Откуда у Потанина 25 миллиардов долларов

   Все знают, что В.О.Потанин (инициатор залоговых аукционов) - самый богатый человек России, что по данным Forbs состояние его на 7 февраля 2020г ровнялось 25,1 млрд. долларов (в 2023г -17,3), и что главным источником его является ГМК "Норникель", разрабатывающий уникальное месторождение "Норильск". Комбинат даёт России почти 100% платиноидов, 96% никеля, 95% кобальта и 55% меди. А откуда взялось само месторождение? Говорят "от Бога" или "от Природы". Не суть важно. Важно, что большинство подобных объектов, и норильские металлы, и якутские алмазы, и колымское золото Бог (или Природа) расположили не под Москвой,  а в безлюдных районах среди скалистых гор, бескрайних болот, труднопроходимой тайги, порожистых рек, где морозы достигают 40-50 градусов, а солнце можно видеть редко - зимой из-за полярной ночи, а летом из-за туч гнуса.

   В таких условиях мало было открыть само Норильское рудопроявление. Необходимо было исследовать, как широко распространена рудоносность. Нет ли вблизи источников энергии (в те годы - угля). Судоходна ли река Пясина, позволит ли она доставлять грузы необходимые для освоения месторождения Севморпутём и т.д. А вот, прочитайте пару страниц и узнайте, как это было. Далее я цитирую первооткрывателя месторождения Норильск Н.Н.Урванцева. ("Таймыр край мой северный" М. Мысль. 1978). Мои комментарии в скобках.

   ....Летом 1920г для исследования горы на противоположной стороне Норильской долины я попробовал использовать лошадей. В маршрут отправился вдвоём с рабочим. Палатку, спальные мешки и продукты навьючили на двух лошадей. Долина изобиловала болотами, густыми зарослями ольхи и берёзы, которые приходилось прорубать топором. Лошади то и дело вязли, мы их развьючивали, вытаскивали, стоя по пояс в торфяной жиже. Перемазались - не узнать, зато комары не так липли, а было их тучи, сплошное облако над людьми и лошадьми. Двое суток добирались до гор, хотя до них было не более 15км. Обнаружили пласты каменного угля, местами довольно мощные. По одному из ущелий, прорезающих склоны гор, я поднялся на водораздел. Пришлось преодолевать ряд вертикальных уступов, с которых вода низвергалась водопадами, рискуя сорваться в глубокую чашу, выбитую водой у подножья каскада. Весь мокрый вскарабкался наконец вверх.... и был очарован чудесным открывшимся видом.... Назад вернулись благополучно. В болотах конечно опять намучались, такова уж работа геолога.....

   ....В декабре пурга в Норильске достигла такой силы, что выйти из дома (первый и пока единственный дом построенный Урванцевым) стало невозможно. Тогда я, туго подпоясав полушубок, выполз из сеней, добрался до подветренной стороны дома, вскарабкался на крышу и, лёжа за коньком, выставил вверх руку с анемометром. Прибор показал скорость ветра 40м/сек, а отдельные порывы достигали 46м. (Сегодня в Москве скорость ветра 25м считается штормом и срывает крыши)....

   ...В зимовку 1921-1922гг исследования можно было расширить. Следовало изучить систему р.Пясина, поставить астрономические знаки, промерить глубины. Если река окажется судоходной, грузы к месторождению можно будет доставлять морскими судами от Севморпути....Вести съёмку на морозе и ветру дело нелёгкое. Изготовили специальные планшеты, куда вмонтировали буссоль, хронометр и тетрадь для записи. Работали в полушубках с подшитыми к рукавам меховыми рукавицами, прорезанными у ладоней, куда можно было просунуть пальцы, чтобы сделать запись. В сильные морозы поверх полушубков надевали ещё меховые балахоны с капюшоном.....

   ...Организация оленьего каравана дело сложное. Для ночёвки берём нартяной чум. Это нарта, на которой построен лёгкий прямоугольный каркас, обтянутый оленьими шкурами. Сверху чехол из брезента, а внутри всё обтянуто ситцем. Размер чума 3,0 х 1,7м. Высота - 1,6м. Внутри спереди небольшая печка, сзади съёмные нары. Везут такой чум шесть оленей. Нартяной чум размером 2,0 х 1,2м без печки использовали для тяжёлых дорог, где «большой» нартяной чум не проходил. Его везли четыре оленя.....

