Лекция 05 - Норма и патология психического развити

Норма и патология психического развития – лекция

План.
• Биологические основы психики.
• Психическое развитие в норме.
• Психическое развитие в патологии (обзор).

Сегодня мы с вами поговорим об особенностях нормы и патологии психического развития. Это нужно для того, чтобы лучше понимать особенности вариантов нарушенного развития у детей.

В лекции мы рассмотрим следующие моменты:
• биологические основы психической деятельности;
• вспомним психическое развитие в норме;
• и проследим основные особенности нарушенного психического развития.

Для того, чтобы лучше понимать особенности нарушений психофизического развития детей, нам необходимо вспомнить биологические основы психики (основы высшей нервной деятельности). Как в общей психологии, так и в специальной психологии этому вопросу уделяется много внимания (Л.С. Выготский, Б.В. Зейгарник, Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер, В.В. Лебединский и др.).
В рамках нашей лекции мы рассматриваем только самые основы влияния высшей нервной деятельности на психические процессы.
В отечественной психологической науке высшей нервной деятельности отводится ведущая роль в психической деятельности человека.
Основатель нейропсихологии А.Р. Лурия ввел в науку принцип функциональной организации мозга. Согласно его концепции, высшую нервную деятельность человека можно разделить на три функциональных блока организации высшей нервной деятельности.

Блоки функциональной организации высшей нервной деятельности:
• Блок энергетической регуляции;
• Блок обработки сенсорной информации;
• Блок программирования и контроля высших психических функций, эмоционально-волевых состояний, поведения.

Первый блок энергетической регуляции. Этот блок представлен древнейшими структурами головного мозга (стволовые структуры мозга). Основной функционал данного блока – поддержание определенного тонуса организма, психических функций. От того, как правильно энергетический баланс будет контролироваться первым блоком, зависит слаженная работа более высоких отделов головного мозга.
Второй блок сенсорной обработки информации. Этот блок функциональной организации работы головного мозга самый большой и включает в себя подкорковые (таламус, гипоталамус, гиппокамп, базальные ядра и т.д.) и корковые отделы головного мозга – сенсорную кору (затылочная, височные, теменная зоны). Этот блок обрабатывает сенсорную информацию, поступающую от органов чувств и здесь же осуществляется львиная доля анализа сенсорной информации.
В этом блоке информация от органов чувств проходит через таламус в соответствующие отделы сенсорной коры.
Третий блок программирования и контроля высших психических функций, эмоционально-волевых состояний, поведения. Этот блок занимает префронтальные и фронтальные области лобной коры головного мозга. Благодаря третьему блоку у нас есть возможность высших форм мышления, воображения, речи, поведения, социальных эмоций и т.д.
Отдельно отметим, что каждый блок функциональной организации высшей нервной деятельности состоит в сложной взаимосвязи с другими блоками, и по современным представлениям в работе высших психических функций и проявлений личностных особенностей участвуют все три блока.
Также высшие психические функции не только локализуются в соответствующих центрах мозга, но и взаимозависят друг от друга.
Тем не менее, представителями наук о мозге составлен подробный атлас мозга, с подробным указанием локализации тех или иных высших психических функций. Мы же отметим их локализацию кратко.
В научной литературе, посвященной проблемам мозга, отмечают три больших отдела мозга:
- древний мозг, представленный стволовым мозгом, мозжечком,
- лимбическая система мозга, в которой расположены таламус, гиппокамп и т. д.;
- неокортекс – молодая кора головного мозга, в которой представлены высшие психические функции, поведение и т. д.

Рассмотрим локализацию психических функций подробнее.
В лобной коре головного мозга локализуются функции поведения, абстрактно-логического мышления, социальных эмоций, контроля и прогнозирования поведения. В двигательной зоне коры головного мозга расположены двигательные функции, которые совместно с мозжечком участвуют в организации всей палитры движений (крупная и тонкая моторика). Теменная кора отвечает за тактильные ощущения; в ней представлена нейронная карта всей телесной чувствительности. Зрительная кора (затылочная часть) осуществляет сложную обработку зрительной информации: узнавание лица, осуществление стереоскопического зрения, распознавания цвета, геометрических фигур. Височные доли коры связаны с обработкой слуховых ощущений, в левой височной доле располагаются центры речи Брока (моторная стороны речи), Вернике (сенсорная сторона речи), угловая извилина, связанная со зрительной корой (письменная речь) и т.д. По современным представлениям, формирование речи и слуха – взаимосвязанные процессы, и нарушение одного из них или нарушение работы и слуха, и речи, сильно затрудняет дальнейшее психическое развитие человека. Также считается, что левое полушарие связано с абстрактно-логическим мышлением, речью слухом, математическими и аналитическими способностями человека, а правое полушарие связано с восприятием пространства, музыкальными способностями, наглядно-образным мышлением.
Левое и правое полушарие мозга связаны между собой мозолистым телом, таким образом, становится возможным обмен информации между полушариями мозга, при котором левое полушарие мозга контролирует правое. Также следует отметить, что левое полушарие управляет правой половиной тела человека, а правое – левой.
Отдельно следует сказать, что в нервной системе, представленной и спинным и головным мозгом, осуществляется сложный обмен нервными сигналами между головным мозгом и различными рецепторами.
Первый тип сигнала носит название афферентного. Это в основном сенсорные сигналы, второй тип сигнала называется эфферентным – двигательные сигналы и трофические сигналы, – он способствует регуляции различных веществ.
Нарушения афферентных связей нервной системы приводят к различным нарушениям восприятия.
Нарушения эфферентных связей приводят к двигательным нарушениям.
Нарушения трофических функций приводят к ухудшению снабжения внутренних органов, мышц и т. д. питательными веществами (возможны различные параличи).
Мы рассмотрели вкратце биологические основы психической деятельности человека. Для успешной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья специалисту необходимо хорошо представлять биологические особенности психики для более точной диагностики нарушенного развития и планирования коррекционной психолого-педагогической работы.

