Лекция 03 - Основы детской возрастной психологии
(Детская психология)
План.
Основные понятия возрастной психологии.
Принципы периодизации развития.
Детская возрастная психология. Краткая характеристика детских возрастов.
Младенчество
Ранний возраст
Дошкольный возраст
Младший школьный возраст
Подростковый возраст
Юность
Возрастная психология является важным разделом психологической науки, которая соприкасается с изучением психологических особенностей человека в разные возрастные периоды его жизни.
Понимание возрастной психологии, понимание психологических особенностей человека на каждом возрастном этапе, помогает так же и в коррекционной психологии, поскольку «нормативы развития» являются маяками, целями коррекции в случае помощи детям с нарушенным развитием, так как темп их развития отстает от «нормативного темпа развития».
В возрастной психологии мы отмечаем большое количество ученых, сделавших свой вклад в понимание психологических особенностей детского периода развития.
Вот некоторые имена психологов, внесших вклад в развитие науки: Божович Л.И., Венгер Л.А., Выготский Л.С., Гальперин П.Я., Запорожец А.В., Зинченко П. И., Кон И.С., Леонтьев А.Н., Мухина В.С., Обухова Л.Ф., Петровский А.В., Хухлаева О.В., Эльконин Д.Б. Названные психологи рассматривали особенности психологии детского возраста, а именно: особенности периодов развития, в том числе их психологические особенности, возрастные кризисы развития и т.д.
1.Основные понятия возрастной психологии.
К основным понятиям возрастной психологии относят такие понятия, как развитие, возраст, детство, динамика развития психических функций, взаимосвязь психических функций в процессе развития и период развития.
Возраст указывает на вполне определённый отрезок времени, который человек проживает от рождения до смерти.
В возрастной психологии различают три возраста:
- биологический возраст.
- психологический возраст.
- хронологический возраст.
К биологическому возрасту относят функциональное состояние физиологических систем организма, которые по своим показателям должны соответствовать статистической норме.
К хронологическому возрасту относят систему отсчета времени, принятую человечеством.
Психологический возраст — это понятие, отражающее факт проживания особенностей психической жизни, которые фиксируются эмоциональными переживаниями, привязанными к субъективным событиям человека.
Детство. Отражает вполне конкретный отрезок времени развития человека от рождения до того момента, когда ребенок юридически признается взрослым человеком.
Развитие. Понятие было введено Л.С. Выготским, и под развитием в возрастной психологии понимают формирование высших психических функций через знак, то есть через культуру. Основная знаковая система человека — это речь. Речь появляется в начале развития человека и является главнейшим фактором развития высших психических функций. Развитие высших психических функций идёт от внешнего к внутреннему, внешний знак становится внутренним знаком.
В качестве примера, рассмотрим такую высшую психическую функцию как мышление. Первая сторона мышления – наглядно-действенное мышление, которое развивается у ребёнка раннего возраста и, постепенно обогащаясь в процессе развития, обрастает другими сторонами мышления (наглядно-образное, теоретическое и т.д.). Мыслительные операции, в наглядно-действенном мышлении «запрятаны» внутри конкретных предметных действий. В процессе развития обучения ребенка мыслительные операции изменяются так, что становятся «идеальными», принадлежащими воображению, при этом предметные действия сохраняют свою функциональность.
Понятие динамики развития.
Изменение качества психических функций, метаморфозы отражаются в процессе самого развития ребёнка, порождая динамику их развития. В самом начале своего развития у ребёнка в большей степени развиты процессы восприятия, по мере развития восприятия начинают формироваться двигательные функции, речь, предметные действия. Далее подтягиваются в своем развитии воображение, более сложные стороны мышления, активно развиваются личностные особенности (формируется детская личность). В школьные годы подключается развитие волевых качеств, сложных видов мышления, личностных особенностей и т.д. Также на протяжении всего детства развиваются сознание и самосознание, которые в зависимости от возраста приобретают все более взрослую окраску. Ко взрослому периоду жизни психические функции и личностные особенности объединяются друг с другом, становятся сторонами психики.
Существуют так называемые сенситивные периоды развития, в которых те или иные высшие психические функции наиболее чувствительны к воздействию со стороны.
Динамика и метаморфозы развития показывают, как простые высшие психические функции и элементы личности усложняются и становятся единым целым к концу детства.
Что же изучает возрастная психология?
Возрастная психология изучает закономерности развития личности и психических функций, а также психологические особенности периодов развития.
Периодизация развития
Существует разные классификации периодизаций развития как отечественных, так и зарубежных ученых (Л.С. Выготский, А.В. Петровский, З. Фрейд, Э. Эриксон и т.д.). В отечественной психологии и педагогике в основном используется отечественная периодизация развития (А.Н. Леонтьев – Д.Б. Эльконин), которая основана на деятельностном подходе А.Н. Леонтьева.
Любая периодизация развития соотносится с нормами философии культуры и возрастными категориями, отражающими условность возрастных границ (индивидуальность развития человека). В нашей периодизации развития закладываются вполне конкретные закономерности психического развития, которые также известны благодаря исследованиям в области возрастной психофизиологии.
Закономерности психического развития:
- Неравномерность психического развития.
- Метаморфозы в психическом развитии.
- Стадиальность развития.
- Сензитивность психических функций.
- Асинхронность развития.
- Кумулятивность в психическом развитии.
Неравномерность психического развития. Показывает, что одни функции развиваются раньше, другие функции – позже. Одни функции созревают быстрее и готовы уже к своей работе, тогда как другим требуется много лет на созревание. Например, с рождения готовы функции восприятия и ощущения. Мышление полностью формируется примерно к 20-25 годам. Речь как психическая функция начинает формироваться примерно в полугодовом возрасте, а как деятельность, заканчивает свое развитие в старшем подростковом возрасте.
Метаморфозы в психическом развитии.
Метаморфозы психического развития показывают, как одна высшая функция в процессе развития обогащается новыми сторонами. То же мышление в процессе своего развития обогащается новыми сторонами (новыми видами). Постепенно развиваясь, мышление трансформируется от простых форм к сложным.
Стадиальность развития.
Л.С. Выготский и др. замечали, что развитие не является каким-то ровным однообразным процессом. Отечественными учеными была выявлена закономерность, которая заключается в том, что развитие человека разделяется на отдельные стадии, каждая из которых начинается с кризиса.
Каждая стадия отделяется кризисом, и кризис является своеобразным таким сигналом. Между кризисами – стабильный период развития, а кризисы – знаменуют собой новый этап развития.
Сензитивность для психических функций.
Данное понятие отражает тот факт, что, в каждый период развития какие-то психические функции наиболее чувствительны к воздействию. Такой факт связан с особенностями формирования высших отделов головного мозга. И самой логикой развития вначале подготавливаются наиболее значимые функции для развития на данном этапе, а затем развитые функции становятся базой для формирования более сложных психических функций.
В качестве примера отметим, что в первый год жизни младенцев наиболее развиты функции восприятия как зрительного, так и слухового. К концу первого года жизни становится возможным развитие речи. В раннем периоде развития слуховая кора головного мозга наиболее чувствительна, таким образом, – появляется возможность развития речи.
Асинхронность развития.
Понятие отражает тот факт, что развитие высших психических функций не одномоментно, а растягивается на два десятилетия. Ни одна психическая функция не созревает одномоментно. Одни функции развиваются быстрее, становясь базой для других высших психических функций, другие функции развиваются медленнее.
Кумулятивность психических функций.
В процессе своего развития высшие психические функции не теряют своих свойств, а дополняются всё более новыми. Например, то же мышление от наглядно-действенного обогащается наглядно-образным, теоретическими видами мышления и творческим мышлением. Также происходит накопление различных видов деятельности, которым мы обучаемся под руководством взрослого в течение всего детства.