   ....В чуме у нас комфорт: горящая керосиновая лампа, когда топится печь можно сидеть даже в рубашке. Меховую обувь снимаем, сидим в валенках. На полу вода конечно замерзает. Питание у нас своеобразное, к нему надо привыкнуть. Мёрзлый хлеб крепкий как камень. Остаются сухари и сушки, да чай. В дороге это основные продукты. Варить обед долго. Вечером заходим в чум голодные как волки, где тут ждать обеда. Выручает строганина: берёшь мёрзлого чира кг на пять, суёшь его на минуту в печку, чтобы чуть оттаяла кожа, потом сдираешь её и строгаешь мёрзлую рыбу острым ножом. Стружку макаешь в соль, запиваешь чаем, непременно крепким, заедаешь сухарями. Вот и обед. Появляется ощущение пустоты и холода в желудке, как будто ничего не ел. Однако вскоре оно сменяется чувством сытости. Утром перед дорогой или работой опять попьём чаю со строганиной и сухарями. После чего можно работать весь день даже на большом морозе....

   ....3 декабря на стоянке нас захватила жестокая пурга. При температуре 20 градусов ветер налетел около полуночи. Затрясся чум, загудел брезентовый чехол. Пурга бушевала трое суток. Мы отсиживались в чуме, не зная что делается у пастухов, хотя до них было не более 100м. Даже наши нарты в 4м от чума были еле видны, и чтобы достать оттуда продукты и керосин приходилось к ним ползти....

   ....Наконец пурга кончилась, надо искать оленей. В сильную пургу они сбиваются в кучу головами против ветра, наиболее крупные и сильные впереди, более слабые сзади. Так и стоят, наклонив лбы и медленно продвигаясь навстречу ветру. Кто лёг или повернулся по ветру - тот погиб. Снежная пыль забьётся под шерсть и заморозит. На стоянке несколько оленей держат у чумов на длинной привязи. Искать поехали Афанасий с Костей. К вечеру пригнали всё стадо без потерь, ушло оно километров на 15. После пурги ударил мороз в 35-40 градусов, ветра нет, работать можно......В Норильск вернулись в самом конце декабря, где нас и ждать перестали....

   ....Зимние промеры глубин оз.Пясина и р.Норилка показали, что они вполне судоходны. Теперь надо было исследовать р.Пясина, особенно её устье и выход в море, где мог быть мелководный бар. Для экспедиции решили использовать большую рыбачью лодку. Взяли и маленькую лодку - ветку.  Стартовали от станка Введенское - старинного посёлка, упоминаемого ещё в мангазейских книгах 17 века. Сейчас от него осталась одна изба...В ожидании ледохода затеяли ремонт лодки. Лодка старая. Укрепили шпангоуты и обшивку гвоздями, швы проконопатили, залили горячим варом. Поверх крупных щелей положили полосы просмолённого брезента, а на них ещё кровельное железо. Всю лодку обильно просмолили.

    ....10 июня лёд прошёл и я решил подняться на ветке до истока реки из оз. Пясина (25км) - промерить глубины и привязаться к астрономическому пункту. Путь дался мне нелегко. Быстрое течение, многочисленные косы заставляли многократно переваливать с берега на берег, а местами перетаскивать ветку посуху....

   ...9 августа среди береговой гальки мы заметили белые пятна. Это оказались не куски кварца, а бумажные листы из записных книжек, тетрадей и документы на английском языке....Выше по склону мы обнаружили два пакета, зашитых в непромокаемую материю. На одном было написано по английски: "Директору Л.А.Бауэру, институт Карнеги в Вашингтоне, на другом: "Господину Леону Амундсену (брат Руала). Почта, рукописи, фотографии, карты, зарисовки". Стало ясно, что это почта, которую отправил Руал Амундсен из бухты Мод с членами своей экспедиции Тессемом и Кнутсеном в Норвегию осенью 1919г....(Далее перечисляется многочисленное испорченное снаряжение. Степень сохранности свидетельствовала, что здесь недавно побывал белый медведь). Всё было нами упаковано для пересылки через Наркоминдел в Норвегию)....14 августа мы прибыли на полярную радиостанцию о.Диксон, в 2км от которой нашли и останки одного из норвежцев. (За эту находку правительство Норвегии наградило Урванцева памятными золотыми часами, а Географическое общество - медалью им. Пржевальского).

   ....К югу от Норильска, куда также могло распространяться оруденение, располагался обширный бассейн р.Хантайка. Из-за труднопроходимой тайги, болот и многочисленных крупных порогов рыбаки поднимались по реке не далее 20км. Говорили, что река опасна, мест для переправ почти нет. Для исследования этого района решили построить лёгкие, но грузоподъёмные (200-300кг) лодки,  которые перед порогами можно разгружать и перетаскивать через камни, а груз переносить по берегу....

