История газотранспортной компании Глава 15

Глава 15. Кадры решают все

Кадровая политика должна быть эффективной: именно так была поставлена задача генеральным директором Петром Михайловичем Созоновым перед своей командой. Исходя из этого, в 2013 году в Обществе «Газпром трансгаз Югорск» запускается новый проект по созданию комплексной программы, включающей в себя сохранение, укрепление и дальнейшее развитие кадрового потенциала, способного своевременно решать поставленные перед ним задачи.

В основу программы входят принципы по управлению персоналом: философия, миссия компании и ее стратегические планы; правила взаимодействия с партнерами и коллегами; стандарты деятельности и правила поведения; подходы к обучению и профессиональному развитию сотрудников и их карьерному росту.

– Кадровая политика не должна быть документом, который был однажды разработан, а затем годами лежит в неизменном виде на страницах корпоративного сайта, – считает генеральный директор. – Эффективное управление в современной компании становится возможным на основе продуманной кадровой политики и стратегии. Эти направления должны логично дополнять друг друга и работать в связке.

Создание единой методической базы с резервом кадров, сквозной системы в их подготовке позволило обеспечить качественное замещение инженерно-технических работников на всех ступенях производства, включая руководителей служб, филиалов, производственных отделов.  И не только.

Непрерывное профессиональное образование персонала

В структуре Общества «Газпром трансгаз Югорск» созданный в 1979 году Учебно-производственный центр стал современным образовательным подразделением, занявшим достойное место в общей системе непрерывного фирменного профессионального образования ПАО «Газпром». Обучение осуществляется по 42 дополнительным профессиональным программам, из которых 25 касаются повышения квалификации рабочих и 17 – квалификации руководителей и специалистов. Общее количество слушателей, прошедших обучение в УПЦ с 1979 года по 2022 год превысило 176 тысяч человек (в 2022 г. прошли обучение 11575 человек).

По итоговым данным контроля знаний слушателей средний балл усвоения знаний и умений составил: 4,4 по специальной технологии, 4,3 по общепрофессиональному циклу и 4,4 по общетехническому циклу. Средний коэффициент усвоения знаний превысил 0,91.

Для проведения практического обучения Центром эффективно используются полигоны производственной базы Общества.
В реализации образовательных программ задействованы 297 автоматизированных обучающих систем, более 850 макетов, моделей, натуральных образцов и 149 учебных видеофильмов.

Персонал УПЦ состоит из 28 высококвалифицированных специалистов инженерно-преподавательского состава, а также 80 внештатных преподавателей.
Центр тесно сотрудничает со всеми филиалами Общества. Отзывы с мест об этом позволяют с уверенностью говорить о верно выбранной стратегии деятельности Учебно-производственного центра, в том числе о значимой его роли в поддержании высокого квалификационного уровня работников, что отражается на повышении эффективности деятельности предприятия и обеспечивает результативность работы.
– В 2020-2021 годах в связи с эпидемиологической обстановкой наш Учебно-производственный центр переходил на образовательный процесс с максимальным использованием дистанционных технологий и электронного обучения, – отмечает начальник УПЦ Сергей Васильевич Федорик. – Нашими специалистами за этот период была успешно внедрена система Moodle, что позволило увеличить количество обучающих программ. Эффективность же системы дистанционного обучения подтверждается не только результатами тестирования по выходному контролю знаний, но и положительными отзывами слушателей.

В онлайн-режиме проводили лекции, семинары, деловые игры и практические занятия с внедрением новых интерактивных образовательных технологий.

За цифрами производственной статистики Центра стоят как профессионализм коллектива, так и постоянный творческий поиск. Одним из новых направлений работы УПЦ с февраля 2020 года является производство учебной видеопродукции. Для этих целей в структуре Центра была образована группа из профессиональных корреспондентов, операторов и специалистов видеомонтажа. Это позволило выполнить все заявки филиалов Общества на производство обучающих фильмов и роликов, что свидетельствует о востребованности данного формата производственного обучения.
Педагогический и социальный опыт работы специалистов Учебно-производственного центра показывает, что своевременность внедрения новых форм образовательной деятельности – залог продуктивного результата. Так, в УПЦ впервые был опробован и оказался как никогда актуален формат видеолекций.

По заявке группы психологического сопровождения работы с персоналом отдела кадров и трудовых отношений и группой разработки учебной видеопродукции УПЦ были созданы видеолекции для специалистов, состоящих в кадровом резерве на руководящие должности Общества. Кроме производства учебных фильмов, были созданы серии промороликов к всероссийским акциям «Большой этнографический диктант» и «Диктант Победы» (при участии «Газпром-класса» Лицея им. Г.Ф. Атякшева).

Проделанная работа продемонстрировала перспективность нового направления. К примеру, положительный отзыв получила серия видеороликов на тему безопасной организации детского отдыха, созданная специалистами Учебно-производственного центра по заявке Службы корпоративной защиты Общества. Высокой оценкой заместителя начальника отдела Департамента ПАО «Газпром» И.Ю. Белоусовой отмечен проморолик, посвященный Всероссийской акции «Географический диктант».

Также специалисты Учебно-производственного центра Общества «Газпром трансгаз Югорск» приняли активное участие в «Экологическом диктанте» и создали просветительские ролики с целью привлечения внимания к вопросу охраны природы. В них главными героями выступили ученики корпоративного образовательного проекта «Экологический класс». Серия материалов по освещению этой акции позволила еще раз отметить успешность системы экологического менеджмента Общества.

