Лекция 02 - Основные понятия психологии
План лекции.
1. Определение психологии как науки.
2. Психика и сознание.
3. Психические процессы.
4. Психические состояния.
5. Личность и структура личности.
6. Поведение.
1. Определение психологии как науки.
В Отечественной психологии, несмотря на ее недолгую официальную историю (с середины 19 века), сложилась система вполне четких понятий, определений, которые используются в самых разных дисциплинах, как психологического, так и педагогического порядка. Эти понятия и определения используются в коррекционной психологии и коррекционной педагогике, для понимания тех или иных моментов психической жизни детей с нарушениями развития, которые требуют своей коррекции и (или) развития.
Основные положения психологии мы начнем рассматривать с определения психологии.
Психология – это наука, которая изучает психику и сознание, психические процессы, психические состояния, личностные особенности человека и поведение. То есть психология как наука рассматривает факты психической жизни, которые оказывают ключевое влияние на нашу повседневную жизнь.
Как наука психология обладает всей строгостью исследований, опираясь на методы сбора и анализа материала, а также математической статистики. Результаты исследований перепроверяются другими методами психологии, обладают параметрами надежности, достоверности, валидности, репрезентативности. При появлении новых данных они корректируются новыми исследованиями в случае необходимости.
Основы психологии сформировались в 20 веке. Выделяя наиболее выдающихся отечественных психологов, можно отметить такие имена как: Б. Г. Ананьев (системный подход), Л.И. Божович (теория личности). В. С. Мерлин (психология индивидуальности), Л. С. Выготский (психология мышления, дефектология, детская психология), А. Н. Леонтьев (психология личности, деятельности), А.Р. Лурия (нейропсихология), К. К. Платонов (психология сознания), С. Л. Рубинштейн (психология индивидуальных различий). Б. М. Теплов (психология индивидуальных различий), Д. Н. Узнадзе (психология внимания), Д.Б. Эльконин (психология детства), Б.Ф. Зейгарник (патопсихология) и так далее. То есть мы можем говорить о том, что число ученых психологов, внесших свой вклад в психологическую науку, чрезвычайно велико.
Среди направлений психологии мы отметим те, которые так или иначе связаны с обучением и воспитанием детей. Вот эти направления: возрастная психология, педагогическая психология, специальная психология, нейропсихология, патопсихология и так далее. Таким образом, психология, которая начинается с общих положений, аккумулирует базовые знания, которыми пользуются специалисты самых разнообразных направлений помощи детям (и не только детям, но и взрослым).
Перейдем теперь к рассмотрению основных положений психологии.
Какие же основные идеи психологии мы посмотрим? Вкратце, мы посмотрим следующие положения:
1. психику и сознание;
2. психические процессы;
3. психические состояния;
4. понятие личности, структуру личности;
5. поведение.
2. Психика и сознание.
Изучение психологии начинается с тех основ, без которых невозможно представление об основных особенностях человека, называемых психическими.
В современной науке психика определяется как свойство живой материи, которая обладает способностью реагировать на разнообразные сигналы и способностью к регуляции поведения. В современной психологии главенствует материалистический подход к пониманию психики, в частности причины психики не указываются, рассматриваются стадии развития психики (А.Н. Леонтьев – К.Э. Фабри). В современной психологии понятие психики невозможно без сознания, но, чтобы перейти к сознанию, отметим несколько моментов:
1. Проявления психики зависят не только от наличия нервной системы, но и от сложности организации этой нервной системы (самая сложная организация мозга – у человека) (А. Н. Леонтьев – К. Э. Фабри).
2. Качества высших психических функций взаимозависят от функциональной локализации высших психических функций, объединенных в систему. Иерархия блоков мозга: энергетический, обработки информации, контролирующий – наиболее оптимально взаимодействуют друг с другом (А.Р. Лурия и др.).
3. Высшие психические функции (факты психической жизни) максимально взаимозависят от качества социокультурной среды, в которой живет человек.
