Хоккеист Валентин Панюхин

Игрока, о котором хочу написать сегодня, я видел своими глазами на льду Хабаровского дворца спорта в феврале 1967 года на первенстве Вооруженных Сил СССР. Это был сезон, когда СКА (Ленинград) впервые котировалась высоко, и весной этого же годы заняла 4 место в чемпионате СССР и играла в полуфинале кубка СССР.

В чемпионате ВС участвовала и команда ЦСКА, но в несколько усеченном составе. Основные игроки были заняты в играх чемпионата мира в Вене, как и старший тренер ЦСКА Анатолий Тарасов. А оставшихся привез в Хабаровск второй тренер команды Борис Кулагин. Помню, в том составе Локтева, которого почему-то не взяли в тот год в сборную СССР, тройку Мишаков-Ионов-Моисеев, на следующий год в составе сборной выигравшей Олимпиаду 1968 года в Гренобле.

Основным конкурентом ЦСКА считался клуб СКА из Ленинграда. Матч между ними вызвал ажиотаж в Хабаровске. Вообще в городе был более популярен в те годы хоккей с мячом, хабаровский СКА считался одним из сильнейших в стране наряду с «Динамо» (Москва), СКА (Свердловск), «Динамо» (Алма-Ата), «Енисей» (Красноярск). А хоккей с шайбой делал только первые шаги и местная команда СКА играла в третьем по силе дивизионе на первенство СССР. Так что единственной возможностью увидеть сильнейших в стране игроков можно было разве что в первенстве Вооруженных Сил.  Первый раз такое первенство прошло годом раньше, выиграла команда СКА (Калинин), в составе которой играли олимпийские чемпионы 1964 года защитник Эдуард Иванов и нападающий Леонид Волков.

На матч 1967 года лишние билетики спрашивали за 2-3 километра до стадиона. Нам с моим другом Сергеем Куракиным повезло, в нашей группе Хабаровского медицинского института училась Валя Попова, дочь начальника Политуправления Военного округа генерал-лейтенанта Попова. Через неё мы и достали билеты, ведь стадион был на балансе военного округа. Матч смотрели на центральной трибуне в окружении генералов и полковников из штаба округа.  Поединок был очень напряженным и закончился вничью — 4:4.  Лидером питерских армейцев был Валентин Панюхин, а старшим тренером Николай Пучков.

Валентин Панюхин потратил немало времени на то, чтобы найти свою команду. В возрасте 12 лет он начал заниматься хоккеем в детской команде «Красный Октябрь». Следующей остановкой на его хоккейном пути стали «Крылья Советов», которые он пополнил будучи уже сформировавшимся хоккеистом — к тому моменту ему исполнилось 18 лет. Сначала талантливый форвард выступал преимущественно за молодежный состав «Крылышек» и успел даже завоевать бронзовую медаль чемпионата СССР среди молодежи. Этот локальный успех помог Валентину обратить на себя внимание тренерского штаба калининского СКА. Как результат — следующий сезон он начал в составе нового клуба. Но не прошло и года, как Панюхин вновь остался без команды. Армейцев из Калинина  расформировали из-за драки, учиненной хоккеистами в Челябинске по пьяному делу, поэтому в декабре 1963 года герой этого текста вместе со многими другими хоккеистами пополнил состав ленинградского СКА. И там он наконец обрел хоккейное счастье и стабильность. Следующие 14 лет он провел в этом клубе и стал его настоящей легендой.

Партнеры и соперники неоднократно называли Панюхина сильнейшим хоккеистом всего Ленинграда. Сам форвард не обращал внимания на комплименты коллег и восхищение болельщиков. Валентин отличался тем, что максимально адекватно воспринимал реальность и был далек от витания в облаках. Поэтому даже осознавая свой высокий уровень, он находил мотивацию для продолжения работы над собой и усовершенствования своего мастерства.

Единственной слабостью героя этого текста, которая в конце концов его и погубила, стала любовь к алкоголю. Панюхин был в состоянии выдержать любые физические нагрузки и проявлял характер в каждом матче, но против своего пристрастия к горячительным напиткам он был бессилен. Что, впрочем, практически никак не сказывалось на его игре. Как говорил одноклубник Валентина Константин Меньшиков, он «больше всех пил и лучше всех играл». Страшно даже представить, в какого игрока мог вырасти форвард СКА, если бы не его пагубные привычки.