Кроме этого, в Учебно-производственном центре проведена работа над проектом лекционного курса по истории становления и развития газотранспортной отрасли и компании «Газпром трансгаз Югорск». Он ориентирован на учащихся «Газпром-классов» и студентов базовой кафедры «Энергетика» Уральского Федерального университета. Таким образом, к теоретическому и практическому процессу обучения в перспективе добавится и гуманитарная составляющая.

– Подготовка квалифицированных специалистов и рабочих всегда находится на особом контроле, поскольку без этого невозможно обеспечить стабильную работу газотранспортного Общества, – говорит генеральный директор предприятия Петр Михайлович Созонов. – Структура обучения основывается именно на концепции непрерывного профессионального образования. Работа Учебно-производственного центра нацелена на повышение профессиональных компетенций рабочих и специалистов, на совершенствование их знаний, навыков и умений в течение всей их трудовой деятельности. И мы видим, что инженерно-педагогический коллектив УПЦ постоянно внедряет новые формы и методы обучения, активизирующие познавательную деятельность учащихся, приносит большую пользу, направленную на дальнейшее развитие предприятия.

Полноправные партнеры

Руководство Общества в формировании кадрового резерва сделало ставку не только на повышение знаний, квалификационного опыта рабочих и специалистов, но и на подготовку будущих кадров, начиная со школьной скамьи и профильных учебных заведений.

Первым шагом в подготовке молодого поколения газовиков стало открытие 8 сентября 2013 года на базе Учебно-производственного центра ООО «Газпром трансгаз Югорск» базовой кафедры «Энергетика» Уральского федерального университета им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина.

Создана она была по инициативе генерального директора ООО «Газпром трансгаз Югорск» Петра Михайловича Созонова и заведующего кафедрой «Турбины и двигатели» УрФУ, профессора, д.т.н. Юрия Мироновича Бродова. При этом она стала первой в рамках сотрудничества ПАО «Газпром» и Министерства образования и науки Российской Федерации, организованной на базе производственного предприятия по транспортировке газа. Договор о ее образовании был подписан 11 июля 2013 года в г. Екатеринбурге, на Международной промышленной выставке «Иннопром».

– Это было знаковое событие и для «Газпром трансгаз Югорска», и для УрФУ, ставшее началом нового этапа взаимовыгодного сотрудничества, – говорит заместитель начальника учебно-производственного центра ООО «Газпром трансгаз Югорск» Анита Георгиевна Клыкова.

Главный документ – студенческий билет – первокурсникам кафедры вручал ректор Уральского федерального университета Виктор Анатольевич Кокшаров.

– Сегодня пишется новая история развития Российского высшего образования, – подчеркнул он на церемонии открытия. – Мы выбрали путь создания базовой кафедры университета с ведущим предприятием региона – «Газпром трансгаз Югорском». Благодаря этому заложена основа дальнейшему взаимовыгодному сотрудничеству – такой кооперации, которая позволит, основываясь на многолетнем опыте наших отношений, создать условия для подготовки инженеров будущего.

Развитие вуза означает и активную работу с реальным сектором экономики в области практического применения полученных знаний. Реальный сектор экономики, который, в частности, в лице «Газпром трансгаз Югорска» внедряет чрезвычайно важные решения в область энергетики, позволит гармонично расширить этот цикл и даст нашему университету возможность выйти на другой уровень научно-образовательного центра, – подчеркнул Виктор Анатольевич Кокшаров.

– Мы переходим на качественно новый этап подготовки кадров в жизни газотранспортного предприятия, – в ответном слове обратился к студентам генеральный директор Общества Петр Михайлович Созонов. – Рабочие и инженерные профессии более чем востребованы в ООО «Газпром трансгаз Югорск». Кафедра будет максимально способствовать созданию условий для увеличения доли практических занятий в учебном процессе. Не сомневаюсь, коллектив «Газпром трансгаз Югорска» пополнится первоклассными молодыми специалистами, выпускниками кафедры «Энергетика».

В течение 10 лет на кафедре идет обучение будущих инженеров по двум направлениям прикладного бакалавриата: «Электроэнергетика и электротехника» и «Энергетическое машиностроение». Основная цель базовой кафедры «Энергетика» – подготовка практико-ориентированных, профессионально адаптированных специалистов.
Главное преимущество обучения на кафедре – близость к основному производству. Программа прикладного бакалавриата предусматривает ознакомительную и производственную практику в филиалах Общества, а также обучение рабочим профессиям в Учебно-производственном центре с последующей сдачей квалификационного экзамена и получения свидетельства о присвоении квалификационного разряда.

В качестве преподавателей привлекаются высококвалифицированные специалисты производственных отделов газотранспортного Общества. Базовая кафедра «Энергетика» – это площадка, где к теоретическим знаниям студентов сотрудники газотранспортного предприятия добавляют прикладной опыт, практические навыки и умения с учетом специфики компании.

За этот период времени из студентов Общества по бакалавриату в Уральском федеральном университете произошло 5 выпусков, 26 человек из которых трудоустроились в ООО «Газпром трансгаз Югорск», по магистратуре – 3 выпуска, из них 21 человек работают в нашей газотранспортной компании.

– Уверен, что выпускники кафедры – это специалисты с глубокими знаниями и практическими навыками, занявшие достойное место в многотысячном коллективе нашего Общества, – подвел черту Петр Михайлович Созонов, – а специалисты нашей компании помогают им быстро адаптироваться и грамотно разобраться в реалиях современного производства.