Вот такое, казалось бы, простое определение психики приводит нас к тому, что помимо психики, важно еще и сознание, как некая часть психики, помогающая нам каким-то образом как понимать окружающий мир (внутренние состояния), так и действовать в нем.
В психологической науке учитывается вклад в теорию сознания К.К. Платонова и В.В. Аллаверхедова. Изучением психики и сознания занимаются многие ученые в настоящий момент.
В свете инклюзивного образования в Российской Федерации важно обратить внимание на тот факт, что в коррекционной психологии и коррекционной педагогике рассматривают качественную помощь людям с ограниченными возможностями здоровья (людям с нарушенным развитием). Высшие психические функции, которые, так или иначе, соприкасаются с понятием сознания, рассматриваются во взаимосвязи со сложным строением мозга, которое влияет и на психические функции, и на личностные особенности.
В 40-х годах 20 века советским ученым А. Р. Лурия было создано такое направление, как нейропсихология. Нейропсихология стоит на стыке медицинских и психологических наук и изучает как влияние сложной функциональной организации мозга на психическую жизнь человека, так и способы помощи людям в случае нарушенных тех или иных высших психических функций, находящихся в тех или иных зонах мозга.
Практическая и научная деятельность Александра Романовича Лурия привели к тому, что современная структура мозга стала рассматриваться с позиции трёх основных блоков мозга.
Первый блок — это блок энергетической регуляции.
Второй блок — это блок обработки информации.
Третий блок — это блок программирования и контроля.
Исходя из вышесказанного, мы можем заключить, что древние структуры мозга представлены стволовыми структурами и мозжечком, которые участвуют в энергетической регуляции всей психической деятельности, организуют функционально первый блок.
Второй блок связан с обработкой информации, поступающей от различных анализаторов. Ко второму блоку относятся, например, такие структуры как таламус, сенсорные отделы коры головного мозга.
И остается третий блок мозга, который охватывается лобными долями головного мозга и частично двигательной корой мозга (префронтальная область).
Таким образом, работа всех высших психических функций затрагивает три функциональных блока работы мозга.
В инклюзивной практике образования те психологи, которые знают специальную психологию ну или, как говорят, коррекционную психологию, нейропсихологи, клинические психологи прекрасно понимают, что для работы крайне важно задействовать все функциональные структуры мозга. Необходимо так выстраивать занятие, чтобы в него входили приемы, активизирующие энергетический блок регуляции, сенсорный блок обработки информации и блок, регулирующий поведение мозга.
Теперь немного поговорим о человеческом сознании. Сознание, как часть психики, тесно связано с высшей нервной деятельностью.
Сформулируем главные особенности взаимосвязи сознания и нервной деятельности:
1) Сознание зависит от иерархичной сложности организации нервной системы;
2) Сознание зависит от функциональной локализации высших психических функций, объединенных в систему, их слаженной работы;
3) Сознание невозможно вне связи с различными видами памяти.
Как же определить создание? С одной стороны, сознание определяется как опыт восприятия, а с другой, – сознание – это некоторая теория понимания окружающего мира (В. Аллаверхедов). Существует несколько определений сознания, да и сама проблема в психологии представлена большим количеством исследований. Мы остановимся на двух таких теориях в отечественной психологии.
Например. К.К. Платонов рассматривал сознание как поток информации, с помощью которого появляется возможность активности и динамичности психических процессов, участвующих в сознании.
В.В. Аллаверхедов рассматривает сознание как поток информации, в котором важны внимание и субъективность восприятия (квалиа).
И здесь же мы должны сказать ещё о том, что ещё в 20-е годы 20 века Л.С. Выготским была сформулирована культурно-историческая теория развития высших психических функций, в которой подробно рассмотрены положения формирования высших психических функций под влиянием исторически возникшей и сложившейся культурной среды. Таким образом, качество социокультурной среды определяет психическое развитие человека.
Также в науке рассматривается сознание как модель воспринимаемого мира. Эта вполне определённая модель мира, которая выстраивается в процессе социализации, обучения и воспитания в течение всего детства. То есть нам нужно, как минимум 18 лет для усвоения модели окружающего мира, которая ляжет в основу сознания.
