Лекция 04 - Основные понятия педагогики

Основные понятия педагогики (Лекция).
План.
1. Определение, цели и задачи.
2. Принципы педагогики.
3. Основные понятия: воспитание, обучение, образование, формирование, развитие.
4. Формы организации работы: урок как основная форма.
5. Звенья урока и типы уроков.
6. Методы обучения (словесные, наглядные и практические).
7. Методы контроля.
8. Понятие воспитания.
9. Цели и направления воспитания.
10. Формы воспитания.
11. Методы воспитания.
12. Средства воспитания.
Выводы.

Сегодня мы поговорим об основах педагогики, как науки, которая теоретически объясняет практическое обучение и воспитание людей. Рассмотрим основные понятия, принципы, цели обучения, цели воспитания, методы обучения и воспитания, методы контроля и средства воспитания.

Определение.
Педагогика в общем своем плане — это наука, изучающая обучение и воспитание как подрастающего поколения, так и взрослого поколения людей. У педагогики есть свои формы, методы, приемы и средства, облегчающие процесс обучения и процесс воспитания. Раздел педагогики, связанный с обучением, называется дидактикой и изучает возможности формирования знаний, умений, навыков.
Такой раздел педагогики как воспитание связан с ответом на вопрос, как формировать у человека черты характера, эмоционально-волевую зрелость и т.д. А фактически воспитание отвечает на вопрос, как формировать ценностное отношение к себе, к окружающим и к выполняемой деятельности, которая выражается в конкретных поступках человека.
Педагогика в отличие от психологии – древняя наука, накопившая богатый опыт в области обучения и воспитания. Знамениты идеи об обучении и воспитании Джона Локка, И. Г. Песталоцци, А. Дистервега, Я.А. Коменского, К.Д. Ушинского, П.Ф. Каптерева, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского и др. Также на теорию и практику отечественной педагогики повлияли такие психологи, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др.
Теперь поговорим более подробно о самой педагогике.
Цели педагогики.
Рассмотрим основные цели педагогики.
• Цели нормативные (государственные) – общие цели, определяющиеся в правительственных документах. Они разрабатываются на базе широкой информации о состоянии образования и экономики в России. Эти цели служат общим ориентиром в работе любого педагога;
• Цели воспитательные – цели охватывают область формирования личностных качеств как подрастающего поколения, так и взрослых;
• Цели формирования знаний, умений, навыков, т. е. цели формирования сознания и поведения;
• Цель организационно-методическая – ставится педагогом и относится к области его управленческой функции и методического обеспечения этой функции;
• Цели формирования творческой деятельности – развитие особенностей, задатков, интересов учащихся, умения их реализовать.

Названные цели в педагогике определяют и задачи педагогики, необходимые для реализации учебно-воспитательного процесса.
Задачи педагогики.
• Выявление закономерностей в области воспитания, обучения, образования и управления образовательными воспитательными системами.
• Выработка новых методов, средств, форм обучения и воспитания.
• Прогнозирование, обучение на ближайшее отдалённое будущее. Прогнозирование позволяет более чётко понимать стратегию обучения, результаты обучения, а также какие методы обучения и воспитания мы можем использовать для того, чтобы достичь желаемых для нас целей.
• Внедрение результатов исследований в практику.

Сам педагогический процесс был бы хаотичным и низкоэффективным, если бы ученые-педагоги не сформулировали и не придерживались некоторых положений практической педагогической деятельности, которые способствуют успешному обучению и воспитанию.

