Лекция 01 - Нормативно правовая база

«Нормативно-правовая база
образования детей с ограниченными возможностями здоровья».

План.

1. Введение.
2. Международное законодательство об образовании детей с ОВЗ и инвалидов.
3. Образовательные права детей с ОВЗ и инвалидов в свете российского законодательства.
4. Законы Московской области об обучении детей с ОВЗ и инвалидностью.
5. Особенности российской системы образования детей с ОВЗ.
6. Инклюзивный образовательный процесс.
7. Заключение.
8. Литература.

1. Введение.

Обеспечение реализации прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и детей-инвалидов на образование является одной из важнейших задач государственной образовательной политики. Расширение образовательных возможностей этой категории обучающихся осознается как наиболее продуктивный фактор социализации детей данной группы в обществе. Важно как можно более полно реализовать образовательные потребности детей, способствовать их социальной адаптации, развитию жизненных и социальных компетенций, творческих способностей.

Приоритетами нормативно-правового регулирования в сфере образования детей с ОВЗ являются:
- обеспечение доступности качественного общего образования;
- повышение качества учебной литературы;
- повышение уровня оплаты труда работников образования;
- модернизация системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников образования;
- расширение общественного участия в управлении образованием;
- развитие сети образовательных учреждений.

Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:
- международные (подписанные СССР или РФ);
- федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);
- правительственные (постановления, распоряжения);
- ведомственные (правовые акты Минобрнауки, Минпросвещения, Министерства труда и социальной защиты и др.);
- региональное законодательство;
- локальные правовые акты образовательных организаций (уставы, положения, приказы), которые регламентируют работу с обучающимися с ОВЗ и инвалидами.

2. Международное законодательство об образовании детей с ОВЗ и инвалидов.

Нормативно-правовая база по теме образования детей с ОВЗ и инвалидов начинает формироваться с международного законодательства, а именно с основных законодательных актов Организации Объединенных Наций. В них было определено, что вопрос инвалидности относятся к сфере прав человека, а не только реабилитации и социального обеспечения.
10 декабря 1948 г. была принята Всеобщая декларация ООН о правах человека  – наиболее фундаментальное воплощение прав человека на международном уровне. И хотя она и не имела прямого отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья, в ней провозглашалось равенство прав «всех людей без исключения», в том числе и на образование (статья 26).
Значительным и действенным шагом в определении прав лиц с ограниченной жизнедеятельностью было принятие Генеральной Ассамблеей ООН Декларации о правах умственно отсталых лиц 20 декабря 1971 г. Согласно этому документу, умственно отсталые имеют те же права, что и все другие члены общества. Были зафиксированы их права на медицинское обслуживание, материальную обеспеченность, образование и профессиональную подготовку в соответствии с возможностями, на проживание в кругу семьи или пребывание в специальных учреждениях с оптимальными условиями проживания, а также их право на полную интеграцию в общество.
В Декларации о правах умственно отсталых лиц впервые такие люди были признаны общественно полноценным в социальном смысле меньшинством, которое требует правовой защиты и поддержки, тогда как ранее умственно отсталые зачастую воспринимались как неполноценное меньшинство среди человеческого сообщества.
9 декабря 1975 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Декларацию о правах инвалидов. В ней указывалось, что: «Инвалиды, несмотря на причину, характер и сложность их увечий или нарушений, имеют те же основные права, что и их сограждане того же возраста». Подчеркивалось, что инвалиды должны получать необходимую поддержку, которая позволила бы максимально проявить свои возможности и способности и ускорила процесс их интеграции в общество.
В этих документах впервые было признано, что инвалидность является не медицинской, а социальной проблемой, проблемой прав человека. В дальнейшем международное сообщество определило основные принципы по формированию политики в отношении лиц с ОВЗ.
Долгий период времени в истории человечества наиболее уязвимой категорией населения, к которой взрослые заведомо относились «свысока», оставались дети. И вот в 1989 г. была подписана Конвенция о правах ребенка, в разработке которой активно участвовал СССР . Она основывается на признании прав всех детей, на приоритете общечеловеческих ценностей и гармоничного развития личности, недопустимости дискриминации детей по любым признакам. Все положения Конвенции можно свести к 4 основным требованиям, которые должны обеспечить детям права на выживание, развитие, защиту и активное участие в жизни общества.
Впервые в истории международного правового законодательства определены приоритеты интересов ребенка в обществе, отмечается необходимость особой заботы о детях-инвалидах. Семья является основным институтом, который сопровождает ребенка на протяжении его развития и соответственно, определяет направление воспитания и обучения. А все остальные структуры, в том числе государственные, созданы, чтобы поддерживать ее в этом направлении.
Пути реализации права равных возможностей на получение образования умственно отсталыми людьми и признание интегрированной учебной среды (обычных массовых школ), как приоритетной, обозначены в Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для инвалидов, утвержденных 20 декабря 1993 г. на 48 сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Данный документ послужил правовой основой для разработки дальнейших путей совершенствования системы получения образования людьми с инвалидностью. Совместное обучение определяется приоритетной формой в получении образования инвалидами, однако оно не может быть альтернативой специальному образованию на определенных этапах образовательного реформирования.
В «Стандартных правилах…» в частности, были определены условия, при которых должно осуществляться обучение в интегрированной среде (в обычных школах):
- обеспечение услуг переводчиков и других соответствующих вспомогательных услуг, необходимых для удовлетворения потребностей лиц с различными формами инвалидности;
- органы общего образования несут ответственность за образование инвалидов в интегрированных структурах;
- в процесс обучения на всех уровнях необходимо привлекать родительские общины и организации инвалидов.
Мировое сообщество в 90-е гг. XX столетия активно обсуждает вопрос, в соответствии с какими принципами, как именно обучать детей, имеющих различные образовательные потребности. (Следует отметить, что лица с особыми образовательными потребностями – это современная трактовка понятия, которая применяется в большинстве европейских стран, тогда как в российской законодательной базе до сих пор используется термин лица с ограниченными возможностями здоровья).
Были проведены многочисленные встречи и разработаны документы, важнейший из которых – «Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями» , принятая в Саламанке (Испания) 7-10 июня 1994 г. Согласно Саламанкской декларации, образование лица с особыми потребностями должно происходить без дискриминации, адаптировано, вариативно и доступно. Данный документ содержит концептуальные основы по получению образования детьми с ОВЗ и инвалидами, инклюзивной школы (в международную практику был введен термин «инклюзия»). В будущем на основе положений Декларации планировалось создать «Школы для всех», т.е. заведения, которые объединяли бы всех, учитывали различия и соответствовали бы индивидуальным потребностям.
Вот как звучат рекомендации Всемирной конференции по образованию детей с особыми потребностями в Саламанке: «... школы должны отвечать потребностям всех детей, независимо от их материальных, интеллектуальных, социальных, эмоциональных или иных условий, они должны охватывать как детей-инвалидов, так и одаренных детей, беспризорных и работающих детей, детей из отдаленных районов и детей кочевников, детей, относящихся к языковым, этническим или культурным меньшинствам, а также детей из других находящихся в неблагоприятном положении или маргинальных групп населения» .
Таким образом, каждый ребенок имеет уникальные особенности, интересы, способности и учебные потребности, что должно учитываться в развитии образовательных систем и при разработке учебных программ. Дети с особыми образовательными потребностями, в том числе с серьезными физическими или умственными недостатками, должны иметь доступ к обучению в обычных школах, где им необходимо создать соответствующие условия для удовлетворения этих потребностей. При этом сами школы необходимо адаптировать к особенностям детей, а не «подгонять» их под существующие условия. Подчеркивается, что обычные школы с инклюзивной ориентацией могут стать эффективным средством борьбы с дискриминационными настроениями в обществе в целом.
Конвенция Организации объединенных наций о правах инвалидов была принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. В ней прописывается право ребенка с ОВЗ на получение образования по месту жительства путем организации его интегрированного обучения с нормально развивающимися сверстниками . Кроме того, таким учащимся предоставляются эффективные меры индивидуальной поддержки в общей системе образования, которые облегчают процесс обучения и формирования социальных навыков. Также было включено положение о подготовке и переподготовке педагогов.
Россия ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов 3 мая 2012 г., взяв на себя обязательство по включению ее основных положений в правовые нормы, регулирующие правоотношения в области образования, в том числе инклюзивного и механизмов его реализации. Однако следует признать, что на сегодняшний момент исполняется далеко не все, особенно в отношении людей с ментальными нарушениями.
Несмотря на принятые международным сообществом меры по защите прав лиц с ОВЗ на образование, в настоящее время возможны различные барьеры на пути его реализации. Об этом сказано в докладе «Доступ к правосудию и право на образование детям с ОВЗ», сделанном в ООН в 2017 г. В частности, предлагается привлекать специалистов для рассмотрения дел о праве детей-инвалидов на образование, осуществлять минимизацию конфликта в интересах ребенка, широко применять диалог для разрешения споров, обеспечивать эффективные средства правовой защиты инвалидов и др.

