Недуг...
Он уже давно разделил для себя все профессии, специальности, специализации на те, в которых нужно быть бОльшим теоретиком, чем практиком-"прикладником", и на те, в которых совсем нельзя быть исключительно теоретиком, а обязательно нужно быть крепким практиком, то есть уметь что-то делать руками, а не языком и "башкой" только.
И, если этот самый "дуг" определить как "дух", то профессиональным недугом, которым страдает конкретный человек, можно назвать чрезмерную "теоретичность" человека, если он занимается делом, "дух" которого сугубо практический, чисто прикладной.
Каким-то профессиональным недугом может страдать и тот человек, который занимается, в основном, ручным, техническим трудом в той области, "дух" которой сугубо теоретический.
Он вспомнил, как в романе Владимира Орлова "Бубновый валет" заместитель главного редактора одной советской газеты, с многомиллиоными тиражами, заметил главному персонажу романа, что тот, являясь техническим работником, не может быть отнесён именно к творческим работникам газеты.
Он, конечно, знает, что это не столько нехорошо, сколько неправильно: ставить знак равенства между "теоретичностью" работы и её, работы, творческим характером. Но он, также, не может не видеть, как много до сих пор существует людей, которые, например, журналистику называют, одновременно, и "теоретической", и творческой профессией.
Так что вполне возможно, что быть слишком практическим или техническим работником в сфере деятельности, "дух" которой является исключительно творческим, теоретическим - это профессиональный недуг, который лечится, или исправляется, проявлением интереса не только к техническим, практическим, прикладным, но и к творческим, теоретическим аспектам рассматриваемой деятельности.
И он решил подумать о поэтическом или прозаическом сочинительстве. О "духе" этих двух видов деятельности.
Ему давно уже думается или "чувствуется", что "дух" прозаического сочинительства исключительно практический, прикладной, так что сосредотачиваться на соблюдении положений теории прозы при написании прозаических текстов - это профессиональный недуг прозаика-сочинителя.
Сам он не знает, с какими именно стихотворными размерами соединяются такие названия, как амфибрахий, гекзаметр, дактиль, хорей, ямб, но он же прозаик, а не поэт!
Но он и сочинителей стихов знает таких, у которых неплохие получаются, на слух и при прочтении, стихи, несмотря на то, что они не знают, с какими именно стихотворными размерами соединяются те или иные "стихотворческие" термины.
А, может быть, и сочинительство стихов есть такая человеческая деятельность, "дух" которой является не теоретическим, а исключительно практическим, прикладным?
В сочинительстве стихов или в поэзии, вполне возможно, гораздо важнее знания смыслов и значений терминов стихосложения, может оказаться наличие поэтического чутья, а оно есть не теоретическое, а сугубо практическое, чисто прикладное явление.
Вполне возможно, что есть люди, которые чуть ли не с рождения своего обладают высокорАзвитым поэтическим чутьём, а есть те, которые развивают своё недостаточно развитое поэтическое чутье тем, что:
1. Сами читают вслух, то есть произносят чужие стихи, особенно те, о которых люди с несомненным поэтическим чутьём говорят, что они, стихи, - хорошие.
2. Слушают, как другие люди читают вслух, то есть произносят вслух стихи, о которых люди с поэтическим чутьём говорят и пишут, что они, стихи, - достаточно хорошие.
3. Прочитывают вслух, сами себе, те стихи, которые они сами написали-сочинили, и исправляют в них, в собственных стихах то, что на их собственный, сочинителей, слух, звучит как-то "не очень".
4. Прочитывают вслух стихи собственного сочинения тем, о которых знают, что у них есть рАзвитое поэтическое чутьё, и исправляют свои стихи, если верят точности замечаний людей с развитым поэтическим чутьём.
Он вгляделся в эти приёмы развития поэтического чутья, и не увидел в них ничего, что касалось бы теории стихосложения, что касалось бы если не гекзаметра, то хотя бы хорея или даже ямба, и понял, что его до таких рассуждений довело то, что "дуг" в недуге он рассмотрел, как "дух" какой-то деятельности, например, сочинительства, в данном случае, - поэтического!
Если же в слове "недуг" нет никакого ни "дуга", ни "духа", а есть отсутствие того, чтобы "дужить", то есть "быть здоровым", то и в этом случае сочинительство, как прозаическое, так и поэтическое, вполне можно рассматривать не как теоретические, а как исключительно практические, прикладные виды деятельности.
Только вот как преодолевать недуги сочинителя прозы, как развивать прозаическое чутьё? Чутьё прозаика-сочинителя? Он так и не знает!
А, может быть, прозаическое чутьё, можно развивать также, как и чутьё поэтическое, то есть читать вслух, если не чужую, то хотя бы свою прозу, и исправлять в ней то, что показалось "на слух" не очень внятным и недостаточно стройным?..
Свидетельство о публикации №223042200253