Принципы педагогики.
Сформулированные педагогические принципы являются теоретическими обобщениями многовекового опыта.
По большому счету, принципы в педагогике — это вполне определённые категории дидактики, то есть науки об обучении и категории теории воспитания, которые описывают наиболее эффективные особенности педагогического процесса.
Перечислим несколько принципов педагогики и вкратце их объясним.
Природосообразность. Этот принцип говорит о том, что обучение и воспитание должны соотноситься с индивидуальными психофизическими особенностями развитием детей, также должны учитываться индивидуальные особенности личностного развития. В этом педагогам помогают знания основ психологии, возрастной и дифференциальной психологии.
Гуманизация обучения и воспитания в педагогике. Принцип говорит о нравственном, ценностном отношении педагогов к ученикам, этот принцип применяется не только в дидактике, но и в воспитании.
Принцип культуросообразности. Данный принцип говорит о том, что обучение и воспитание осуществляется гораздо эффективнее, если оно идёт в рамках родной культуры, которая оказывает существенное влияние на развитие мышления и речи. Л.С. Выготский показал в культурно-исторической теории, что именно культура определяет развитие мышления, речи и других высших психических функций.
Принцип научности говорит о том, что практические педагоги должны в своей деятельности использовать проверенные данные наук о человеке (возрастная и дифференциальная психология, педагогическая психология, возрастная психофизиология, данные нейронаук и т.д.).
Принцип обучения и воспитания в коллективе. Данный принцип говорит о том, что обучение и воспитание в коллективе происходит гораздо более успешно. Это связано не только с тем, что учителю проще влиять на группу учеников, но также и с тем, что сами ученики, обмениваясь знаниями друг с другом, гораздо более прочно и более эффективно их усваивают. Также ученический коллектив является моделью социума, в которой развитие личности происходит более успешно.
Принцип систематичности и принцип от простого к сложному. Оба принципа взаимосвязаны друг с другом. Знания, передаваемые ученикам, дошкольникам, должны быть системой знаний, со своей структурой, внутренними взаимосвязями и межпредметными связями. Такая системность реализуется и в способе подачи материала: от простого к сложному.
Подача учебного материала также подчиняется определенным принципам, которые чаще используются в коррекционной педагогике: линейная подача материала, линейно-концентрическая и концентрическая подача учебного материала.
Линейная подача материала означает последовательное его изложение от простого к сложному, без заострения внимания на отдельных темах в течение всего учебного процесса.
Линейно-концентрическая подача материала похожа на линейную подачу с тем отличием, что наиболее трудные темы с постепенным усложнением повторяются из года в год.
Концентрическая подача материала заключается в построении школьных курсов основ наук, так, что часть учебного материала повторно изучается на нескольких ступенях обучения. Концентрическая подача материала применяет и принцип последовательности, систематичности, подачи материала от простого к сложному. Чаще всего такая подача материала используется в коррекционной педагогике.
Принцип наглядности говорит о том, что обучение не должно быть исключительно словесным, направленным на слуховое восприятие, а должно опираться и на визуальный и тактильный канал восприятия. В этом случае запоминание учебного материала происходит более эффективно.
Деятельностный подход в обучении. Автор деятельностного подхода советский психолог Алексей Николаевич Леонтьев в своих работах обратил внимание на то, что личность формируется благодаря своим сформированным интересам (мотивам) и вполне определенной деятельности, которая способствует формированию как высших психических функций, так и личностных особенностей человека. А.Н. Леонтьев выделил 4 типа деятельности: общение, игра, учения, труд. Например, дошкольник лучше развивается в игровой деятельности, а школьник – в учебной.

Теперь необходимо сказать несколько слов об основных понятиях педагогики.
Вот эти понятия.
• Воспитание.
• Обучение.
• Образование.
• Формирование.
• Развитие.

