Сказ о чайной чашке

- Ой , что за напасть ! Как тут жарко и неуютно !  – воскликнула старая фарфоровая чашка, внезапно очнувшись в темной слякоти  нутра посудомоечной машины .

- И как меня сюда занесло ? – чашку аж пучило от злости – хозяева посмели ее, заслуженную и неотъемлемую частицу императорского некогда столового чайного сервиза, сунуть в какую-то дешевую посудомоечную машину! В мерзко воняющую  мыльную пену !   

- Невежественные люди, - негодовала чашка – Никакого почтения к традициям предков ! Никакого уважения к собственной истории, к духовным скрепам ! Как можно было реликвию , чья изъящная ручка своими сложными изгибами помнила теплоту пальцев российских царей и великих князей, которую десятки лет нежно холили, протирая исключительно драгоценным бархатом и шелком, берегли в глубинах столовых шкафов и сервантов, украшенных искусной резьбою французских мастеров времен Ренессанса – пихнуть в какую-то гремящую и дешевую машину ? 

- Неужели эти неучи не знают, что я не просто какой-то там портовый матросский стакан или грошовая рабочая кружка, а самый что ни на есть раритет ,  наследница  древнейшей китайской чаши   юйшан - «чаши с крыльями», из которой пили вино на древнем фестивале Шансыцзе? Тот самый юйшан, изготовлявшийся  из дерева,  небольшой ритуальный сосуд. Этот сосуд  древние китайцы брали почтительно, двумя руками, и поэтому по бокам у сосуда имелись маленькие, плоские ручки ? То самое вместилище для волшебного напитка – молодого вина ,  которое на поэтических фестивалях тысячу лет назад китайцы пускали вплавь по тихой глади реки, как некогда дочь египетского фараона пустила по водам священного Нила корзинку с Моисеем, чтобы сидевшие внизу по течению поэты вылавливали чаши, пили вино маленькими глотками и состязались между собою в стихосложении во славу древних Богов?

    Этим бездарям было невдомек, что чайные чашки вообще произошли от цветка лотоса, потому древние мастера повторяли форму лепестков божественного растения, а сами чаши изготовляли из тончайшего прозрачного фарфора – пытаясь повторить неповторимую игру Природы ?

    Внезапно беззвучные причитания чопорной чашки прервал грубый стук по соседству. Это звякала, стойко биясь о стенку посудомойки, ложка. Старая и щербатая солдатская ложка. Кусок олова , больше похожий на бесформенный обрубок, чем на ложку, был последним ошметком от целого взвода здоровых мужиков с Рязанщины, оставшегося после  залпа огнемета «Буратино» . На боках ложки пузырились оплавлености - следы  беспощадных языков пламени. Так бывает – живые люди, с глазами, руками, ногами, волосами и прочими человечьими достоинствами ,  сгорели без следа, не оставив даже щепотки пепла,  а вот ложка – кусок металла, сохранилась почти  в целости. Новый хозяин, чтобы очистить металл от грубой окалины из угля и крови, сунул ложку в посудомойку. Не пропадать же полезной штуке ?

      Солдат-ложка, стукаясь ручкой о полированный металл посудомоечного чрева , стоически наслаждался жаром и очищающими струями, периодически взметывающимися  из-под винта мойки.  По крайней мере, это не огненное облако огнеметных снарядов, и не липкая грязь фронтовых дорог, куда периодически доводилось падать ложке. Да, ее поднимали с земли, обтирали от налипших кусков глины, иногда даже мыли в грязной воде  ручьев. Но чтобы вот так – в тепле и мыле, обдавая горячим паром и щекотливыми брызгами, ложка очутилась в первый раз. Солдат-ложка еще помнил жесткость мозолистой ладони пожилого воина, который в аккурат перед внезапной атакой огнемета, заботливо сунул ее за голенище кирзача. Это и спасло ложку от расплавления – когда человеческая плоть , мгновенно сгорая от напалма, взорвалась, разлетевшись кипящей кровью и кусками дымящейся плоти, ложка провалилась внутрь голенища кирзового сапога и варилась там, в дьявольском месиве костей и мяса,  пока все это не превратились в пепельную пыль. А ложка осталась валяться на дне огромной воронки, поблескивая оплавленным металлом среди черной копоти.  Там ее нашел другой солдат из похоронной команды, деловито подобрал и сунул в подсумок, как заслуженный трофей. 