Основные международные документы, которые повлияли на развитие образования детей с ОВЗ и инвалидностью:

- Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.);
- Декларация о правах умственно отсталых лиц (принята Генеральной Ассамблеей ООН 20 декабря 1971 г.);
- Декларация о правах инвалидов (провозглашена резолюцией 3447 (XXX) Генеральной Ассамблеи ООН от 9 декабря 1975 г.);
- Конвенция о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 г. Генеральной Ассамблеей ООН, ратифицирована СССР в 1990 г.);
- Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (приняты резолюцией 48/96 Генеральной Ассамблеи ООН от 20 декабря 1993 г.);
- Саламанкская декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с ограниченными возможностями здоровья (7-10 июня 1994 г., Саламанка, Испания);
- Конвенция ООН о правах инвалидов (принята Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г.).


3. Образовательные права детей с ОВЗ и инвалидов в свете российского законодательства.

Российская Федерация признала и ратифицировала все международные документы, касающиеся вопросов образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов. Таким образом, наша страна взяла на себя обязательство по обеспечению права каждого человека на образование, закрепив этот принцип в ряде важных документов. Это законодательные акты, регулирующие отношения в области образования детей с ОВЗ, федерального, правительственного, ведомственного и регионального уровней.
Основным Законом Российской Федерации является Конституция РФ, принятая в 1993 году, с изменениями и дополнениями, принятыми в ходе всеобщего голосования 01 июля 2021 год. В статье 114 Государство обеспечивает функционирование системы социальной защиты инвалидов, основанной на полном и равном осуществлении ими прав и свобод человека и гражданина, их социальную интеграцию без какой-либо дискриминации, создание доступной среды для инвалидов и улучшение качества их жизни.
Данное положение конкретизируется в Федеральном законе № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (статья 10), который принят 24 июля 1998 года. «Ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами РФ».
Основополагающим законодательным актом, определяющими принципы государственной политики в области образования, и регулирующим процесс образования детей с ОВЗ, является Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Согласно ему, все дети обладают равными правами, образование должно осуществляться без дискриминации (статья 3), при этом обязательны коррекционная помощь и специальные условия тем учащимся, которые в этом нуждаются. Допускается возможность инклюзивного образования детей с ОВЗ и детей-инвалидов. Семьи таких детей самостоятельно решают, в какой форме образования будет обучаться ребенок.
Статья 79 ФЗ № 273 и ряд других посвящены вопросам организации образования лиц с ОВЗ и с инвалидностью. Впервые в российской законодательной практике закреплено понятие «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья». Это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) и препятствующие получению образования без создания специальных условий. В Законе рассматриваются понятия особые образовательные потребности, специальные образовательные условия, образовательная программа.
Еще одним важным законодательным актом в рамках рассматриваемого вопроса следует назвать Федеральный закон № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», принятый 24 ноября 1995 г. Им определяется государственная политика в области социальной защиты инвалидов в России, целью которой в том числе является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами прав на получение образования и гарантия создания необходимых условий для его получения.
Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, а также получение ими среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
В Федеральном законе № 181-ФЗ дано определение понятия «ребенок-инвалид». Инвалид – это физическое лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма. Данные нарушения приводят к ограничению жизнедеятельности, поэтому данный человек нуждается в мерах социальной защиты (медицинское, пенсионное сопровождение, реабилитация, абилитация), чтобы у него была возможна полноценная социальная жизнь. Ребенок-инвалид – более широкое понятие по смыслу, чем ребенок с ОВЗ, однако эти термины не противоречат друг другу.
Таким образом, в России различие между понятиями «ребенок с ОВЗ» и «ребенок-инвалид» закреплено на законодательном уровне, их правовой статус не тождественен. Тогда как в большинстве зарубежных источников нет четкого разграничения инвалидности и ограничений здоровья.
Основной принцип инклюзивного образования сформулирован в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», которая была утверждена Президентом РФ Д.А.Медведевым 4 февраля 2010 года (Пр-271). В документе подчеркивается, что Новая школа является школой для всех. «В любой школе будет обеспечиваться успешная социализация детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Также в каждом образовательном учреждении должна быть создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить полноценную интеграцию детей-инвалидов».
Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» предусмотрела разработку и принятие пятилетней государственной программы «Доступная среда» , направленной на создание безбарьерной среды для инвалидов.
Федеральный проект «Современная школа» национальной программы «Образование» (утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24 декабря 2018 г. № 16) – рассчитан на 2019-2024 годы и направлен, в том числе на поддержку образования детей с ОВЗ (создание современной безбарьерной среды в общеобразовательных организациях и др.).
Проект «Доброшкола» в рамках проекта «Современная школа» национальной программы «Образование» - рассчитан на общеобразовательные (инклюзивное образование) и специализированные, коррекционные школы для детей с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, задержкой психического развития и проблемами аутистического спектра. Доступная среда с оптимальными условиями для обучения должна сохранять здоровье учащихся и адаптироваться под конкретные особенности и возможности каждого. Оснащение каждого учебного заведения в рамках реализации проекта «Доброшкола» подбирается индивидуально. Сроки реализации проекта: 2019-2024. Ключевая цель: к 2024 году создать современные условия и комфортную среду для доступного качественного образования всем детям с ОВЗ и инвалидностью из школ-участников «Доброшколы».