Периодизация развития (А.Н. Леонтьева – Д.Б. Эльконина)
Алексей Николаевич Леонтьев и Даниил Борисович Эльконин, основываясь на периодизации Льва Семеновича Выготского, предложили свою концепцию развития, в которую вложили следующее представления:
- Внутреннее противоречие развития.
- Смена одной деятельности на другую.
- Источник развития лежит в ведущей деятельности.
- Ведущая деятельность определяет новообразование периода развития.
Выделяют следующие периоды развития.
Младенчество. От нуля до одного года. Ведущий вид деятельности – эмоциональное общение ребёнка и взрослого.
Раннее детство. От одного до 3 лет. Ведущий вид деятельности – предметная деятельность.
Дошкольное детство. От трёх до 7 лет. Ведущий вид деятельности – игровая деятельность.
Школьный возраст. От 7 до 11 лет. Ведущий вид деятельности – учебная деятельность.
Подростковый возраст. От 11 до 16 лет. Ведущий вид деятельности –
общественно-полезная деятельность, общение со сверстниками.
Юношеский возраст. От 16 до 25. Ведущий вид деятельности – учебно-профессиональная деятельность.
Мы познакомились с одной классификацией периодизации развития. Добавим только, что каждую характеристику периода развития будем описывать по следующей схеме, которая принята в возрастной психологии.
В каждом возрасте мы будем выделять социальную ситуацию развития, которую можно понимать как условия для развития. Основные новообразования, под которыми мы понимаем то новое в психическом развитии, которое должно появиться в конкретный период развития ребёнка. И ведущий тип деятельности, то есть то средство, тот способ развития, который служит развитию психологических новообразований.
Социальная ситуация развития – новые условия для развития ребенка (человека) в конкретный период развития. В каждом возрасте складываются свои условия, которые благоприятные для развития.
Ведущий тип деятельности – является как способом развития, так и способом взаимодействия человека с другими людьми. Важно отметить, что в каждом возрасте – своя ведущая деятельность, которая формируется взрослым. Сам ребенок не может эту деятельность сформировать – это может только взрослый: родитель, педагог и т.д. И также важно отметить, что ведущая деятельность не отменяет предыдущие виды деятельности, а дополняет сформированные. Отсюда можно сделать важный вывод: Ребенок, переходя от возраста к возрасту получает в свое распоряжение не только новые возможности, но и оттачивает приобретенные. У младенца – один способ взаимодействия – эмоциональное общение. В раннем возрасте – два способа: общение и предметная деятельность, в дошкольном – добавляется игра, в младшем школьном – учебная деятельность. Для педагога – такое понимание деятельности означает, что с каждым возрастом он может использовать все больше возможностей обучения и воспитания, ориентируясь на ведущие способы развития и задействуя в помощь уже сформированные виды деятельности. В дошкольном возрасте, например, игровые методы обучения и воспитания формируют игровую деятельность опираются на общение и предметную деятельность. В младшем школьном возрасте – учебную деятельность формируют, опираясь на общение, предметную и игровую деятельность.
Основные (центральные) новообразования – те новые психофизиологические возможности, которые формируются под влиянием ведущей деятельности, в соответствующей социальной ситуации развития (в соответствующих условиях).
Детский возраст.
Теперь перейдем непосредственно к рассмотрению детского возраста, психологии детского возраста, представленной следующими периодами развития.
Младенчество.
Ранний возраст.
Дошкольный возраст.
Младший школьный возраст.
Подростковый возраст.
Ранняя юность.
В нашей лекции мы будем рассматривать именно эти возраста, поскольку в инклюзивном образовании в основном учитывается только официально юридический детский возраст до 18 лет. И, соответственно, все программы обучения, воспитания, психологической помощи, направлены именно на помощь таким детям.
Младенчество. От нуля до одного года.
Младенчество начинается с кризиса новорожденности и детям обычно требуется 1.5–2 месяца на то, чтобы адаптироваться к совершенно новым для них условиям. Венцом кризиса должны стать сформированные функции восприятия: слуховое и зрительное. Ребёнок должен научиться отвечать улыбкой на приближение лица мамы, узнавать её голос.
И улыбка, будучи уже социальной, говорит о том, что ребёнок адаптировался к новым для него условиям.
Основная задача возраста. Формирование способности к близким взаимоотношениям со взрослым. Общаясь с мамой, во время кормления, во время ухаживания, когда он начинает уже узнавать предметы, когда он начинает с этими предметами играть, и когда он начинает пробовать говорить, формируется способность к близким взаимоотношениям, умение любить в ответ на любовь взрослых. С этой точки зрения младенческий возраст чрезвычайно важен.
Теперь рассмотрим характеристику возраста.
Социальная ситуация развития. Описывается довольно-таки просто. Взаимодействие со взрослым, которое формирует способность младенца к общению, формирует способность любить своих родителей.
И здесь же сразу отметим ведущий тип деятельности. Эмоциональное общение предусматривает взаимодействия со взрослым через общение. Этот тип деятельности, как уже говорилось, определяет те психические функции, которые должны быть развиты к концу периода.
Характеристику ведущей деятельности мы рассмотрим следующим образом: примерно одну треть первого года жизни занимает непосредственное общение, общение ради общения. Примерно во вторую треть первого года жизни общение становится предметным. И ребёнку интересно уже узнавать предметный мир, а значит, родители должны уже помогать узнавать этот предметный мир. И в последнюю треть первого года жизни – общение становится совместной предметной деятельностью.
Ребёнок фактически уже готов к своему следующему шагу познания человеческого мира, познанию предметного мира.
Ну и благодаря ведущему типу деятельности, у ребенка развиваются следующее психологические новообразования:
- Комплекс оживлённости.
- Способность к близким отношениям.
- Социальные эмоции.
Комплекс оживлённости сопровождается социальными эмоциями, и главная задача здесь – научиться сохранять сформированные социальные эмоции, а на протяжении первого года жизни и – развивать их. Но ещё более важно то, что в процессе самого общения у ребёнка должна формироваться способность к близким отношениям. То есть, другими словами, он должен к ним стремиться. И сделать это он может только одним способом, – если сами родители любят своего ребёнка.
Познавательное развитие.
Познавательное развитие идёт по трём линиям развития: действия с предметами, восприятие окружающего мира и речевое развитие.
Восприятие окружающего мира. В первые два месяца главные высшие психические функции — это зрительное и слуховое восприятие. Фактически восприятие является причиной развития других психических процессов.
То есть ребёнок должен научиться воспринимать свою маму, видеть и слышать её, узнавать её, отвечать ей радостью.
3 месяца. Дети реагируют на тихие звуки.
4 месяца. У детей начинает функционировать память. И память развивается внутри восприятия.
4–6 месяцев. У ребенка улучшается фокусировка на предметах, улучшается острота зрения.
8 месяцев. Реагирует на шепот.
И постепенно к одному году дети начинают соотносить свои действия, уточняется зрительно-моторная координация, они могут уже достаточно хорошо взаимодействовать с двумя, тремя предметами.
И здесь же следует сказать о предметных действиях.
В 5 месяцев дети начинают хватать предметы, а значит, они должны видеть предметы, повторить за родителями действия, появляется хватательное движение.
В 6 месяцев взаимодействуют с предметами двумя руками.
В 7 месяцев исследуют игрушки, ощупывают их, берут в рот.
Двигательное развитие.
Логика двигательного развития такова, что ребёнок учится в течение года переворачиваться на живот, приподниматься на руках, садиться, ползать на четвереньках, вставать, идти с опорой и без нее. Двигательное развитие способствует дальнейшему развитию высших психических функций, появляется гораздо больше возможностей для познания окружающей действительности.
