Фокус на внутреннем мире познающего
Заголовок текста отталкивается от финального вывода Шереги о книге: «Она представляет собой новое видение творческого процесса, сфокусированное не на объект познания, а на внутренний мир познающего». Эти слова – поддержка моего стремления рассказать историю долгих и сложных путей изучения сознания населения через анализ биографий социологов.
******
Книга Докторова Бориса Зусмановича, наиболее успешного историка российской социологии и биографа-аналитика, пожалуй, всех предшествующих поколений российских социологов, – это углубленная «разверстка» его личных изысканий и проведенных им персональных интервью с социологами. Эти изыскания и интервью синтезированы им в ряд монографий, которые были опубликованы в России в последние два десятилетия.
В стремлении найти личностные мотивы жертвенных усилий российских социологов 1960–1980-х годов, направленных на «реформирование» советского обществознания изнутри, автор также обращается к американскому опыту зарождения опросов общественного мнения в 1930-х годах, как неоспоримому признаку демократизации политической жизни под влиянием возрастающего динамизма экономики, обновления потребности масс в материальных символах новой рыночной цивилизации.
В результате, научные изыскания автора выходят за рамки опыта советской социологии и успешно реализуются на ниве истории американской социологии массового сознания и биографии американских полстеров, заложивших основы теории и методов изучения потребности масс и социальной функции общественного мнения.
На стадии зарождения и американской, и советской социологической практики речь шла о совершенствовании методов социального управления путем отказа от теолого-идеологического (в политической практике называемого директивным, часто – диктаторским) управления обществом и переходе к учету возросшего производственного и потребительского динамизма поведения масс, ее интеллектуального потенциала по причине модернизации технического и технологического содержания труда.
В книге в аналитической форме представлены биографии ряда наиболее выдающихся российских и американских социологов, отличающихся не только генетической тягой к познанию социальных явлений, но и высокой гражданской позицией в своем стремлении сделать общественную науку более конструктивной и востребованной для практики политического управления.
Освещая зарождение американской социологической практики посредством биографии первопроходцев изучения общественного мнения – Джордж Гэллап, Хэдли Кэнтрил, Дэвид Огилви, – из российской практики изучения общественного мнения автор приводит также три известных персоналии: Б.А. Грушин, Т.И. Заславская, Ю.А. Левада. В дальнейшем, не без основания, приведенный ряд российских социологов расширен исследователями, внесшими большой вклад в развитие российской политической социологии и методов анализа социальной практики: В.А. Ядов, А.Н. Алексеев, В.Б. Голофаст, Г.С. Батыгин.
Практика и методы изучения общественного мнения, заложенные американскими полстерами в 1930-е годы, в дальнейшем составили основу формирования и функционирования служб опроса населения в экономически развитых странах всего мира, а также в бывших социалистических странах, еще до трансформации их авторитарной политической системы в рыночную. Что касается развития социологии в России, и в плане распространения социологической культуры, и в плане содействия демократизации общественной жизни, неоценимы первые в СССР опыты изучения общественного мнения, проводившиеся Б. Грушиным, а также практика первого в советской стране самостоятельного Центра изучения общественного мнения, созданию и функционированию которого, наряду с Б. Грушиным, всемерно содействовали Т. Заславская и Ю. Левада.
При всей практической значимости изучения общественного мнения, такие исследования органически встроены в общую теорию социологии и в этом аспекте, если иметь в виду методологию и методы прикладной социологии, большинство российских социологов формировались на знаниях, которые в советскую общественную науку внес своими социологическими работами В. Ядов.
Уникальной является жертвенность и преданность социологии, которую в течение всего своего творческого пути проявил А. Алексеев. Методы его научной работы – достойный подражания образец бескомпромиссного служения науке в столь конъюнктурной области, как социология политики.
Самобытный стиль эвристического подхода к социальному познанию отличает В. Голофаста: вечный поиск, порождающий вечные вопросы и вновь стимулирующий к поиску – это образ творческой личности, вбирающей в себя все аномалии общества. Его методы исследования по праву позволяют заключить: социология – это диагностика «социальных болезней».
Творчество Г. Батыгина отличается глубиной анализа и перманентной неудовлетворенностью результатом. Он стремился узнавать все глубже и глубже, структурировать социальный объект до «скелета». Его выдающейся заслугой является постановка проблемы интерпретации социологических эмпирических данных, которую он развернул в теорию, заслуживающую дальнейшего развития.
Несомненно, книга Б. Докторова – это мастерски оформленное посредством биографий зеркало гуманистического познания и гуманизма в социальной науке. Она представляет собой новое видение творческого процесса, сфокусированное не на объект познания, а на внутренний мир познающего.
Свидетельство о публикации №223042301376