И еще хотелось бы остановиться на том, что Уральский федеральный университет многие годы является главной кузницей инженерных кадров для ООО «Газпром трансгаз Югорск». Выпускники вуза были всегда высокообразованными специалистами, которые добиваются значимых результатов в самых различных областях своей деятельности, строят карьеру, славят свою «альма-матер» выдающимися успехами и достижениями. Сегодня Уральский федеральный университет – настоящий гигант в сфере высшего образования, который входит в число лучших вузов страны!
Вполне логично, что выпускники уральского вуза многие десятилетия тому назад стояли у истоков развития производственного предприятия «Газпром трансгаз Югорск». И не только стояли, а вложили все свои знания, свой труд, посвятили свою жизнь работе в крупнейшей газотранспортной компании мира.

Сегодня можно смело утверждать: Уральский федеральный университет и ООО «Газпром трансгаз Югорск» – это полноправные партнеры, чье сотрудничество является эффективным, стратегическим и взаимовыгодным. А начало этому взаимодействию было положено еще в 60-е годы, когда только-только зарождалось газотранспортное предприятие.

– Но наше предприятие так плотно работает не только с УрФУ, – говорит заместитель генерального директора по управлению персоналом ООО «Газпром трансгаз Югорск» Сергей Анатольевич Андрианов. – В соответствии с перспективной потребностью в квалифицированных кадрах ведется подготовка молодых специалистов в различных образовательных учреждениях страны. В настоящее время по целевым договорам с Обществом обучаются более 190 студентов в учреждениях среднего специального образования и высших учебных заведениях. 9 студентов Базовой кафедры «Энергетика» вошли в список лучших целевых студентов вузов, которым выплачивается именная стипендия Общества.

Наше предприятие ежегодно расширяет практику взаимодействия с профильными учебными заведениями, расположенными в первую очередь в Югре. По итогам реализации в 2022 году пилотного проекта (совместного с Департаментом образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры) обучившиеся на базе Югорского политехнического колледжа 19 выпускников Лицея им. Г.Ф. Атякшева вместе с аттестатами получили свидетельства по профессиям.

«Газпром-класс»

В 2014 году Общество «Газпром трансгаз Югорск» по инициативе его генерального директора П.М. Созонова в числе первых дочерних обществ поддержало инициативу ПАО «Газпром» по реализации проекта «Газпром-классы».

В январе 2015 года было подписано официальное четырехстороннее Соглашение о сотрудничестве в области создания и функционирования, специализированных «Газпром-классов» между Обществом «Газпром трансгаз Югорск», администрацией города Югорска Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (ХМАО-Югры), Уральским федеральным университетом им. Первого Президента России Б.Н. Ельцина и Департаментом образования и молодежной политики ХМАО-Югры. Стороны приняли на себя обязательства по осуществлению мероприятий, направленных на проведение профессиональной ориентации учащихся, отбор наиболее способных и мотивированных на успешную профессиональную самореализацию учащихся, сопровождение обучения в школе и получение качественных знаний, умений и навыков для дальнейшего поступления в вузы.

Проект «Газпром-классы» предполагает организацию специализированной подготовки учащихся с целью последующего профессионального образования. Профориентационные направления: «Энергетическое машиностроение» со специальностью «Газотурбинные установки газокомпрессорных станций» и «Электроэнергетика и электротехника» со специальностью «Электропривод и автоматика».

В специализированном профильном «Газпром-классе» обучаются ребята из разных школ города, прошедшие отбор на конкурсной основе. Основным его критерием стала успеваемость по результатам государственной итоговой аттестации по математике, информатике, физике и различных олимпиад.

Целью функционирования «Газпром-класса» является углубленное изучение математики, информатики и физики (предметов, необходимых при поступлении в вузы) и получение дополнительных теоретических знаний для будущих инженерно-технических работников.

Педагогический состав «Газпром-класса» сформирован из квалифицированных педагогов лицея. Привлечены к обучению также преподаватели Уральского федерального университета. Лекторы вуза-партнера ПАО «Газпром» проводят уроки, которые включают в себя 80 часов по физике, 70 часов по математике, 48 часов по информатике.

Активная жизнь ребят не заканчивается в стенах лицея. Руководством ООО «Газпром трансгаз Югорск» разработан план мероприятий по комплектованию и функционированию специализированного профильного класса «Газпром-класс». Его главная цель – популяризация рабочих специальностей в молодежной среде и создание условий для самоопределения учащихся выпускных классов.

Для этого сотрудниками учебно-производственного центра проводится профориентационная работа, организовываются экскурсии на производство – старшеклассники бывают в цехах, узнают много интересного о профессиях. Ребята посещают музей службы по связям с общественностью и средств массовой информации, где знакомятся с историей газотранспортного предприятия. Кроме этого, для школьников проводятся социальные практики в филиалах Общества. Они также посещают выставки новых разработок в области сварочного оборудования, технологий и материалов в Комсомольском участке Югорского УАВР. Специалисты группы психологического сопровождения работы с персоналом газотранспортного предприятия организовывают увлекательные тренинги для ребят из «Газпром-класса», которые способствуют их личностному и профессиональному самоопределению.

В продолжение начатой работы по привлечению школьников в газовую отрасль с 2017 года в ООО «Газпром трансгаз Югорск» реализуется проект специализированного дистанционного «Газпром-класса» с применением информационно-коммуникационных технологий, направленный на углубленную профильную подготовку учащихся школ трассовых городов и поселков в регионах присутствия Общества. В настоящий момент в проекте задействованы 29 школ из ХМАО-Югры, ЯНАО и Свердловской области. Учебный процесс в образовательных учреждениях по программе дистанционного «Газпром-класса» реализуется Обществом совместно со школами и ФГБОУ ВО «Тюменский индустриальный университет» на условиях, закрепленных в соглашении.
Для учащихся всех «Газпром-классов» организуются экскурсии в филиалы Общества, посещение производственных объектов, погружение в профессии и инженерные специальности (инженер по АиМО, инженер по ЭОГО, лаборант химического анализа, инженер-эколог, инженер службы связи и др.). В проведении профориентационных мероприятий, тематических встреч и производственных мастер-классов активное участие принимают молодые работники Общества, представители Совета молодых ученых и специалистов, новаторы производства.

