Печати

Разговор здесь пойдет о Курушских печатях из
села Куруш. Впервые я на них обратил внимание 1995г.рассматривая архив отца Седрединова Катиба Мирзехановича (1928-1998гг.)
Сам по себе эти печати- культурное достояние не только Курушцев но и всего Дагестана в целом и т.д.
1. Сохранился сам печать Курушской Джума мечети
753 года изготовления, с надписью на арабском "Гьабидан Бика"-что переводится на русский как
"Искренне покланяюсь тебе",  имеется в виду      Аллаху  .  Хвала Аллаху. (далее мы остановимся более подробно).
2.Сохранились оттиски фамильных печатей 30 крупных баранаводов  села (см.список).
3.Сохранился оттиск большой печати села Куруш .
Где написано на арабском языке "Этого виялата село Куруш".
4.Сохранились оттиски печатей как:
Курушское Сельское управление Самурского округа.
Курушский Сельский Мулла Самурского Округа.
Самурский Округ был образован в 1839году и был упразднен в 1928 году.(ч/з.89лет).

Сами печати к сожалению не сохранились, сохранились   их оттиски на различных документах как: хозяйственных, юридических купля -продажа и т.д.
Это так называемые фамильные печати(их еще назвали наперсные печати).Где указанно фамилия человека кому он принадлежит. По документам я их обнаружили нашел все 30 штук.(по преданиям их и было 30шт).Записи составлены и изготовлены на арабском языке с красивой каллиграфией и т.д.
По преданиям старожилов до прихода в село арабов
(733год),сельские крупные барановоды имели другие такие же  печати только на  Албанской графической основе. (т.е.на  древне Албанском языке).
В своем книге Куруш -намэ.2001г. я более подробно описывал про данные печати, однако у читателей и
моих земляков остаются некоторые вопросы.
По этому я решил еще раз коснутся этих вопросов.

1.Арабских  фамильных печатей в с.Куруш было 30 штук.
2.Эти  печати принадлежали Курушским крупным барановодам.
3.На них четко читается имя человека и дата его изготовления,(на нескольких из них дата изготовления нет ,начиная с №24 по №30).
4. Классификация этих 30 шт.печатей такова:
Круглых по форме 7шт.Яйцевидных 12шт.квадратных
11шт. Я их поставил в хронологический ряд,  по
 годам изготовления :
Самый первый по году изготовления 733год. Эта фамильная печать Ал абу Юсуфа год изг.733г.
Того самого Юсуфа который приехал в с.Куруш с 30 семьями арабов ,который и  был их руководителем.
Далее идут другие по хронологии:   (вот их список)
1.Аль абу Юсуф   733г.   (Пир в с.Куруш).*
2.Гьабду Гьали Гьилмани. 745г.
3.Гьабду Мухаммад Хаджи.  745г.
4.Гьабду Раджаб 749г.
5.Гьабду Малик.  749г.
6.Гьабду Алимрад. 750г.
7.Гьабду Амруллах. 751г.
8.Гьабду Салман.  751г.
9.Гьабду Амар Хасануим. 753г.(Год откр. Джума мечети в с .Куруш).
10.Гьабду Хаджи. 753г.
11.Гьабду Рустам. 755г.
12.Гьабду Самад Надирхан.793г.
13.Гьалач -Бину Мухаммад. 976г.
14.Гьабду -Бину Мурад.  1105г.
15.Гьабду Мухаммад  1179г.
16.Гьабду Латийф  1189г.
17.Гьабду Гьамид. 1206г.
*18.Гьабду Садруддин .1287г.  (Род.Седрединовых).
19.Гьабду  Бамат.  1346г.
20.Гьабду Куббат . 1499г.
21.Гьабду Булач Бину. 1747г.
22.Гьабду Дагьустан. 1747г.
23.Гьабду Гьабдуллах .(далее .1750г):
24.Гьабду Азиз.   (далее годы не указаны.)
25.Гьабду Гьали Гьабдуллах. (то же)
26.Гьабду Замир Дайан.   (то же)
27.Гьабду Аслан.          (то же)
28.Гьабду Тинат.           (то же)
*29 Гьабду Алибег.      (то же).(Род.Шахвеледовых).
30.Гьабду  Бину Наби. (то же).
Перевод с арабского на русский почти всех документов сделал в свое время Научный Сотрудник. ИИАЭ .РД.
Халатта Омаров.(20.04.1998г.)в.т.ч и печатей.