Речевое развитие.
Логика речевого развития такова, что к первому году жизни ребёнок научается знать примерно 10–15 слов и активно начинает их использовать в своей речи.
От нуля до 2 месяцев. Фактически к 2 месяцам у ребенка должна появиться реакция на речь, то есть ребёнок должен смотреть на того, кто к нему обращается (иначе не научится соотносить звуковую сторону речи и артикуляцию губ). Возникают первые звуки, улыбка, спонтанные вокализации, эмоциональные всплески от общения с близким человеком.
3 месяца. Появляется первый смех, гуление. Новорожденный экспериментирует с гласными звуками.
4 месяца. Ребенок проявляет радость в ответ на общение со взрослым. Плавно один звук переходит в другой.
В 5 месяцев возникают первые попытки сказать что-либо с помощью звука. Гласные начинают соединяться с согласными. Появляются слоги. Появляется также активное гуление.
6 месяцев. Малыши все больше пытаются войти в контакт со взрослым с помощью лепета и гуления. Возникает спонтанное соединение слогов. Баба, мама, няня, гута и так далее.
7 месяцев. Ребёнок активно использует лепет в разговоре, появляется диалог в речи. После произнесения фраз «па паба мама…» малыш делает паузу и ждёт ответную реакцию собеседника.
8–12 месяцев. Дети произносят цепочку слогов с различной интонацией. Появляются первые несложные слова – мама дай, папа…
11–12 месяцев. Ребёнок знает до 15 слов, одно-три слова использует в своей речи, то есть формируются активные и пассивные речевые словари. Активный речевой словарь: те слова, которые мы используем в своей речи. Пассивный речевой словарь: те слова, которые мы понимаем, и пассивный речевой словарь обычно в несколько раз больше активного.
Ранний возраст. 1–3 лет.
Основная задача возраста – формирование способности выходить из контакта со взрослым при сохранении взаимоотношений, основанных на любви и заботе, то есть у ребенка начинает формироваться самостоятельность. И здесь важно отметить, что не только у детей должна формироваться способность любить на расстоянии, но и у взрослых так же эта способность должна формироваться. Такая задача служит будущей взрослой автономии.
Основная характеристика возраста.
Социальная ситуация развития описывается как взрослый – средство узнавания предметного мира. Общение ребенка с родителями опосредуется предметным миром. Здесь нужно отметить, что ребенку необходимо время на то, чтобы самостоятельно изучать ту или иную особенность окружающего мира, тот или иной предмет. И родители должны дать ему эту возможность. В этом случае ребёнок будет узнавать что-то новое, обязательно прибегать к маме к папе и показывать, что же он новое узнал и, безусловно, малыша нужно похвалить за это.
Также в социальной ситуации развития важны роли родителей. Матери отводится роль родителя, потихоньку отпускающего от себя своего ребенка в некую предметную самостоятельность, отцу – родитель, который знакомит ребенка с предметным миром. Для отца важна роль спокойного и предсказуемого взрослого, который показывает возможности предметной игры.
Центральные новообразования.
Формирование самостоятельности: умение взаимодействовать с предметами, с игрушками, умение играть предметно, «вдали» от родителей. Для предметной игры нужно много времени, для формирования оттачивания тех навыков, которые позволят в будущем.
Овладение прямой походкой. Прямая походка позволяет более продуктивно исследовать окружающий мир, добежать, дойти до каких-либо предметов, до которых нельзя было дотянуться ранее.
Для ребенка важна также гордость за свои личные достижения, которая формируется благодаря любви родителей.
Отдельно ещё раз подчеркнём – важно овладение той самой предметной деятельностью, о которой скажем в познавательном развитии.
Основные линии развития.
Линии познавательного развития в раннем возрасте представлены теми же психическими функциями, о которых мы уже говорили, когда освещали младенческий период:
- действия с предметами;
- восприятие окружающего мира;
- речевое развитие.
Действия с предметами.
Действия с предметами заключаются внутрь предметной деятельности, которая с помощью взрослого становится ведущей деятельностью и имеет целью – дальнейшее развитие малыша.
Появляются соотносящиеся действия с несколькими предметами. Ребенок учится ориентироваться в пространстве, учится соотносить восприятие с движением. И здесь ему помогают различные дидактические игрушки, например, такие как пирамидки, вкладыши и так далее. А если родители обеспечивают стабильную жизненную ситуацию семье, то ребенок учится предвосхищать ближайшие события на основе логики развития в знакомых ситуациях. То есть знакомые ситуации подготавливают в будущем некоторые особенности нашего сознания и самосознания. И предсказуемые действия с предметами становятся базой будущих сенсорных эталонов восприятия.
Игровые действия у ребенка возникают на основе отсроченного подражания. Сначала дети в раннем возрасте наблюдают за действиями взрослыми, потом постепенно начинают их повторять. В раннем детстве нужно время на то, чтобы между показом действия и самим действием возникла прочная связь. В раннем возрасте лучше предлагать те игрушки, которые приняты в конкретной культуре. Качественные предметы и игрушки также способствуют формированию сенсорных эталонов восприятия, которые наиболее важны будут в дошкольном возрасте.
С того момента, когда ребёнок начинает взаимодействовать с предметами, все его действия носят орудийный характер, то есть ребенок узнает назначение тех или иных игрушек, предметов.
Восприятие окружающего мира.
Восприятие продолжает быть ведущим (зрительное и слуховое). Ребёнок еще не может отделить свойства предмета от самого предмета и, соответственно, близкие по своему внешнему виду предметы для ребёнка сливаются в один обобщенный предмет (кот и тигр – будут одним существом). Также если очень резко поменять какие-то привычные элементы в предметном мире, ребёнок перестаёт их узнавать, даже своих собственных родителей, которые переоделись в маскарадный костюм – не узнает.
Вдобавок при восприятии наблюдается детская синестезия, то есть смешанность ощущений в восприятии и, соответственно, для ребенка запахи, цвет, звук нередко сливаются. В некоторых случаях детская синестезия остаётся в течение всей жизни, но в большинстве случаев, конечно, синестезия проходит.
Развитие речи.
Речь является важнейшей высшей психической функцией, и задача родителей, воспитывающих детей, – научить ребенка речи так, чтобы она стала превращаться в речевую деятельность.
После полутора лет речь получает достаточно мощный толчок в своем развитии. Важно, чтобы ребёнок находился в соответствующем речевом поле, чтобы родители разговаривали друг с другом, разговаривали с ребенком. Показывали ему предметный мир, объясняли его, играли в самые разнообразные детские игры.
Примерно до полутора лет активно формируется пассивная речь, затем подтягивается активная речь.
И также в 1.3 года появляются диффузные слова, которые одновременно означает и предмет, и действия, и свойства предмета.
В полтора года у ребёнка появляются односложные предложения в речи.
Телеграфная речь появляется почти к 2 годам, и после 2-х лет у ребенка появляются сложные предложения, – ребёнок может вступать в диалоги, но опять же только при одном случае, если родители с ребенком будут разговаривать, развивать его речь.
Ни один компьютер, ни один смартфон не заменит речи взрослого для ребенка, поскольку он обучается речи не только на слух, но и ещё и с помощью артикуляционного подражания. Ребенку важно овладевать не только звуковой стороной речи, но и двигательной стороной речи, то есть ребёнок учится произносить слова, наблюдая за речью взрослых, ему мало только слышать, ему нужно соединить слова и речевую артикуляцию.