Воспитание — это целенаправленный организованный процесс формирования личности (личностных качеств). Когда мы говорим о воспитании, то подразумеваем формирование конкретных особенностей личности, например, характер, который проявляется в поведении и эмоционально-волевых реакциях. Воспитание формирует ценностное отношение человека к чему-либо, а также культуру выражения эмоционально волевых состояний и поведения личности.
В широком смысле воспитание — это передача накопленного опыта от старших поколений к младшим.
А в узком смысле воспитание понимается как направленное воздействие на человека со стороны общественных институтов с целью формирования у него определённых знаний, взглядов, убеждений, нравственных ценностей и т.д.
Также можно сказать, что воспитание в педагогическом смысле — это процесс, и результат формирования личности воспитанника.
Обучение.
Обучение – это специально организованный целеполагаемый целенаправленный управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников. Обучение направлено на усвоение знаний, умений и навыков, формирование мировоззрения, развития умственных сил и потенциальных возможностей обучаемых, закрепления навыков самообразования в соответствии с поставленными целями.
Обучение имеет воспитывающий характер. Фактически в обучение заложены функции воспитания: воспитание ценностей, самоотношения (самооценки). Обучение – это и своеобразный способ формирования учебной деятельности ученика.
В обучении выделяют компоненты обучения.
• Знания.
• Умения.
• Навыки.
Знания – это отражение человеком объективной действительности в форме фактов, представлений о понятиях и законов науки. Они представляют собой коллективный опыт человечества, результат познания объективной действительности.
Умение — это компонент учебной и трудовой деятельности, который заключается в возможности сознательно и самостоятельно выполнять практические и теоретические действия на основе усвоенных знаний, жизненного опыта.
Навыками называются компоненты практической деятельности, доведённые до автоматизма путём многократного упражнения.

Образование.
Образование – это результат обучения, сформированность образов законченных представлений об изучаемых предметах. Также образование — это объём систематизированных знаний, умений и навыков, способов мышления, которыми овладел обучающийся.
Образование также является сформированным систематичным мировоззрением, которое по-другому называют фундаментальным.

Ступени образования.
В отечественной системе образования сформировались следующие ступени образования.
• Дошкольное образование. То образование, которое мы получаем примерно с 3 до 7 лет.
• Начальное общее образование. То образование, которое мы получаем в начальной школе первые 4 класса.
• С 5 по 9 класс мы получаем основное общее образование.
• С 10 по 11 класс – это среднее общее образование.

Ступени профессионального образования.
• 3 года 9 месяцев, как правило, по существующим ФГОС СПО 3+ осуществляется среднее профессиональное образование, направленное на получение конкретной специальности.
Высшее образование.
• Бакалавриат. 4 года обучения.
• Магистратура. 2 года.
• Специалитет. 5 лет.
• Подготовка кадров высшей квалификации.

Дополнительное образование.
• Отметим, что для дополнительного образования есть стандарт педагога дополнительного образования детей и взрослых и, соответственно, есть дополнительное образование детей и взрослых.
• И можно выделять дополнительное профессиональное образование, коими являются курсы повышения квалификации и курсы профессиональной переподготовки.
Один курс повышения квалификации варьируется от 36 до 180 академических часов.
Курс профессиональной подготовки варьируется от 270 академических часов.
Следующее понятие педагогики, на котором стоит остановиться –  формирование.
В данном случае мы говорим о формировании в педагогическом смысле.
Итак, в педагогике формирование – это процесс становления человека как личности под воздействием всех факторов развития.
И обучение, и воспитание являются важнейшими факторами формирования личности.
Формирование в педагогике подразумевает некую законченность человеческой личности, достижение высокого уровня зрелости. Современное понимание развития и формирования личности говорит о том, что сама личность не может быть сформирована ко взрослому периоду, а формируется всю жизнь, решая жизненные задачи в каждый возрастной период.
Развитие. Под развитием понимается процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека, а также в личностном плане.
Теперь необходимо остановиться на одном из основных понятий концепции развития. Эта концепция введена как положение Л.С. Выготским в 32–34 годах 20 века. Выготский, изучая педагогические особенности обучения и воспитания детей как в норме, так и в патологии, подметил, что для педагогический процесс осуществляется эффективнее, если разбивать обучение на достаточно небольшие отрезки времени внутри всего срока обучения. Лев Семенович ввел понятие зона развития.
В самом общем своём виде зона развития – это расстояние с точки зрения времени, которое необходимо ученику, чтобы пройти в обучении от его начала до заранее определяемого педагогом приемлемого результата обучения. Вот здесь важное слово – определяемого педагогом.
То есть педагог, зная особенности развития личности, зная все психофизические особенности каждого возрастного этапа, может спрогнозировать, чему ребёнок научится через некоторое время.
И Лев Семёнович отмечал, что в реализации теории зон развития важна роль сотрудничества учителя и ученика, а также обучение ведёт развитие за собой, то есть цели обучения таковы, что ученик в обучении развивается, а не стагнирует, по-другому, учитель формирует маршрут развития ученика. То есть получается, что педагог заранее формирует маршрут развития психических функций личностных особенностей.
Теперь вкратце скажем о самих зонах развития.
Зона актуального развития.
Зона актуального развития отражает тот факт, что ученик может самостоятельно без помощи взрослого учиться.
Зона ближайшего развития.
Понятие отражает то расстояние во времени (тот образовательный маршрут), которое необходимо пройти учителю и ученику от начала обучения до первого приемлемого результат. В учебных планах зона ближайшего развития отражается сроком обучения от одного месяца до одного года.  Результаты небольшого срока обучения проще предсказать. И цели урока, отражающие зону ближайшего развития, оптимальны в учебном процессе.
Выготский Л.С. также выделил зону потенциального развития.
Это то временное расстояние, которое описывает весь срок обучения, необходимый для овладения учебной дисциплиной. Зону потенциального развития сложно прогнозировать, особенно в профессиональном обучении.