***
Крупные барановоды села имели овец, коз и баранов до 3000голов( мрс),и более.
Средние бароноводы от 500 до 1000голов.
Другие слои населения до 500голови т.д.
Кроме этого имелись и КРС, лошадей, мул и ослов.
В Советское время в селе имелось более 100-120 тыс.голов МРС и т.д.Более подробно см. кн.Баглиева З.Д. Куруш и Курушцы. Махачкала .1998г.с.59-100.
                ***
Печать Джума мечети села Куруш.(753г.)
Это единственный печать который сохранился и дошел до наших дней.
Отдельно остановимся на этом вопросе.
 Данный печать ,сохранился до наших дней в семе
сельского учителя Эбилова Сейфулаха Бабаевича Она хранится в железном футляре на цепочке. По форме является полумесяц с звездой. Что явно указывает на мусульманскую символику а не на фамильные печати.
1.Звезда это в первую очередь символ вечности.
2.Звезда и полумесяц был известен широко по всему Древнему  Миру, еще до тысячелетия ,до появления Ислама.
3.Луна и звезда освещали  путь пророку Мухаммеду
(а.с.а.)"Саллаллаху алейхи уа салам","Мир ему и
благословение Аллаха", когда он тайно покинул Мекку и отправился в Медину. Он также связан с тем , что мусульмане живут по лунному календарю Хиджре, а пятиконечная звезда - это олицетворяет пять ежедневных молитв или пять столбов Ислама
и т.д.На Курушском печати написанно-
на арабском  "Гьабидан Бика",переводится
как "Искренне поклоняюсь тебе".Это действительно печать Джума -мечети села Куруш, и год изготовления 135г.х.(135+618=753г.).
Что можно сказать о знаках и символах,в частности о
полумесяце и звезде.
Сам знак полумесяц появился за тысячу лет до появления Ислама.
1.Этот знак встречается  в православных храмах...
2. Мы его находим в Египте. Древне Египетский бог
Иштар ассоциировалась  со знаком полумесяца, как
символ роста и процветания...
3.Полумесяц использовался в Индуизме,он является атрибутом бога Шивы...
4.На Кавказе и в Азии ,как мы знаем был Культ Луны, еще в период язычества...
5.А Античном мире- этот символ появился во время
Греко-Персидских войн...
6.В империи Сасанидов принимался символ полумесяца в качестве своего главного символа, и украшения, даже на коронах своих правителей...
АК. Здесь можно сделать вывод из всего сказанного:
"Что символ полумесяца и звезды -это результат
смешения исламской традиций с теми верованиями,
традициями и стереотипами, которые его окружали на всем протяжении его развития".
Вот такова краткая история символа "Полумесяца и Звезды",которая своими корнями уходит далеко в историю и т.д.
                ***
Примерные размеры мечети были (33х14м.).с двумя куполами и т.д.(по др.фото 1892года)
Для сравнения Дербентская Джума -мечет 733г. постройки Курушская 753г.постройки (ч/з.20лет).
Курушская Джума-мечет был разрушен в 1929/30гг.
От него остались только фундамент с одной стороны и табличка на высоте более двух метров...             Можно я Вам задам вопрос?
Почему у вас и у Алимурада данные расходятся по некоторым вопросам как:
*Год изготовления печати Джума- мечети с. Куруш...
*Алимурад Шахович пишет ,что Эбиловы С.Б.
пользовались этим печатаю в плот до установления Советской власти в Дагестане...
*Он в свое время не увидел разницу между Фамильными печатями и печатью Джума мечети...
Я отвечу на ваши вопросы как бы комбинированно.
Многие как и вы кто интересуются историей и своего
края, села, знают ,что история не пишется на скорую руку или даже  за несколько месяцев как и в нашем случае... Мы с Алимурадом Шаховичем начали над его книгой так же (спонтанно),буквально за считанные месяца .Отсюда и все упущения  не точности и даже ошибки.   Его торопил дядя Вердиханов Ш.В  из Орехова-Зуева и плюс еще я в добавок...
1.Уточненый год изготовления это -753.
2."До установления Советской власти "...суда не подходить. Потому ,что Самурский Округ был образован уже в 1839году.Данный печать мечети
потерял свой статус после того как появился
Курушский сельский мулла Самурского округа.
(а это уже 1839год).
3.А Анализом печатей занимался я ,ему было не до этого... И по этой причине я нарисовал от руки 25+1
и дал ему эти материалы ,чтобы он уже поехал в Москву...(а работа над печатями продолжалось и т.д.(25фамил. печати и +1 печать Джума-мечети).И эта картина видно на странице кн.А.Шаховича (с.108-109).Алимурад Шахович Вердиханов ныне покойный, мой друг детства и студенчества...не дожил до наших дней..."Аллахди рехметрай вичиз"
Нам его сейчас сильно не хватает.... Аминь!
Такова краткая история печати и оттисков печатей из высокогорного села Куруш Республика Дагестан.
Всего Вам доброго!

Источники:
1.Семейный Архив Седрединова Катиба.М.
2.Книга Куруш-Намэ.2001г.Махачкала.с.95-102.
с.188-214. ав.Седрединов А.К.


Рецензии