К двум годам у детей появляются сложные предложения (мама кушать баба дай). Словарный запас к полутора годам колеблется в районе 50 слов. В 2 года ребёнок должен знать до ста слов.
До трёх лет. Появляется возможность произносить почти все звуки русского языка. Затруднение в произношении представляют свистящие, шипящие, сонорные звуки: «р», «н», «л», «м», «щ», «ш» и т.д.
Словарный запас увеличивается до 300 слов.
Отметим также стороны речи, которые развиваются в раннем возрасте: семантику, то есть смысловую сторону речи, словообразование, фонетику и на протяжении всего детства будет развиваться, как пассивная сторона речи, так и активная сторона речи.
Психосоциальное развитие.
После полутора лет происходит резкое усиление эмоционального развития ребёнка, но ребёнок начинает «понимать» эмоциональное состояние по отношению к неодушевлённым предметам. Ему еще трудно понять эмоциональный мир родителей хотя бы в силу того, что опыта взаимодействия с родителями ещё довольно мало. К концу дошкольного возраста ребёнок вполне сможет научиться эмоционально относиться к своим родителям, понимать их эмоциональные состояния.
Но сразу нужно оговориться, что формирование тех особенностей развития, о которых сказано выше, – доступно только в одном случае, – если родители занимаются своим ребёнком.
После 2 лет ребенок понимает смысл знакомых слов. И по мере постепенного приучения ребенка к горшку, к порядку, у ребенка начинает формироваться чувство стыда. Естественно, что чувство стыда не должно стать той манипуляцией, которая будет затруднять психосоциальное развитие.
Дошкольный возраст. От трёх до 7 лет.
В три года ребенок переживает один из главных кризисов в своем развитии – кризис «Я - сам».
Ребёнок пересматривает старые отношения, хочет чему-то научиться и, самое простое – через игровое взаимодействие учить его каким-либо полезным вещам в быту. Нет ничего страшного, если что-то у него не получится сразу. Постепенно все может получиться, если учить ребенка доступной для него самостоятельности.
Основные задачи дошкольного возраста.
Для дошкольника наиболее важно научиться игровому взаимодействию как со взрослыми, так и с детьми.
Вторая задача выражается в том, что для ребенка нужно сформировать гармонию между умением следовать социальным нормам и свободной активностью.
Характеристика дошкольного периода.
Социальная ситуация развития.
С одной стороны это моделирование взрослых сторон жизни через игру.
С другой стороны, расширение существующих условий жизни. Ребенок начинает осознавать те условия жизни, в которых он живёт. Он начинает знать, где живёт, как его зовут, где находится детский сад, с кем он дружит и т.д.
Психические новообразования.
- Усвоение социальных норм.
- Сама игровая деятельность.
- Воображение и наглядно-образное мышление.
- Умение договариваться о различных сторонах игровой деятельности.
- Начало формирования творческого мышления.
Для нас важно отметить тот факт, что благодаря формирующемуся воображению, развиваются и мышление, и память, и сознание, и самосознание. Воображение как форма психики формируется благодаря восприятию, речи, памяти.
Способ, с помощью которого происходит развитие новых, в данном возрасте, высших психических функций — это игра.
Игровую деятельность можно определить двумя способами.
Игра — это особая форма совместной жизни и деятельности ребёнка и взрослого.
Игра — это моделирование профессиональных и межличностных ситуаций общения взрослых. И в этом случае игра является замечательным средством познания взрослой жизни. Достаточно посмотреть игру дочки-матери, в которую играют дети, и сразу становится понятным взаимоотношения ребенка с членами семьи.
Характеристика игровой деятельности.
Игра всегда эмоционально окрашена. То есть ребенок всегда оценивает игровую ситуацию с помощью переживаний. Ребёнок учится понимать правила игры и принимать нормы жизни через свое отношение внутри игры.
Через игру проявляются способности к творчеству.
От трёх лет до 5 лет игра начинается от вида игрушки, то есть основная игровая мотивация начинается от яркого свойства игрушки.
В 5 лет ребёнок начинает играть от самого желания играть. И здесь важно то, насколько взрослые будут формировать игровую мотивацию.
С точки зрения развития игры, с 2,5 лет у детей наблюдается игровое замещение, когда свойства одного предмета замещаются другими, и ребенок игровой предмет не использует по назначению.
Примерно с трех лет ребенок начинает проживать роли, а несколько попозже, к 4–4.5 годам формируется способность договариваться об общих правилах.
Продолжая логику развития игры, следует сказать, что первая стадия развития игры – от трёх до 5 лет характеризуется воспроизведением логики реальных действий и от бессюжетной игры игра переходит к сюжетной.
Во вторую стадию развития игры – от 5 до 7 лет ребенок проигрывает (моделирует) реальные взрослые взаимоотношения. И отдельные ролевые действия трансформируется в ролевые образы.
Познавательное развитие.
Предыдущие линии развития (предметная деятельность, речевая деятельность и восприятие) дополняются развитием мышления и памяти.
Предметные действия.
Предметные действия продолжают свое развитие, и взрослый становится источником новых игровых действий. В игре дети узнают модели профессиональных и личностных взаимоотношений в будущем. Отметим, что необходимы разнообразные качественные игрушки из самых разнообразных материалов. Игрушки должны соответствовать культуре конкретного социума.
Мышление.
С одной стороны, мышление внутри предметных действий зарождается ещё в ранний период, и тогда можно говорить о наглядно-действенном мышлении. А с другой, – к трём годам речевое и двигательное развитие, восприятие и память начинают формировать особую область психики – воображение. У ребенка появляется возможность хранить не только эмоционально-смысловые образы, но и манипулировать с этими образами. И в таком случае говорят о том, что у ребенка появляется наглядно-образное мышление. Мы же можем сказать, что наглядно-действенное мышление обогащается наглядно-образным.
В два с половиной года у детей появляется возможность задать вопрос: они становятся почемучками.
Отметим, что наглядно-образное мышление конкретно привязано к ситуациям, и начинают формироваться индивидуальные особенности мышления.
Воображение.
Воображение, можно сказать то, что оно формируется благодаря наличию памяти восприятия речи и предметных действий. А с другой стороны, важно отметить некоторые особенности воображения дошкольника.
Так, от 3 до 5 лет воображение, как правило, аффективно, то есть ребенок не управляет своими эмоциями, и эмоциональный образ полностью захватывает ребенка и влияет на его действия.
С 5 до7 лет воображение становится замещающим, и ребенок начинает активно воображать, представлять и окружающую действительность, и придумывать что-то новое.
Восприятие.
Здесь мы должны отметить, что продолжается формирование сенсорных эталонов (форма, величина, размер, цвет). Сенсорные эталоны становятся основой воображения, сознания. Ребенок, воспринимая какие-то предметы, сравнивает их с теми, которые уже он смог запомнить.
Также внутри восприятия формируются определенные действия: идентификация сравнению соотнесения. Эти действия в будущем станут мыслительными операциями. Отсюда следует, что необходимы качественные игрушки и дидактические материалы, формирующие сенсорные эталоны, на основе которых у ребёнка будет формироваться и образная память, и наглядно-образное мышление.
Тем не менее, важно сказать, что дети по-прежнему путают свойства явлений, предметов, времени и т.д.
Речевое развитие.
У ребенка речь становится более связной, контекстной, содержательной.
К 4 годам он может называть уже группу предметов, пересказать небольшой рассказ, начинает заучивать небольшие стихи. Пассивный словарный запас к 5 годам вполне может достичь 2000 слов. А к 7 годам и 2500 слов.
В 5–7 лет ребенок вполне может составить (придумать) содержательные рассказы без помощи взрослого, может придумывать тексты к сюжетным картинкам, умеет придумывать сказки, но здесь опять нюанс стоит в том, что родители должны помогать в речевом развитии.
