Двухмашинный вариант, глава. Появление М-6000

        Анонс:  http://proza.ru/2023/12/17/1399

        По пути домой, переходя с автобуса на автобус,  вновь заглянул в кафе «Ак-Ку». Полюбовался на проплывающую мимо стайку лебедей, заказал кофе и мороженое. Вспомнил, с чего все начиналось.

        Омский «СКБ ПА» внедрил в Алма-Ате первую очередь АСУ дорожного движения с центром управления на базе ЭВМ Наири-2 и начал разработку нового поколения средств АССУД^10 с центром управления на базе АСВТ М-6000. Производство и оснащение дорожными контроллерами АССУД перекрестков Алма-Аты планировалось на 1982-1983 годы. На дворе был 1976 год. В этом году ожидалась поставка М-6000.  Началась подготовка машинного зала для приема новой аппаратуры.
        Казгипрокоммунстрой проектировал машзал.  Поползли беспокойные слухи - удержат ли колонны второй этаж, на котором разместят М-6000, Наири-2 и ПУС , ведь в Алма-Ате бывают землетрясения. Гарантировали, что удержат, но было поначалу тревожно.
       
        На втором этаже здания ГАИ закипела работа. Отполировали новый паркетный пол машзала, установили  кондиционеры, повесили шторы и назначили дату переезда.
        Самое сложное было перенести в новый машзал тяжелые стойки ПУС. На переезд дали три дня, хотя мы просили неделю, но Алексейцев, начальник ГАИ города, не желал об этом и слышать - ведь все эти дни не будет координированного управления светофорами, возникнут большие задержки, пробки.

        ПУС был резервным устройством и мог управлять перекрестками без ЭВМ по простейшим алгоритмам. Это сложное устройство нужно было демонтировать, перенести в новый машзал и снова собрать. Чтобы уложиться в сроки, работали круглосуточно. Руководил Толик Балуев.
        Мы распределили между собой блоки для демонтажа и монтажа, а нас было несколько человек – мы с Толей, инженеры Гена Челноков и Витя. Каждый должен досконально изучить свои устройства, составить для себя схему распаек и разъемов, промаркировать провода, чтобы не перепутать при сборке.
        Мне досталась стойка с блоками регистров, работающих параллельно с целью резервирования. Регистры считывали сигналы с перфокарт, в которых были пробиты отверстия, содержащие двоичные коды длительностей фаз регулирования. Сумма фаз равна циклу регулирования перекрестка. Ежесекундный импульс наращивал счетчик цикла и, при совпадении счетчика со временем включения фазы, закодированным на перфокарте, в блок формирования посылок поступал сигнал включения нужного сигнала.
       
        Блоки формирования посылок ПУС соединялись через УСО телефонными кабелями, проложенными под землей, с контроллерами на перекрестках и посылали 24-х вольтовые пачки сигналов включения нужных фаз. На светофорах загорались  зеленые, или красные сигналы на соответствующих направлениях.
        Регистров с перфокартами было столько, сколько перекрестков. Перфокарты, кстати, подготавливали мы втроем Толя, Валя и я специальным устройством – перфоратором. Был комплект перфокарт для разных длительностей циклов и каждого времени года. В общем, если ЭВМ ломалась, ПУС был хорошим резервом.
        Монтажных работ было много, в том числе с паяльниками. Предварительно промаркировав все провода, в час «Ч» мы приступили к работам. Стали все разбирать, распаивать, переносить, потом собирать и запаивать. Работали трое суток, спали на работе на раскладушках. Днем Валя и Галя приносили нам еду, кофе, блоки сигарет. В общем было похоже на военную обстановку и дым стоял коромыслом – все курили и почти не спали.
        Через три дня система заработала, и ошибок монтажа не было. Наири-2 просто перенесли, доверив управление перекрестками от ПУС, подключили ее, и пошли в отгулы.
        Паркетный пол машзала блистал новизной, в окнах установили кондиционеры, повесили шторы. Справа от центра зала мигала лампочками Наири-2, шкафы ПУС стояли вдоль стены, но центр зала пустовал – не было самой М-6000.
       