Важной составляющей и наиболее значимым в нормативно-правовой базе специального образования является Постановление Правительства РФ «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» (принято 12 марта 1997 года, № 288, в ред. от 10 марта 2009 г.). В соответствии с ним, созданы и функционируют:
- коррекционные (компенсирующие) учреждения дошкольного образования;
- коррекционные общеобразовательные учреждения;
- коррекционные учреждения начального профессионального образования.
Постановление Правительства РФ «Об утверждении типового положения об образовательном  учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» (принято 31 июля 1998 года, № 867, с изменениями) позволило решать качественно задачи по осуществлению индивидуально-ориентированной педагогической, психологической, социальной, медицинской и юридической помощи детям, испытывающим трудности в усвоении образовательных программ.
Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 363 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» фактически продлило действие этой программы до 2025 года. Основной целью программы определяется повышение уровня обеспеченности инвалидов реабилитационными и абилитационными услугами, а также уровня профессионального развития и занятости инвалидов.
Среди ведомственных нормативных документов, обеспечивающих развитие образования лиц с ОВЗ, стоит выделить «Концепцию реформирования системы специального образования», принятую Министерством образования РФ 9 февраля 1999 г. Согласно Концепции, образование учащихся-инвалидов должно предусматривать создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей воспитанникам адекватные условия и равные с нормотипичными детьми возможности для получения образования, лечение и оздоровление, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Вместе с тем в Концепции было отмечено, что недостаточно развита система дошкольной коррекционной психолого-педагогической помощи детям.
В «Концепции интегрированного обучения лиц с ОВЗ (со специальными образовательными потребностями)» (Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6) были рассмотрены 3 принципа российской концепции интегрированного обучения:
- интеграция через раннюю диагностику;
- через обязательную коррекционную помощь каждому ребенку;
- через разноуровневые модели интеграции.
В Письме Министерства образования и науки от 18.04.2008 «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами» развитие интегрированного образования рассматривается как одно из наиболее важных и перспективных направлений совершенствования системы образования детей с ОВЗ. В тоже время в нем намечаются принципы инклюзивного образования, в частности, обучение ребенка с особыми потребностями в общеобразовательном учреждении недалеко от его места жительства.
В Письме Министерства образования и науки от 7 июня 2013 г. «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» отмечается, что развитие инклюзивных форм обучения инвалидов должно осуществляться на основе планирования и реализации комплекса мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации данного вида деятельности. В тоже время в документе указывается о недопустимости сокращения уже существующих специальных (коррекционных) школ в субъектах РФ.

Основные документы российского законодательства в области образования детей с ОВЗ и инвалидов:

Федеральные документы:

- Конституция РФ (Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) – статья 43;
- Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» № 181 (Принят 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ с дополнениями и изменениями);
- Федеральный закон № 124 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (Принят 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ, с изменениями);
- Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (Принят 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ);
- Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена Президентом РФ Д.Медведевым 4 февраля 2010 года, Пр-271);
- «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» (Указ Президента РФ от 7 мая 2012 года № 599).

Правительственные документы:

- «Об утверждении Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья» (Постановление Правительства РФ от 12 марта 1997 г. № 288) (в ред. от 10 марта 2009 г.);
- «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи» (Постановление Правительства РФ от 31 июля 1998 г. № 867) (в ред. 2002, 2008 и 2009 гг.);
- «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (Постановление Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. № 666);
- «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года» (Распоряжение Правительства РФ от 29 декабря 2001 г. № 1756-р);
- «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» (Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р);
- Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» (Постановление Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 363).

