Этимология термина Микрах

Из серии этимология сёл Южного Дагестана. Рассмотрим этимологическое значение одного из древнейших сёл  Дагестана. Древнейший Термин
через- чур сложен и во многом запутан из за истечения большого количества  времени.

Общий обзор.
 Село Микрах расположен в самой центральной части
Докузпаринского  района, в ущелье между горными
вершинами  как: Шалбуздаг/Эренлар(4142м.),Ярыдаг(3925м.), Гестинкил(2788м.) на левом берегу реки Чехи вац.
("Большая река")
Ближайшие сёла это: Каладжух,Теки,Килер,Кавалар.
Высота расположения села1449м.над ур. моря.
Географические координаты 41-22 с.ш.47-53 в.д.
(например для сравнения  коор.с. Куруш 41-28с.ш.    47-83в.д.высота 2560м.)и т.д.

История.
Первые упоминания о Микрахе относятся к трудам др.греческого  ученного Клавдия Птолемея(ок.90г.-ок.168г.) Автор трактата " Руководство по географии в 8-ми книгах,в котором 8тыс.городов и местностей с указанием  географических координат в т.ч и Кавказских и т.д.
В Ср.века Микрах является городом, в 7-12вв.здесь процветает торговля, ремесла,  искусства. Остуда проходил ВШП- Великий шелковый путь. Суда  прибывали торговые караваны из стран Ближнего Востока Ср.Азии и других мест. В 8 веке здесь появились  арабы.
Микрах был подвергнут осадой  совместными силами Арабов и соседей  Ахтынцев. После чего город был взят, а население был обращено в Ислам....(ок..733-760гг.)....Потому что если сравнить....в село Куруш арабы переехали в 733г. в количестве 30 семей, а джума мечеть в селе была построена через 20 лет в753г.и т.д.
(это достоверные, факты и данные автора...).В 1630 году Микрах стал Административным центром
новообразованного Алтыпаринским обществом.
В 1918 г.в Микрахе была установлена Советская власть.
В1936г.был основан первый колхоз. Микрахцы
активно участвовали в строительстве Курущской ГЕС
имени Азаева Идаята  Фармановича, который был его 
директором строительства и после руководителем, она расположено   в селе Теки(Текипир-кент).
В годы ВОВ (1941-1945гг.)из села добровольцами уехали на фронт 335чел.домой не вернулись 124чел.
вечная им память. Аминь!
Более подробно см. историю села на Урок.РФ.
"Творческий проект"Микрах("Гнездо Солнца")История...
А теперь рассмотрим историю во времена арабских завоеваний. Что здесь происходило.
В первую очередь отметим, что написано в Ахты наме, что: "Хазары  овладев Ширваном, посадили в местности, где ныне селение(кайра) Микрах, одного из своих эмиров по имени Самсам, в качестве его визира был назначен эмир Кяги, который был родом из Шама(Сирии).В это время хазары часто нападали на Дербент и Ширван и т.д.
Об этой и др. истории упоминается в "Ахты-наме",она известна в двух списках как, А.Бакиханов. и А.Ф.
Десимона, царский чиновник по особым поручениям
при командире ОКК.Отделение Кавказского Корпуса
побывавшего в Ахтах в 1839году.В сущности оба списка повторяют друг друга. Отличие состоит лишь в том, что в первом обстоятельно описано зашита крепости Ахты и более обширна заключительная часть,которая отсутствует в другом списке, здесь описано о взаимоотношениях шаха Ал-бурзи и Самсама.
Во втором списке имеются сведения о с. Кара-Кюре, отсутствующие в первом.
Здесь важно обратит внимание на тот факт, что 
  А.Р.Шихсаидов (1928-2019гг.).писал в своей книге Дагестанские  исторические сочинения...
"что,все населеные пункты  как Ахты, Каракуре,,Рутул,Куруш, и др.названые в тексте,
могли существовать в 7-9 веках ибо их древность  засвидетельствовано как арабскими надписями так и другими  письменными  сообщениями. Здесь  проф.сто процентов прав. Например оттиски  фамильных печатей  из семейного архива  Седрединова Катиба Мирзехановича  о котором я уже писал говорят именно об этом /печат Ал абу Юсуфа из с.Куруш,предводитель 30 семей арабов,    которые переехали в село Куруш с датой изготовления данной печати (733год).из Дербента через с. Микрах.