И качество высших психических функций, а значит и качество сознания, зависит от окружающей среды, от качества разнообразных сигналов окружающей среды (физическая, социокультурная и духовная среда).
Ещё одна проблема, связанная с сознанием – это проблема сознания и бессознательного. Опять же, существует множество теорий, например теории Зигмунда Фрейда, Карла Густава Юнга и т. д.
Главное, понимать то, что сознание это малая часть психики человека. Сознание ограничено вполне конкретным объёмом внимания, восприятия. В норме мы воспринимаем 7 плюс минус 2 единицы информации. В случае же нарушения психофизического развития, о котором мы будем говорить в следующих лекциях, объем внимания начинает довольно-таки существенно снижаться (объем внимания или восприятия, памяти может быть снижен до 1 единицы информации).
3. Психические процессы.
Поговорим теперь о психических процессах. Иначе психические процессы называют высшими психическими функциями (Л.С. Выготский и др.). Для чего нам служат психические процессы? Психические процессы или же высшие психические функции — это те средства психики, которые обеспечивают процесс познания окружающего мира и (или) внутренних состояний и т.д. Какими же высшими психическими функциями (психическими процессами) обеспечивается познание?
Перечислим высшие психические функции:
- ощущение и восприятие;
- память и воображение;
- мышление, речь, язык;
- внимание.
Прежде чем говорить о конкретных высших психических функциях, разберем процесс познания с точки зрения психологической науки.
Как вообще мы осознаем окружающий мир? Как мы осознаем внутреннее состояние?
В начале процесса познания мы через различные ощущения (модальности) воспринимаем элементы тех или иных объектов окружающего мира или элементы внутренних состояний. Затем отдельные ощущения с помощью сенсорного блока мозга собираются в целые образы, происходит процесс восприятия информации. Целые образы сохраняются с помощью процессов памяти (запоминание и хранение). В мозге память представлена различными устойчивыми нервными связями между различными отделами головного мозга (центрами). А с помощью воображения мы можем (используя память) либо вспомнить ранее запомнившиеся нам образы, либо придумать новые (с помощью мышления) и опять же, с помощью памяти их запомнить и хранить долгое время.
С помощью мышления нам доступна возможность соединить элементы одного образа с другим образом, придумывание. Мы также можем вообще один образ заменить другим, можем классифицировать разные образы, обобщить какую-либо информацию и так далее. Речь и язык помогают донести нужную информацию до другого человека или до группы людей.
Отдельно стоит сказать про внимание. С помощью внимания мы отсеиваем ненужную на данный момент информацию и сосредотачиваемся на нужных данных. Внимание – сложная высшая психическая функция и процесс, с одной стороны входит в состав других психических функций, а с другой – рассматривается как отдельный процесс. Внимание в процессе познания обеспечивает нам с одной стороны качество восприятия, памяти, мышления, речи и т. д., с другой – внимание ограничивает объем восприятия, памяти, а, следовательно, и сознания в познавательных процессах, оптимизируя процесс познания, не перегружая его.
Теперь рассмотрим вкратце каждый из психических процессов.
Ощущения и восприятие.
Ощущения — это отражение отдельных свойств внешней среды, отдельных свойств внутренней среды посредством воздействия различных сигналов на различные органы чувств (модальности). Ощущения классифицируются на внешние (зрительные, слуховые, тактильные), внутренние (сюда же относят ощущения боли) и мышечно-двигательные.
И психологи, и педагоги довольно часто работают с коррекцией тех или иных ощущений в процессе коррекции, развития различных ощущений.
Восприятие определяют как процесс создания образа из различных ощущений. Важной особенностью является то, что образ должен быть «непротиворечивым» по своей сути. Второй особенностью является то, что образы – продукт сложной переработки различных сигналов сенсорного блока мозга, который контролируется лобными долями головного мозга. Классификация восприятия напоминает классификацию ощущений.
Память.