Ведомственные документы:

- «О концепции интегрированного обучения лиц с ОВЗ (со специальными образовательными потребностями) (Письмо Минобразования РФ от 16.04.2001 N 29/1524-6);
- «Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях» (Письмо Минобразования РФ от 16 января 2002 года № 03-51-5ин/23-03);
- «О единых требованиях к наименованию и организации деятельности классов компенсирующего обучения и классов с задержкой психического развития» (Письмо Минобразования РФ от 30 мая 2003 г. № 27/2887-6);
- «Об организации работы с обучающимися, имеющими сложный дефект» (Письмо Минобразования РФ от 03.04.2003 № 27/2722-6);
- «О психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) образовательного учреждения» (Письмо Минобразования РФ от 27.03.2000 № 27/901-6);
- «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК)» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2009 года № 95);
- «О создании условий для получения образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами» (Письмо Министерства образования и науки РФ  от 18.04.2008 № АФ-150/06);
- «Об утверждении Единого квалификационного справочника руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» (Приказ Минздравсоцразвития России № 593 от 14 августа 2009 г.);
- «О совершенствовании комплексной многопрофильной психолого-педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам» (Письмо Минобрнауки РФ от 24 сентября 2009 г.);
- «О коррекционном и инклюзивном образовании детей» (Письмо Минобрнауки России от 7 июня 2013 г. № ИР-535/07);
- «Об утверждении ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ» (Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. №1598);
- «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» (Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. №1599);
- «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» (Приказ Минпросвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373);
- «О создании Федерального методического центра по инклюзивному образованию» (Распоряжение Минпросвещения от 28 января 2021 г. № Р-28).


4. Законы Московской области об обучении детей с ОВЗ и инвалидностью.

Дети с ОВЗ и дети-инвалиды, согласно закону, могут обучаться в любой образовательной организации Московской области по выбору семьи с учетом их психофизических особенностей, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Образовательные организации региона обеспечивают обучающимся указанной категории специальные условия обучения:
- реализацию адаптированных образовательных программ;
- вариативный набор программ дополнительного образования;
- организацию доступной среды;
- предоставление специальных учебников;
- организацию услуг специалистов (психологов, логопедов, дефектологов, тьюторов, ассистентов и др.);
- оказание коррекционной помощи и др.
В Московской области создана и развивается система образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, их включение в систему образования начинается с раннего возраста. В соответствии с Концепцией развития ранней помощи в Российской Федерации на период до 2020 года  в Московской области создаются службы ранней помощи.
Учащиеся с ОВЗ и дети-инвалиды обучаются как в специальных коррекционных классах, так и в рамках инклюзивного обучения в массовых общеобразовательных школах. Продолжает развиваться система дополнительного образования для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.
Создание условий для получения детьми-инвалидами качественного образования (создание универсальной архитектурной безбарьерной среды в учебном заведении, оснащение специальным оборудованием и автотранспортом) реализуется в рамках государственной программы Российской Федерации «Доступная среда», утвержденной постановлением Правительства РФ от 29 марта 2019 г. № 363.
В Московской области действуют психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), которые проводят комплексное психолого-медико-педагогическое обследование детей в порядке, установленном приказом министра образования Московской области от 30.03.2020 № ПР-369 и на основании рекомендаций Минпросвещения России от 25.03.2020 № 07-9395.
Московская область в вопросах развития инклюзивного профессионального  образования соблюдает комплексность решений, обеспечивающих достижение KPI показателей, включающих в себя:
- нормативно-правовую базу;
- программно-методическое сопровождение;
- повышение профессиональной компетентности педагогических работников;
- обеспечение современными техническими средствами обучения;
- формирование толерантного отношения социума.
С 2019 г. Московская область принимает участие в мероприятиях национального проекта «Образование», посвященных образованию обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью. По итогам реализации мероприятия федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование» в 2019-2020 годах была обновлена инфраструктура в образовательных организациях.
В рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование» по итогам 2020 года 53,6% от общего числа детей с инвалидностью и с ОВЗ обучались по программам дополнительного образования, в том числе с использованием дистанционных технологий.
Итак, к настоящему времени в Московской области:
- реализовано право на получение качественного образования для всех детей с ОВЗ и с инвалидностью;
- проведена работа по социализации детей с ОВЗ и с инвалидностью и адаптации их к жизни в условиях современного общества;
- приняты меры по социальной поддержке детей с ОВЗ и с инвалидностью.

Образовательный процесс детей с ОВЗ в Московской области обеспечивается на основании следующих документов:

- Закон Московской области «Об образовании» от 27 июля 2013 г. № 94/2013-ОЗ (с изменениями и дополнениями);
-  «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования Московской области по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования» (Приказ от 30.08.2016 № 3350);
- «Об утверждении государственной программы Московской области «Социальная защита населения Московской области» на 2017-2024 годы» (Постановление Правительства Московской области от 25.10.2016 № 783/39);
- «Об утверждении государственной программы Московской области «Образование Подмосковья» на 2020-2025 годы» (Постановление Правительства Московской области от 03.12.2019 № 734/36);
- «Об утверждении Дорожной карты по развитию инклюзивного профессионального образования в Московской области на 1 полугодие 2021 года» (Распоряжение Министерства образования Московской области от 13 января 2021 г. № Р-4);
- «О предоставлении субсидии на иные цели в 2020 году государственным профессиональным образовательным организациям и образовательным организациям высшего образования Московской области, подведомственным Министерству образования Московской области, в целях создания безбарьерной среды» (Распоряжение Министерства образования Московской области от 17.02.2020 № Р-120);
- «О разработке примерных адаптированных образовательных программ высшего образования, среднего профессионального образования и программ профессионального обучения для обучения лиц с инвалидностью и ОВЗ по востребованным на региональном рынке труда Московской области профессиям и специальностям» (Распоряжение Министерства образования Московской области от 10.07.2020 № Р-453);
- «О назначении именных стипендий Губернатора Московской области в сфере образования для детей-инвалидов и детей с ОВЗ» (Постановление Губернатора Московской области от 02.11.2020 № 490-ПГ);
- «О разработке онлайн-курсов по образовательным программам среднего профессионального образования и программам профессионального обучения для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ» (Распоряжение Министерства образования Московской области  от 21.07.2020 № Р-468);
- «Об организации и проведении регионального этапа VII Всероссийского конкурса «Лучшая инклюзивная школа России» среди образовательных организаций в Московской области в 2020 году» (Распоряжение Министерства образования Московской области от 21.03.2020 № Р-132);
- «Об утверждении Положения о проведении областного конкурса «Лучший по профессии» среди обучающихся с интеллектуальными  нарушениями общеобразовательных организаций Московской области» (Распоряжение Министерства образования Московской области от 23.01.2020 № Р-29);
- «Об организации работы психолого-медико-педагогических комиссий по комплексному психолого-медико-педагогическому обследованию детей в Московской области в 2020 году» (Распоряжение Министерства образования Московской области от 17.01.2020 № Р-19);
- «О реализации мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование», направленного на поддержку образования обучающихся с ОВЗ, на территории Московской области в 2020-2024 годах» (Приказ Министерства образования Московской области от 01.10.2019 № 2605).