Также отметим, что у ребёнка, особенно в начале дошкольного периода, присутствует эгоцентрическая речь. Речь, которая сопровождает игру, и эта речь необходима для озвучивания действий. Таким образом, у ребёнка формируется смысловая память на игровые действия. Ребенок начинает выделять фонемы, то есть звуковые единицы языка в русском языке.
К 6–7 годам произношение следующих звуков р, н, л, м, щ, ш, ч, ц, с должно быть сформировано.
Память.
От 3 до 5 лет память формируется на основе аффективного восприятия, и такая память не является произвольной. К 7 годам начинает развиваться механическая и произвольная память на основе понимания смысла ситуации. И важно отметить, что развиваются абсолютно все виды памяти, сенсорная временные виды памяти, двигательная память.
Личность дошкольника.
Главным в личности дошкольника, помимо его самосознания, является ещё и формирование самоотношения, которое является ядром будущего характера. Сформированное самоотношение позволит ребенку уверенно и активно заниматься различными видами творчества, а также принимать участие в различных играх.
Главные источники самоотношения – это отношения родителей друг к другу и отношения родителей к своим детям. Родители становятся образцом самоотношения ребенка и важно понимать, что если родители транслируют негативное отношение к детям, то значит, у ребёнка будет сниженная самоотношение. Самооценка?
Самоотношение ребенка выражается через игровое творчество, и здесь важно отметить некоторые моменты, которые в воспитательном плане помогут ребёнку сформировать адекватный уровень самоотношения.
- Право на ошибку.
- Детские победы.
- Полезность в семье.
- Оценка взрослого.
Все эти моменты помогают ребенку сформировать самооценку, которая и является индикатором самоотношения. Для формирования самоотношения ребенку важно знать, что он может исправить ошибку, гордиться детскими победами, чувствовать полезность в семье, знать оценку взрослого.
Самооценка ребенка к 5 годам – завышенная.
К 7 годам самооценка становится более адекватной.
Самосознание.
Самосознание можно определить как модель окружающего мира, в которой человек осознает себя. В дошкольном возрасте (В.С. Мухина) дети начинают осознавать себя с имени (примерно с трех лет), знают его, откликаются на свое имя. Также достаточно быстро у ребенка формируется самоотношение по шкале «хороший – плохой».
Довольно рано ребенок осознает свою принадлежность к полу. А примерно к 5 годам начинает формироваться понимание времени: прошлого, настоящего, будущего. Но, отметим, что понимание времени формируется всё дошкольное детство. На протяжении всего понимания времени дети путают свойства времени.
Юмор дошкольника.
Говоря о личности дошкольника, необходимо сказать о детском юморе. Для детей раннего возраста более характерен «физический» юмор, элементы неожиданности. Дети любят играть, например, в «ку-ку», внезапную щекотку. В дошкольном детстве после 5 лет детям смешно от нелепых картинок (автомобиль с квадратными колёсами, картошка растёт на дереве).
Важно, чтобы родители показывали примеры юмора, смеялись вместе со своими детьми, показывали, что смешно, что нелепо. И необходимо сказать, что для дошкольников ещё важен и туалетный юмор, который следует аккуратно пресекать, и один из вариантов правильного развития детского юмора — это парадоксальные стихи детских писателей, а также можно подбирать различные сказки, где также будут фигурировать юмор, необходимый для развития личности ребёнка.
Младший школьный возраст. От 6-7 лет до 11 лет.
Младший школьный возраст также начинается с кризиса, и этот кризис социальный по своему характеру. Дети, переходя в школу, сталкиваются с ситуацией, диктующей новые условия развития детской личности. Младшие школьники попадают в класс – первую модель взрослого коллектива, в котором дети подчиняются учителю для достижения общей цели.
Кризис обычно длится несколько месяцев, и его продолжительность зависит от успешности адаптации ребенка к школе.
После кризисного периода начинается стабильный период, характеристику которого мы и посмотрим.
Основная задача развития: научиться ребенку взаимодействовать в классе, подчиняясь общим целям обучения.
Социальная ситуация развития.
Мотивация достижения, хорошие оценки становится доминирующей. Для ребенка важна учёба и результаты в учёбе.
Жизнь детей сосредоточена вокруг школы, система взаимоотношений со взрослыми кардинально меняется.
Происходит смена референтной группы.
Коренным образом меняется распорядок дня.
Появляется новая более взрослая внутренняя позиция.
Ведущая деятельность.
Основная ведущая деятельность в младшем школьном возрасте — это учебная деятельность. Автор теории учебной деятельности Д.Б. Эльконин предложил концепцию, в которой описал поэтапное формирование учебной деятельности. Также он предложил структуру учебной деятельности, которая более понятна, чем общая структура человеческой деятельности, предложенная А.Н. Леонтьевым.
Структура учебной деятельности.
Первым компонентом учебной деятельности является мотивация, которую можно понимать как интерес ребенка к учебе. Вопрос мотивации предполагает, что педагог, в первую очередь, должен быть заинтересован в преподаваемом учебном предмете, тогда и формировать учебную мотивацию ученика будет проще.
Учебная задача — это те инструкции, которые должны быть выполнены для того, чтобы научиться тем или иным учебным навыкам. Учебная задача – основная единица в учебной деятельности и приводит к овладению учебными операциями.
Учебная операция. Это те конкретные действия ученика, которые позволяют выполнить учебную задачу. Учебные операции связаны с конкретным учебным предметом.
Контроль и оценка. Это те элементы учебной деятельности, с помощью которых учитель помогает научиться оценивать и контролировать ученику свою работу. В 1 и 2 классе ребенок легче оценивает и контролирует работы других учеников, а в 3 и 4 классе ученик может оценивать и контролировать уже свои работы. Научается находить в своих работах ошибки, исправлять их.
Отдельно отметим, что в возрастной психологии описывают следующую классификацию учебной мотивации.
Мотивационная сфера становится центром личности в начальной школе. Ребёнку важно получать высокую оценку за свои достижения, за свои результаты учебы.
Классификация учебных мотивов.
Познавательная мотивация возникает в том случае, если младший школьник успешен в учебной деятельности.
Социальные и узколичные мотивы возникают в случае неуспешности в учебной деятельности, и младший школьник выбирает общение с одноклассниками или легкие учебные предметы.
Говоря о формировании учебной деятельности, необходимо отметить, что помимо формирования способностей, умений, навыков в учебной деятельности, важно также формировать и эмоциональное отношение ученика к успеху и неудаче. Важно формировать умение «вставать с колен» в случае неудачи и важно не зацикливаться на успехе, в случае побед в учебе.
Центральные новообразования младшего школьного возраста.
Произвольность различных психических процессов (произвольность высших психических функций. Память, внимание, воля, мышление, речь, восприятие). Все названные психические функции преломляются через волевые состояния, которые также формируются в процессе обучения детей в начальной школе.
Формируется внутренний план действий. Здесь мы говорим о мыслительных операциях, и важно отметить, что внутренний план действий формируется переходом соединения слова и учебного действия в план воображения, и эти действия становятся частью мышления.
Учебная рефлексия. Имеется в виду, что дети учатся оценивать себя, по учебным достижениям. И в структуре учебной деятельности описанные умения входят в контроль и оценку.
Познавательное развитие в младшем школьном возрасте.
Основные линии развития.
В познавательном плане задействованы все высшие психические функции, которые были задействованы в дошкольный период.
Речь.
Речевое развитие. Здесь важно отметить, что через обучение развивается и устная, и письменная стороны речи. Формируется понимание лексики, грамматики, пунктуации и т.д.