Память — это способность к запоминанию, хранению, воспроизведению и забыванию жизненного опыта. Память является ключевым психическим процессом для нашей психики, так как основана на прочности образования сложных нервных связей в головном мозге. Также с помощью памяти обеспечивается возможность хранения образов восприятия, которые становятся основой воображения. Виды памяти разнообразны, в зависимости от целей памяти различают следующие:
- память по видам восприятия (ощущений),
- память по временному признаку (например, мгновенная, оперативная, долговременная) и т.д.
Также память играет существенную роль в восприятии, внимании, сознании. Воспринимая внешний мир, у детей при запоминании формируются сенсорные эталоны восприятия. Воспринимая новый объект, ребенок сравнивает новое с сенсорным эталоном, который формируется (благодаря памяти) ранее. Таким образом, связка восприятия и памяти облегчает процесс познания, процессы опознавания окружающего мира.
В случае нарушенного развития сначала формируют сенсорные эталоны (цвет, форма, величина, высота звука и т. д.).
Воображение.
Воображение — это особая форма человеческой психики, которая связывает все психические функции. Также – это совершенно особое звено сознания и «память в действии».
Если рассматривать сознание как сложную модель окружающего мира, на которую мы ориентируемся в принятии решений, поведении, то воображение в связке с памятью – основа сознания.
Мышление.
Теперь поговорим о таком сложном явлении психической жизни как мышление. Существует множество определений мышления, мы остановимся на двух из них.
Мышление – «движение идей» от постановки проблемы к решению. А второе определение: мышление – это комплекс способностей, направленных на решение разнообразных жизненных задач, обогащающих человека новым опытом. И опять же, заметим, что в коррекционной педагогике, психологии развитие мышления и его разных сторон является ключевым. В коррекционной работе с детьми с ОВЗ ставится вопрос: с помощью каких методов обучения и воспитания можно научить мыслить, научить решать жизненные задачи на доступном для ребёнка уровне?
Теперь отметим и рассмотрим виды мышления взрослого человека.
Виды мышления.
Мышление делится на практическое, теоретическое и творческое. Нам важно, что практическое мышление — это такое мышление, которому мы обучаемся в самом раннем детстве и дошкольном детстве, и это наглядно действенное и наглядно образное мышление. Указанные виды мышления в коррекционной работе с детьми с ОВЗ задействуются часто.
Наглядно-действенное мышление заключается в «мышлении» во время практических действий. Формула данного вида мышления такова: «воспринял – сделал». Оно позволяет маленьким детям в самом раннем возрасте взаимодействовать с предметами, находя правильные решения. Позволяет мыслить во время самого действия (мыслительные операции скрываются в самих действиях).
Наглядно-образное мышление: тот вид мышления, которое позволяет нам сначала представить увиденное, представить последовательность действий, а затем уже действовать. Наглядно-образное мышление, несмотря на то, что оно используется в связке с восприятием, воображением и памятью конкретно в детские годы человека, приобретает абстрактность только ко взрослому периоду развития. Формула такого вида мышления следующая: «воспринял – представил последовательность действий – сами действия». То есть сначала представляем те действия, которые мы собираемся сделать, и затем уже действуем.
Теоретические виды мышления.
В младшем школьном возрасте мы приобретаем возможность мыслить, используя слово. Использование слова – один из шагов к абстрактным видам мышления.
В подростковом возрасте добавляется возможность овладения абстрактно-логическим видом мышления.
Также выделим понятийное и образное мышление, которые можно определить как мышление в четко очерченных логических конструкциях и эмоционально-образных конструктах. Понятийное мышление показывает нам взвешенный и медленный путь решения задачи, а образный – эмоциональный и быстрый.
И здесь же отметим, что, практические виды мышления в процессе развития человека направлены на быстрое решение какой-либо задачи, продлеваются с помощью теоретических видов мышления – от внешнего – внутрь психического. Мыслительные операции в наглядно-действенном мышлении выглядят как конкретные действия с предметами, интериоризируются в процессе приобретения новых видов мышления, то есть переходят внутрь психики и называются мыслительными операциями. В процессе развития человека виды мышления объединяются в единое целое, где виды мышления — стороны целого, хотя в зависимости от профессиональной деятельности и происходит специализация мышления.
