Сеятель

О т   а в т о р а

          В последние десятилетия небольшое ближневосточное государство Израиль, благодаря своим достижениям, играет всё более заметную роль в мировой политике и экономике. Неудивительно, что в связи с этим, а также из-за массовой эмиграции в этот средиземноморский уголок жителей стран бывшего СССР, Израиль постоянно упоминается на страницах различных русскоязычных изданий. К сожалению, встречаются авторы, пытающиеся заглянуть вглубь десятилетий его истории, но представляющие себе путь создания этого государства на основании весьма сомнительных источников. Поэтому, в подобных "научно-исторических изысканиях" встречаются утверждения, что при освоении Палестины "агрессивные евреи изгнали мирных арабов с цветущих полей". В этой фразе есть только два правдивых слова: евреи и арабы. Всё остальное – преднамеренная примитивная ложь, где белое выдаётся за чёрное, а чёрное - за белое.
            Описанная ниже история создания еврейского кибуца Ха-Зореа, является довольно типичной для периода с последней четверти 19-го века и до провозглашения государства Израиль в 1948 году, поэтому и выбрана в качестве примера.

Н а ч а л о

          В тот особый зимний солнечный день 1932 г. энергичные еврейские юноши и девушки создали в немецкой столице молодёжное движение "Верклюте" (Практичные люди), включавшее сотни молодых выпускников школ и воспитанников ремесленных училищ. Полное название новой организации звучало "Движение еврейской молодёжи Германии".  В это время страна пребывала в тяжёлом экономическом положении из-за продолжающихся выплат немалых репараций по итогам Первой мировой войны (Версальский договор). Такое состояние было ещё больше усугублено начавшимся в 1929 году мировым экономическим кризисом.                Предполагалось, что члены движения активно включатся в работу на промышленных предприятиях своей родины для её процветания, одновременно с этим займутся изучением светской еврейской культуры и не будут контактировать с сионистским движением. Они намеревались на все немецкие праздники проводить свои еврейские национальные культурные мероприятия. Уже в первом летнем лагере члены движения встретились с Мартином Бубером, профессором философии кафедры иудаизма университета Франкфурта-на-Майне. Он прочёл для молодых слушателей краткий курс по еврейской истории, а также приветствовал их желание стать гражданами верными и своему народу, и стране Германии.

           Однако политическая ситуация на немецкой земле круто изменилась, когда на выборах в рейхстаг 1932 года экстремистская национал-социалистическая партия (НДСАП), обещавшая возрождение былого величия страны, получила 37% голосов избирателей. Несмотря на отсутствие абсолютного большинства, она стала самой крупной фракцией в парламенте. Под давлением промышленных кругов престарелый президент П. фон Гинденбург в январе 1933 года назначил лидера этой партии Адольфа Гитлера канцлером (премьер-министром). Уже через месяц была отменена свобода печати и собраний, в мае – разогнаны профсоюзы, а в июле – запрещены все политические партии, кроме НДСАП. Новая власть безотлагательно возвела антисемитизм на уровень официальной внутренней политики. Евреям запретили преподавать в школах и университетах, заниматься юридической и врачебной практикой, работать в органах печати. Вследствие этого, бытовой антисемитизм разгорался быстро и повсеместно. В государственном масштабе был организован бойкот еврейских магазинов и предприятий.
         Подобная ситуация не оставляла сомнений в том, что положение евреев в Германии очень быстро вернётся к самым мрачным временам средневековой инквизиции. Руководители движения убрали слово "Германия" из его названия и начали всерьёз интересоваться, ещё недавно казавшимся чуждым, сионизмом и путями осуществления еврейской мечты о своём государстве. В результате деятельность движения была переориентирована на сельскохозяйственное направление, а его членам предложили, по желанию, переехать в один из кибуцев (сельскохозяйственная коммуна) в Палестине.
          Уже через несколько месяцев в Эрец Исраэль (Земля Израиля – исторический термин, употребляемый вместо названия "Палестина") прибыла первая группа репатриантов, включавшая 60 человек в возрасте от 16 до 25 лет. Они оставили изумлённых родителей, университетское образование, профессиональные курсы -  и это всё лишь для того, чтобы начать новую жизнь в затерянном, выжженным солнцем уголке Восточного Средиземноморья.