Урок.
Мы вкратце рассмотрели основные понятия педагогики. Теперь поговорим немного об основной форме организации обучения, предложенной Я.А. Коменским в его основном труде «Великая дидактика». Поговорим об уроке, без которого педагогический процесс не обходится.
Урок — это такая организационная форма обучения, при которой учитель в постоянной группе учащихся, руководит их учебной деятельностью, учитывая индивидуальные особенности каждого из них.
Продолжительность одного урока определяется соответствующими нормами СанПин. Для дошкольных учреждений от 10 до 30 минут. Для школьных – до 45 минут, для профессионального образования – от одного до трех академических часов.
Поговорим теперь о структуре урока.
В структуре урока выделяют основные этапы:
• Подготовительный.
• Основной.
• Заключительный.
В каждом этапе есть свои элементы, которые по смыслу отделяют один этап от другого.
В подготовительном этапе обычно бывают три звена урока:
• Организационный.
• Проверка домашнего задания.
• Подготовка к основному этапу.
Подготовительный этап урока позволяет учителю и ученикам настроиться на учебную деятельность, учитель часто проверяет домашнее задание.
Основной этап урока включает один или несколько объединенных звеньев урока. В зависимости от звена выделяют типы урока, со своими целями, задачами, методами обучения и контроля.
• Изучение нового материала.
• Закрепление нового материала.
• Обобщение нового материала.
• Контроль и самоконтроль.
В заключительном этапе обычно встречаются два звена урока, в котором педагог подводит итог текущему уроку и задает домашнее задание, если этого требует логика урока.
• Подведение итогов.
• Инструктаж о домашнем задании.

Как было сказано выше, классификация типов урока определяется тем звеном, которое представлено в основной части урока.
• Урок изучения нового материала.
• Урок формирования новых знаний.
• Урок закрепления нового материала.
• Урок повторения материала.
• Урок обобщения, систематизации знаний.
• Урок. Комбинированный урок.

В коррекционном обучении, как правило, используется комбинированный урок, который позволяет наиболее эффективно организовать становление личности, формирование высших психических функций с использованием так называемых «обходных путей развития», позволяющих компенсировать недостатки психофизических состояний.