И что приятно отметить, ученики «Газпром-класса» в течение этого периода показывают хорошие знания в олимпиадах городского, окружного и российского уровней.
После окончания профориентационного класса при поступлении в профильный вуз газотранспортное предприятие проводит дальнейшее сопровождение студента на протяжении всего срока его обучения. Заключительным этапом становится трудоустройство выпускника на рабочие профессии, либо должности инженеров и специалистов в филиалы ООО «Газпром трансгаз Югорск».
За годы реализации проекта «Газпром-классы» состоялись восемь выпусков, из 287 выпускников 75 поступили в вузы-партнеры ПАО «Газпром», 130 стали целевыми студентами ПАО «Газпром». Учащиеся первого выпуска «Газпром-класса» (2016 год) начинают свой трудовой путь в Обществе.

Маршрут в мир профессий

Профориентация подрастающего поколения – одно из главных направлений социальной политики «Газпром трансгаз Югорска». Специалисты предприятия начинают знакомить ребят с миром профессий газовой отрасли с детского возраста. Компания выпустила тематическую серию печатных изданий: «Азбуку газовика», «Атлас газовика», «Справочник газовика», главной целью которых является расширение знаний воспитанников дошкольных образовательных учреждений, учащихся школ, студентов. Они узнают о специальностях, условиях труда и квалификационных качествах работников Общества.

Как уже говорилось, газотранспортное предприятие ведет политику кадрового обеспечения по принципу «школа-вуз-производство», воспитывая будущих газовиков для отрасли. Ярким примером тому служат проекты: «Газпром-класс», базовая кафедра «Энергетика» УрФУ. С целью привлечения перспективных специалистов ежегодно в филиалах Общества проводятся различные профориентационные мероприятия для детей всех возрастов: экскурсии на производство, встречи с работниками Общества, профессиональные занятия и много другое.

Именно поэтому проходящие ежегодно в «Газпром трансгаз Югорске» «Фестивали профессий» стали традиционными в жизни предприятия. Совместно с этим проводятся масштабные профориентационные форумы, объединяющие студентов средних специальных учебных заведений из населенных пунктов Белоярского, Игрима, Югорска, Советского, Карпинска и Краснотурьинска, а также старшеклассников югорских общеобразовательных школ.

Задача перед специалистами Общества стоит грандиозная – показать многообразие рабочих профессий ООО «Газпром трансгаз Югорск», повысить их престиж, интересно и познавательно «погрузить» молодежь в мир специальностей газовой промышленности. Для примера в рамках профессиональной ориентации школьников в марте 2022 года проведены Фестиваль профессий и Молодежный профориентационный фестиваль, в которых приняли участие около одной тысячи старшеклассников и студентов региональных колледжей.

Интерактивный экскурс

Знакомство с профессиями газовой отрасли участники «Фестиваля профессий» начинают с экскурсии в корпоративный музей «Газпром трансгаз Югорска». А его необычный формат стал приятной неожиданностью для приглашенной на форум молодежи: в самом начале ребят предупредили, что абсолютно все экспонаты можно трогать руками.

Интерактивная экспозиция музея оснащена современными технологиями, с помощью которых молодые люди смогли «спуститься» на виртуальном лифте к подземным залежам газа, «поучаствовать» в процессе его добычи и транспортировки, а также познакомиться с историей предприятия.

Пока одни знакомятся с особенностями добычи и транспортировки газа, другие блистают знаниями о газовой отрасли в игре «Вектор газа». Сложные вопросы об ученых и знаковых датах газовой отрасли чередуются с ребусами про физические свойства природного газа и профессии, связанные с его добычей и транспортировкой. Посещение музея предприятия и участие в интеллектуальной игре становится отличной разминкой для дальнейшего знакомства с газотранспортным предприятием.

Так, в прошлом году, к примеру, фестиваль начался с патриотической ноты: работники Культурно-спортивного комплекса «НОРД» показали театрализованный концерт «Дорогами нашей памяти», повествующий о судьбе балетмейстера А.Е. Обранта и его юных танцоров во время Великой Отечественной войны.
Основную часть программы организаторы сосредоточили на лыжной базе газотранспортного предприятия. Открыл ее флешмоб под названием «Одна команда», который стал первой проверкой на сплоченность. Участникам раздали разноцветные ленты. Каждый цвет символизировал соответствующее направление. К примеру, красный означал образование, зеленый – творчество, оранжевый – движение вперед. В итоге солнце с разноцветными лучами, созданное всеми участниками, стало символом первого «Фестиваля профессий» Общества «Газпром трансгаз Югорск».
Открывая фестиваль, с напутственными словами к участникам обратился генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Югорск» Петр Михайлович Созонов: «Газотранспортное предприятие является другом и соратником молодежи. Наша главная цель – оказать помощь подрастающему поколению в профессиональном самоопределении. Для этого на протяжении ряда лет мы проводим подобные профориентационные мероприятия. И сегодня вновь открываем свои двери, чтобы вы, молодое поколение, смогли поближе узнать, как интересен и многогранен труд газовиков. Уверен, что фестиваль принесет полезные знания, новые знакомства и радость общения друг с другом», – сказал Петр Михайлович.