Таким образом, в законодательстве Московской области разработан ряд региональных нормативных правовых актов, регламентирующих получение образования детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами. Нормотворческая деятельность в этом направлении в обязательном порядке должна быть продолжена, что обусловлено изменениями социально-экономической ситуации, а также появлением и применением новых форм получения образования такой категорией детей.


5. Особенности российской системы образования детей с ОВЗ.

Система образования детей с ограниченными возможностями здоровья в РФ включает следующие характеристики:

- преемственность и непрерывность педагогической помощи и поддержки от дошкольного до профессионального становления данной категории учащихся;
- создание социально-бытовых и психолого-педагогических условий, обеспечивающих включение учащихся с ОВЗ в образовательный процесс общеобразовательного учреждения с соблюдением требований федерального стандарта;
- соблюдение социального заказа на предоставление образовательных услуг.

В соответствии с российским законодательством  в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, проходит обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах или группах (глава 11, статья 79 Федерального закона № 273 «Об образовании в РФ»).

Форма обучения для учащихся с ОВЗ определяется заключением и рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) с опорой на индивидуальные психолого-педагогические особенности ребенка. При этом учитывается мнение родителей (или лиц их заменяющих) в выборе образовательного маршрута обучающегося. Это могут быть групповые и индивидуальные коррекционные занятия. Образование может быть организовано как в организации, осуществляющей образовательную деятельность, так и вне такой организации (в форме семейного образования), а также в сетевой форме реализации образовательных программ (часть 1 статьи 17 Федерального закона № 273 «Об образовании в РФ»).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона № 273 «Об образовании в РФ» предусмотрена возможность реализация образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.

Основная правовая норма, которая прослеживается в российском законодательстве об образовании детей с ОВЗ – любая услуга, которая должна быть оказана инвалиду или может ему понадобиться, должна быть предоставлена в доступной для него, понятной форме, максимально открытом пространстве и максимально близко к месту его проживания. Например, если инвалид с нарушением слуха идет в аптеку за лекарством, эта аптека должна быть ближе всего к его дому, и там должны работать соответствующие специалисты, которые могут ему помочь. Такая же норма действует и в отношении образовательных услуг.
У каждого ребенка существует потребность в образовании – необходимость в обучении, в получении новой информации, новых знаний и навыков, как эти знания применять. Есть соответствующие зоны мозга, которые активизируются в определенное время (например, в 3 года дети – почемучки, можно использовать игру как обучение; в 7 лет ведущим видом деятельности становится учебный, в 16 лет резко активизируется образовательная потребность и т.д.).
У детей с ОВЗ и инвалидностью существуют особые образовательные потребности, которые могут быть реализованы только путем создания специальных образовательных условий.
В Федеральном законе № 273 «Об образовании в РФ» прописано, при каких нарушениях у ребенка возникают особые образовательные потребности:
- нарушение слуха;
- нарушение зрения;
- нарушение речи;
- нарушение опорно-двигательного аппарата;
- задержка психического развития;
- расстройство аутистического спектра;
- умственная отсталость;
- тяжелые множественные нарушения развития.

Стоит отметить, что не всегда статусы «ребенок с ОВЗ» и «ребенок-инвалид» совпадают. Например, если у учащегося диабет, то он имеет инвалидность, однако может обучаться вместе с нормотипичными детьми; у него не возникает особых образовательных потребностей. Если ребенок слабослышащий, то он будет являться и инвалидом, и иметь статус ОВЗ,  у него есть особые образовательные потребности – ему нужен сурдопедагог, специальные программы и учебники. Ребенок с синдромом Дауна имеет тяжелое генетическое нарушение, затрагивающее практически все стороны развития человека, значит, будет инвалидность, и поскольку интеллектуальные нарушения, будет ОВЗ, нужны спецусловия для образования. Если ребенок с задержкой психического развития – то он имеет статус ОВЗ, у таких детей почти не бывает соматических нарушений, однако есть особая образовательная потребность – пролонгация срока обучения.

Характеристика особых образовательных потребностей:

- совпадение обучения с началом определения нарушения развития (определили проблему и сразу начинаем обучать, подключать систему ранней помощи, например, для слабослышащих – сурдопедагогов);
- включение специальных разделов в обучение (например, социально-бытовая ориентировка – у детей с нарушением интеллекта, у детей с нарушением зрения);
- индивидуализация обучения (например, для ребенка с расстройством аутистического спектра важна визуализация происходящего, составление расписания);
- расширение образовательного пространства (выход за рамки школы, дополнительное образование, больше применения знаний на практике – физических, химических, биологических и др.);
- пролонгация обучения (например, в школу не в 7, а в 8 лет, 5-6 лет в начальной школе вместо 4-х, образование длится не 10, а 13 лет);
- взаимодействие специалистов и родителей (полноценное участие узких специалистов – сурдопедагогов, тифлопедагогов, ABA-терапевтов и др., а также поддержка всех образовательных мероприятий родителями).

Часть 3 статьи 79 Федерального закона № 273 «Об образовании в РФ» определяет специальные условия для получения общего образования обучающимися с ОВЗ и инвалидностью. Под специальными условиями понимаются условия обучения, воспитания и развития таких учащихся в образовательном учреждении.
Специальные условия должны создавать образовательные организации, в которых обучаются дети указанных категорий, в соответствии с заключением психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК) и индивидуальной программой реабилитации ребенка-инвалида (ИПР) . Сроки обучения для учащихся с ОВЗ и инвалидов могут быть увеличены с учетом особенностей их психофизического развития в соответствии с заключением ПМПК или ИПР.

«Закон об образовании РФ» конкретизирует специальные условия для получения образования учениками с ОВЗ:
- использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования;
- предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь;
- проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий;
- обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность;
- другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ или с инвалидностью.