Норма психического развития.

Теперь нам нужно вспомнить основные моменты возрастной психологии, описывающие нормативное развитие ребенка. Это необходимо сделать для того, чтобы лучше понимать норму и патологию психического развития, лучше понимать в работе с детьми с нарушенным развитием, на какие ориентиры в развитии детей с ОВЗ обращать внимание для успешного осуществления коррекции высших психических функций, личности и т. д.

В отечественной педагогике и психологии развитие высших психических функций рассматривают следующим образом. Формирование высших психических функций происходит в процессе развития от предметных действий к мыслительным действиям. Другими словами, предметные действия обогащаются действиями в идеальном плане (воображении). Социум и культура влияют на развитие высших психических функций (Л. С. Выготский и др.). Это положение было доказано на большом массиве научных работ с детьми с нормативным развитием и с детьми с нарушенным развитием как в 20 веке, так и 21 веке. Психофизическое развитие детей осуществляется в речевом поле родителей и других взрослых, которое есть результат культуры.
Развитие высших психических функций идёт от внешнего к внутреннему: функции, развившиеся раньше, обогащаются новыми. Развитие осуществляется через культурный знак, то есть то действие, которое приводит к окультуриванию высших психических функций, и они становятся внутренними психическими функциями.
И говоря про психофизическое развитие детей, важно отметить, что развитие неотделимо от обучения и воспитания. Причем взаимосвязь развития и обучения весьма сложна, и педагог в обучении сотрудничает с ребенком, планомерно организуя его развитие в обучении.
Выготский Л. С. развил теорию зон развития, из которых большее значение имеет зона ближайшего развития. В общем смысле зона развития – это тот временной отрезок в обучении, который необходим ученику для достижения определенного педагогом результата. Таким образом, педагог так планирует обучение ребенка, что обучение подтягивает развитие ученика, облегчая усвоение учебного материала. Зона ближайшего развития говорит о том, что учитель планирует результаты обучения для ученика не более, чем на год вперед. Соответственно подбираются цели, задачи, упражнения таким образом, чтобы обучение и развитие было эффективно.
В проблеме нормативного обучения важна проблема периодизации развития. В отечественной педагогике и психологии (как общей, так и специальной) используется периодизация развития Леонтьева А. Н. – Эльконина Д.Б.
В основе периодизации заложены принципы психического развития (Л. С. Выготский) и смена ведущей деятельности в каждый возрастной период. Ведущая деятельность – это способ развития высших психических функций и личностных особенностей, которая организуется взрослым.
Каждый возраст начинается с кризисной ситуации, которая определяет условия и возможности развития ребенка в конкретный период.
Младенчество (0–1 год). Младенчество характеризуется такой ведущей деятельностью как эмоциональное общение со взрослым, которое помогает младенцу решить основную задачу данного периода – формирование близких взаимоотношений со взрослым. Эмоциональное общение способствует первичному развитию таких высших психических функций, как восприятие (зрительное и слуховое – ведущие), движение (ходьба, хватание) и начало речевой деятельности. Будущее мышление в виде анализа и синтеза находится в восприятии. Также начинает формироваться память и внимание.
Ранний возраст (1–3 года). В раннем возрасте происходит продолжение развития высших психических функций. Способов, доступных для развития ребёнка, становится больше.
Главная задача возраста – научиться на расстоянии сохранять близкие отношения со взрослыми. К сформированному общению как деятельности добавляется новая деятельность, которая становится ведущей – предметно-манипулятивная деятельность. Отдельно отметим, что предметная деятельность невозможна без речевой деятельности.  Речевая деятельность совместно с предметной деятельностью и восприятием подготавливает осмоленное запоминание, воображение. Наглядно-образное мышление, сознание, начало развития личности (детское самосознание у дошкольников).
Таким образом, ранний возраст чрезвычайно важен в формировании смысловой картины мира (с дошкольного возраста), дальнейшее формирование в раннем возрасте высших психических функций и возможностей понимания эмоций (эмоции к неодушевленным предметам).
Дошкольный возраст (3–7 лет). В дошкольном возрасте с кризиса трех лет впервые начинает о себе заявлять детская личность. К сформированным в предыдущие периоды добавляются новые возможности: образное мышление и воображение, смысловая и механическая память, юмор, личностные особенности. Ведущей деятельностью становится игровая деятельность, суть которой – через организованное взаимодействие ребенка со взрослым сформировать у ребенка детские представления о взрослой жизни.
Основная задача дошкольного возраста – научиться договариваться в совместных играх об общих правилах.
Речевая деятельность не менее важна, чем игровая, и с помощью речевой деятельности появляется возможность развития детской личности.
Младший школьный возраст (7–11 лет). Новый кризис личности способствует тому, что младший школьник, находясь в школе, учится общественным отношениям. Класс становится моделью социума.
К сформированным психическим функциям добавляется дальнейшее развитие сторон мышления, а именно формируется словесно-логическое мышление. Также начинают формироваться волевые качества, которые проявляются на пике усилия. Высшие психические функции продолжают свое развитие. Ведущая деятельность (способ развития) вновь новая – учебная (Д.Б. Эльконин). Учебная деятельность невозможна без таких сформированных видов деятельности как общение, предметная и речевая, игровая деятельности.
Подростковый возраст (11–16 лет). Возраст также начинается с кризиса, развитие подростка переходит на качественно новый психический уровень, отмечается началом взросления. Высшие психические функции продолжают свое становление, например, то же мышление обогащается абстрактно-логической стороной.
Ведущие типы деятельности становятся разнообразными: учебная деятельность, интимно-личностное общение, поиск себя в пространстве взросления, поиск смысла жизни.
Юношеский возраст (16–25 лет). Продолжается дальнейшее формирование личности, высших психических функций.
К сформированным видам деятельности добавляются учебно-профессиональная деятельность и поиск смысла жизни. Взросление в отличие от подросткового становится углубленным и осмысленным.