С точки зрения нейрофизиологии задействуются все речевые центры головного мозга, а для формирования письменной речи задействуются и зрительная, и лобная кора головного мозга. Также большее развитие получает ассоциативная кора головного мозга.
Также мы можем сказать, что речевой словарный запас в случае успешного обучения может вполне достигнуть 7000 слов к концу 4 класса.
Мышление.
Мышление становится доминирующей функцией. Оно переходит от наглядно-образного к словесно-логическому мышлению, но помня, что по мере развития ребенка срабатывает кумулятивный эффект, другие виды мышления не исчезают, а становятся сторонами нового вида мышления. Также развиваются индивидуальные различия в мышлении, формируются научные понятия. Ребенок учится размышлять об измененных явлениях от начала этого явления до его завершения, и в то же время учится прослеживать развитие явления наоборот: от завершения к началу – это называется обратимостью мышления.
Процессы памяти. Память развивается в двух направлениях: произвольности и осмысленности, одновременно продолжается развитие всех видов памяти: сенсорной и двигательной, временных видов памяти.
Внимание. У детей в младшей школе преобладает непроизвольное внимание. Младшему школьнику еще сложно сосредоточиться на учебном задании, и произвольное внимание возникает на пике волевого усилия. Требуются разнообразные ухищрения на уроке, чтобы ребенок смог сосредоточиться на материале урока.
Восприятие. В период обучения в начальной школе восприятие ученика становится под воздействием обучения произвольным. Для ребенка появляется возможность сосредотачиваться самостоятельно на каком-либо предмете. Тем не менее, дети продолжают путать предметы и их свойства.
Воображение. Выделяют две стадии дальнейшего формирования воображения: воссоздающее и продуктивное воображение.
В 1 и 2 классе школьнику проще воспроизводить точную логику действий, образ, это связано с отсутствием достаточного опыта в новой учебной деятельности, а в 3 и 4 классе школьник получает возможность придумывать что-то новое. Сказывается опыт восприятия, опыт памяти, учебной деятельности и т.д.
Личность школьника.
Младший школьник учится мысленно понимать состояние другого человека. Другими словами, у ребёнка происходит подготовка к формированию настоящего чувства сопереживания (эмпатии), которое достигает своего расцвета в юношеский период.
Начинает формироваться ответственность за свои поступки.
Ребёнок может уже оценивать альтернативные варианты поведения.
Формируется уверенность в себе.
Развитие личности младшего школьника зависит и от семейного воспитания, и воспитания в школе (пример поведения, отношения к ученикам, который показывают педагоги).
Также дети начинают ориентироваться на эталоны доброты.
Начинают формироваться чувство смущения, стыд, вина, которые становятся сдерживающими факторами в поведении и начинает формироваться чувство благодарности, которое способствует формированию эталонных понятий доброты.
Подростковый возраст. Примерно с 10-11 до 15-16 лет.
Начало подросткового возраста характеризуется следующими особенностями:
- Сложно решить проблему близости как с родителями, так и со своими сверстниками, так как им ещё не хватает жизненного опыта;
- Сложно решить проблемы продуктивной и позитивной активности, которая позволяет подростку развиваться в желаемом направлении;
- Также довольно сложно установить подросткам отношение к своему прошлому, настоящему и будущему.
Кризисные проявления в подростковом возрасте.
Весьма важным для понимания кризиса подросткового возраста является понятие идентичности (Дж. Марсиа), которое заключается в понимании своих особенностей, возможностей.
Идентичность можно представить как ответ на вопрос, «Кто я в этом мире и каково моё место среди взрослых?» И если подросток отвечает себе на этот вопрос, то тогда можно говорить о том, что для него развитие протекает в рамках нормы.
Выделяются несколько видов идентичности.
Предрешённая идентичность. Такая форма идентичности означает, что взрослые за подростка решают, кем он будет.
Диффузная идентичность означает, что подросток не может понять свои качества личности, сомневается в своих силах, мечется от одного дела к другому. С диффузной идентичностью соседствует неустойчивая идентичность, суть которой заключается в постоянном сомнении при совершении того или иного выбора.
Мораторий идентичности означает то, что подросток по каким-то причинам не хочет взрослеть дальше и остаётся на предыдущем уровне развития.
Иллюзорная идентичность означает, что подросток выдаёт желаемое за действительное, не желает принимать свои реальные личностные особенности.
Задачи развития подростка.
В возрастной психологии выделяют три задачи развития ребенка в подростковом возрасте:
- Формирование взрослый идентичности.
- Освобождение от родительской опеки.
- Вхождение в группу сверстников по интересам.
Психологическая характеристика возраста.
Социальная ситуация развития определяется различными оценками учителей, родителей, сверстников, которые формируют личность.
Внутренние условия развития определяются пубертатным развитием, гормональным взрывом и т.д.
В современных представлениях возрастной психологии считается, что подростки сами могут определить вид ведущей деятельности. Перечислим ее виды.
- Общественно полезная деятельность.
- Интимно личностное общение со сверстниками.
- Учебная деятельность.
- Поиск идентичности.
В зависимости от своей успешности, подросток выбирает те виды деятельности, которые станут инструментом его взросления.
Психологические новообразования.
- Чувство взрослости.
- Личностная самооценка.
Самосознание, которое продолжает свое развитие с дошкольного возраста, в подростковом возрасте кардинально меняется, поскольку подросток начинает себя чувствовать уже взрослым и его система ценностей также кардинально меняется, она перестает быть детской.
- Автономная мораль.
- Абстрактно-логическое мышление.
Названные центральные новообразования способствуют тому, что подросток действительно начинает взрослеть. Отметим, что происходит процесс взросления не только внешний, но и внутренний – на уровне смыслов, более зрелых мотивов, ценностей.
Познавательное развитие.
Познавательное развитие подростка формируется вокруг мышления.
Мышление. Отмечаем развитие ещё одной стороны мышления – абстрактно-логического мышления, благодаря учебным предметам: математике, физике, химии и т.д. Различные виды памяти, речи, виды восприятия, воображения, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление являются необходимым базисом развития абстрактно-логического мышления.
С другой стороны, подростки приобретают взрослую логику размышления, которая копируется у взрослых.
Память. Память развивается в двух направлениях: механическая и смысловая. При этом подчеркнем, что продолжается развитие временных и модальных видов памяти.
Речевое развитие. Продолжается развитие активного и пассивного речевых словарей за счёт множества учебных предметов и усвоения множества значений новых понятий.
Также подростки учатся улавливать речевые нюансы различных понятий, суждений, умозаключений, подмечают нестандартные обороты речи и так далее.
В речевом развитии важно отметить использование сленга: особого языкового образования, которое психологически отделяет подростка от его же собственного детства и служит его взрослению. Современный подростковый сленг обогащен различными обсценными словами.
Личность подростка.
Личностное развитие подростка строится вокруг самосознания, центром которого является «чувство взрослости».
Формирование подросткового самосознания — это качественно иная модель окружающего мира. Эта модель включает в себя «взрослеющее» восприятие социальной жизни и «взрослеющие» модели поведения в подростковой среде. Можно выделить следующие особенности подросткового самосознания:
- Подросток представляет себя взрослым.
- Может подражать внешним проявлениям взрослых.
- Может ориентироваться на качества взрослого.
- Взрослый может быть образцом деятельности.
- Подросток может ориентироваться на интеллектуальную взрослость.
Здесь важно отметить, что интеллектуальная взрослость не предполагает эмоциональную взрослость. Отметим, что у подростка физическое развитие опережает личностное, становясь базой для дальнейшего психического развития уже в старшем подростковом возрасте и в юношеском возрасте. Для того, чтобы уравновесить такой дисбаланс в развитии подростка, важна помощь в физическом развитии: спорт и занятия единоборствами.