Перечень условий организации обучения детей с ОВЗ содержится не только в законодательных актах, но и в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС). Стандарты утверждают единые требования по организации образовательного процесса, по результатам и принципам образования.
В настоящее время действуют следующие Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОСы):
- ФГОС Дошкольного образования, принят 25 ноября 2013 г.;
- ФГОС Начального общего образования (1-4 кл.), принят 6 октября 2009 г.;
- ФГОС Основного общего образования (5-9 кл.), принят 17 декабря 2010 г.;
- ФГОС Среднего (полного) общего образования (10-11 кл.), принят 15 июня 2012 г.
Образование детей с ОВЗ, в том числе и инклюзивное образование, базируется, главным образом, на двух специальных ФГОСах:
- ФГОС НОО ОВЗ (ФГОС начального общего образования для обучающихся с ОВЗ). Срок обучения от 4 до 6 лет, при этом предусмотрено уровневое образование;
- ФГОС ОО УО (ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)). Срок обучения от 9 до 13 лет, уровневое образование не предусмотрено.
Специальные ФГОСы утверждены в Министерстве образования и науки РФ 19 декабря 2014 года, введены в действие с 1 сентября 2016 года.

Пункт 9 статьи 2 Федерального закона № 273 «Об образовании в РФ» дает определение понятия образовательная программа. Это комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.
Согласно ч. 1 ст. 79 Федерального закона РФ № 273, содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ определяются адаптированной образовательной программой.
Адаптированная образовательная программа (АОП) – это образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья. Она разрабатывается образовательной организацией с учетом ФГОС по уровням образования и/или ФГОС для детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ (статья 12 ФЗ N 273). При необходимости АОП обеспечивают коррекцию нарушений развития детей и социальную адаптацию (п. 28 ст. 2 ФЗ N 273).
Решение о переводе обучающегося с ОВЗ на АОП принимается на основании заключения и рекомендаций ПМПК и заявления родителей обучающегося (или лиц их заменяющих) (ч. 3 ст. 55 ФЗ N 273).
Таким образом, АОП направлена на устранение дисбаланса между процессом обучения детей с ОВЗ по образовательным программам и актуальной зоной развития ребенка. Данная программа позволяет выстраивать образовательный маршрут учеников, формируя универсальные учебные действия в соответствии с ФГОС ОВЗ.

Установление статуса ОВЗ по российскому законодательству происходит в соответствии с Приказом Министерства образования и науки РФ от 20.09.2013 № 1082 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии».
Обследование детей, в том числе обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов до окончания ими образовательных организаций, реализующих основные или адаптированные общеобразовательные программы, осуществляется в комиссии по письменному заявлению родителей (законных представителей) или по направлению образовательных организаций, организаций, осуществляющих социальное обслуживание, медицинских организаций, других организаций с письменного согласия их родителей (законных представителей).
В заключении комиссии, заполненном на бланке, указываются:
- обоснованные выводы о наличии либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении и наличии либо отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования,
- выводы о необходимости коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (рекомендации по определению формы получения образования, образовательной программы, которую ребенок может освоить, форм и методов психолого-медико-педагогической помощи, созданию специальных условий для получения образования).
В выводах комиссии прописывается, какие есть у ребенка особые образовательные потребности, какие нужно создать спецусловия для получения учащимся полноценного образования. При этом недопустимо прописывать конкретную образовательную организацию – куда отдать ребенка обучаться, это решают родители (или лица их заменяющие).
В образовательную организацию ребенок может прийти с Заключением ПМПК (с рекомендациями по созданию спецусловий, по форме и методам получения образования, по адаптации образовательной программы) или Заключением Медико-социальной экспертизы (МСЭ) и индивидуальной программой реабилитации и/или абилитации инвалида (ИПРА).
Для родителей заключения носят рекомендательный характер, то есть они могут их предъявить в образовательную организацию, а могут и не предъявить. А для образовательной организации, согласно ФЗ N 273, заключения ПМПК либо ИПРА обязательны к исполнению. Согласно закону 273-ФЗ, ребенок с ОВЗ может обучаться в любой форме образования и по адаптированной образовательной программе с учетом индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида.
Отметим, что термин абилитация появился сравнительно недавно. Он был прописан в Федеральном законе № 419-ФЗ от 19.12. 2016 г., который внес изменения в Федеральный закон 181-ФЗ. Если ранее рассматривалось только понятие реабилитации как восстановления утраченных функций, то теперь появился термин абилитация как формирование функций, которых никогда не существовало (например, формирование речи у глухих, умение завязывать шнурки и др.).

Следует отметить, что родители выступают как полноценные участники образовательного процесса, имеющие свои права и обязанности. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:
- знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;
- знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей.

6. Инклюзивный образовательный процесс.

Концепция обучения детей с ОВЗ и инвалидов на протяжении XX в. претерпела ряд изменений. В мировой практике можно условно выделить три этапа ее трансформации:
1) Медицинская модель (сегрегация) - начало XX века – середина 60-х годов XX в.;
2) Модель нормализации (интеграция) - середина 60-х – середина 80-х годов XX в.;
3) Социальная модель (инклюзия) - с середины 80-х гг. XX в. – по настоящее время.
Под сегрегацией понимается политика принудительного отделения какой-либо группы населения в соответствии с каким-либо признаком. Человек с ограниченными возможностями здоровья как больной, ему необходим медицинский уход и лечение, что лучше всего осуществляется в специальном учреждении. Об образовательных правах инвалидов речь не шла.
В рамках концепции интеграции (от лат. integratio – соединение, восстановление) образовательный процесс стал пониматься как процесс ассимиляции, который требует от человека принимать нормы доминирующей культуры, и следовать им в своём поведении. Возможность обучения и воспитания была предоставлена всем детям, независимо от особенностей их развития. Однако ребёнок с ОВЗ уже должен быть подготовлен к принятию его дошкольным учреждением, школой и обществом. Он самостоятельно приспосабливается под образовательную систему в массовой школе.
В настоящее время активно реализуется инклюзивная модель (от франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю), в соответствии с которой человек не обязан быть «готовым» для того, чтобы обучаться в детском саду или в школе. Обучение детей с ОВЗ в образовательном учреждении происходит с учетом образовательных потребностей ребенка. Большое внимание уделяется адаптации среды к его возможностям, развитию способностей, которые могут быть востребованы там, где он живёт, учится и работает.