В коррекционно-развивающей работе часто требуется коррекция видов мышления, часто развивают мыслительные операции: такие как анализ (разделение целого на части) и синтез (элементы соединяют в целое), обобщение (из цельной информации выделяются существенные признаки), абстрагирование (подробное исследование части целого), сравнение и систематизация (классификация предметов по общему признаку и т.д.).
Данные мыслительные операции помогают приобретать жизненный опыт, решать разнообразные задачи.
Внимание.
Под вниманием мы понимаем динамические особенности познавательной деятельности, способность сосредотачиваться на нужной информации и отбрасывать ненужную информацию.
В коррекционной работе важно понимать свойства внимания, а как внимание влияет на другие высшие функции и сознание, мы рассматривали раньше.
Какие же свойства внимания выделяют в психологии?
Направленность внимания. Направленность внимания — это то, что направляет внимание к какому-либо объекту. Такое свойство внимания связано с мотивом деятельности. В работе с детьми с ОВЗ важно заинтересовывать ребенка на активное сотрудничество со взрослым, и здесь же отметим, что со стороны взрослого такой интерес – направленность внимания на помощь ребенку с ОВЗ – должен быть обоюдным. В этом случае сама коррекционная работа будет проходить легче.
Объем внимания. Объем внимания — это то количество информации, которые мы можем воспринимать. Объем внимания тесно связан с восприятием, памятью и сознанием. В норме мы сосредотачиваемся на 7 плюс-минус 2 единицы информации. В случае наблюдения за ребенком с нарушенным развитием объем внимания резко сокращается вплоть до одной единицы информации.
Устойчивость внимания. Это способность не отвлекаться на посторонние раздражители во время какой-либо деятельности.
Переключаемость внимания. Способность переключаться с одного вида деятельности на другой. В этом свойстве важна скорость переключения, которая зависит во многом от свойств высшей нервной деятельности, от совокупности темпераментов. У детей с нарушенным ходом развития переключаемость внимания нарушена (сильно медленнее нормативных показателей или наоборот, увеличена).
Распределение внимания. Способность распределять внимание на несколько одновременно выполняемых задач во время какой-либо деятельности.
Нужно отметить, что названные свойства внимания наглядно показывают спектр проблем тех или иных психофизических нарушений развития и являются хорошими диагностическими показателями для специалистов.
Речь и язык.
Теперь поговорим о средствах передачи информации. Это речь и язык. Речь часто определяют как язык в действии, как специфическую человеческую деятельность по передаче информации посредством языка. Язык — это система знаков, синтаксис, пунктуация, которым мы пользуемся для передачи информации.
И опять же, нам важно обратиться к культурно-исторической теории Л. С. Выготского, говорящей о том, что развитие высших психических функций определяется и качеством речи. Лучше всего это положение представлено в процессе обучения и воспитания, где качество передаваемого материала зависит и от грамотно построенной речи. Речь является ключевым фактором влияния социума на развитие высших психических функций.
То есть качество речи, качество языка отражает культуру человека.
С точки зрения физиологии нервной системы, нам важно понимать, что в речевой деятельности принимают участие различные речевые центры (левое полушарие мозга: лобные, височные, зрительные, моторные, ассоциативные области). Это зона Брока, которая отвечает за внешнее проявление речи. За восприятие речи отвечает зона Вернике. Это зрительная кора головного мозга, которая отвечает за восприятие письменной речи. Это моторная кора, которая отвечает за передачу письменной и устной речи. И — это ассоциативные зоны, которые отвечают за связность речи.
Таким образом, подводя промежуточный итог, следует сказать, что в познавательных процессах принимают участие разнообразные высшие психические функции, которые находятся в сложной взаимосвязи друг с другом и причиной их слаженной работы являются три функциональных блока мозга (энергетический, сенсорный и контролирующий и прогнозирующий поведение).
Психические состояния.
Психология помимо психических процессов также исследует психические состояния человека, такие как волевые и эмоциональные.
Психическое состояние трактуется в психологии как система выраженных в значимой ситуации психических свойств и функций, особенности проявления которых соотносятся с целями деятельности и условиями ситуации.
