Из записок психотерапевта хазмолога

Зевание на фрагментах картин: (1) Жозефа Дюкре.; (2) Михая Либ Мункачи; (4) Эдгара Дега. (2) Моторный гомункулус Пенфилда.

Зевание – это рефлекс у людей и животных. Этот рефлекс врожденный, его рефлекторная дуга постоянная, замыкается в подкорковых структурах, реализуется на раздражитель, действующий на специфическое рецептурное поле, хотя некоторые ученые всё это подвергают сомнению. Одно очевидно, позыв к зеванию осуществляется мимо нашего сознания. Почему происходит открывание рта, для глубокого вдоха и выдоха, до сих пор неясно. Молодая, ещё до конца не разработанная, наука о зевании, как я уже писал, называется хазмологией.

Когда-то в молодости меня очень интересовал этот феномен. Я с интересом наблюдал как зевают люди, при каких условиях они это делают, и что сопровождает это рефлекторное действо. Для меня было очевидно: во-первых, самое начало зевания не сознается; во-вторых, стремление максимального раскрытия рта происходит с напряжением мышц лица (я наблюдал вывих челюсти после зевания); в-третьих, как правило, истинное зевание происходит с закрытием глаз (№3,4), исключение №1 и то, только потому, что это «Зевающий автопортрет»; в-четвертых, зевание часто сопровождается вовлеченностью верхних конечностей и кистей рук с их напряжением (№1,3,4); в-пятых, явно активируются, наиболее выраженно представленные, моторные зоны коры головного мозга (№2); в-шестых, при истинном, «не замутненном» зевании оно сопровождается протяжным звуком «а-а-а-а».

Остановимся на некоторых мелочах, протяжный звук «а» явно активизирует через звуковой резонанс ухо-носо-глотку с её определёнными структурами. Возможно, происходит сбрасывания, застойной накопившейся энергии, с зон, представленных на №2 с последующей их активацией, – возьму на себя смелость высказать подобную гипотезу.

Исследователями замечено, что зевота регулирует «гормоны удовольствия» (серотонин, дофамин) и «гормон эйфории» эндорфин. Таким образом, зевота сглаживает стрессы, волнения или беспокойства. В своё время для меня как психотерапевта это было существенно для лечения моих пациентов, но к этому я ещё вернусь ниже.

С другой стороны, со звуком «а», с максимальным открытием рта, связанны активация человеческих сил и преодоление страха, у бойцов во время атаки. Попытайтесь устремиться на врага со звуком «фи-и-и?! – смешно. Представили эту ситуацию? Надеюсь после этого понятно, какое значение имеют определённые звуки в соответствующих ситуациях. А громогласное: «Ура-а-а-а!» на парадах с выражением воодушевления и эйфории на лицах его участников. При моментальной съемке в этот момент, они застывают с открытыми ртами. И никто не просит их закрывать рты ладошками, а все любуются этим зрелищем.

Ещё несколько мелочей, для моих критиков. Истинное зевание я уже описал. Однако зевание не избежало культуральных наслоений: «малыш, так раскрывать рот – не прилично»; «смотри муха в рот залетит»; «молодой человек, прикрывайте рот рукой, не демонстрируйте свои внутренности – так зевать некультурно»; «в обществе зевать не принято»; ещё раньше – «рот перекрестите» и т.д. и т. п. Все эти внешние социальные ограничения изменили истинное зевание, его деформировали, и по сути блокировали его эмоционально-гормональную составляющую.

Зевание редуцировалось, стало кастрированным, неполным, нездоровым. Смущенно сжатые губы при зевании в обществе, стыдливое прикрытие рта ладонью, звуковое оформление в виде сдавленного звука «о», – вот во что превратилось настоящее зевание, выработанное природой для человека и его сохранения. Короче эстетика зевания осталось на уровне средних веков, когда утверждалось, будто демоны проникают сквозь открытые пасти и крадут души. Я не призываю никого зевать в обществе во весь рот ещё и с громким «а-а-а». Мало ли разных запретов наложено на нас с детства, и мы вынуждены их придерживаться.

Однако в жизни у людей возникают ситуации, требующие внешнего вмешательства психотерапевтов. В середине 90-х, как я уже писал, чтобы выжить, вынужден был некоторое время заниматься пограничной психической патологией в частном порядке, так как с официальной психиатрией меня, после увольнения из армии, ничего не связывало. Надо сказать это было замечательное время, – меня никто не ограничивал в выборе методов оздоровления моих пациентов. Подвязался я трудиться в Подмосковье вместе с моим другом Андреем Салата.

Эксперимента ради, какое-то время я представлялся психотерапевтом-хазмологом. И на полном серьёзе прописывал пациентам для домашнего поддерживающего лечения –зевание до семи раз в день через равные промежутки времени, прежде обучив их, правильно это делать (см. выше). Такие рекомендации прежде всего распространялись на тех, кто страдал преимущественно невротической депрессией, а таких было немало.

Кроме того, я предлагал им распевать знакомые песни, используя ни слова, а звук «а». Допускались распевание и других гласных. Например, мы репетировали, известную всем песню «Катюша», в дальнейшем предлагалось использовать любую, любимую мелодию. Важно было только во время этого песенного действа использовать максимальное количество мимических мышц. За этим я следил внимательно, предлагая при исполнении этого своеобразного вокализа переживать содержание песни, для чего использовались преимущественно песни мажорного ряда. Для этого очень подходили марши.

Больше того, таким пациентам я предлагал ежедневно 3 раза в день прослушивать маршевую музыку или такие произведения как «Маленькая ночная серенада» или «Серенада №13 cоль мажор» Моцарта. У меня был целый набор подобных произведений вплоть до «Марша энтузиастов». Все минорные звуковые композиции при лечении депрессии были строго запрещены.

Смеха ради я признавался некоторым пациенткам, что мне очень нравится песня: «Не плачь девчонка пройдут дожди / Солдат вернется ты только жди. / Пускай далеко твой верный друг / Любовь на свете сильней разлук». После этого я нередко наблюдал подобие улыбки на лице депрессивной визави.

Разумеется это была только очень небольшая часть моей психотерапевтической деятельности.В дальнейшем расскажу и о других экспериментальных методах психотерапевтического воздействия.

(Продолжение следует)


Рецензии
Очень интересное повествование, Сергей. Буду ждать продолжения. Мы коллеги?

Анна Федоровна Волкова   22.04.2023 23:21     Заявить о нарушении
Анна Федоровна, мы коллеги. Спасибо за оценку моего скромного труда, как отголоска некоторой работы психотерапевтом в Подмосковье в 90-е годы.

Сергей Десимон   25.04.2023 11:42   Заявить о нарушении