Понятие инклюзия шире, чем термин инклюзивное образование, и означает новый взгляд не только на образование, но и шире – на место человека в обществе. Инклюзия – это доступная среда для любых участников социального общества, когда люди с различными потребностями находятся и взаимодействуют в одном пространстве. Идея инклюзии состоит не только в том, чтобы дети с ОВЗ и инвалидностью могли обучаться в обычной общеобразовательной школе. Речь идет о том, чтобы предоставить всем детям, независимо от их способностей, этнической принадлежности, языковой культуры, комфортные условия обучения в школьных стенах.

В России возможность инклюзивного образования предусмотрена в Федеральном законе РФ № 273 «Об образовании в РФ». В статье 2 ФЗ № 273 дано следующее определение: «инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей». 
В силу разных причин и обстоятельств (трудно добираться до спецшколы, выбор родителей и т.д.) некоторые семьи отправляют детей с ОВЗ обучаться не в специальные школы, а в общеобразовательные. Современное российское законодательство позволяет детям с ОВЗ учиться в  классе наравне с нормотипичными учениками. Однако детям, имеющим особые потребности, важно создать специальные условия обучения, поскольку стандартные нормы им не подходят.
Общеобразовательная школа, осуществляющая инклюзивный процесс, обязуется создать учащемуся с ОВЗ все необходимые условия для эффективного обучения. Например, если ребенку необходим тьютор, ассистент или медработник, то учебное заведение должно пригласить работать таких специалистов. Они также могут быть приглашены администрацией по просьбе учителя, даже если в заключении ПМПК не указана их необходимость.
Необходимо помнить, что даже если в школе не созданы специальные условия для обучения ребенка особыми возможностями здоровья, отказывать ему в зачислении противозаконно. Не взять его в школу можно только по причине отсутствия свободных мест.
При этом важно предусмотреть в нормативно-правовой базе общеобразовательного учреждения следующие положения:
- прием детей в ОВЗ проходит с учетом рекомендаций ПМПК (психолого-медико-педагогической комиссии) или ИПР (индивидуальной программы реабилитации) для ребенка с инвалидностью;
- обучение осуществляется на основании адаптированной образовательной программы (АОП) и индивидуального учебного плана (ИПР);
- для детей с ОВЗ и инвалидов создаются специальные образовательные условия;
- с родителями учащихся заключается договор;
- организуется сетевое взаимодействие с ресурсными организациями и др.
В ФГОС имеются специальные образовательные программы для каждого типа ОВЗ, отличающиеся своими особенностями. Кроме того, уже адаптированная программа должна быть индивидуализирована для конкретного ребенка в случае, если у него имеются тяжелые множественные нарушения развития. В таком случае ежегодно пишется Специальная индивидуальная программа развития (СИПР).
СИПР разрабатывается для каждого ученика отдельно после обследования его группой педагогов, которые в дальнейшем с ним будут работать. В этой программе определяются зоны ближайшего развития ребёнка, ставятся учебные задачи. Затем два раза в год проводиться мониторинг, как ребенок осваивает разработанную программу.
Следует учесть, что согласно закону, при наличии в классе учащегося с ОВЗ, количество детей в классе не может быть больше установленной санитарной нормы. Ограниченная наполняемость классов позволяет учителю максимально учесть потребности всех детей.
Например, если в классе учится слабовидящий ученик по варианту программы 4.1 ФГОС ОВЗ, то количество учеников не может быть больше 25, а если таких ученика два — 20. Если в классе есть глухой ученик, обучающийся по программе 1.1 ФГОС ОВЗ, — количество учащихся не может превышать 20, если таких учеников два — то 15.
Для детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (варианты 4 по ФГОС ОВЗ) численность учеников в классе не может превышать 5 человек. Поэтому было бы целесообразно открывать малочисленный класс, в который могли бы прийти дети с аналогичными или похожими программами обучения. В настоящий момент из-за отсутствия таких малочисленных классов детей с ОВЗ часто зачисляют в обычный общеобразовательный класс и отправляют на обучение на дому. Однако известно, что при надомном обучении у ребенка будет намного меньше возможностей для получения социального опыта. Наличие инвалидности не должно становиться причиной изоляции ребенка от сверстников.

Существуют четкие санитарно-эпидемиологические требования к организации обучения детей с ОВЗ и инвалидов. Они касаются оборудования помещений образовательных организаций, организации режима дня и физического воспитания, количества воспитанников с ОВЗ в группах, продолжительности занятий, перемен между уроками и коррекционно-развивающими занятиями и внеурочной деятельностью (Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ОВЗ № 2.4.2.3286-15, утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10 июля 2015 г. № 26) (СанПиН ОВЗ). СанПиН ОВЗ вступили в силу 1 сентября 2016 г.

Учителю, в классе которого обучается ребенок с ОВЗ, важно поддерживать контакт с его родителями, поскольку они лучше всех знают, какие у ребенка есть потребности и особенности. Обучение детей с инвалидностью уникально в каждом конкретном случае, поэтому важно учитывать эти особенности и выстраивать обучение, опираясь на них.
Доступность предполагает наличие соответствующей архитектурной среды, пандусов, шрифта Брайля, причем в широком понимании доступность – это та среда, которой могут пользоваться все члены общества. Инклюзивное образование – то, что мы делаем для одних, должно быть доступно и подходить для других (пример – все люди, даже здоровые пользуются пандусом, ходят по нему, потому что так удобно).

