Любовная остуда по Островскому

Любовная «остуда» по Островскому.


В сердцах людей заметил я остуду
Немалую; горячности любовной
Не вижу я давно у берендеев.
Исчезло в них служенье красоте;

С горечью говорит царь Берендей в пьесе А.Н. Островского «Снегурочка». Надо полагать, говорит он не о жарких объятиях, а о Любви созидающей, возвышающей, жертвенной, безусловной. Иначе не добавил бы вслед:

А видятся совсем другие страсти;
Тщеславие, к чужим нарядам зависть.

А.Н. Островский написал пьесу в 1873 году, будучи уже известным драматургом, автором многих прозаических  остро социальных произведений. Но на этот раз он получил заказ написать сразу для трех трупп: драматической, оперной и балетной. Он выбирает в качестве основы сюжета сказку «Девочка-Снегурочка» из трехтомника А.Н. Афанасьева.

Александр Николаевич Афанасьев (1826 — 1871) - собиратель фольклора, исследователь духовной культуры славянских народов. Сказки он собирал разные, в большинстве взрослые: страшные, трагические, житейские, жестокие. Это потом многие из них адаптировали для детей.

В варианте Афанасьева бездетная пожилая пара, Иван да Марья, из-за безысходности своего одинокого проживания лепит из снега куклу, которая неожиданно оживает. Она быстро растет, и за зиму вырастает до девочки лет 13-ти. Снегурочка послушна и умна, но немного грустна и боязлива.

В праздник Ивана Купала она отправляется с подружками гулять. В язычестве в ритуал этого праздника входило перепрыгивание через костер. Снегурочка приняла участие в обряде обычных людей, тоже попыталась перепрыгнуть через костер, но... растаяла.

У Островского Снегурочка умирает от любви (тает от любви). И этот вариант самоотверженной любви привлекает театральное, читательское и зрительское общество. Сейчас в предверении 200-летия Островского многие музыкальные театры обратились к сюжету писателя, внесли свое понимание, творчество, создали новые стихи и музыкальное оформление, но оставили главную мысль  - противостояние любовной «остуде».


Сегодня на многих афишах мы видим ограничение — 16+. Значит, не все так просто в понятии Любовь. Вспомним, что говорит о ней апостол Павел в Первом послании коринфянам: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине, все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (13:4-8). Ох, как далеки мы от этой истины сегодня!

Снегурочка Островского имеет родителей. Отец - Мороз, мать — Весна. Но как зародилась эта семья?

Весна:

Шестнадцать лет тому, как я для шутки
И теша свой непостоянный нрав,
Изменчивый и прихотливый, стала
Заигрывать с Морозом, старым дедом,
Проказником седым; и с той поры
В неволе я у старого. Мужчина
Всегда таков: немножко воли дай,
А он и всю возьмет, уж так ведется
От древности. Оставить бы седого,
Да вот беда, у нас со старым дочка —
Снегурочка. 

Теперь девочке (девушке!) 15. Она живет в девственном лесу, где все ее любят и лелеют. Да суровый Мороз и не позволит никому обидеть девушку. Но это мир дикой природы. А хочется жить с себе подобными.

Девке воля
Милей всего. Ни терем твой точеный,
Ни соболи, бобры, ни рукавички
Строченые не дороги; на мысли
У девушки Снегурочки другое:
С людьми пожить; подружки нужны ей
Веселые да игры до полночи,

Убеждает Весна Мороза. Мороз сокрушается:

И некогда и неохота тебе за дочерью приглядывать.

Так девушка попадает в приемную семью. Но это не Афанасьевские Иван да Марья, это берендеевские бездельники Бобыль и Бобылиха. Бобыль поет частушку о себе самом.

У Бакула бобыля
Ни кола, ни двора,
Ни кола, ни двора,
Ни скота, ни живота.

Откуда быть хозяйству, если Бобыль только и ждет, когда кто-нибудь поднесет чарку, а для Бобылихи верх совершенства  - модное украшение на голову («взбодрить с рогами кику»). Поэтому и счастливы, что приобрели Снегурочку: за красавицей будут ухаживать женихи, одарять родителей подарками, а там, глядишь, и выйдет за богатого.

Ну, чем же я, Бакула, не боярин!
Вались, народ, на мой широкий двор,
На трех столбах да на семи подпорках!
Пожалуйте, князья, бояре, просим.
Несите мне подарки дорогие
И кланяйтесь, а я ломаться буду.

Но вот незадача. У Снегурочки нет опыта берендеев, она не может ответить на ухаживание страстями, она ждет настоящей любви. Приглянулся ей пастушок Лель, милый исполнитель песен, но это еще не любовь, это скорей очарование от его пения, музыки, желание любить. Этой «детской»  любви Лель, сам безродный, бездомный, не понял, не принял.

Зато влюбился в девушку Мизгирь. Богатый купец, удалец, прошедший огонь и воду, знающий себе цену. Расположить к себе может любую, но вот беда: застенчива девушка, чиста душой, наивна. Но это и стало причиной его  любви, неожиданно трагичной на этот раз. Он объясняет причину брошенной им Купаве:

Влюбленному всего дороже скромность
И робкая оглядка у девицы;
Сам-друг она оставшись с милым, ищет
Как будто где себе защиты взором.
Опущены стыдливые глаза,
Ресницами покрыты; лишь украдкой
Мелькнет сквозь них молящий нежно взор.
Одной рукой ревниво держит друга,
Другой его отталкивает прочь.
А ты меня любила без оглядки,
Обеими руками обнимала
И весело глядела.
И думал я, твое бесстыдство видя,
Что ты меня сменяешь на другого.

