Кто нас выводит в мастера

Однажды прямо на улице повстречав бывшего ученика, получила неожиданное предложение… посмотреть дом, который он построил. Отказать было неудобно, да и встрече я была рада. А когда он добавил, что почти всё сделал своими руками, сомнений не осталось: надо смотреть. Дом оказался добротным, трёхуровневым, уютным со всех сторон. А в его аккуратности и тщательности исполнения просматривалось что-то знакомое. «Почерк» этот я явно где-то встречала. «Не мучайтесь, Вера Фёдоровна, - улыбнулся С. – Вы, кажется, хотите спросить, где я всем премудростям строительного дела научился?» И тут меня осенило: это же ученик Александра Ивановича! «Мне, пока строил и отделывал дом, постоянно завидовали: вот, Сашок, как тебя отец к жизни подготовил - всему научил! И я каждый раз рассказывал, что научил таких, как я – многих – наш учитель труда.

ДОЛЖИКОВ АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ –

Отличник народного просвещения РСФСР, обладатель Малой золотой медали ВДНХ за про-ект, макет и изготовление нестандартного оборудования для школьного спортзала.
Ещё у него было звание, присвоенное просто людьми – Мастер Золотые руки. Всё, что он делал, было добротно, выверено, безукоризненно. «Открыла» его для СШ № 6 г. Балашова директор Сорокина Т.П. На семинаре в одной из школ она обратила внимание на аккуратные стенды, шкафчики и другое нестандартное оборудование, которого купить было нельзя. Поинтересовалась, кто творец. Познакомилась, Узнала, что живёт умелец… прямо под боком шестой школы, в том же квартале.
Как уж она уговаривала, что предложила – теперь неизвестно. Но один из аргументов озвучила: «Зачем отправляться за тридевять земель, когда счастье от тебя в двух шагах?».
Позже, к юбилею учителя, будет написана былина, в которой этот момент представ-лен так:
Как во славном Балашове – городе,
Да на главной улице на Ленинской
Проживает и доныне добрый молодец,
Добрый молодец, учитель А.И Должиков.
Долго ездил он да на чужбинушку,
На сторонушку да в школу дальнюю,
В школу дальнюю, аж в четвёртую.
Стерегла его долго горлица,
Директриса школы, что поблизости:
«Ты приди, приди, добрый молодец,
Ты учи детей уму – разуму.
Научи, как быть со большим станком
Да и с малыим да рубаночком».
Сердце дрогнуло молодецкое –
Уступил мольбам жалкой горлицы:
«Буду службу несть, как душа велит,
Научу мальцов всему, что ведаю».
 

А учить пока было негде и нечем: в абсолютно пустых помещениях будущих мастер-ских гуляло эхо. Было, где разгуляться… фантазии! «Мечтал» и планировал А.И. недолго. А когда всё обдумал, пошёл к «горлице». Изложил план. Обозначил степень её участия и отправился по инстанциям. В бухгалтерию гороно – оформлять счета на приобретение станков и оборудования; на лесоторговую базу и мебельную фабрику за пиломатериалами, чтобы ребятишкам дать настоящую работу.
Отвели в хоромы Алексашеньку,
Не в купеческие, право, и не царские.
Запустение, да рухлядь, да убожество,
Что бывало разве после ханщины.
Закручинился наш богатырь по перву-то:
Как ребятушек делу выучить?
Чем строгать-пилить, чем точить-сверлить?
Али таять моей силе попусту?
Не к лицу молодцу бедам кланяться,
Не к лицу позволять горю тешиться.
А собрал он все челобитные,
Взял с собою их вместо сабельки
И пошёл в дороги не ближние
По конторам да бухгалтериям.
Не будем утомлять читателя долгими рассказами о подробностях и трудностях. Скажу только, что через два года мастерские состоялись! Это были самые лучшие мастерские в городе и районе.
Засияли хоромы школьные
Не атласом-камчой, не златой парчой,
А станками, тисками, долотами
Да кипучей ребячьей работою.
В шкафчиках под соответствующими станкам номерами – полный набор инструментов для каждого. Вскоре мальчики сами изготавливали инструменты и приспособления для мастерских: угольники, киянки, малки, молотки. В столярке младшие школьники делали рукоятки для молотков, в слесарной мастерской старшеклассники с использованием станков вытачивали металлическую часть молотка.

Всё по полочкам, по порядочку,
Как у доброго воеводушки
Во послушной его воле дружинушке.