Ещё одну концепцию самосознания подростка предложила В.С. Мухина. Перечислим основные моменты этой концепции:
Имя. Подросток экспериментирует с собственным именем, он отрицает детские варианты произношения своего имени, но приветствует прозвища: производные от своего имени.
Социальное пространство. Для подростка важно социальное пространство внутри группы сверстников, и он стремится занять соответствующее положение, иметь социальный статус, который позволит ему не падать в глазах других.
Отношение ко времени. Подросток ориентируются на настоящее, психологически отрицает своё прошлое и не сильно задумывается о будущем. Также отметим «фантазии» о своем профессиональном и личном будущем, которые существенно расходятся с реальностью.
Половая идентификация. В подростковый период, с учетом «гормонального взрыва», происходит переосмысление себя уже как созревающего будущего мужчину или созревающую будущую женщину, помимо подчеркивания особенностей тела, также подростки копируют и взрослые ролевые модели поведения.
Отметим формирование характера подростков, через акцентуацию отдельных черт (К. Леонгард, Е.А. Личко).
Акцентуация характера определяется как выпячивание отдельных черт характера, которые по отношению к другим чертам характера являются чрезмерно сильными, но при этом акцентуация является нормой, а не патологией. Таких классификаций несколько.
Подростковые интересы.
В психологии (Скроцкий Ю.А.) отмечают, что увлечение подростка является реакциями его на взросление.
Классификация интересов подростка.
Увлечения интеллектуально эстетические. Это увлечения, связанные с изучением какого-либо предмета в сфере культуры (музыки, рисования, радиотехники, литературы и т.п.).
Лидерские увлечения сводятся к поиску ситуаций и положений, в которых можно предводительствовать, руководить, направлять других, даже если это касается случайных моментов или событий повседневной жизни.
Телесно-мануальные увлечения — это увлечения, связанные со спортом и единоборствами и увлечения, связанные с применением навыков на практике (столярное, слесарное дело и т.д.).
Накопительские увлечения. Данный класс увлечений связан со сбором каких-либо значимых предметов в тематической коллекции.
Информационно-коммуникативные увлечения те, которые связанны с продолжительным общением, времяпрепровождением, не несущим серьезной смысловой нагрузки.
Девиантное поведение подростка.
Девиантное поведение — это отклонение от принятых в социуме правил, норм, несущих нравственную подоплеку. Отметим, что такое поведение носит постоянный характер.
Существует 2 группы причин девиантного поведения.
Нарушения психофизического развития детей, например, при врожденной или приобретенной умственной отсталости, задержке психического развития и т.д.
Социальные причины девиантного поведения.
Социальные, экономические, экологические, политические, религиозные причины.
Пропаганда альтернативных ценностей.
Неблагополучная семья с низким уровнем контроля подростков родителями.
Психические расстройства членов семьи и асоциальные семьи.
Нелюбовь к детям и насилие в семье.
Различают различные формы девиантного поведения.
Аддиктивное и делинквентное поведение.
Аддиктивное поведение — это поведение, позволяющее человеку избегать решения каких-либо жизненных проблем.
Делинквентное поведение – это преступное поведение.
Примеры аддиктивного поведения.
Гемблинг (игровая зависимость).
Компьютерная зависимость.
Трудоголизм, то есть зависимость от работы.
Анорексия (отказ от еды).
Булимия (стремление к постоянному употреблению пищи).
Употребление различных психоактивных веществ.
Делинквентное поведение.
Административные нарушения, хулиганство, брань.
Дисциплинарный проступок. Прогулы и нарушения правил в той же школе.
Буллинг.
Колумбайн.
Преступление: воровство, убийство, угон автомобилей.
Ранняя юность (16–19 лет).
В последней части лекции мы остановимся на начале юношеского периода.
Юношеский период, как и любой другой, начинается с кризиса, в основе которого лежит противоречие, суть которого в противостоянии шаблонных представлений стабильности в жизни родителей против стремления старшеклассников к свободе и переменам.
Этапы юношеского кризиса, который начинается в ранней юности, а закончиться может в позднем юношеском периоде.
На первом этапе ощущается избранность, всемогущество. Старшим школьникам или только что окончившим школу нередко кажется, что они могут «на своем пути свернуть горы».
По мере получения жизненного опыта, который чаще связан с получением профессии, происходит разрушение надежд, может произойти разрушение иллюзией, страх не стать тем, кем хочется.
Размываются старые представления о самом себе, молодые люди сомневаются в выборе профессии, можно сказать о том, что меняется сама идентичность, то есть фактически в юности молодые люди заново отвечают на вопрос «кто я?» на более зрелом уровне.
Центральная задача в юности состоит в том, чтобы научиться профессиональному и личностному самоопределению.
Самоопределение – это важнейшее достижение личности, основанное на устойчивых интересах и стремлениях, которые опираются на формирующееся мировоззрение и связаны с новым восприятием времени. Это достижение является венцом формирования умения выбирать линии своего профессионального и личностного развития.
Задача юношества.
Ранняя юность ставит довольно много задач, которые предстоит решать как в юношеский, так и зрелый период развития.
- Принятие внешности.
- Усвоение модели поведения.
- Установление более зрелых отношений со сверстниками.
- Эмоциональная независимость от родителей.
- Подготовка к профессиональной карьере.
- Подготовка к браку.
- Формирование социально ответственного поведения.
- Построение системы ценностей в жизни.
Самое главное — это принять свою внешность, усвоить различные модели поведения. Определиться с карьерой и личной жизнью, научиться эмоционально не зависеть от родителей, научиться вообще жить своей жизнью, при этом прислушиваясь к родителям. Здесь также важно отметить, что в юношестве в отличие от подросткового возраста, дети «психологически возвращаются» к своим родителям. Также должно формироваться социально ответственное поведение. Также должна выстраиваться своя, отличная от родительской, система ценностей в жизни.
Психологическая характеристика юношеского возраста.
Если в двух словах говорить о психологической характеристике возраста, то отметим, что меняется мотивация личности (интересы в юношестве направлены на приобретение реальных знаний, умений, навыков, необходимых в профессиональной и личной взрослой жизни), меняется ведущий тип деятельности, лучше осознаются перспективы развития.
Социальная ситуация развития заключается во множественности различных социальных выборов, которые становятся доступными после окончания школы. Также в юности важно попробовать себя в различных сферах профессиональной деятельности, и приобрести реальный опыт межличностных взаимоотношений.
Ведущая деятельность. Ведущая деятельность в этот период учебно-профессиональная. И вторая ведущая деятельность – продолжение поиска своей идентичности, которая началась в подростковом возрасте.
Центральные новообразования.
- Волевые процессы (выработка волевых качеств), которые проявляются внутри высших психических функций, а также становятся чертами характера, определяющими отношение человека к деятельности.
- Более зрелое самосознание, о котором будет сказано ниже.
- Созревает готовность к самоопределению.
Этапы профессионального самоопределения.
Детская игра. В отечественной психологии считается, что дети начинают задумываться о своем будущем в дошкольный период, и в детских играх моделируют профессиональные и межличностные роли поведения. Отметим, что в игре дети копируют поведение взрослых. Взрослый для них – образец деятельности, поведения.
Подростковые фантазии. Подростки еще не могут в полной мере понимать, что их ждет в будущем и, поэтому их представления о будущем идеализированы и нередко лишены реальной подоплеки.
Предварительный выбор профессии. К выпускным классам у старших школьников накапливаются сведения о реальном социальном мироустройстве, и их представления становятся более реальными.