Поприветствовать участников фестиваля также пришел заслуженный работник Общества, сварщик Югорского УАВР, неоднократный победитель конкурсов профессионального мастерства югорского трансгаза и «Газпрома» Алексей Владимирович Саражин: «Газпром трансгаз Югорск» – это более трехсот специальностей и профессий, и все они по-своему интересны. Надеюсь, что представленные на фестивальных площадках профессии вас заинтересуют, и после окончания своих учебных заведений вы придете работать на наше предприятие. Нам нужны молодые профессионалы».

На промплощадках Общества уже не первый десяток лет испытывается передовое оборудование и внедряются ноу-хау, поэтому организаторы подготовили для молодежи игровой тренинг «Профессия будущего», направленный на сплочение команд. В распоряжении у студентов были картон, ножницы, скотч, кисти и краски. С помощью предложенных организаторами «инструментов» молодежные сборные будущих автослесарей, сварщиков, электромонтажников и представителей других рабочих профессий с энтузиазмом моделировали оборудование для газовой отрасли будущего.
Главным объектом внимания студентов и школьников стали профориентационные площадки, где газовики представили выставки газомоторной техники и газотурбинных двигателей, развернули презентационные стенды с технологическим оборудованием и интерактивными тренажерами.

Например, участники фестиваля смогли подробно изучить стенд оптимизации работы средств электрохимзащиты, стенд контроля загазованности на месте установки временного герметизирующего устройства, робот-дефектоскоп. А на тренажере-экскаваторе и тренажере-трубоукладчике молодежь могла попробовать выполнить настоящее производственное задание.

Помимо этого, у студентов и школьников была возможность познакомиться с такими востребованными в Обществе профессиями, как машинист технологических компрессоров, специалист по неразрушающему контролю, слесарь по контрольно-измерительным приборам и автоматике, электрогазосварщик, монтажник технологических трубопроводов и другими. Также все желающие смогли получить советы и рекомендации от профессиональных наставников.

Самым значимым мероприятием Фестиваля стал круглый стол на тему «Вопросы занятости и трудоустройства выпускников учебных заведений». Участие в нем приняли генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Югорск», начальник отдела профессиональной ориентации и профессионального обучения Департамента труда и занятости населения ХМАО-Югры, глава города Югорска, а также руководители газотранспортного предприятия, региональных учебных заведений, главы поселений Советского района, представители родительских комитетов общеобразовательных учреждений Югорска.

Участники обсудили вопросы занятости подростков и возможности сотрудничества в сфере подготовки востребованных кадров. Отметили собравшиеся и значимость тесного взаимодействия работодателей, учебных заведений и родителей в целях содействия подрастающему поколению в профессиональном самоопределении.
О развитии взаимодействия с образовательными учреждениями в области подготовки квалифицированных рабочих кадров в своем докладе рассказал Сергей Анатольевич Андрианов, заместитель генерального директора по управлению персоналом ООО «Газпром трансгаз Югорск». Он отметил, что на производстве ежегодно выявляется потребность в квалифицированных работниках: машинистах технологических компрессоров, электромонтерах, слесарях КИПиА. С учетом ремонтов магистральных газопроводов будут востребованы электрогазосварщики, монтажники технологических трубопроводов, трубопроводчики линейные, дефектоскописты рентгено- и гаммаграфирования и машинисты дорожно-строительной техники.
Стоит отметить, что Общество на протяжении многих лет ведет работу с региональными политехническими колледжами в области подготовки кадров, и сегодня есть необходимость актуализации образовательных программ в соответствии со спецификой деятельности газотранспортного предприятия. В частности, планируется рассмотреть возможности подготовки дефектоскопистов, машинистов трубоукладчика, машинистов электросварочного передвижного агрегата с двигателем внутреннего сгорания, операторов сварочного производства. В связи с этим Петр Михайлович Созонов выразил готовность предоставить для прохождения практики учебные полигоны предприятия, площадки Учебно-производственного центра, Управления аварийно-восстановительных работ и лаборатории Инженерно-технического центра не только для студентов, но и для учащихся старших классов.

– Считаю, что только взаимное сотрудничество, комплексный подход и усилия Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, работодателей и образовательных организаций смогут решить проблему обеспечения регионального рынка труда квалифицированными трудовыми ресурсами, – сказал генеральный директор Общества «Газпром трансгаз Югорск» Петр Михайлович Созонов.

Школа – вуз – предприятие

Что ни говори, а опережающей целью подготовки персонала является повышение эффективности деятельности Общества за счет набора персонала из числа выпускников ссузов и вузов. И реализуется оно через взаимодействие с образовательными организациями среднего профессионального и высшего образования, ориентированного на создание условий для повышения качества подготовки студентов и привлечением лучших выпускников.

– В системе «школа-вуз-предприятие» на первый план выходит наряду с традиционными формами взаимодействия (проведением конференций и «круглых столов» с целью обсуждения актуальных вопросов и принятия решений, участием в Днях ПАО «Газпром» и Ярмарках вакансий в вузах-партнерах Газпрома, организацией производственной практики) поиск новых и эффективных способов подготовки будущих кадров Общества, – говорит заместитель генерального директора по управлению персоналом Общества Сергей Анатольевич Андрианов. – Сделан акцент на практико-ориентированное обучение посредством открытия базовой кафедры «Энергетика» УрФУ в г. Югорске, разработки программ дуального обучения востребованным рабочим профессиям.

Реализуются мероприятия (ниже разъяснение) по взаимодействию Общества с организациями среднего профессионального образования в подготовке квалифицированных кадров, такими как:
– БУ «Югорский политехнический колледж»;
– ГАПОУ СО «Карпинский машиностроительный техникум»;
– БУ «Белоярский политехнический колледж»;
– БУ «Советский политехнический колледж»;
– БУ «Игримский политехнический колледж»;
– ГАПОУ СО «Краснотурьинский индустриальный колледж»;
– ЧПОУ «Газпром техникум Новый Уренгой»;
– ГПОУ ЯНАО «Надымский политехнический колледж».