Посудомойка, дернувшись ,  застыла. Струи воды, всхипнув в последний раз, юрко утекли в дыру где-то внизу. Некто, грубо дернув крышку, извлек  на ослепительно яркий свет  кружку и ложку, и швырнул их на грязную кухонную столешницу.

- Невежды, грубияны, хамы !!!! – беззвучно орала императорская чашка, – Как вы смеете, смерды ! Мои края лобзали губы самой государыни –императрийцы ! Их касались великие княжны и даже сам Государь Император однажды пил чай из моего лона !!!!

- И что, лапонька, кхм ? – участливо кашлянул ложка-солдат, начиная великосветский разговор  – Где теперь те цари и княжны ? Там  же,  где и мой прежний хозяин. Спалили их всех скопом, даже памятника не поставили. Только закололи сначала, штыками ржавыми, как свиней на бойне.

- Как.. Как…Как вы смеете !  - судорожно взвизгнула чашка – Как вы смеете хамски поминать мученика и Великого Человека ?!!!

- Мы и есть хамы, простые, как мыло солдатское , - усмехнулся военный инвентарь – В нашем мире говори что думаешь и думай, что говоришь. Будешь выпендриваться или заусеницей кусаться,   швырнут в костер и поминай как звали. А если служить молча и верно – может, поживешь подольше.

 - Вы хам, сударь ! Хам и неуч ! – чашка оскорбленно умолкла, не желая продолжать диалог с безродной железякой.

 - Зря вы так злитесь, - примирительно ерзнул о столешницу покореженной ручкой солдат-ложка – Вы такая красивая и хрупкая, а ругаетесь как пьяный прапорщик. Вас в музей искусств надо, под стекло бронированное, и чтобы смотрители с вас пылинки сдували.

    Чашка капризно молчала. Но интерес к неприкрытой лести незнакомого солдафона начал проникать в ее фарфоровые поры.

    Любая женщина любит ушами и носом , потому что уши и нос – это традиционный инструмент общения с самым дорогим для любой женщины предметом, ее смыслом и ее продолжением - ее дитем. Ребенок, рождаясь, не умеет говорить, не умеет показывать свои проблемы. Но любое дитя с первой секунды появления на свет умеет вопить и испускать запахи, широчайшей гаммой оттенков передавая маме свои подробнейшие сообщения, как одинокий корабль азбукой Морзе из далеких морей передает на родную базу регулярные доклады о делах вокруг и на борту. Так матушка Природа обеспечивает выживание своих творений в злобном и смертельном Космосе, и поэтому именно женщина-мать была в Древности для людей Высшим Существом. 

   Мужчины любят глазами, ибо любой мужчина это охотник, а добычу надежнее всего выслеживать глазами. Запахи можно подделать, и звуки можно подделать. Охотники сами так делают, подманивая добычу. Видимый образ подделать гораздо сложнее. Да, и когда сражаешься с жертвой, чтобы ее умертвить, нет времени нюхать , слушать и анализировать нюансы ее звуковых и обонятельных сигналов. А вот оценить движения противника в драке можно быстро и сразу. Кошачьи - тигры , львы, рыси, кошки ,  вцепившись в добычу, тут же облепляют ее целым сонмом своеобразных датчиков движения – которые расположены на кончиках усов охотника. Сигналы от этих датчиков передаются непосредственно в мозг нападающего и позволяют ему почти мгновенно реагировать на даже попытку движения жертвы.  Современные сложнющие технические системы безопасности, охраняющие жилые дома, заводы, фабрики и целые мегаполисы, устроены совершенно по такому же принципу.      Человек ничего нового изобретать не может. Только заимствовать от Природы.

- Вы, сударыня, как на этой кухне оказались ? – отвлекая чашу от немых рассуждений, продолжил ухаживания искореженный кусок олова – Какой болван посмел вас поставить в посудомойку ?