Огромное здание школы полностью обслуживалось бригадой учеников под руководством Александра Ивановича. Вместе делали обход, записывали, что необходимо сделать. Большую работу оставляли на лето, на период пятой трудовой четверти.
Должиков не просто делал с ребятами нужное для всех дело. Хотя и это было важно. Главное – он учил их работать грамотно, красиво, чтобы не было стыдно за сделанное ни завтра, ни через год. Он требовал соблюдения стандартов, техники безопасности – да много всего, что пригодится (и пригодилось!) в жизни.
Любой его выпускник, даже не очень старательный, мог справиться с любой мужской работой по дому: починить, припаять, сделать удобные стеллажи в домашней мастерской, библиотеке, табуретки, ящички-сортовички, снеговую лопату - вообще многое, потому что он учил основам, помогал разобраться в принципах работы.
Когда очередь дошла до эстетического оформления мастерских, в котором предполагалось наличие и полезной информации, А.И. попросил подобрать интересные мысли о труде. Чтобы они всегда были на виду у ребят. Из многих предложенных он выбрал вот эти:
«Если вы удачно выберете труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само вас отыщет» (К.Д. Ушинский) и
«Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд, даже самый грубый, возвышается до творчества» (М. Горький).
Можно оставить выбранные высказывания известных людей без комментариев. Ясно было и так, что они выражали жизненные принципы самого Учителя. То, что слово «учитель» написано с большой буквы – не опечатка. Он и был таким – с большой буквы.
Когда все учителя и ученики уже наслаждались отдыхом, в мастерской А.И. ещё пол-ным ходом шла работа. На мой вопрос, почему постоянно так долго на работе, недоумённо пожал плечами: «А как же я завтра на уроки приду? У меня три пары. В каждый класс, каждому на рабочее место нужно и заготовку сделать, и шаблон, и набор инструментов соответствующий. И образец приготовить. Пока я учитель, мой образец должен быть самым лучшим. А вот если на выходе из школы они учителя не переплюнут – грош мне цена! Значит, плохой был учитель».
Он был строгим, сдержанным. Шутил редко. Но угрюмым, злым никогда не видела. Не терпел зазнайства. Однажды молодая, симпатичная особа, явно нарываясь на комплимент, спросила: «Правда, я хорошая?» Должиков улыбнулся: «Не спеши хвалиться – пусть другие похвалят!». Был нетерпим к хапужничеству, высокомерию, начальственному чванству. Когда однажды в принципиальном вопросе он проявил непокорность, директор в запальчивости сказал: «Ты знаешь, я тебя всех наград и званий лишить могу». На что Должиков ответил: «Не ты меня награждал, не тебе и лишать. Уважения-то людей не то, что ты, даже Бог лишить не может». А без работы я не останусь». Он ушёл. Оставив всё, что создал. На слюдокомбинате, где он потом трудился в инструментальном цехе, его сразу заметили и очень уважали.
Но это будет позже, когда место Сорокиной займёт другой директор. На 60-летие же его собрался весь коллектив. Говорили много искренних, тёплых слов. Прочитали и былину, начало которой уже сопровождало текст очерка. А заканчивалась она так:
Скоро ль, долго ли – десять лет прошло
В трудных поисках и сражениях.
Побеждал не раз, и побит бывал.
Из седла, однако, не вышибли.
А за то, что смел и к делам радел,
Награждён бывал и пожалован
И медалькою с Главной выставки,
И почётным именем, то есть званием.
Утекли года, в Лету канули.
Разучились виться кудри русые,
Не волнуют кровь взоры девичьи.
А не страшно стареть добру молодцу,
Не печалится наш соратничек.
За плечами есть смена крепкая:
Все, кто выучен им да выращен.
А и дети есть, да и внуки есть,
Да ещё к тому научёных рать.
От меня прими поясной поклон,
Слово доброе и души тепло –
Взял работою ты меня в полон,
Красотою дел дивлюсь восторженно.
А и кланяюсь и от всех друзей,
Да и кланяюсь до самой земли:
«Гой, спасибо тебе, добрый человек,
Служишь школьному делу праведно,
Верно – праведно да Отечеству!»
Впервые тогда видела столь неприкрытые эмоции на лице сдержанного в чувствах, не сентиментального учителя. Щёки под седой щетиной порозовели, глаза увлажнились. Жаль, что люди, обижая незаслуженно кого-то, укорачивают жизни тех, кто мог бы долгие годы радовать своим трудом. Александр Иванович Должиков ушёл из жизни давно. А добрая память о нём будет жить долго…
Январь 2015 В. Ильина


Рецензии
Пусть будет у него особая звезда Звезда мастерства! Нажму на зеленую!

Владимир Шамилов Георгиев   23.04.2023 09:14     Заявить о нарушении