Методы обучения.
Теперь нам необходимо рассмотреть методы обучения и методы контроля.
В педагогике достаточно много классификаций методов обучения, мы остановимся на самой распространённой.
Для начала определим сам метод обучения. Это совокупность приёмов и способов организации учебно-познавательной деятельности обучающихся, направленная на формирование знаний, развитие умений и навыков обучающихся.
Сами методы обучения подразделяют на три группы:
• Словесные методы.
• Наглядные методы.
• Практические методы.

Словесные методы обучения: рассказ, лекция, инструктаж, беседа, объяснения, доклад, учебник.
Ключевые особенности данных методов:
- Активизация внимания на смысловых единицах текста;
- Ассоциативное запоминание и закономерное соединение элементов;
- Смысловое использование мыслительных операций.
То есть словесные методы обучения направлены, прежде всего, на развитие словесно-логического, абстрактно-логического мышления. Кроме того, они направлены на формирование наглядных форм теоретического мышления.

Наглядные методы обучения: иллюстрация, демонстрация, наблюдение. И сюда же относят методы, включающие технические средства обучения.
Ключевые особенности этой группы методов:
- Соответствие возрасту учащихся;
- Необходимость использовать их в меру, не перегружая восприятие учеников;
- Учащиеся должны четко видеть демонстрируемый предмет или явление;
- Педагогу необходимо четко выделить существенные признаки при показе иллюстрации;
- Продумывать объяснения, пояснения, даваемые в ходе явлений.
- Важно точное согласование наглядного материала с текстом.

Практические методы: упражнение, практикум, лабораторная работа, дидактические игры, творческий проект.
Ключевые особенности этих методов:
- Построение плана выполнения задания;
- Четкая постановка задачи;
- Оперативное поощрение и стимулирование выполнения деятельности;
- Проверка, регуляция, осуществление контроля;
- Предварительная проверка результатов;
- Выявление ошибок, их анализ и исправление.

Важно отметить, что даже на одном уроке следует использовать сочетания методов, которые, по возможности, должны объединяться в поисковом, проблемном методах. Это значит, что обучение с помощью названной классификации методов должно подводить к решению практических жизненных задач, в которых ученику отводится роль самостоятельного в поиске решения субъекта.

Теперь отдельно скажем несколько слов про методы контроля.
Методы контроля – это способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя.
В педагогике различают несколько видов контроля.
Предварительный контроль. Вид контроля, который используется учителем перед началом учебного процесса с целью выяснить уровень знаний, наличие тех или иных способностей и т.д.
Текущий контроль – это систематический контроль знаний, умений и навыков, предусмотренных учебным планом. Учитель проверяет усвоенные знания, сформированность способностей на уроке или серии уроков.
Тематический контроль. Контроль предполагает проверку знаний, умений и т.д., объединенных какой-либо темой (может включать несколько уроков).
Итоговый контроль. Данный контроль позволяет проверить усвоение знаний по всей программе учебной дисциплины.

Методы контроля.
Методы контроля — это способы проверки знаний.
Выделяют опросы устные или письменные. И устный, и письменный опрос может быть как индивидуальным, так и фронтальным.
Отдельно в педагогике часто используется практический контроль, то есть выполнение контрольных упражнений, практических заданий, лабораторных работ.
В последнее время широкое распространение получил машинный (программированный) контроль, который, по большому счету, является тестовой формой контроля. В этом случае педагог заранее продумывает вопросы и ответы и программирует правильные ответы для программы, осуществляющей тестирование.
Итогом контроля является оценка и отметка, которые показывают уровень освоения учебной дисциплины.
Оценка — это сжатое или развёрнутое суждение о достижениях учащегося. Критерием при этом является вполне сформированные требования к учебной дисциплине, изложенные в конкретном ФГОС. После оценки выставляется отметка, которая должна отражать объективные достижения учащегося. Отметка выражается в конкретных баллах. В России в основном пятибалльная система отметок.