Направлены они (мероприятия) на проведение очных встреч руководства Общества с учащимися политехнических колледжей. На формирование учебных групп с 1 курса обучения (собеседование, отбор кандидатов на дуальное обучение) под заказ Общества с учетом перспективной потребности в рабочих кадрах по востребованным профессиям. На согласование программ обучения студентов по профильным для Общества профессиям с предоставлением рабочих мест в филиалах для прохождения производственной практики с наставниками. На заключение договоров на практико-ориентированное обучение между Обществом и колледжами, согласование и утверждение положений и дорожных карт.

Такое сотрудничество с колледжами позволяет осуществлять качественную подготовку рабочих по востребованным в Обществе профессиям: трубопроводчик линейный, электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования, электрогазосварщик ручной дуговой сварки, машинист технологических компрессоров.
Сегодня в ЧПОУ «Газпром колледж Волгоград» и ЧПОУ «Газпром техникум Новый Уренгой» обучаются 30 целевых студентов. Преимущества целевого обучения состоят не только в организации всех видов практик и гарантированного трудоустройства после окончания обучения. Общество оказывает содействие при выборе темы и подготовке выпускной квалификационной работы, дипломного проекта по актуальной для Общества тематике, представители компании участвуют в работе экзаменационных комиссий.

– Лучшим студентам присуждается стипендия Общества, – продолжает рассказывать заместитель генерального директора по управлению персоналом Сергей Анатольевич Андрианов. – С целевыми студентами, обучавшимися по программе бакалавриата, имеющими высокий балл, Общество заключает договоры о целевом обучении по программе магистратуры.

Говоря о целенаправленной подготовке специалистов, обладающих необходимыми компетенциями, стоит отметить положительный опыт работы в Югорске базовой кафедры «Энергетика» УрФУ. Преимущество ее в том, что, будучи структурной составляющей вуза, она функционирует на территории предприятия, а преподавательский состав технических дисциплин сформирован, в том числе, из специалистов-практиков.

В качестве результатов эффективного взаимодействия с образовательными организациями необходимо рассматривать:
– обеспечение стабильного притока (в соответствии с потребностью) выпускников учебных заведений необходимой квалификации для работы в компании;
– поддержание имиджа ООО «Газпром трансгаз Югорск» как приоритетного работодателя на рынке труда;
– формирование у кандидатов четкого представления об условиях труда в регионах деятельности Общества и желания связать свою трудовую жизнь с компанией.
Общество на протяжении многих лет сотрудничает с вузами-партнерами (Уральского федерального университета и Тюменского индустриального университета) по подготовке специалистов по направлениям: «Энергетическое машиностроение», «Электроэнергетика и электротехника», «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ», «Автоматизация технологических процессов». В 2020 году первые выпускники базовой кафедры «Энергетика» УрФУ в г. Югорске трудоустроились в филиалы Общества в качестве молодых специалистов.
– Подобный опыт взаимодействия Общества с учебными заведениями раскрывает широкие перспективы, – говорит генеральный директор Общества Петр Михайлович Созонов. – Это возможность подготовить для себя инженерные и рабочие кадры точно «под заказ», обеспечив их максимальное соответствие всем своим требованиям, а также их успешную адаптацию и эффективную интеграцию в производственную деятельность.

Для обучающихся это отличный шанс наиболее быстро и эффективно приобрести самостоятельность и легче адаптироваться в профессиональном направлении. Для профессионального образования – эффективное решение задачи по подготовке востребованных квалифицированных кадров для своего региона.

Наставничество
И, конечно же, нельзя оставить без внимания процесс вливания в производственный коллектив молодых работников. Что ни говори, а все мы, делая первые шаги в освоении профессии, прошли школу ученика, независимо, какое имели профессиональное образование – среднетехническое или высшее. Опираясь на опыт, умение помогать нам наставнику, проходили свое становление как будущие специалисты.

И несмотря на то, что в «Газпром трансгаз Югорске» эта система работает буквально с первого дня его образования, руководством предприятия постоянно уделяется внимание ее совершенствованию. Хорошим подспорьем этому стал новый шаг, сделанный в 2018 году, по созданию в Обществе Института наставничества.
– Наставничество – это не просто состояние души и процесс общественной вовлеченности, – на открытии первого слета наставников обратился к присутствующим Петр Михайлович Созонов, генеральный директор ООО «Газпром трансгаз Югорск». – Высшие и средние учебные заведения дают фундаментальные знания, так называемую базу. Но главные профессиональные навыки, которые приходят к работнику на производстве и определяют его как настоящего специалиста, передаются от человека к человеку – такой подход к процессу познания и обучения во все времена был самым эффективным и действенным. Это то, чем занимаетесь вы, наставники, на рабочих местах.

Благодарю каждого из вас за готовность помогать адаптации молодых специалистов, способствовать сплочению дружного производственного коллектива. За счет такого подхода на предприятии возрастает степень профессионализма и ответственности среди молодого поколения газовиков. Они перенимают ваш опыт, хранят и преумножают традиции.

Кто такой наставник, нам всем хорошо известно. Это специалист, делящийся знаниями и опытом с начинающим специалистом, помогает приобретать ему навыки, подсказывает, как решать более сложные задачи. Это очень важный этап профессионального становления. И что не менее важно, он еще является и проводником пришедшего на производство молодого человека в коллектив.