        Михаил Анатольевич Чернин, главный инженер СМЭУ^11, очень большой труженик и веселый человек, снабдил меня проектными бумагами Казгипрокоммунстроя,    трикотажем    из    АХБК^12  (для взяток) и отправил в командировку в Москву в соответствующий главк Минприбора утверждать поставку АСВТ М-6000.
        Веселые тети в главке с удовольствием взяли у меня яблоки - Алма-Атинский Апорт и тряпки, которые дал Чернин. Сказали, что проект рассмотрят своевременно и, вероятно, положительно. Нужен везде порядок – Северодонецк не поставит в Алма-Ату АСВТ М-6000 без их печати.
        Чернин съездил в НИИУВМ города Северодонецка, познакомился с руководством и заключил договор на поставку машины.
        Знакомство с главным инженером НИИУВМ было нам пересказано и разукрашено такими веселыми подробностями, что мы долго не могли прийти в себя от смеха, и жалели их бедные головы.
        Вот вкратце, что он рассказал: «Мы шли в гостиницу отметить заключение договора. По пути зашли в магазин купить побольше закуски и водки – хотелось поговорить, как следует».
        Я спросил: «Сколько возьмем чекушек – двадцать хватит?».
        ГИ: «Да ты что, это много! - потом немного подумал и сказал, - восемнадцать».

        Однако положительный результат был налицо – отношения с Алма-Атой установились самые добрые, и машина через три месяца заняла свое законное место в центре машзала.
        Всем ЦУПом мы занимались распаковкой объемных фанерных ящиков, поступивших из Северодонецка. Расставляли стойки машины, принтеры, фотосчитыватели, дисплеи СИД-1000, в основном, в соответствии с проектом, разработанным Казгипрокоммунстроем. Один дисплей, по моей просьбе, поставили в мой кабинет.
        Из Омского «СКБ ПА» приехали два инженера, которые помогли нам подключить машину к электропитанию и собрать АСВТ М-6000 в комплекс с периферией. Они же запустили тесты машины и составили соответствующие акты.
        Мы с Валей и Галей начали изучать поставленное программное обеспечение и осваивать его.
        На мою долю выпал транслятор.  Целыми днями я штудировал команды ассемблера, периодически выводя странслированные  программки на перфоратор, вводил перфоленту фотосчитывателем и проверял на пульте М6000, как работают команды; постепенно начал разрабатывать программы в соответствии с алгоритмами из большой структурной схемы, нарисованной с помощью офицерской линейки.

        На одном из совещаний у главного инженера,  предложил не дожидаться 1982-1983 года, когда Омск поставит АССУД, а ускорить внедрение М-6000 своими силами, подключив ее к Наири-2. Эта идея созрела у меня давно и была уже проработана, я горел ею  – не зря задерживался допоздна.
        В моем докладе получался двухмашинный вариант, который мог бы регулировать дорожное движение на перекрестках, оборудованных существующими контроллерами БКТ-7 с использованием информации от датчиков транспорта.
        На Наири-2 возлагались функции обмена с периферией в том режиме, как это уже работало, за исключением того, что вводился сбор информации от датчиков транспорта. За М-6000 закреплялись все остальные задачи по оптимальному управлению и визуализации. Руководство СМЭУ предложение поддержало и начало продвигать его дальше.
       Идея обрела жизнь, так-как на несколько лет ускоряла внедрение новой техники. На техсовете при ГАИ МВД Казахской ССР, где присутствовал директор  Омского «СКБ ПА» Хилажев Евгений, решение по двухмашинному варианту приняли, затем утвердили в ГАИ МВД СССР, как этап общего проекта по развитию АСУ «Город» до 1990 года, обеспечивалось его финансирование. Я отвечал за программное обеспечение двухмашинного варианта, расстановку датчиков по дорожной сети и за внедрение в целом.
       