Необходимо отметить, что во всех психических состояниях лежат так называемые мотивы. То есть побуждения, необходимые для появления и развития интереса к какой-либо деятельности и т. д. Также необходимо отметить, что психические состояния человека, как и психические функции, обладают индивидуальными особенностями.
В коррекционной психологии и педагогике, например, отмечают сложность работы с детьми с нарушенным развитием, так как к каждому ребенку нужно подходить индивидуально, массовые методы обучения и воспитания плохо работают.
Личность и структура личности.
Теперь поговорим немного о личности и структуре личности, так как особенности личности и поведения обязательно учитывают в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ.
Существует такие особенности психики, которые не являются психическими процессами, но определяют возможность взаимодействия людей друг с другом.
Такие особенности психики называют личностными, а человека, который ими обладает, – личностью. Определение личности можно дать следующее. Личность – понятие, обозначающее совокупность психологических качеств человека как субъекта социальных отношений и деятельности.
Помимо понятия личность, еще определяют понятия индивид и индивидуальность. Первое связано с понятием человека как единичного природного существа, представителя вида Homo Sapiens, продукта филогенетического и онтогенетического развития, единства врождённого и приобретённого, носителя индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.п.).
Индивидуальность характеризует человека со стороны своих социально значимых отличий от других людей, своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость (проявляется в чертах темперамента, характера, специфике интересов, качеств перцептивных процессов, интеллекта, потребностей и способностей индивида).
В психологии существует множество теорий личности (С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев).
В теориях личности, помимо общих особенностей, рассматривают и структуру личности. Рассмотрим самую простую структуру личности.
1. Темперамент.
2. Характер.
3. Волевые качества.
4. Эмоции и мотивация.
5. Социальные установки.
Темперамент. Под темпераментом понимают динамические свойства нервной системы, определяющие поведение человека. Для удобства мы используем простую классификацию темперамента (И.П. Павлов). Сангвиник, меланхолик, холерик, флегматик. И по современным представлениям, человек объединяет в себе совокупность темпераментов, в которой темперамент один из темпераментов деятельности (холерик или флегматик) или темперамент чувств (сангвиник и меланхолик) ведущий, остальные ведомые. Темперамент человека во многом зависит от наследственных факторов, и определяется в том числе и работой всех функциональных систем головного мозга.
Характер. Характер представляет собой устойчивые черты личности, определяющие отношение человека к себе, к другим людям и к выполняемому виду деятельности. Нам важно здесь понимать, что существует множество классификаций характера. И в каждой классификации характера отражается вполне определённый взгляд автора классификации на личность человека (классификации К. Леонгарда, Е.А. Личко, В.В. Пономаренко и др.). Важно, отметить, что характер человека тесно взаимосвязан с эмоциями, которые как бы «раскрашивают» характер человека. Воспитанию характера в коррекционной психологии и педагогике отводят весьма важное значение.
Эмоции человека. Это те психофизиологические особенности личности, которые позволяют оценивать окружающую обстановку или внутренние состояния в виде переживаний. И именно эмоции показывают нам характер, оттеняют характер, делают характер рельефным. Необходимо отметить, что в эмоциях существенную роль играют функциональные блоки головного мозга, как энергетический, так и сенсорный, и управляющий. Последний принимает участие в образовании высших эмоций.
Мотивация. Мотивация связана с интересом человека к тому или иному предмету, явлению, объекту, человеку другому. И мотивация связана с потребностями, то есть тем, что позволяет нам, приложив усилия, достаточно комфортно жить. Существует опять же несколько классификаций потребностей, а нам важно выделить те потребности, которые подразделяются на биологические, социальные, идеальные.
Биологические потребности связаны с потребностями во сне и отдыхе, в уходе за телом, в дыхании, пище и так далее.
Социальные потребности связаны с взаимодействием людей друг с другом. Это самое разнообразное поведение человека, направленное на создание семьи, рождение ребёнка, принадлежности к определенной группе людей, потребность в социальном статусе и т.д. Сюда же отнесем и потребность в информации, которая является определяющей в формировании высших психических функций. К социальным потребностям относится и потребность в со-переживаниях.