Опыт героя-любовника мешает Мизгирю услышать тревогу новой возлюбленной: Снегурочка предупреждает его о гибели от солнечных лучей, а он упорно тянет ее на самый солнцепек, чтоб похвастаться своей победой над девушкой.

Погибли оба, она расстаяла, он с горя бросился в озеро. А берендеи не оплакали гибель, да и не заметили, словно приняли все как жертвоприношение богу Солнца, а может, не очень взволновали их чужие пришлые люди.

А как все прекрасно начиналось. Снегурочка примеряет венец Весны, любовь входит в ее ледяное сердце, и … все меняется:

Ах, мама, что со мной? Какой красою
Зеленый лес оделся! Берегами
И озером нельзя налюбоваться.
Вода манит, кусты зовут меня
Под сень свою; а небо, мама, небо!

И как все это передать на сцене? Языком театра? Пьеса Островского настолько наполнена светом, любовью, необычными чувствами, что требует огромного поиска для ее воплощения на сцене. Здесь даже художник по свету должен иметь талант. Художники - костюмеры, декораторы, бутафоры — все должны обладать фантазией,  высоким мастерством.

У Островского:

«Начало весны. Полночь... Полная луна серебрит открытую местность».

Леший «складывает над головой руки и падает в дупло».

«Из лесу на пляшущих птиц начинает сыпаться иней, потом хлопья снега, подымается ветер, — набегают тучи, закрывают луну, мгла совершенно застилает даль»

«Из лесу показывается призрак Снегурочки и манит Мизгиря. Кусты и сучья деревьев принимают меняющиеся фантастические образы».

В киновариантах проще, язык кино может почти все. Самая любимая киноверсия во все времена — фильм «Снегурочка» режиссера Павла Кадочникова, снятая в 1968 году в предверии 150-летия А.Н. Островского.

К пьесе Островского музыку сочинил П. И. Чайковский.  В 1881 году по пьесе Н.А. Римским-Корсаковым была создана удивительно поэтическая опера с одноименным названием. Однако постановщики почти не обращаются к музыкальной классике. Так в «Снегурочке» П. Кадочникова звучит музыка композитора В. Кладницкого.

Это фильм о большой любви, захватывающий человека так, что при утрате ее теряется смысл жизни. Все красиво здесь, ярко, весело. Сцены Масленницы, гуляний молодежи, приезд Мизгиря на 4-х ладьях, все подчинено поэтическому рассказу драматурга.

Костюмированный видеоряд «Снегурочки» прекрасно интерпретировался в эпоху модерна. В 1900 году пьесу Островского  ставят сразу в 4-х театрах. В одном из них костюмы придумывал  художник Виктор Васнецов, сам и сыграл царя Берендея.

Наше время, мне кажется, особенно подходит для постановки сказки. «Остуда» у нас налицо, театральные возможности бесконечны, свобода в творчестве ничем не ограничена.  Свои спектакли по пьесе Островского ставят Московский театр на Таганке, Мордовский музыкальный театр имени И. М. Яушева, Калининградский областной музыкальный театр,  Высшее театральное училище имени М.С. Щепкина  при Государственном Малом театре России, студенты МГУКИ,  ученики общеобразовательных школ.

Отзывы о спектаклях разные, даже диаметрально противоположные. Это и понятно, у многих «правильной» версией остаются спектакли с Васнецовым, кинофильмы 1968 и 1971 годов, опера Римского-Корсакова, где костюмы стилизованы как народные, фольклорные. Другим интересны поиски новых решений в духе авангарда, постмодернизма.

Я говорю здесь не о крайностях, когда Весна в цыганском платье,  царь Берендей во фраке под шубой, а Мизгирь, как представитель более обеспеченной материально прослойки, выезжает на деревенскую площадь  на мотоцикле или автомобиле . Я говорю о серьезных глубоких находках. Искусство не должно стоять на месте, должно обновляться, учитывать современный менталитет.

В «Сатириконе» Константина Райкина пьеса Островского звучит как притча, как символ противодействия цивилизации, закрытости людей, призыв к первородной гармонии. На сцене остатки железных конструкций как некий холодный агрессивный мир. А действие спектакля подчинено борьбе за живое естественное начало.

Калининградский театр представил мюзикл по пьесе Островского.  Мелодичные, нежные мелодии написала Ева Симуран. Ничего уже не напоминает о сарафанах  с кокошниками, каждый герой в своей цветовой гамме. Здесь главенствует эстетика Малевича. Это не детская сказка, это история о взлете любви, жертвенности, глубоких любовных переживаний современников.

В Академии кинематографического и театрального искусства Н.С. Михалкова пошли от студенческого понимания пьесы. Каждый выбирал роль для себя и разыгрывал то, что понимает и чувствует он сам. Потом уже по этим этюдам складывался и дорабатывался весь спектакль.
 
Чудо сотворил Государственный концертный ансамбль «Дальний Восток». Снегурочка не погибла от жарких лучей солнцаа. Вместе со всеми она принимает участие в экспрессивном празднике Любви, когда берендеи складываются счастливыми парами. Оптимистичен заключительный аккорд:  «Верить в любовь не устаю. Нет ей края и нет конца». Спектакль создан сценаристом и  режиссером Анной Фекета, музыка Юлии Давыдовой.

Старшеклассники школ разных городов, в основном, проигрывают традиционное понимание народной сказки. Но все эти постановки, сами поиски   говорят о том, что произведение Островского  не устаревает, оно подвигает к творчеству  создателей спектаклей и сотворчеству зрителей. Потому что это классика. Русская классика.  История, созданная Александром Николаевичем Островский почти 200 лет назад, для нас актуальна, злободневна, важна.

Главная


Рецензии