Перечень локальных актов, регламентирующих деятельность образовательной организации в части обучения и воспитания детей с ОВЗ:
• Положение о реализации инклюзивной практики в образовательном учреждении;
• Положение о психолого-медико-педагогическом консилиуме (ПМПк) с приложением (приказ о создании ПМПк, приказ о составе ПМПк на начало нового учебного года, должностные обязанности членов ПМПк и др.);
• Положение об организации психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ и ребенка с инвалидностью в учебном процессе;
• Договор с родителями детей с ОВЗ;
• Положение о разработке и реализации индивидуального учебного плана ребенка с ОВЗ;
• Положение о разработке и реализации адаптированной образовательной программы;
• Паспорта доступности для инвалидов объекта и предоставляемых на нем услуг в сфере образования.
Все локальные нормативные акты образовательной организации в части обучения детей с ОВЗ необходимо утверждать через издание приказа, так как они имеют прямое или косвенное отношение к участникам образовательного процесса и требуют обязательного ознакомления с ними.

Система сопровождения детей с ОВЗ и детей-инвалидов.

Инклюзивная организация обеспечивает психолого-педагогическое сопровождение ребенка, которое разделяется на следующие этапы:
- диагностика (правильная диагностика обеспечивает 80% успеха в обучении и воспитании);
- консультирование родителей;
- консультирование педагогов;
- коррекционно-развивающая работа;
- повышение квалификации педагогов;
- проведение итоговой и промежуточной диагностики учащихся;
- контроль за организацией психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ОВЗ.

К несомненным достоинствам инклюзивного образования следует отнести то обстоятельство, что дети с ОВЗ смогут расти и развиваться вместе с другими сверстниками, как имеющими какие-либо ограничения в своем развитии, так и нормально развивающимися, посещать обычные учебные заведения, заводить в них своих друзей. Такое совместное обучение благотворно влияет на социализацию не только детей с особыми потребностями, но и детей, которые не имеют ограничений.
Однако, до сих пор не совсем понятно, как строить образование детей с ограниченными возможностями в общеобразовательной школе, где основной является норма развития, в отличие от коррекционных специализированных организаций, где знают, как построить учебный план, какие должны быть учебники, предметная направленность, на что ребенку опираться, какие у него возможности развития, там есть соответствующие специалисты.
Несмотря на развитие инклюзивного образования, российское законодательство направлено также на сохранение и развитие существующей сети коррекционных школ  как ресурсных учебно-методических центров, оказывающих помощь детям, родителям, педагогам инклюзивных образовательных организаций.
Однако, существующие правовые нормы федерального законодательства не содержат четкого механизма обеспечения инклюзивного образования и предоставления образовательных услуг детям с ОВЗ и детям-инвалидам. До конца не отработаны механизмы реализации существующих законов, регламентирующих эту сферу и исполнение норм, связанных с реабилитацией и образованием детей-инвалидов, ранней коррекционно-педагогической помощи детям с отклонениями в развитии. Таким образом, вопрос об эффективности инклюзивного обучения остается открытым. Возникает вопрос: это Сизифов труд или прорыв в области образования детей с ОВЗ?
В настоящее время Минобрнауки России формирует государственную политику в отношении непрерывной и преемственной вертикали образования инвалидов и лиц с ОВЗ: от развития служб ранней помощи детям названной категории и их семьям, организации комплексного психолого-педагогического, медицинского и социального сопровождения их образования до профессиональной реабилитации.

Заключение.

Реализация прав граждан, имеющих ограниченные возможности здоровья на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего образования, а также дополнительного образования и самообразования является одной из важных в интересах человека, семьи, общества и государства. Основная законотворческая деятельность по вопросу образования лиц с ОВЗ и инвалидностью нацелена на создание условий получения качественного и доступного образования данной категорией учащихся. Таким образом, можно сделать вывод, что главенствующим подходом в законодательстве становится обеспечение возможности получения качественного доступного образования обучающимися с ОВЗ как в специальных образовательных организациях, так и в инклюзивном формате.
Совершенствование организации образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью возможно в нескольких направлениях:
- разработка и выполнение региональных и муниципальных программ, содержащих мероприятия по обеспечению организации получения доступного качественного образования, успешной социализации обучающихся с ОВЗ;
- нормативно-организационное обеспечение образования обучающихся с особыми образовательными потребностями с учетом региональных особенностей;
- создание специальных условий для получения качественного доступного преемственного образования обучающимися с ОВЗ от дошкольного к профессиональному;
- оптимизация имущественного комплекса государственных и муниципальных образовательных организаций, создание безбарьерной архитектурной среды;
- подготовка, повышение квалификации и переподготовка педагогических работников по вопросам обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ;
- обеспечение создания и ведения регионального банка данных о лицах с ОВЗ и инвалидностью;
- обеспечение консультативной помощи родителям (законным представителям) детей с ОВЗ;
- проведение информационно-просветительской, разъяснительной работы по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса детей с ОВЗ, со всеми участниками образовательного процесса (учащиеся, родители (законные представители), педагогические работники, специалисты).

Литература.

1. Бегидова Т.П. Социально-правовые и законодательные основы социальной работы с инвалидами: учебное пособие для среднего профессионального образования. М.: Юрайт, 2019. 98 с.
2. Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2010. – 272 с.
3. Информационная справка о состоянии системы образования обучающихся с ОВЗ и с инвалидностью в Московской области на 1 сентября 2020 г. //
4. Нормативно-правовые основы реализации образовательных программ для детей с ОВЗ // Письмо Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2016 г. N ВК-641/09 "О направлении методических рекомендаций" // https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71284932/
5. Нормативно-правовое обеспечение образования лиц с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / Е.С. Гринина. Саратов, 2019. 82 с.
6. Приходько О.Г. Деятельность специалистов сопровождения при включении обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов в образовательное пространство. – Методические рекомендации (серия «Инклюзивное образование») М., 2014.
7. Сизганова Е.Ю. Нормативно-правовое обеспечение образования [Электронный ресурс]: учебное пособие. Орск: Изд-во ОГТИ, 2011. 208 с.
8. Фролова В. Правовые основы инклюзии в школе: что нужно знать учителю // 20.12.2020.

Интернет-ресурсы:

https://edu.gov.ru – сайт Минпросвещения РФ;
http://www.consultant.ru – КонсультантПлюс;
https://www.garant.ru – Гарант.ру;
http://www.inclusive-edu.ru – Институт проблем инклюзивного образования;
https://defectolog.ru/documents/ - Дефектолог.ру;
http://navigator.osoboedetstvo.ru – Особое детство.


Рецензии