(об этом написано в "Ахты наме")и подтверждается этими документами  тоже...
Этот  исторический факт говорит о том ,что село в это время там стоял твердо да и другие села тоже...здесь сомнений ни каких не должно быть и т.д.
В" Истории Абу Муслима" эти события  изложено в
следующих словах...Погибли войска Самсама... осталось управление Микрахом в руках Сафеддина(брат его)Юсуф ,который обосновался в с.Курум/Куруш.Насреддин и  Рамадан в селах Хинав и Рутул,Абдаллах в селе Курах и т.д. У Юсуфа было четыре сына:один из них  по имени Акаджан, жил в с.Штул осталные в с. Куруш и т.д. А.-Бакиханов в своей книге"Голистан и Ирам
писа ,что " война продолжалось сем месяцев без всякого успеха. Сем месяцев Микрах был в осаде и
упорстве....   Эмир Кяги ,Шах ал-Бурзи и другие тайно договорились  об убийстве Самсама и этот план
они    осуществили и.т. д.
Эмир Каги сделался начальником Микраха с окресными селами Кара- кюре и Курушем.
(т.е.Эмиром)
Город был назван именем Мир-Кяга, затем название
принало форму Микрах- нынешное название села.
Эмир или Амир это мужское имя .она имеет и другое значение  в  мусульманских странах - Эмир это титул, правитель, князь, в первую очередь военного характера (военаначальник).
Название  Микрах именно связан с этим именем, такнаписано в источниках. Продолжим этуальтернативную  версию .Данное  имя в действительности может трансформироваться в  Микраг.(путем и через народную этимологию)
(Эмир Кяги,Миркаги,Эмир  преврашается .в Мир,а Кяги  и в Каги) и далее Мир пр.вМик,или в Муг,а Микраг,в Микрах или в  Муг-рагъ в " гнездо солнца",что не соответствует истине ...В переносном смысле да ,так как село окружен с четырех сторон  горами или скалами-Раг,Рагар на лезгинском это "скалы","скалные горы"вокруг села Микраг,а вот слово"Рагъ"это "солнце  в принципе здесь отсутствует если только не в переносном смысле... Муг+Рагъ -это искаженая  народная этимология данного сложного термина, это ложная этимология.
Кроме того в этом топониме присутствует древнейшие  Албано-лезгинские элементы ,как первоначальное образование  букв.например буква "М",образована и взято с верщины гор ,на подобия
двух вершин или седлообразной формы, похожий на букву"М".А это не что иное как пиктограмма т.е.
древнейшее  рисуночное письмо...
Вот ,что пишет по этому поводу проф. Яралиев Я.А.в книге История  лезгин Пелазги 3-2тыс. до н.э.Том.1. .М.2003г.с.292...
п.8. от Минойской на латыне-рисоват,на греч.-
запись, писать знаки т.д.
Греческая( М)происходит от минойской пиктограмы "гора,вершина"- "ми"
Минойское слово звучало"мина"-вершина, горы.
на языке Кавказских  Албан  слово  минал
означает ""высочайший","величественный".
Вот как далеко уходят корни данного термина как
Ми-к -раг (Мик-раг- Ми-крах и т.д.Эти данные как нельзя лучше подходят к нашим горам вокруг села Микрах и т.д.
Термин Ми-крах связан в первый очередь с горами и частично  с именем собственным (т.е.с именем Мир Кяги,который был Эмиром  данного региона во времена арабов (7-8вв.)
В прямом смысле термин "Микрах" ничего  общего  с "Гнездом солнца" не имеет Однако в переносном смысле и в географическом положении объекта  она имеет непосредственное  значение. Так как село расположен в центре и в окружении этих высоких гор.
отсюда и пиктограмма т.е. рисуночное письмо ,горы  верщины гор похожие на букву "М".(Ми),который имеет значение как горы или вершины гор и т.д.
Если коротко то термин " МИКРАГ"  состоит из -2х- частей  "Ми"-это гора или вершины гор, а" Раг" -это
"скала или скалистые горы.(горы как скалы)и т.д.
Слово"Ми"-очень древнее слово которое возникло на заре человечества с возникновением  рисуночного письма (пиктограммы).
Коротко перечислим историю письма как она развивалась
Виды письма:

1.Пиктографическое письмо
2.Идеографическое письмо
3.Логографическое письмо
4.Слоговое письмо
5.Алфавитное письмо
6.Характеристическое письмо
Считается ,что первый алфавит был изобретен в
Финикийском государстве около 3тыс.лет назад.
Во всяком случае  финикийское письмо стал прародителем первого алфавита.
В финикийском алфавите под №14 и находился буква
"М",(Ми),которая нас интересует,изображает рисунок
горных вершины по аналогии с буквой "М"  ( две вершины).
Финикийский алфавит  заимствовали др.греки в19-8вв.до н.э и далее она распространилось по другим регионам   мира...
Какие  же слова встречается в лезгинском языке с словом "Ми":
Ми,Мин,Минал,Михц,Миски,Минара,Милиз,Мих...
Мик,Микил-племя(албано -лезгинское племя в значении горные племена)...
 
Микил-"народ"
Микир- "голова,вершина"
Микир-"вестник"
Мил-"тело ребенка"
Мил-фитил,(огонь на горе или холме.
Мин- древное божество(добрый дух),и имя собственное.
Минал-" величественный, высочащий"
Минара- "башня"(Минарет).
Миски -мечет.
Мисри - очень острый т.д.


Термин одновременно является и топонимом и именем  собственным и т.д.До сих пор в лезгинском языке сохранился имя собственное мужское имя -"МИН",который,
имеет значение как "скала,тверды по характеру и  нраву" и т.д.
Важно в своих исследованиях опираться на языковые материалы и ключевые слова ,которые мы привели выше...
Народный термин Микрах слегка изменена - должно быт Микраг (Мик-раг),который со временем превратился в Микрах. этому способствовал народная этимология ,которая и внесла определенную путаницу в данный термин ,что повлекло за собой
ложную этимологию, как " Муг рагъ"- в значении на лезгинском языке-"Гнездо солнца" и т.д.
Вспомним, что такое Этимология и Народная этимология:
Этимология-это раздел лингвистики изучающий
происхождение слова. А так же методика исследований используемых при выявлении истины -слова и сам  результат такого   выявления и т.д.
Народная этимология-передача этимологию слова через народную этимологию-это и есть метод народной этимологии т.е.как она и к чему она ближе по форме звучания...
Народная этимология- это наивная этимология,
это преобразование термина по аналогии...
Как правило народная этимология обзаводится словами ,заимствованными из других языков...
Народная этимология это ложная наука.
Народная этимология, иногда создает конкуренцию настоявшей этимологию.
Народная этимология это такая ангажированная интересное явление...
Народная этимология построена на основании
ошибочном понимании его этимологического состава и  измененная формы незнакомой  на знакомую
форму. Она часто возникает при освоения заимствовании и также в диалектной речи, просторечии...               
Приведем примеры народной этимологии:
1. якобы название села Куруш образовался из
племенного названия арабов Курейш (персидское Кураш)и т.д.
Курейш превратился в Куруш. Такой вывод характерен только народной этимологии(это ложныйслед и ложная этимология.
2.В источниках также прослеживается ,что  якобы Эмир Кяги-Эмир Микраха-(Мир-Кяги)  со временем превратился в "Мик-рах...(что также относится к народной этимологии и т.д.(к- ложной этимологии).
                Пиктограмма.
Остановимся на данном понятии. Что же это такое?
Пиктограмма это древнейшее рисуночное письмо
древнего человека. который уже нуждался в передаче информации другим людям, как своим так
и другим окружающим племенам и т.д.
Возраст Пиктограмме примерно (8-6тыс.лет.до н.э.)
Серьезные работы по изучению пиктограмм в России
начались  с 1982 года.  За короткое время  было обнаружено 26 мест где были найдены  пиктограммы.(где было обнаружено более7000рисунков)В народе их называли "Шайтанские письмена"Самая крупная галерея этих
рисунков находится в горах Дагестана.
Более подробно см.на яндексе в статье Валентины Катович"Путешествие в тысячелетия"
Если судить по этим данным, то Микрахцы
условно получается  правы отмечая свой 5тыс.летие в июле 1994году...
(конечно село или город там не стоял а вот люди там и на юж.Кавказе безусловно жили.)
Если судит по пиктограмме -рисуночному письму и этимология села и т.д.Как говорится это Кавказ*.
В Албанской книге среди списка  племен мы так же находим наименование  племени ка Гарг, Гары, Мик=Мики.Мики- что значит горные племена(по аналогии- заглавной буквы-"М",Ми,мик-горные племена и т.д.
Древные Куьринцы и были горными племенами Каказских  Албан,а в состав Куров/Куьре и входили
Мики как часть этих больших племен...
Какие же выводы мы можем сделать в данном случае?.
1.Куры-Куьринцыэто один из больших Албанских племен ,которые берет свое название от одноименной албанской реки как: Кир,Кура,Куьрэ,Курум и т.д.
В состав данной племени
 входили многие другие мелкие племена и этнические группы(сихилар) как и шахдагские группы народностей  в.т.ч и современные Микрагцы, Курушцы и другие современные народности Докузпаринского и других районов Южного Дагестана и Северного Азербайджана. По этой причине в албанских источниках мы находим такие  близкие к нам  названия как -Муьш-Куьр Микрам, МикрахМикир,Курум,Куруш ,Курал и   т.д.
И даже Леки(Лекьер) первоначально входили в состав больбшой и многочисленной албанской племени на это указывает сохранившейся в языке термины или словосочетание как Лекуры Лекь+Куры),Муьшкуры
Мушк+ Куры-это  объединения древних родственных племен современных лезгин и т.д.
Первоначально в списке Кавказских племен было 31 племя, а ко времени Страбона их осталось 26 племен.
Здесь речь идет о племенах, хотя он и не приводит список этих племен (по незнанию их имен),а он придерживался строго истины и со слов других не писал разные небылицы и даже критиковал их и т.д.
О языках здесь речь не идет, о наречиях и диалектах да) и т.д.
Это было связано с консолидацией и союзами племен а также с миграцией Кавказских племен в другие регионы как вокруг Каспийского моря ,в Малую и ПереднуюАзию и даже вСредную Азию и от туда  в Индию и т.д.