Воспитание.
Воспитание – вторая сторона педагогического процесса, связанная с формированием личности, культуры поведения и эмоционально волевой сферы, с формированием отношения к деятельности, самоотношения, отношения к другим. То есть фактически мы говорим о том, что с помощью воспитания формируется личность.
Целью воспитания будет формирование личности воспитанника.
Как и у дидактики, в воспитании помимо целей есть и свои задачи. Конкретные задачи воспитания определяют направления воспитания.
И таким образом, в воспитании существует достаточно много направлений:
• Нравственное воспитание.
• Эстетическое воспитание.
• Гражданское воспитание.
• Трудовое воспитание.
• Физическое воспитание.
• Экологическое воспитание.
• Правовое воспитание.
• Половое воспитание.

В каждом направлении воспитания есть свои формы и методы воспитания. В отечественной педагогике, как правило, в воспитательном процессе объединяются несколько направлений.

Формы воспитательной работы.
Форма воспитательной работы — это определенная организация отношений и взаимодействия педагога и учащихся. Конкретные мероприятия, в ходе которых решаются воспитательные задачи, реализуются различные направления воспитания.

В Отечественной педагогике представлено множество форм воспитания и, соответственно, существуют их разнообразные классификации.
По содержанию. Выделяют такие формы воспитательной работы как самоуправление школьной жизнью, познавательные и развлекательные формы работы.

Школьное самоуправление. Здесь мы можем отметить следующие формы воспитательной работы, которые способствуют воспитанию личности в коллективе. Перечислим формы школьного самоуправления: сборы, линейки, митинги, часы классных руководителей, заседание представительных органов ученического самоуправления, стенная печать (электронная печать), школьное радио, телевидение и т.д.

Познавательные формы.
Экскурсии, походы, фестивали, устные журналы и газеты (электронные газеты), музеи. Познавательные формы воспитательной работы направлены на воспитание культуры восприятия, воображения, памяти, мышления и речи.
Развлекательные формы.
Утренники, вечера, праздники, игровые программы, концерты. Данные формы воспитания способствуют развитию культуры отдыха.

Ещё одна классификация воспитательных форм работы – в качестве основания используется тип восприятия (модальность). Перечислим их.
• Словесные.
• Наглядные.
• Практические.

Словесные формы.
Собрания, митинги, беседы, диспуты, дебаты.
Наглядные. Выставки, музеи, экскурсии, стенды, коллажи. Электронные газеты, электронные сайты, детские учебные фильмы и так далее.
Практические. Дежурство, сбор и оформление экспонатов для музеев и выставок, шефская благотворительная деятельность, изготовление стендов, участие в конкурсах и так далее.
Как видим, форм организации воспитательной работы существуют очень много и применять их целесообразно комплексно, не забывая связывать цель воспитания с реальной жизнью.

Методы воспитания.
Методы воспитания определяются как способы, реализуемые с помощью конкретных средств взаимодействия воспитателя и воспитанников, направленных на реализацию воспитательных целей и задач.
В отечественной педагогике выделяют множество воспитательных методов. Перечислим некоторые из них.

Методы воспитания убеждений.
Это те методы, которые перешли из словесных методов обучения, такие как лекция, рассказ, беседа, дискуссия и поисковый метод.
Методы позволяют научиться культуре мышления, оценки событий, прийти к определенным убеждениям, которые необходимы для развития личности.

Методы стимулирования. По-другому их называют методами формирования эмоционально-волевой сферы.
Требования, поощрение и наказание, игровой метод, метод сравнения коллективных достижений и т.д. Эти методы нацелены на восприятие культуры поведения, в которых мотивация, эмоции и волевые качества играют ключевую роль в становлении личности. Отдельно отметим такой метод воспитания как пример. Пример – универсальный метод демонстрации образца культуры поведения.
Метод примера является универсальным еще и потому, что он не только социален, но и биологический, что отмечается в исследованиях большого количества нейробиологов. Отсюда возникает вопрос качества личности педагога, который использует метод примера в повседневной своей работе. От поведения педагога зависит, каких учеников он воспитает в своей деятельности.