О ж и д а н и е   п о с е л е н и я

       Члены движения, ступившие на неведомую землю, не сразу разобрались в плюсах и минусах организационной структуры, уже существующих тут, различных кибуцев. В результате половина группы осела в кибуце Гиват-Хаим (севернее Нетании), а половина в кибуце Мишмар Ха-Эмек (юго-восточнее Хайфы).
     И в том, и в другом месте новые поселенцы изнурительно работали на полях и фермах, учили иврит, немного танцевали хору (национальный танец, напоминающий хоровод) и ждали разрешения на создание своего кибуца. Но скоро обнаружили, что для организации самостоятельного хозяйства не так важно, откуда прибыли, сколько сухой земли вспахали, сколько заболоченных мест осушили и сколько молочных коров вырастили по месту работы. Британские власти, понимали, что при отсутствии сколь-нибудь значимых полезных ископаемых в Палестине, немалым источником налоговых поступлений является торговля землёй. Поэтому, для создания кибуца вновь прибывшему коллективу необходимы деньги на приобретение земельных угодий.  Эти средства должны были поступить на счёт "Керен Кайемет ле-Исраэль" ("Земельный фонд Израиля" -  некомерческая корпорация, принадлежащая Всемирной сионистской организации, созданная в 1901 году для покупки земель в Палестине, которая к 2007 году владела 13% территории Израиля. До настоящего времени, кроме приобретения земель, на деньги фонда в Эрец Исраэль высажено 240 миллионов деревьев, построено 180 плотин и водохранилищ, создано более 1000 парков, проложено 7000 км лесных и полевых дорог.)

           Для реализации мечты о собственном поселении на общем собрании движения было решено активно действовать в поиске финансовых источников. Руководство "Верклюте" обратилось к членам семей поселенцев и еврейским общинам, находящимися в Германии, с просьбой об организации особого денежного фонда для "наших детей в Палестине". За полгода была собрана немалая сумма в 300 тыс. немецких марок, достаточная для покупки 6000 дунамов (1 дунам = 1000 кв. м.) сельскохозяйственной земли.
        Эти угодья были куплены у клана (семьи) Сурсок, одного из крупнейших землевладельцев в Палестине. Эти богатые арабы-христиане ещё в 15 веке прибыли в Эрец Исраэль из Константинополя и поселились около Бейрута. Члены семьи занимались развитием местной промышленности, приобретением и продажей земель, организацией банковской системы во всём Восточном Средиземноморье, а в начале 18 века переехали в Бейрут, построив там несколько центральных улиц. В 70-х годах 19-го века клан Сурсок продал турецким властям 800 тыс. дунамов земли в Палестине, но тут же приобрёл 200 тыс. дунамов в Эмек Изреэль (широкая долина юго-восточнее Хайфы), где проживало всего 500 арабских крестьян. В течении первой половины 20-го века семья продала различным сионистским организациям и отдельным лицам большое количество земель.
         Лишь небольшая часть территории, купленной движением "Верклюте", обрабатывалась крестьянами-бедуинами клана Кири, которые жили в Хан Кири – старом постоялом дворе, представлявшем собой одноэтажную постройку из кирпичей с закрытым внутренним двором. Сооружение, которое разваливалось от ветхости (видимо существовало ещё с 18 века), было приобретено вместе с землёй как часть сделки.
 
          Весной 1934 г. все эти 60 поселенцев собрались в городке Хедера, чтобы подготовиться к созданию своего кибуца. Долго выбирали имя, в котором должен был быть отражён сельскохозяйственный смысл, и чтобы оно звучало мелодично на иврите – в итоге получилось "Ха-Зореа" ("Сеятель").
        Но дело задерживалось. Оказалось, что продавец (клан Сурсок) знал местное земельное законодательство намного лучше, чем новоявленные покупатели. Для них было неожиданностью, что стороны должны ещё прийти к соглашению об освобождении земель от проживающих там людей. Закон предусматривал два варианта решения: выплаты компенсации или предоставление другой территории этим жителям. Поэтому, семейство Сурсок требовало предоставить земли для клана Кири, взамен проданных, объясняя это тем, что нельзя просто так выбросить крестьян-бедуинов с территории проживания. Хотя на практике это же семейство не раз изгоняло крестьян из поселений без всякого предупреждения, когда у тех не было права на владение проданной землёй. Однако продавец видел, что сионисты загорелись желанием получить эти угодья и хотел "выжать лимон до конца". После нескольких судов и длинных изнуряющих разбирательств члены движения вынуждены были собрать ещё немалую сумму денег, чтобы "Земельный фонд" мог заплатить и за подменные земли для создания постоянного поселения бедуинского клана Кири, которое должно было располагаться вне границ купленных наделов. По решению суда всю территорию для кибуцного хозяйства требовалось освободить до конца 1935 г.
 