Кюринцы в древности жили как в низменных так и в горных районах и  центральных районах Кавказской Албании ,от реки Кура до горных районов современного Докузпаринского района в низменных и приморских районов до Дербента и в горных районах и т.д.
Часто исследователи  путаются, когда находят название племен на Кавказе то в одном то в другом географическом  районе  (например Гаргары и др.об
этом написано в источниках)...
это только связано  с отгонным скотоводством. По этому что Албаны были древнейшие и профессиональные животноводы на Кавказе и жить на одном месте и разводить животных по природе не возможно и т.д.
По этой причине они здесь и занимались отгонным животноводством отсюда и такие большие перемещения(на большие расстояния, и поэтому их и называли  по незнанию "кочевниками") и т.д.
Заключение.
Из всего сказанного можно сделать однозначный вывод. Этимология  современного термина Микрах
связан с горами, с скальными высокими горами,а
также с языковыми материаламидревних Албано-лезгин,которые указывают навысокие  скальные горы Кавказа в данном регионе  и т.д.
1.Интересуюший нас термин  не посредственно связан с пиктограммой т.е. с древнейшим рисуночным   письмом.
2.В списках племен Кавказских Албан в количестве 31ед.) на ряду с другими племенами  мы находим название племени Мик,Мики,в значении "горные-горцы"...
3.Термин Микрах в современном исполнении относится к  топонимам и к имени собственной
(мужское имя Мин)и т д.(Также см.другие племена Кавказских Албан и их названия...)
и на этом я хотел завершит Всего Вам доброго!
*Что касается  названия Шалбуз,или Шах-ал-Бурзи
см.Значения термина Эренлар/Шалбуздаг на Проза.
ру  в моем редакции  от2021г.
Литература:
М.-А.Садыки.Древняя история лезгин и античные письменные  источники.М.1996г.с.174.
Вердиханов А.Ш.Куруш: историяи современность.
Махачкала .1998.с.16.
Бакиханов А-К.Голистан и Ирам,Баку,1991г.с.63.
Яралиев Я.А.Кавказско -Алупанская письменность
и лезгинский язык.Махачкала.1995г.с.121.
Я.А.Яралиев.Н.О.Османов.История Лезгин.Пелазги (3-2тыс.до.н.э.) Т.1.  М.2003г.с292.
АкимовК.Х.Лезги -урус гафарган.Махачкала.2017г.
Анализ  источников и языковых материалов автора.


Рецензии