        Это было уже серьезно – я ощутил груз ответственности. Несколько раз в жизни мне приходилось испытывать это сложное чувство, когда радость от того, что прямо в городе-миллионнике ставят то, что ты укажешь и там где ты нарисовал. А программы твои и город будет управляться твоими алгоритмами и программами. Тебе подчиняются люди, не в смысле дисциплины – это мне никогда не нравилось, а по содержанию работы (типичная роль главного конструктора). Но в то же время, сердце всегда неспокойно, хоть бы все получилось. И работаешь допоздна. Здоровье должно быть. А уверенность была, это точно.
   
        Меня направили на три месяца в очень приятный город Северодонецк на обучение в Киевском МИПК^13 руководящих работников и специалистов Минприбора СССР по специальности программирование АСВТ М6000.
        Там я стал сертифицированным программистом, ведь в институте мы изучали только аналоговую ЭВМ «Проминь», а ассемблер освоил самостоятельно. Тяга к автоматизации у меня появилась после знакомства с ЭВМ Минск-22 в армии, а еще немного раньше, когда узнал о наличии такой же ЭВМ на радиозаводе им. Попова в отделе АСУ^14.

        Всем офицерам двухгодичникам перед увольнением в запас предлагали остаться служить дальше. Мне нарисовали перспективу стать начальником ЭВМ Минск-22 на полковничьей должности. Личного состава всего три человека. Тогда служить в Енисейске нужно было 7-10 лет, потом должна быть ротация на такой же пункт управления спутниками в Причерноморье. Заманчиво, конечно, но мысли мои были уже в теплой Алма-Ате, столице Казахстана, там жили родители и прошли школьные годы.
        Я и предполагать не мог, что мне, уроженцу теплого, по сибирским меркам, города Абакан (здесь растут арбузы), прожившему в России большую часть жизни, доведется жить в стране, которая неожиданно станет чужой.
        В 1991 году сразу все стало серым и неродным. Оказалось, что в Алма-Ате совсем мало русских людей. Вспомнилось, что в стране почти совсем нет лесов, кроме курорта Боровое, где мы однажды отдыхали своей маленькой семьей, а еще раньше, в школьные годы с другом Сашей высаживали там елочки. Пришло на память, что вокруг Алма-Аты пустыня, хотя горы в Алма-Ате очень красивые, что даже огромное озеро Капчагай, столь нами любимое, расположенное близ Алма-Аты, окружено пустыней и на берегах совсем нет деревьев.

        В Енисейске, вечерами после службы, я с огромным удовольствием изучал математику в новых областях или больших объемах, чем в институте, выполнял   контрольные   работы   и   отсылал   их  в университет. С упоением, например, брал интегралы по замкнутому контуру и с удивлением узнавал, что получается площадь поверхности, например, горы над замкнутым контуром.
        С помощью математики мышление очень хорошо структурируется. И не обязательно ожидать, что программисты применят все известные им разделы математики, однако наличие где-то глубоко в памяти указателей (выражаясь программистским языком) на эти знания, помогает гораздо быстрее решать с помощью компьютера задачи автоматизации и управления.
       
        В ТИРЭТе основные разделы математики нам давали хорошо - это был один из основных предметов на радиофакультете. Знания мы получили прочные, ведь читал курс куратор нашей группы доцент, доктор физико-математических наук Магазинников Леонид Иосифович. До сих пор теорию рядов, матрицы, интегральное и дифференциальное исчисление неплохо помню и, чтобы начать решать задачи, нужно только недельку почитать учебник, спасибо Магазинникову.
        Были, как обычно, и безобидные хитрости с преподавателями. Как-то староста потока Володя Меженный принес нам новость – докторская диссертация нашего куратора называлась примерно так: «Центроаффинные расслояемые конгруэнции». Мы не знали этих терминов и по-быстрому нашли работу в библиотеке (ведь интернета тогда не было). Потом Володя, перед коллоквиумом, рассказал Леониду Иосифовичу, как мы всей группой проявили огромный интерес к его работе «Центроаффинные расслояемые конгруэнции». Коллоквиум прошел хорошо и всем был поставлен зачет.

                ****
        Как ни приятны были воспоминания, нужно было идти домой, там меня ждали. Я расплатился и пошел на автобус.

    Продолжение:  http://proza.ru/2023/01/25/1366


Рецензии