   ....Чтобы обойти первый порог, практически водопад, перетащить лодки и груз через густолесье, бурелом и сплошные заросли кустарника, пришлось прорубать тропу, на что ушёл целый день и немало усилий, тем более, что очень досаждали комары и оводы. Ещё день заняла переноска лодок и груза....

   ....Выше Кулюмбо течение усилилось, плыть на вёслах стало труднее. За 4 часа удалось пройти лишь 3км. Далее пришлось идти бичевой. Вскоре мы приспособились маневрировать лодками, идя по берегу с лямками через плечо. На порожистых местах течение становилось столь сильным, что за бичеву приходилось браться вдвоём, а третьему подстраховывать сзади. И так каждую лодку отдельно. Чтобы обходить скальные мысы, вдающиеся в реку, приходилось отпускать лодку как можно дальше в реку, а затем подтягивать к берегу. Лодки, поджимаемые течением ложились на борт, и хотя они были закрыты плотно завязанными фартуками, вещи всё равно подмокали. В наиболее опасных местах теодолит, радиоприёмник, бумаги и другие боящиеся воды вещи переносили на руках. Бечевника (полоски суши, позволяющей идти вдоль берега) почти не было, приходилось карабкаться по береговым обрывам, цепляясь за выступы скал, корни деревьев, скользя и падая на гладком камне, нередко срываясь в воду. С превеликим трудом проходили 3, от силы 5км в день.....

   ....На лодки постоянно приходилось ставить заплаты, к концу плавания они стали пёстрыми. Обувь на шероховатых как рашпиль скалах рвалась очень быстро. На ремонт пустили голенища сапог, а вместо дратвы - антенный канатик. Погода испортилась, пошли дожди, и на ночёвку мы часто приходили совсем мокрыми.

   ....12 сентября мы были в устье Хантайки. Пропутешествовав немного более двух месяцев, мы прошли на вёслах, бичевой и пешком около 700км, преодолели 5 порогов. Теперь можно составить достаточно точную карту и описать геологическое строение берегов и ближайших окрестностей этой реки....(Изучая гальку, выносимую притоками какой-либо реки, можно предварительно оценить и рудоносность всего её бассейна).

        ——————- 000 —————

   Следующий этап освоения Норильского месторождения, т.е. формирования упомянутых в заголовке миллиардов, связан с организацией исправительно-трудового лагеря "Норильлаг", просуществовавшего с 1935 до 1956г. В это время были построены все основные объекты комбината "Норникель" и города Норильск. Многочисленные материалы об этом ИТЛ можно найти в интернете; он ничем не отличался от других лагерей ГУЛага. Лишь несколько фраз. В этом лагере "отбывали" сын Ахматовой историк Л.Гумилёв, пулковский астроном Н.Козырев, известный тренер В.Буре, геолог доктор наук Ю.Шейнман, актёр Г.Жжёнов (в ссылке после лагерей на Колыме) и др. А также и сам Н.Урванцев, в 1938г осуждённый на 15 лет "за вредительскую и контрреволюционную деятельность". Численность заключённых в лагере на пике (1951г) составляла 72,5 тысяч. Умер в лагере каждый четвёртый, во время войны умерло 7223 человека, основная причина - голод. Любопытно, что ныне Норильский комбинат носит имя А.П.Завенягина, генерал-лейтенанта МВД, начальника строительства комбината и, соответственно, начальника Норильлага.

   Не смотря на восемь лет, проведённых в ГУЛаге, Н.Урванцев  прожил славную жизнь. За экспедицию на Северную Землю в 1932г был награждён орденом Ленина. В 1934г возглавил первую экспедицию по поискам нефти в Северной Сибири. В 1935г стал доктором геолого-минералогических наук. В 1937г (перед арестом) назначен директором Арктического института. После освобождения из лагеря в 1945г и до конца жизни работал в НИИ Геологии Арктики. В 1963г награждён вторым орденом Ленина. В 1983г. орденом Трудового Красного знамени. Учёный написал более десятка книг, некоторые из них опубликованы в интернете.

   Я не знаю, чей портрет висит в кабинете В.Потанина, но норильчане Н.Урванцева не забыли. Он первый почётный гражданин Норильска, прекрасный памятник ему установлен рядом с музеем на Ленинском проспекте города. В 2019г. имя учёного присвоено аэропорту Норильска.


Рецензии