При упоминании унижения посудомойкой, чашку прорвало :

- Не понимаю, совершенно не понимаю! – и со слезой добавила - Как я здесь оказалась, в ум взять не могу! – капля сочувствия от незнакомой ложки волнорезом  сбила удушающий вал ненависти, и чашка вспомнила о давней связи с офицерской ложкой – столовым предметом высокого искусства из чистого серебра. Нахлынули внезапной нежностью  воспоминания, как они тогда, перед самым российским переворотом февраля 1917 года , резвились, взбивая вкуснейший белый китайский чай в лоне чашки, где-то в покоях Царского Села под Петербургом.  Потом, после революции, они вместе попали в буфет к какому-то немцу-инженеру, строившему ракеты для новой власти - большевиков. Когда большевики приказали всем россиянам сдавать драгоценные металлы, даже обручальные кольца и серебряные ложки, в казну государства, этот инженер прятал офицерскую ложку за грязным плинтусом в своей нищей квартирке. Он спасал серебро ,  необходимое ему для пайки каких то контактов в ракетах. Ракеты инженер  проектировал и мастерил в нищей лаборатории. Те самые ракеты , которые должны были спасать большевиков России от злобных капиталистов Запада.   В конце концов, на немца донесли завистливые соседи в надежде разжиться квартиркой «белоручки и бездельника», и он попал в лапы чекистов,  «выкачивавших» драгметаллы из «бывших» - дворян, купцов и интеллигенции.  Чекисты сажали людей в тюрьму и не отпускали до тех пор, пока родственники сидельцев не отдавали государству все ценности – так  из пчелиных ульев выкачивают мед, окуривая насекомых ядовитым дымом. Чекисты сами себя называли «пасечниками».  Эти пасечники в малиновых петлицах, гордо заявляли, что они есть  «защитники беднейших слоев России». Но чекисты  настолько изьящно говорили меж собою на французском языке, что чашке становилось неловко от необъятности их лжи. Немца-инженера чекисты    отпустили, помурыжив в тюрьме пару месяцев, но не изьяв даже латунных пуговиц с его дореволюционного инженерского кителя. Владелец ложки  был знаком с Лениным и Дзержинским – самыми большими руководителями большевиков.  Выйдя из застенков,  инженер  самолично ложку расплавил, серебро использовал для изготовления двигателя своей новой ракеты. Ракета взорвалась на испытаниях, а изобретательный немец вскорости странно помер. Видимо, чекисты не простили ему высоких знакомств. Много спустя, как помнила чашка, про этого немца-инженера большевики забыли, но громко и самозабвенно прославляли его русского ученика, первым в мире пославшего человека в космос. На ракете, двигатели к которой создал другой немец, из Германии.  Но ракеты ракетами, а долгие десять лет , пока чашка сожительствовала в одном буфете с офицером-серебряной ложкой,  были самым приятным временем ее существования. Чашка ни на мгновение не жалела о смерти инженера, помня,  что именно он уничтожил в огне офицера-ложку. Она долго и мучительно переживала потерю возлюбленного, но в конце концов смирилась, и на долгие десятилетия замкнулась в себе, отказываясь общаться с новоделами –советскими штампованными ложками, беззаботно звенящими в серванте на соседних полках.

- Извините ,  сударыня,  – участливо напомнил о себе солдат-ложка – Что-то вы замолчали? С вами все в порядке ? 

- Ну, что может быть в порядке в этом мире ? – философски спокойно ответила, убаюканная приятными воспоминаниями,   фарфоровая красавица, и слегка подумал, игриво добавила – А вы заметили, в изменяющемся мире, мы, кто неизменен веками, помогаем сохранять спокойствие остальным? Нашим хозяевам , людям ?  И потому они нас берегут и лелеют?

Оловянная ложка, блеснув пузырчатыми шрамами огненных ожогов, грустно и, неожиданно мудро, заметил :

- Люди не нас берегут, а свое спокойствие.  Мы-то можем измениться, погнуться, разбиться, но продолжать существовать, а они – просто исчезают. Без возврата.  Потому, создавая нас из металла и камня, человеки думают, что  могут быть такими же вечными. Они детей рожают и воспитывают,  хотят их сделать похожими во всем на себя, только потому что уверены -  в потомстве, в детях,  их земная жизнь продлиться.  Зря уверены…

    Чашка была поражена глубиною мысли простого куска неблагородного олова, погнутого, избитого и опаленного войной.

- Простой на вид, но такой умный ! – все больше проникаясь симпатией к солдату ложке, подумала раритетная китайская чашка. И заинтересованно уточнила – Почему вы полагаете, что люди зря уверены ?

