Речь и Язык. Дазайн и Лебенсвельт

Речь — единственная реальность. Особенно если вспомнить, первое, что каждое слово связано со всей вселенной слов, и второе, что то, что не названо — не существует. Добавим третье, что мир идей, онтологий, концепций, систем координат, существует исключительно благодаря языку и в языке, и мы получим "речь как единственную реальность".

Речь — это реализация языка. И в этом смысле они есть одно и то же. Не смотря на все их различия. Но они разные — как реальное и идеальное. Как реальный мир и метафизический мир идеальных объектов.

Но вся фишка в том, что "метафизического мира идеальных объектов" не существует. Сансара и есть нирвана, как правильно утверждает тысячелетний тезис. Мир един и один, и никакого другого мира нет.

У "метафизического мира идеальных объектов" — другой онтологический статус существования. Он существует по-другому и в другом смысле. Как культура, экономика и прочие абстрактные построения в человеческом сознании. Несмотря на то что влияют на цивилизацию. Определяющим образом.

Поэтому язык существует. Несмотря на то, что он существует исключительно в речи. Или в ее "слепках", ее производных, которыми является... "письменная речь".

"То, которое не-то" и диалектическая логика. Именно в этом пространстве находятся "речь и язык, взаимодействующие друг с другом".

Добавлю:

Различие и единство речи и языка излагается обычно очень поверхностно, почти механистически.

Различие и единство "языка" и "речи" лежит гораздо глубже — в области создания нами нашей реальности, без которой мы никто, т.е. не можем существовать.

Дазайн (Dasein) Хайдеггера активно создает этот мир. И создает он его исключительно через язык. По-другому Dasein не работает и ничем другим не занимается. "Этот мир" — всегда "наш мир". И наш "субъективный и индивидуальный", представляющийся нам "объективным", мир, и наш "коллективный" объективный мир, купол "культуры", в котором проживает человечество, и народ, и каждый отдельный слой и группа. Dasein активно создает, созидает "наш" мир. Это не просто пассивно лежащий "лебенсвельт" (Lebenswelt, жизненный мир) Гуссерля, лежащий между нами и объективным миром, преломляющий, как призма, все идущие от него импульсы, и одновременно включающий в себя весь мир, обволакивающий его. Дазайн — это центральная, "вольтовая дуга" лебенсвельта, не просто освещающая его, и даже не просто создающая его как "специфическое пространство нашего сознания", а как создающая все его наполнение — все наполнение лебенсвельта! — или другими словами, весь наблюдаемый, ощущаемый, осмысливаемый нами мир.

В чем значение языка и речи? Один строит нашу цивилизацию, другой планирует.

Кто одержал культовую победу при Саламине в 480 году до н. э., давшую жизнь нашей нынешней цивилизации? Греки, которые сражались плечом к плечу с превосходящим по силе флотом Ксеркса? Или Фемистокл, который не дал им сбежать, хитростью заперев флот греков в узком проливе?

Фемистокла сравню с языком, греков с речью (такие же текучие и быстроногие, да еще и каждый индивидуален). А победить могут только оба вместе, как единые части общего, несмотря на то, что абсолютно противоположны — Фемистокл один-единственный такой, и одержал победу; греков много, все молодцы, и одержали победу. Как язык и речь. Как лебенсвельт и дазайн. Как я и вы.

А приз как всегда — наша цивилизация.


Александр Клейн
23 апреля 2023 г.


Проект Витгенштейн. Глава 11 Два Витгенштейна
http://proza.ru/2023/03/04/892

Иллюзии и Вычислительная несводимость Вольфрама
http://proza.ru/2023/04/02/801

Уиллард Куайн и его Ontological Relativity
http://proza.ru/2023/04/22/1590

Неужели они и на самом так думают?
http://proza.ru/2023/04/23/1095


Рецензии