Идеальные потребности. Это те потребности, которые позволяют нам, по большому счету, стремиться к искусству, заниматься каким-либо саморазвитием, потребности в самоактуализации также относятся к данному кругу потребностей.
Социальные установки. Те конструкции личности, которые являются оценочными эталонами разнообразных поведенческих моделей. Их ещё называют аттитюды, то есть социальные установки эмоционально окрашенные обобщенные оценки событий, обстоятельств, которые принимаются группами людей.
Способности. Способности — это те особенности человека, которые помогают ему быть успешным в каком-либо виде деятельности. В отечественной психологии автор психологии индивидуальных различий и способностей – Б.М. Теплов, который наряду с самими способностями рассматривал и структуру способностей, состоящую из задатков и собственно способностей. Задатки – это анатомо-физиологические особенности организма, а способности – те самые особенности, приводящие к успеху в выбранной деятельности. Также в структуре различают ведущие и вспомогательные способности. Б.М. Теплов отмечает, что структура способностей конкретного человека индивидуальна и не похожа на структуру способностей другого человека.
Поведение.
Ещё одна категория личности, которую имеет смысл рассмотреть, – это поведение личности.
Поведение — это широкая модель взаимодействия человека с окружающим миром, имеющая свои стороны (рефлекторное, социально-ролевое, импровизационное).
С точки зрения нейрофизиологии, блок предсказания и контроля головного мозга (лобные доли коры больших полушарий) имеет прямое отношение к управлению поведением и от степени его сформированности зависит, сможет ли человек овладеть высшими моделями поведения или вследствие каких-либо причин, высшие формы поведения останутся трудно усвоенными (как, например, при врожденной умственной отсталости) высшими формами поведения.
Подводя итоги, выделим следующее. Мы рассмотрели основные положения психологии человека. Затронули такие понятия как психика и сознание, психические процессы, психические состояния сознания. Особенности личности, структуры личности.
Все перечисленные понятия психологии находят свое отражение в специальной коррекционной психологии и специальной педагогике.
Основная литература.
1. Леонтьева, В. Л. Психология: учебное пособие для среднего профессионального образования / В. Л. Леонтьева. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 151 с.
2. Склярова, Т. В. Общая возрастная и педагогическая психология: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Т. В. Склярова, Н. В. Носкова; под общей редакцией Т. В. Скляровой. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 235 с.
3. Нуркова, В. В. Общая психология: учебник для среднего профессионального образования / В. В. Нуркова, Н. Б. Березанская. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2019. — 524 с.
Дополнительная литература.
1. Еникеев, М.И. Общая и социальная психология: Учебник / М.И. Еникеев. - М.: Норма, 2019. - 224 c.
2. Иванников, В.А. Общая психология: Учебник для академического бакалавриата / В.А. Иванников. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 480 c.
3. Крысько, В.Г. Общая психология в схемах и комментариях: Учебное пособие / В.Г. Крысько. - М.: Вузовский учебник, 2019. - 336 c.
4. Макарова И. В. Общая психология: учебное пособие для среднего профессионального образования / И. В. Макарова М.: Издательство Юрайт, 2019. — 185 с.
5. Маклаков, А. Общая психология / А. Маклаков. - СПб.: Питер, 2019. - 583 c.
6. Немов, Р. С. Психология в 2 ч. Часть 1: учебник для среднего профессионального образования / Р. С. Немов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 243 с. — (Профессиональное образование). *Режим доступа: https://urait.ru/bcode/453709
7. Немов, Р. С. Психология в 2 ч. Часть 2: учебник для среднего профессионального образования / Р. С. Немов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020. — 292 с. — (Профессиональное образование). *Режим доступа: https://urait.ru/bcode/453710
8. Резепов, И.Ш. Шпаргалки: общая психология / И.Ш. Резепов. - Рн/Д: Феникс, 2018. - 288 c.
Свидетельство о публикации №223042300466