        В феврале 1935 г. в Хедере прошла официальная церемония создания кибуца Ха-Зореа. Члены движения ликовали, и начали паковать чемоданы. Но к их ужасу выяснилось, что бедуины отказались полностью переселяться. Они действительно оставили историческое здание Хана, но поставили палатки и бараки недалеко от него на землях кибуца и подали жалобу, что их изгоняют с привычного места обитания. Кибуцники обратились в британскую полицию для получения помощи в овладении приобретённой собственности. Но там вежливо ответили, что не будут вмешиваться в этот конфликт. Освоение купленных земель опять затормозилось.

Т е р п е н и е

          В конце 1935 г. новоявленные кибуцники поняли, что в этих краях от разговоров ничего не двигается. Было решено силой захватить оплаченные земли. 30 человек, половина группы, прибыли в Хан Кири, как могли подремонтировали его, и начали обрабатывать, принадлежащую им, полоску земли в 18 дунамов. По прошествии времени они стали также работать в соседнем кибуце Йокнеам, что в нескольких минутах езды. Три года члены клана Кири всячески мешали их нормальной жизни: воровали сельхозоборудование и уничтожали урожай. С точки зрения безопасности, местоположение кибуца Ха-Зореа было неудачным.  С трёх сторон на холмах находились арабские сёла. Торопясь заселиться на купленные земли, кибуцники не разработали даже план защиты нового поселения на случай вооружённого нападения. Тем временем в кибуц приехали ещё около сотни человек, и вместе со "старожилами" они освобождали от незаконных захватчиков дунам за дунамом. В 1936-38 годах по всей Палестине полыхало арабское восстание против англичан и евреев, поэтому удаляться от кибуца далеко в поля стало опасно. В эти годы поселение Ха-Зореа более 20 раз подвергалось вооружённому нападению со стороны ближайших соседей.

         Постепенно осваиваясь, кибуцники могли обрабатывать лишь менее трети своей законно купленной земли. Веками не возделываемая сухая земля была малопригодна для пашни, поэтому урожаи были низкие. Чтобы заработать на жизнь мужчинам пришлось искать дополнительные временные работы в хайфском порту и на строительстве дорог. Женщины, в основном, вели домашнее хозяйство, но часть из них также работала в Хайфе домработницами и горничными в пансионатах.
       Из-за материальных трудностей напряжённость в поселении достигла предела. Кибуцники постоянно требовали от властей убрать незаконных поселенцев, обращаясь к руководителям "Земельного фонда", Еврейского агентства и британскому губернатору Палестины. Они даже встретились с легендарным скупщиком земель Иегошуа Ханкиным и умоляли о помощи.  Но ему было легче приобретать новые земли, а не решать конфликт кибуца Ха-Зореа. В 1937 г. Ханкин раздражённо писал им: "Вы были у меня три раза. Ваша просьба требует времени. Вы получили 1400 дунамов на равнине для сельского хозяйства, 70 дунамов для строительства домов, пастбищные земли в гористой местности, воду, свет, дорогу. В Эрец Исраэль необходимо терпение, а для тех, у кого его нет – нет здесь места." А хотели "нетерпеливые" всего-навсего получить то, за что давно уже заплатили.

        Кроме того, в 1938 г. их жизни уже ежедневно подвергались опасности – жилые дома обстреливали арабские снайперы, а власти запрещали строить постоянные, надёжно защищающие от пуль, каменные дома вместо существующих жестяных бараков. Одновременно с этим, власти требовали от кибуцников вообще уйти с этого места, поскольку британская полиция не в состоянии обеспечить им надёжную защиту.

Н а с т о й ч и в о с т ь

           Положение приблизилось к точке кипения, когда семьи, оставшиеся в Германии, и остальные спонсоры кибуца сообщили, что прекращают перевод денег, пока "Земельный фонд" не добьётся быстрого и справедливого решения конфликта. Угроза безопасности превратилась в реальную экономическую угрозу. Это заставило руководство ишува (собирательное название еврейского населения Палестины) решительно потребовать от английских властей удаления бедуинов и освобождения земель, принадлежащих кибуцу.
         В сентябре 1938 г., путём проведения большой военно-полицейской операции, члены бедуинского клана Кири были выселены за границы кибуца, а члены поселения Ха-Зореа облегчённо вздохнули.