Большую часть карьеры Валентин провел в тройке с Дмитрием Копченовым и Юрием Глазовым. С этими партнерами ему удавалось показывать свой лучший хоккей и демонстрировать максимальный уровень взаимопонимания.

Неудивительно, что за 14 сезонов в составе ленинградского СКА он установил сразу несколько клубных рекордов, которые держались десятки лет. Например, наш герой стал рекордсменом по количеству проведенных подряд матчей. Даже несмотря на проблемы с алкоголем, Валентин сумел сыграть 197 встреч кряду. Это достижение держалось следующие 45 лет, пока в 2013 году шведский форвард СКА Тони Мортенссон не превзошел его.

А 20 октября 1972 года вошло в историю ленинградских армейцев как день, когда Панюхин стал первым игроком СКА, набравшим 200 очков. Причем 140 из них пришлись на заброшенные шайбы, а 60 — на результативные передачи. А всего за карьеру в этой команде нападающий записал на свой счет 260 баллов в 431 матче. Фантастические показатели для человека, который за пределами площадки вел далеко не самый спортивный образ жизни.

По окончании карьеры Панюхин был включен в символическую сборную Ленинграда 1947–1974 годов. После ухода из большого хоккея он окончил Военный институт физической культуры и работал преподавателем в Высшем военном училище в Петродворце. А 15 января 1994 года легенда ленинградского СКА скончался из-за инфаркта.

Из всего того, что гуляет по просторам Интернета об этом незаурядном форварде, можно узнать крайне мало. Родился Валентин Павлович 10 октября 1944 года. Хоккейную карьеру начал в Москве в детской команде СК «Красный Октябрь». В сезоне 1962/1963 дебютировал в составе столичных «Крыльев Советов». После призыва в армию оказался в составе СКА МВО. А оттуда в 1964 году был приглашён в ленинградский СКА Николаем Георгиевичем Пучковым, где и прошла вся его последующая карьера в качестве ведущего центрфорварда.

А карьера, надо признать, была далеко незаурядная. В рядах ленинградских армейцев, проведя в общей сложности 14 сезонов, он стал бронзовым призёром чемпионата СССР 1971 года, дважды был финалистом Кубка СССР в 1968 и 1971 годах, а также двукратным обладателем Кубка Шпенглера в 1970 и 1971 годах. Будучи одним из лучших хоккеистов в истории отечественного хоккея, Валентин Панюхин обладал хорошо поставленным броском, после которого шайбы оказывались точно в цели, был прекрасным технарём с хорошим дриблингом. Умел Панюхин и играть роль центра сдерживающего звена: в «бронзовом» сезоне СКА созданная Пучковым тройка Александр Кудияш – Валентин Панюхин – Юрий Глазов с такой задачей справлялась отменно. Увы, но за сборную СССР Валентин Панюхин так и не сыграл.

Но мастерство игрока не прошло незамеченным. Панюхин был привлечён в сборную Советской Армии на Спартакиаду дружественных армий - 1975 (были такие турниры в советское время), где наряду с ним выступали и такие звёзды отечественного хоккея как Борис Михайлов, Владимир Петров и Валерий Харламов. И игры в их компании он абсолютно не портил.

Все, кому довелось играть и работать с ним, отмечали, что Панюхин всегда отличался исключительной честностью, а за самоотдачу и умение вести «умную» игру партнеры называли Валентина мозгом команды.

В своем последнем сезоне за СКА (1975/1976) Валентин Панюхин установил планку результативности на отметке в 260 (174+86) очков. Заключительное очко он набрал 24 февраля 1976 года в игре «Химик» - СКА, на тридцатой минуте выведя вперед «армейцев». После этого Панюхин сыграл ещё три матча, в общей сложности за 14 сезонов проведя 431 игру.

Введен в Галерею славы хоккейного клуба СКА 24 сентября 2002 года.
СВЕТЛАЯ ЕМУ ПАМЯТЬ!


Рецензии