– Все мы когда-то были новичками в своем деле, – обращается на открытии Слета к наставникам заместитель генерального директора по управлению персоналом ООО «Газпром трансгаз Югорск» Сергей Анатольевич Андрианов. – Я тоже помню, как мой наставник говорил мне, чтобы я отложил в сторону учебники и конспекты и взялся за практику, потому что работа – это не только теоретические знания. Пока не увидишь своими глазами, не потрогаешь – не поймешь.

Теперь вы сами учите молодежь – даете те знания, которые в учебном заведении получить невозможно. Надеюсь, что этот Слет принесет для каждого, прежде всего, понимание нужности наставнической работы, тогда она станет действительно эффективной. А молодые специалисты, которые поступают к вам на обучение, максимально быстро и эффективно пройдут процесс адаптации, успешно интегрируются в специальность и смогут самостоятельно и качественно выполнять профессиональные функции.

И с ним нельзя не согласиться, наставнику самому необходимо постоянно учиться, чтобы быть знатоком в своей области преподавания, обладать самоорганизацией и контролем, быть стрессоустойчивым. Ведь, что ни говори, а наставника можно сравнить с человеком, который выполняет роли и профессионального специалиста, и кумира, и защитника интересов, и проводника, и консультанта, и контролера. Поэтому к работе в качестве наставников в Обществе привлекаются работники, имеющие высокие показатели профессиональной деятельности, проявляющие способности к воспитательной работе, пользующиеся авторитетом в коллективе, имеющие практические навыки осуществления должностных обязанностей по должности и проработавшие по направлению деятельности не менее трех лет.

Наставник совместно с молодым специалистом разрабатывает индивидуальный план подготовки и развития молодого специалиста на один год, в котором отражаются основные этапы, содержание, сроки, а также оценка качества и своевременности прохождения запланированного обучения молодого специалиста.
Одним из актуальных и эффективных направлений адаптации молодых работников является их участие в деятельности Совета молодых ученых и специалистов, которая представлена:
– научно-техническим творчеством молодых работников;
– проектной деятельностью;
– мотивационными, а также корпоративными культурными и спортивными мероприятиями.
Слет молодых специалистов стал традиционным. Он включает в себя:
– встречу молодых специалистов с руководителями, специалистами профильных отделов и служб администрации Общества;
– деловые игры, тренинги и тематические ознакомительные презентации;
– церемонию посвящения в газовики Общества.
   
– С целью обеспечения успешной интеграции вновь принятых сотрудников на предприятии организуется психологическое сопровождение процесса адаптации молодых специалистов, в рамках которого проводятся психологическое тестирование, индивидуальное консультирование, социально-психологические тренинги, – говорит Анастасия Николаевна Костина, заместитель начальника отдела кадров и трудовых отношений Общества. – Хорошим подспорьем в этой деятельности являются такие темы, как «эффективная коммуникация», «развитие стрессоустойчивости».  «Эффективная коммуникация» направлена на обучение молодых специалистов навыкам ведения конструктивного диалога с коллегами в ситуациях личного и профессионального взаимодействия; «Развитие стрессоустойчивости» – на ознакомление с психологическими знаниями о природе стресса и механизмах его развития и влияния, формирование навыков для его своевременной диагностики, эффективного поведения и саморегуляции.

Также проводятся развивающие мероприятия, направленные на формирование навыков лидерского поведения и личной эффективности, командообразование и сплочение («Команда – сила МЫ», 2020 г.; «Сила команды», 2021 г.; тимбилдинг «Медвежья тропа» 2022 г.).
В рамках развития корпоративной системы наставничества в Обществе достаточно много внимания уделяется совершенствованию механизмов обучения и развития как молодых специалистов, так и самих наставников.

Слет наставников предприятия «Наставничество как элемент системы обучения и развития персонала в ООО «Газпром трансгаз Югорск», включает в себя насыщенную программу развивающих и обучающих мероприятий. С помощью их они узнают о новинках в сферах методических и педагогических технологий, методиках обучения и развития молодежи, а также общаются с коллегами, обмениваются своими подходами, способами работы с новичками на производстве.

Возьмем для примера творческое задание по совместному построению «Машины Голдберга» (устройства, которое выполняет очень простое действие чрезвычайно сложным образом посредством длинной последовательности взаимодействий по «принципу домино»). Оно позволяет наставникам провести аналогию строительства и запуска «Машины» с организацией наставнической работы.

В процессе выполнения этого задания они развивают фундаментальные компетенции, необходимые для осуществления обучения, такие как коммуникация, умение планировать деятельность, ставить задачи, контролировать их выполнение, давать конструктивную обратную связь, мотивировать молодого специалиста.

Для развития вышеперечисленных умений наставникам на слете были посвящены такие тематические секции как «Эффективная коммуникация», «Управление исполнением», «Мотивация и развитие молодых специалистов». Обсуждались такие важные вопросы, как ответственность, роль и задачи наставника, его компетенции, критерии успешной адаптации молодых специалистов. Логичным продолжением этому стало тиражирование опыта наставнической деятельности.

А для популяризации передовых инструментов наставничества в 2022 году впервые был организован и проведен конкурс «Лучший наставник ООО «Газпром трансгаз Югорск», в котором приняли участие 38 специалистов Общества, имеющих высокие показатели профессиональной и наставнической деятельности.

Конкурс проводился в три этапа. Первый – теоретический, он состоял из 50 вопросов о нормативной, методической, педагогической составляющих процесса наставничества и написания эссе «Моя наставническая деятельность – лучшие практики, эффективный опыт, результаты».

В эссе конкурсанты отразили свои ключевые задачи в роли наставников, проявляемые ими качества и компетенции, используемые механизмы адаптации и инструменты обучения молодых специалистов на рабочем месте.