Собственно выбор профессии. Завершающий этап самоопределения может наступить как в юношеский период, так и позже, что зависит от личного развития человека.
Познавательное развитие.
В психологии в основном описывают различные виды мышления, как ведущие высшие психические функции, которые продолжают свое формирование в зависимости от выбранной профессии.
Виды мышления (абстрактно-логическое, теоретическое, творческое, наглядно-образное) представлены в разном соотношении, в зависимости от теоретической, практической и т.д. направленности выбранной профессии.
Личность в юношеском периоде (Дж. Марсиа).
Поиск идентичности как одна из ведущих видов деятельности определяет и особенности самосознания в юношестве.
Подлинная идентичность. Связана с адекватным и своевременным выбором профессионального и личного жизненного пути.
Диффузная идентичность описывает случай размытых, не сформированных представлений о себе, своих возможностях.
Мораторий идентичности связан с отказом молодых людей от взросления, в таком случае они остаются на подростковом уровне развития.
Предрешенная идентичность связана с тем, что возможности своего выбора отдаются другим людям, человек снимает с себя ответственность за свое развитие, например юноша или девушка выбирают тот путь развития, который предлагают родители.
Самосознание в юности (В.С. Мухина).
Нам осталось рассмотреть звенья самосознания, которое продолжает свое формирование на протяжении всего периода. Ведущие типы деятельности, условия для развития формируют благоприятную почву для дальнейшего взросления в юношеский период.
Рассмотрим звенья самосознания подробнее.
Имя. Происходит полное принятие своего имени, как детского, так и полного имени.
Притязания на успех. Для юношей и девушек характерно стремление к социальному признанию, уже достаточно серьёзному завоеванию настоящего социального взрослого мира. Отдельно отметим юношеский максимализм, без которого невозможно преодоление различных трудностей в завоевании жизненного базиса.
Соотношение прав и обязанностей в юности смещено в сторону прав. Если взрослый человек в большей степени ориентирован на обязанности, то в юности отстаивание прав более важно.
Отношение ко времени таково, что в юности человек больше ориентируется на настоящее, не обращая внимание на будущее, которое воспринимается отдаленно. Прошлое, то есть детство, ценится.
Половая идентификация. В этот период происходит принятие мужских и женских ролей поведения, выбор партнера за счёт стереотипов восприятия, которые диктуют ориентацию на внешность партнера и идеализацию его качеств.
Выводы.
Подводя краткий итог, лекции, отметим следующее:
- Период детство – важнейший этап развития человека.
- Каждый возраст имеет свои главные задачи развития.
- Успешное прохождение основных периодов развития – есть залог правильного развития высших психических функций и личности.
Необходимо знать основные понятия психологии для успешного их применения как в возрастной психологии, так и в коррекционной психологии и педагогике.
Литература
Авдеева, H. H. Становление образа себя у детей первых трех лет жизни. / H.H. Авдеева // Психологический журнал. - 1996. - №4. - С. 5-13.
Анкудинова, Н. Е. О развитии самосознания у детей. / H. H. Авдеева // Дошкольное воспитание. - 1957. - №2. - С. 12-16.
Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И.Фельдштейна. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. - 352 с.
Битянова, М. Р. Ребенок и социальные нормы: история (дошкольник, младший школьник, младший подросток, старший подросток) / М. Р. Битянова // Школьный психолог. - 1999. - № 36. - С.14 - 23.
Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. - Москва-Воронеж, 1995. - 464 с.
Бреслав, Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения / Г.М. Бреслав. - М.: Педагогика, 1990. - 144 с.
Венгер, А. Л. Психическое развитие ребенка в процессе совместной деятельности / А. Л. Венгер // Вопросы психологии. - 2001. - № 3. - С. 17-26.
Выготский, Л. C. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. - Спб: Союз, 1997. - 220 с.
Выготский, Л. C. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. / Л. C. Выготский // Вопросы психологии. - 1966. - № 4. - С. 74-86.
Выготский, Л. С. Педагогическая психология / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, Астрель, Люкс, 2005. - 671 с.
Гальперин, П. Я. Актуальные проблемы возрастной психологии / П. Я. Гальперин, A. B. Запорожец, С. Н. Карпова. - М., 1978. - 344 с.
Гуськова, Т. В. Личностные образования у детей в период кризиса трех лет / Т. В. Гуськова, М. Г. Елагина // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - С.78-85.
Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения / В.В. Давыдов. - М.: Просвещение, 1986. - 230 с.
Кон, И. С. Категория «Я» в психологии / И. С. Кон // Психологический журнал. - 1981. - т.2 - № 3. - С.25-38.
Кон, И.С. Открытие «Я» / И. С. Кон. - М. : Политиздат, 1978. - 367 с.
Кучерова, Е. В. Проблема развития самосознания в дошкольном возрасте. // Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. / Под ред. Л. A. Парамонова, Г. Г. Кравцова. М., 1987. - 242с.
Лебеденко, E. H. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 1. Какой Я? Методическое руководство / Е. Н. Лебеденко. - М.: Прометей; Книголюб, 2003. - 64 с.
Лебеденко, E. H. Развитие самосознания и индивидуальности. Выпуск 2. Кто Я? Методическое руководство / Е.Н. Лебеденко. - М.: Прометей; Книголюб, 2007. - 54 с.
Левитов, Н. Д. Детская и педагогическая психология: Учебное пособие для педагогических институтов / Н. Д. Левитов. - М., 1960. - 428 с.
Леонтьев, А. Н. Формирование личности / А.Н. Леонтьев // Психология личности. - М., 1982. - 287с.
Лисина М.И., Силвестру А.И. Психология самосознания дошкольников / М. И. Лисина, А. И. Силвестру. - Кишинев, 1983. - 110 с.
Мухина, B. C. Возрастная психология: От рождения до юношеского возраста / В. С. Мухина. - М., 1994. - 256 с.
Непомнящая, Н. И. Проблемы дошкольной игры: психолого-педагогический аспект / Н. И. Непомнящая. - М.,1987. - 160 с.
Непомнящая, Н. И. Становление личности ребенка 6-7 лет / Н. И. Непомнящая. - М., 1992. - 160 с.
Особенности психического развития детей 6-7-летнего возраста. / Е. З. Басина, Л. B. Берцфаи, Е. А. Бугрименко и др. / Под ред. Д.Б. Эльконина и A.Л. Венгера. - М.: Педагогика, 1998. - 135 с.
Поливанова, К. Н. Психология возрастных кризисов / К. Н. Поливанова. - М.: Академия, 2000. - 184 с.
Слободчиков, В.И. Психология человека / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. - М., 1995. - 384 с.
Смирнова, Е.О. Детская психология: учеб для вузов / Е.О. Смирнова. - М.: Владос, 2003. - 368 с.
Чамата, П. Р. К вопросу о генезисе самосознания личности / П. Р. Чамата // Проблемы сознания. - М., 1966. - С. 228-239.
Чеснокова, И. И. Особенности развития самосознания в онтогенезе. // Принципы развития в психологии. - М., 1978. - С. 316-337.
Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии /И. И. Чеснокова. - М.: ИП АН СССР, 1977. - 151 с.
Шорохова, Е. В. Проблема «Я» и самосознание // Проблемы сознания. - М.: - 1966. - С.217-228.
Эльконин, Д. Б. Детская психология / Д. Б. Эльконин. - М.: Академия. - 2007. - 387 с.
Эльконин, Д. Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Вопросы психологии. - 1971. - № 4. - С. 6-20.
Эльконин, Д. Б. Психология игры / Д. Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999. - 360 с.
Эльконин, Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника // Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. - С.101-142.
Свидетельство о публикации №223042300473