           В дальнейшем было принято решение включить "Верклюта" в движение "Ха-Шомер ха-цаир" (всемирная молодёжная сионистская организация) и присоединить Ха-Зореа к государственному кибуцному объединению. Вследствие напряжённой ситуации в Германии, особенно после "Хрустальной ночи" (еврейский погром, скоординированный гитлеровскими властями) в ноябре 1938 г., хозяйство занялось приёмом новых семей репатриантов из бывшей родины. Через месяц уже был заложен первый постоянный каменный дом в кибуце – дом детей. Ещё через некоторое время, видя успехи "Верклюте" при освоении БРОСОВЫХ земель в Эмек Изреэль, в Палестину прибыла дополнительная группа этого движения, назвавшая себя "кибуц бет" (бет – вторая буква ивритского алфавита). Её члены решили не расширять существующий кибуц, а усилить поселенческую деятельность на юге, обосновавшись в районе Ган Явне (возле Ашдода). Они назвали выбранное место Мишмар А-Даром (Стража Юга) и начали специализироваться на разработке методов перехвата дождевых вод, которые во время коротких ливней быстро просачивались вглубь рыхлых грунтов. Далее выяснилось, что такие люди нужны и на севере, где осадков больше. В 1939 г. их представители работали в кибуцах в Эцба ха-Галиль (самая северная оконечность современного Израиля). В 1942 г. все члены "кибуца бет" оставили своё поселение возле Ган Явне и присоединились к кибуцу Ха-Зореа. Вскоре, прибывшая из Болгарии, группа юношей укрепила ряды кибуцников. Эти же ребята во время войны за Независимость влились в ряды защитников только что провозглашённого государства, а некоторые из них отдали жизни за существование новой родины. В дальнейшем, была принята ещё группа подростков, репатриировавшаяся из Марокко.

       Последняя точка в освобождении абсолютно всех КУПЛЕННЫХ земель была поставлена перед войной за Независимость. В ноябре 1947 года арабские жители покинули земли кибуца, получив территорию в Западной Галилее, где и проживают по сей день. У еврейских поселенцев с освоением всех земель появилась возможность зарабатывать себе на достойную жизнь. На сегодняшний день, кроме земельных угодий, в кибуце находятся рыбные пруды и завод "Пластофиль", выпускающий различные пластиковые изделия. В 50-х годах кибуц Ха-Зореа стал одним из центров приёма множества репатриантов, поэтому с 1956 по 2006 год тут действовал учебный центр иврита. В настоящее время в этом поселении благополучно проживают почти 1000 человек.

Н е о б я з а т е л ь н о е     д о п о л н е н и е

            В 1922 году Исраэль Уилфрид молодой парень, член семьи богатых еврейских торговцев из Берлина, отправился в длительное путешествие по дальним странам. Он посетил Индию, Камбоджу, Китай, Таиланд и вернулся в Германию через Ближний Восток, покупая везде ценные и редкостные изделия местного искусства. В 1936 и в 1940 году Уилфрид приезжал в Эрец Исраэль по приглашению своих друзей из движения "Верклюта". С этого времени он проникся идеей сионизма, и начал работать как эмиссар Еврейского агентства. В 1943 году, при возвращении из поездки в Испанию и Португалию, его самолёт был атакован и сбит немецкими истребителями. Все пассажиры погибли. Родственники Исраэля сообщили, что, согласно его завещания, обширная коллекция экзотических изделий предназначена кибуцу Ха-Зореа. Весь этот ассортимент уникальных предметов, с 1951 года и по сей день, демонстрируется в специально построенном здании музея имени Исраэля Уилфрида.

Использованные материалы:
- Ярдени Т. "Сеятели". Журнал "Сгула" (на иврите), №146, август 2022.
- "Семья Сурсок". Википедия (на иврите).
- "Кибуц Ха-Зореа". Википедия (на иврите)
- Штиль Й. "Ха-Зореа: Десять первых лет". (на иврите). Проект Бен-Иегуда. 1999.
 


Рецензии
Здравствуйте, Геннадий!
Прекрасно раскрыта тема!
Благодарю за важную информацию.
С уважением,самыми добрыми пожеланиями, Таис

Таис Никольская   23.09.2023 19:41     Заявить о нарушении
Спасибо за прочтение и тёплый отзыв. Рад, что Вам понравилось.
Успехов.

Геннадий Шлаин   23.09.2023 20:20   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.