Второй этап – практический. Он был представлен видеосюжетами практического обучения молодых специалистов, в которых наставники отразили особенности передачи знаний и умений, результаты освоения наставляемым определенного практического навыка.

Третий этап – финальный, в котором участвовали 15 конкурсантов, из набравших максимальное количество баллов. Он состоял из написания индивидуального плана адаптации молодого специалиста, мотивационной беседы с вновь принятым сотрудником и самопрезентации «Моя роль как наставника в обучении и развитии молодых специалистов».

По итогам конкурса были определены два призера и один победитель, которые в рамках слета наставников презентовали перед коллегами свою систему наставнической деятельности, методы работы с молодежью, демонстрировали выдержку и высококвалифицированный подход к процессу обучения молодых специалистов.

– Наставнической работой я занимаюсь уже восемь лет, – говорит Альберт Камильевич Мударисов, ведущий инженер по эксплуатации оборудования газовых объектов газокомпрессорной службы Ивдельского ЛПУМГ. – За эти годы я помог крепко встать на профессиональный путь четырем молодым работникам. И горжусь тем, что они стали настоящими специалистами – ответственными, инициативными, знающими свое дело.

Когда я узнал о том, что наше предприятие готовит такой масштабный проект – слет наставников, – выразил большое желание принять в нем участие. И правильно сделал: поближе познакомился с опытом более молодых наставников, которые используют современные методы адаптации только пришедших на рабочие места кадров. Они говорят на одном языке, они многое знают и умеют. Я всегда стремлюсь к саморазвитию и понимаю, что учиться можно в любом возрасте.
Наши кураторы слета – сотрудники отдела кадров и трудовых отношений администрации Общества «Газпром трансгаз Югорск» – подготовили много интересных мероприятий (например, очень понравилось задание по построению «Машины Голдберга»), которые помогли нам, участникам, объединиться и показать свои лучшие качества – взаимное уважение, сплоченность, умение слушать и слышать друг друга.

– В парной работе «наставник-наставляемый» скорость профессионального роста в разы выше, – высказывает свое мнение Татьяна Владимировна Симканич, бухгалтер 2 категории учетно-контрольной группы Управления организации восстановления основных фондов Общества. – Дело в том, что молодому специалисту поддержка помогает преодолевать страхи, сомнения, ведь важно знать, что кто-то верит в тебя больше, чем ты сам.

В дело наставничества я только вникаю – учусь, отмечаю для себя важные моменты, запоминаю всю полезную информацию, которую нам, кстати, на слете наставников «Газпром трансгаз Югорска» давали в большом объеме, что не может не радовать.
Я сама не так давно прошла путь новичка и очень хорошо представляю, с какими сложностями могут столкнуться недавно пришедшие на работу сотрудники. А только окончившему учебное заведение будет еще сложнее, так как у него нет еще опыта работы, базовых навыков общения в трудовом коллективе. Я поняла, что могу взять на себя роль наставника, в моем случае проводника и помощника, который поделится нужными сведениями касательно документов, рабочего процесса и даже поможет подружиться с коллегами.

Наставник должен быть не только высококвалифицированным специалистом, но и хорошим психологом, который сможет понять личностные и профессиональные качества наставляемого и, исходя из этого, выстроит максимально эффективную тактику его адаптации. Нужно обладать ответственностью, уверенностью в себе и своих силах, терпением, отзывчивостью и чувством такта. Смею надеяться, что и я обладаю набором этих характеристик, которые помогут мне в наставничестве.

- 2 -

Институт наставничества в «Газпром трансгаз Югорске» стремительно развивается. И вектор его направлен не только на профессиональное взаимодействие с вновь принятыми сотрудниками и молодыми специалистами, но и со студентами вузов, ссузов и учащимися образовательных организаций.

Началом сотрудничества «Ученик-работодатель» стала профориентационная встреча работников Общества со старшеклассниками лицея им. Г.Ф. Атякшева. И как показывает время – эта модель дала хороший результат, получив дальнейшее развитие.
 
А началось все с того, что за девятнадцатью учениками 10 «А» класса были закреплены семнадцать специалистов. В их числе представители структурных подразделений компании – Комсомольского ЛПУМГ, Инженерно-технического центра, Учебно-производственного центра, Управления связи, производственного отдела автоматизации, отдела охраны окружающей среды и энергосбережения, службы информационно-управляющих систем, службы корпоративной защиты администрации Общества – те, кто поможет ребятам в самоопределении.

– Наша задача помочь ученикам профессионально сориентироваться в выборе специальности, получить необходимые для этого знания и навыки, сформировать правильное отношение к будущей профессии, – говорит генеральный директор Общества «Газпром трансгаз Югорск» Петр Михайлович Созонов. – В этом и есть основа успешного обучения и развития будущих специалистов.

Первым этапом совместной работы наставников и наставляемых стало налаживание контакта. В этом им помогло специальное упражнение «Интервью», в результате которого были установлены доброжелательные отношения и определены личные и профессиональные точки соприкосновения.

Далее школьники и их наставники определились с темами и жанрами исследовательских проектов, над которыми им предстоит работать в течение года. Области исследования касаются разных направлений деятельности предприятия: эксплуатации компрессорных станций и газотурбинного оборудования, автоматизации производства, проектирования газопроводов, энергетики, экологии, информационной безопасности и IT-технологий.

И как показывают первые итоги – совместная профориентационная работа дает положительные результаты, обе стороны заинтересованы к дальнейшему взаимодействию.

Такие же направления формируются во взаимоотношениях со средними специальными и с высшими учебными заведениями. 


Рецензии
Необычайно познавательно. С уважением. Удачи в творчестве

Александр Михельман   25.04.2023 18:16     Заявить о нарушении