Методы воспитания привычного поведения.
Воспитание привычки, тот же метод примера, эпизодическое упражнение, косвенное упражнение, приручение – все названные методы направлены на воспитание привычного поведения, содержащего в основе ценностные достижения культуры, которые постепенно присваиваются субъектом воспитания и становятся для него нормой.

Нам осталось рассмотреть средства воспитания.
Средство воспитания – это предмет среды или жизненная ситуация, которые преднамеренно включаются в воспитательный процесс.
Средства воспитания очень сильно отличаются от средств обучения.
Средство воспитания всегда носят ценностный характер и в первую очередь влияют на глубины человеческой личности.

Перечислим средства воспитания.
• Ценности ребенка, те ценности, которые формируются благодаря семейному воспитанию.
• Знаковые символы, используемые в воспитательных методах.
• Материальные средства.
• Способы коммуникации.
• Коллектив как средство воспитания.
• Технические средства.
• И общекультурный средств ценности, общие культурные ценности.
• Виды деятельности также могут стать средствами воспитания, если воспитатель их правильно использует в соответствующем культурном контексте.

Выводы.
Мы вспомнили основные понятия педагогики, методы обучения и воспитания, вспомнили методы контроля, коснулись понятия воспитания, а также различных форм и методов воспитательной работы.
Все понятия педагогики активно используются в педагогической работе с детьми с нарушенным развитием. В соответствующем модуле мы коснемся основных особенностей коррекционной педагогики, которая имеет ряд отличий от традиционной педагогики.
В коррекционной педагогике традиционные методы обучения и воспитания, формы работы окрашиваются спецификой нарушенного развития детей, своеобразием методик учебных дисциплин.

Литература.
1. Арасланова, А.А. Психология и педагогика в схемах / А.А. Арасланова. - М.: Русайнс, 2018. - 320 c.
2. Бим-Бад, Б.М. Психология и педагогика: просто о сложном: Популярные очерки и этюды / Б.М. Бим-Бад. - М.: МПСУ, МОДЭК, 2010. - 144 c.
3. Богачкина, Н.А. Педагогика и психология: Учебное пособие / Н.А. Богачкина, С.Н. Скворцова, Е.Г. Имашева. - М.: Омега-Л, 2010. - 233 c.
4. Вайндорф-Сысоева, М.Е. Педагогика: Учебное пособие для СПО и прикладного бакалавриата / М.Е. Вайндорф-Сысоева, Л.П. Крившенко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 197 c.
5. Вульфов, Б.З. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / П.И. Пидкасистый, Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов. - М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2012. - 724 c.
6. Голованова, Н.Ф. Педагогика: Учебник и практикум для академического бакалавриата / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
7. Кравченко, А. Психология и педагогика: Учебник / А. Кравченко. - М.: Проспект, 2019. - 400 c.
8. Кроль, В.М. Педагогика: Учебное пособие / В.М. Кроль. - М.: Риор, 2017. - 144 c.
9. Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. - М.: Academia, 2012. - 186 c.
10. Педагогика. Учебник для ВУЗов. Стандарт третьего поколения / Под ред. П. Тряпицыной. - СПб.: Питер, 2018. - 16 c.
11. Сластенин, В.А. Педагогика: Учебник для студентов учреждений высш. проф. образования / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. - М.: ИЦ Академия, 2012. - 608 c.
12. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: Учебник для академического бакалавриата / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 509 c.
13. Щербакова, Е.В. Педагогика. Краткий курс.: Учебное пособие / М.Н. Недвецкая, Т.Н. Щербакова, Е.В. Щербакова. - М.: УЦ Перспектива, 2013. - 408 c.


Рецензии
Весьма полезно и познавательно. Грамотно и научно. Примите мою благодарность за Ваш труд.
Отмечается несомненный литературный талант и глубокие практические знания и навыки.

Мудрая Совушка   04.05.2024 12:34     Заявить о нарушении