамённой, Тамара Петровна?».
А дела шли очень неплохо. Сорокина создала не только крепкие спортивные и тури-стические команды. Она, в первую очередь, создала замечательную команду единомышленников – педагогов, которые не просто хорошо работали. Они жили делами школы. Не считались со временем и трудностями. Ощущая доброе, доверительное, партнёрское отношение директора, всегда готовы были подставить плечо.
Завучи Правоторова Зинаида Георгиевна и Виданова Мария Самсоновна полностью обеспечивали успешный ход учебного процесса. Воспитательная работа была в надёжных руках парторга, организатора внеклассной работы с детьми Дюлгеровой Ларисы Ивановны. Профсоюзную организацию возглавляла инициативная, энергичная Кузьмина Валентина Фотиевна, а потом Пустовалова Ираида Александровна. Это были настоящие соратники, точнее, сотрудники. Тамара Петровна сумела заметить, найти, привлечь и организовать работу таких талантливых педагогов, как Смирнов Валерий Семёнович – учитель физики, Должиков Александр Иванович – учитель трудового обучения; Колесникова Раиса Михайловна – учитель обслуживающего труда, Милованова Раиса Фёдоровна – учитель, оформитель, талантливый человек, незаменимый во всех школьных делах, Долгов Николай Фёдорович – военный руководитель школы, Самсонова Людмила Борисовна – учитель русского языка и литературы, замечательный человек и уникальный классный руководитель, которого выпускники не забывают до сих пор. Панкратова Вера Ильинична – заведующая библиотекой, более 40 лет находящаяся в гуще школьных событий, их активная и непременная участница. Учителя физкультуры Ефимовы Татьяна Константиновна и Владимир Евгеньевич и другие.
Сорокина, как и все директора, занималась всем, всё держала под контролем. И, как все директора, она много внимания уделяла созданию материально – технических условий для полноценного функционирования школы.
Её особые трудности были сопряжены с тем, что школа строилась. В 1974-1975 учебном году вводилась в строй большая, большая, чем построенная в 1938 году, трёхэтажная пристройка школы. Параллельно создавалась кабинетная система. Было оформлено и оборудовано 35 учебных кабинетов. Оформлялись школьные интерьеры. Коридоры превращались в залы: профориентации – 1 этаж; пионерский зал - 2 эт.; комсомольский зал – 3 эт. и т.д. За основу создания эффективной эстетической воспитательной среды была принята система выдающегося педагога В. А. Сухомлинского. Без ложной скромности скажу, что автором проекта, её бессменным редактором и оформителем в течение 35 лет являлась автор этих строк. В автобиографической повести В. Ильиной «Я» есть эпизод, когда директор школы принимает её на работу. «При знакомстве с директрисой школы на вопрос о том, какие у меня есть таланты, ответила, не моргнув глазом: «Никаких». И это было истинной правдой! Но она не поверила. Потому что прежде, чем беседовать со мной, она предусмотрительно поинтересовалась на предмет моих возможностей у парторга БСК Полянской А.Е., где я работала в художественной мастерской отдела инженера-эстетика до поступления в институт. И та ей по-приятельски сказала: «Тамара, бери. Девка башкастая, и руки откуда надо растут. Она тебе из школы конфетку сделает!» Вот примерно так создавалась команда, подбирались «нужные» люди. В одной из школ работал замечательный учитель трудового обучения Должиков А.И. Но о нём – в очерке «Кто нас выводит в мастера».
Сорокиной удалось не просто оснастить кабинеты самым современным оборудованием, но и обставить красивой, удобной мебелью. Десятки полированных шкафов, удобные столы и стулья для всех учебных кабинетов, методкабинета, несколько грузовиков полированного материала для оформительских нужд с местной мебельной фабрики – да мало ли что ещё приходилось добывать директору!