Солдат-ложка неожиданно ощутил, что красота и шарм случайной собеседницы взволновал его старую, практически все повидавшую на веку, суть.  Любовь делает великими не только людей, но и вещи. Достаточно посмотреть на картину Леонардо да Винчи – «Джоконда». Окрыленный вспыхнувшим чувством, солдат ответил : 

- Зачем человеку вообще нужны чашки и ложки ?  Для еды и питья у него есть ладони и пальцы. Вот, обезьяны не делают посуду ? И неплохо живут. А человек – делает посуду. Сначала он делал ее из коры и веточек, потом из дерева, потом из глины, потом из стекла , а потом из металла и камня .   Замечаете, чем дальше, тем прочнее и долговечнее становился материал для посуды ? И так не только с посудой, но и с одеждой, с мебелью, с домами в которых люди живут. Чем дальше развивались люди, тем дольше им хотелось жить.  А между тем, от окружающих их бытовых предметов, длительность жизни человека никак не зависит. Наоборот. Чем долговечнее материал, тем больше труда и своего времени жизни человек отдает, для того чтобы его обработать. А чем больше труда и времени жизни он отдает вещам, тем меньше времени жизни  и способности к труду остается у него самого. Это создало конфликты между самими людьми, они разделились на группы – те, кто делает вещи или бедняки, и те, кто этими вещами пользуется - богачи. Между этими группами начались войны. Люди убивают друг друга за вещи, которые делают для того чтобы продлить себе жизнь.  Может, разумнее не делать вещи, а просто жить ?   Жить как живут животные, насекомые , рыбы, птицы ?

Чашка была сражена наповал монологом нищебродной оловяшки. Она много слышала рассуждений – и среди высших дворянских кругов, и среди умнейших большевитских партократов, и среди богатейших людей новой России, но такого... Не осознавая, благородная древняя чашка, тончайшего китайского фарфора,  смертельно влюбилась в опаленный обрубок. А ее внезапный возлюбленный продолжал :

- Надо просто жить, ибо никто не знает – что будет в следующий момент? Никто не знает – будет ли он вообще – этот «следующий момент»? А вдруг прилетит снаряд из огнемета Буратино , и зальет все вокруг пылающим напаламом,  и вы в миллисекунду превратитесь в булькающий кровавым месивом вонючий пар?  Если вы живете, вы уже вечны, как вечен мир вокруг вас. Вы появились на этот свет , вы уже – есть, и никогда не исчезните ! Никакие напалмы, никакие Буратины вам не страшны.  Страшна не смерть, страшно забвение. Мы живы, пока о нас помнят. А помнят нас, пока нас любят. 

Чашке захотелось петь и аплодировать одновременно. Она страстно возжелала никогда, никогда не расставаться с новым избранником….

Бойтесь своих желаний. Вселенная всегда их исполняет, если они совпадают с ее законами. 

На кухню ввалился пьяный мужик в униформе, грубо схватил чашку, швырнул в нее ложку и обоих выкинул в воняющее гнилой рыбой помятое жестяное ведро.  Немного покачавшись в руках мужика  на пути из кухни на улицу, ведро опрокинулось, вывалив внутренности в грязный и склизский бак мусоровоза, распугав копавшихся там огромных крыс.  Через некоторое время натужного ерзания лысых шин по дороге, мусоровоз скинул разнообразное мессиво своего чрева в огромный чан,  похожий на мясорубку, в глубине  мусороперерабатывающего завода. От чана во все стороны рванули разнообразные полчища грызунов.  Мусор, с громким и неприятным хрустом   переработали в строительный материал….

- Коллега, вы только посмотрите ! – восхищенно воскликнул юный археолог, оторвавшись от электронного микроскопа,  – Оцените эту божественную красоту рисунка на срезе ! Никогда не видел столь потрясающего порядка в расположении элементов керамики и олова. Они напоминают застывший во времени танец танго.  Очень странная композиция элементов – китайский фарфор, русское олово, а вокруг - частицы напалма.

- Где изъят   образец ? – деловито уточнила , приникая строгим взглядом к экрану, старший археолог.

- На объекте планеты Земля, галактика Млечный Путь. Из раскопок очень древнего храма. Это кусочек кирпича фундамента. Кроме остатков кладки, там практически не осталось следов.

На экране электронного микроскопа, в страстном танце бессмертной любви ,  кружились вихри неведомой Вселенной, бриллиантовым разноцветьем  миллионов оттенков света   вздымались над черным огнем напалма  микроскопические частицы раритетной китайской чаши, императорского некогда столового чайного сервиза, и старой оловянной солдатской ложки.   


Рецензии