За всем этим нужно было ездить, ходить, просить. Городских партийных начальников, директоров заводов. Одни понимали и помогали, например, директор шефствовавшего над школой комбикормового завода Комиссаров Алексей Тимофеевич. Другие – выставляли из кабинета, обзывая попрошайкой. Так случилось однажды, когда она пришла к новому ди-ректору завода. Нужны были деньги на реконструкцию столовой. Он не стал слушать. Зая-вил, что денег нет, и попросил покинуть кабинет. Без денег возвращаться было нельзя: со строительной бригадой уже был заключён договор. Тамара Петровна посидела в «предбаннике», подкрасила губы. Спросила у секретарши, есть ли у её шефа дети и сколько. И снова направилась в кабинет, не позволяя себя остановить. Хозяин кабинета пятнами покрылся, увидев настырную просительницу. Открыл рот, но Тамара Петровна, улыбнувшись подкрашенными только что губами, обнаружив при этом ровные, белые зубы, красивой ручкой, протянутой предостерегающе вперёд, остановила готового закричать обладателя нужной суммы: «Погоди, Виктор Яковлевич! Вот у тебя двое детей? И им каждый день что-нибудь нужно. А у меня их - девятьсот с лишним. Знаешь, сколько денег надо? Да это же не только мои дети. Они и твои: мы же с тобой одно дело делаем. Что же мы с тобой сами, без бюро горкома не решим этот пустячный вопрос?».
Улыбалась всё время визита. В школе шушукались: «На свой урок опоздала»… На безмолвный вопрос завуча только и сказала: «Дал». А дома долго горько плакала, уткнувшись в подушку одинокой вдовьей постели, чтобы не слышали дети.
Да, рано овдовела. Любимый муж, её красавец Володя, Владимир Иванович Сорокин – заместитель директора по снабжению балашовского завода АТП, депутат горсовета, секретарь парткома предприятия, рано ушёл из жизни, оставив её с двумя маленькими детьми – дочерью Светланой и сыном Сергеем. Обоим сумела дать высшее образование, оба стали достойными людьми. Давалось это без поддержки мужа, который был настоящей опорой, очень нелегко. Работа требовала полной физической и духовной самоотдачи. Но о своём материнском долге помнила всегда. Светлана Рандис стала известным в культурной жизни города человеком. Она – радиожурналист и ведущий одного из радиоканалов, бард, композитор и поэт, автор многих популярных песен, мать трёх её внуков. Сын Сорокин Сергей Владимирович - известный в Балашове инженер-строитель. После окончания Саратовского государственного политехнического университета, получив диплом инженера гражданского и промышленного строительства, вернулся в родной город. При его участии построено больше половины зданий комплекса КПТ. Человек завидной последовательности и постоянства, он начал с азов, прошёл весь путь строительной индустрии, ни разу не изменив ни профессии, ни месту работы, ни людям, которые были у него под началом. В 90-ые годы не выбросил на улицу, как поступали многие, а добился выплаты зарплаты и выходных пособий, помог устроиться тем, кому было особенно трудно. Постоянен он и в семейной жизни: много лет не расстаётся с женой Ларисой Владимировной, бывшей своей одноклассницей, ныне преподавателем БИ СГУ, кандидатом наук. Вырастили сына, которого, отдавая дань уважения дедам, которым не суждено было увидеть внука, назвали Владимиром. Один дед, Владимир Иванович Сорокин, парторг крупного предприятия. Другой дед, Владимир Степанович Потапов, кандидат филологических наук, преподавал долгие годы в местном пединституте.
За самоотверженный - другого слова нет! - труд Тамара Петровна не получила, к сожалению, наград высшего достоинства. Но её помнят, без преувеличения, тысячи людей, которым посчастливилось учиться, работать, жить рядом с этой красивой, яркой, муд-рой женщиной. Она, как «Свобода на баррикадах» Эжена Делакруа, жила с обнажённой, открытой, прекрасной душой и вдохновляла воспитанников и коллег на добрые дела.
Её именем можно было бы и вправду школу назвать…
27 января 2015 г. В. Ильина


Рецензии