Патология развития.
Теперь мы должны рассмотреть патологию развития и сравнить особенности нормативного и нарушенного развития человека.
Для начала нам необходимо разобраться с понятиями нормы и патологии.

В специальной психологии норма понимается как термин, включающий два основных момента.
С одной стороны, это статистическое содержание нормы.
С другой стороны, это оценочное содержание нормы, то есть идеальный образец психического состояния, личностных особенностей, высших психических функций в конкретный период развития.
Статистические показатели описываются кривой Гаусса.
 
Кривая Гаусса описывает те случаи статистики, в которых 68% отводятся на нормативные показатели, а оставшиеся 32% отводится к отклоняющимся от нормы показателям.
Критериями нормального развития являются те критерии, которые укладываются в 68% средних показателей.
• Уровень развития детей соответствует уровню большинства детей данного возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членами которого они являются;
• Ребенок развивается в соответствии с его собственными особенностями, определяющими развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей;
• Ребенок развивается в соответствии с социокультурными требованиями общества.

Теперь же нам нужно рассмотреть понятие патологии в специальной психологии.
Итак, патология – это любое сильное отклонение от установленных норм, которое ведет к стойкому нарушению развития.
Патология включает в себя отклонение в развитии как на биологическом, так и на психологическом и социально-культурном уровне развития.
Также в специальной психологии важно дать определение нарушенному развитию. Под нарушенным развитием понимают различные формы нарушения развития, причины которых лежат как в натальном, так и в постнатальном периоде. Как правило, при нарушенном развитии указываются детские периоды развития, когда морфологические системы организма ещё не достигли своей зрелости. В отечественный дефектологии часто говорят об аномалиях развития или дефекте, определяя его как физический или психический недостаток, вызывающий нарушения нормального развития ребенка.
И подходя к особенностям нарушенного развития, следует сказать о том, что при аномальном психофизическом развитии сам процесс развития как бы отбрасывается назад, опускается на одну или несколько ступенек. Например, при задержке психического развития происходит отбрасывание на одну ступеньку, а при врожденной умственной отсталости на несколько.
Проявления нарушенного развития.
Любое более или менее длительное патологическое воздействие на незрелый мозг может привести к отклонению психического развития.
Проявление отклонения зависит от этиологии, локализации, степени распространённости и выраженности поражения, времени возникновения и длительности воздействия негативных факторов, а также социальных условий, в которых оказался ребенок.
Названные факторы определяют и основную модальность нарушенного развития, определяют первичный и вторичный дефект.

Дефект — это физический или психический недостаток, приводящий к отклонению от нормального развития.
По своему происхождению дефекты делятся на врожденные и приобретенные.

Примерами врожденного дефекта является умственная отсталость, например, такая как при синдроме Дауна или любая форма детского церебрального паралича, или врожденные нарушения восприятия (слух, зрения) и т.д., а примерами приобретенного дефекта - эпилепсия, старческая деменция и т.д. 

Поговорим о структуре дефекта (Л. С. Выготский), который подразделяется на два вида:
• Неосложненный дефект.
• Осложнённый дефект.

Неосложнённый дефект означает наличие только одного дефекта, который приводит к различным психическим нарушениям, эти нарушения сложно корректировать.
В случае осложнённого дефекта первичное нарушение или первичный дефект осложняется вторичным дефектом. Эти нарушения проще корректировать, чем «дальше» вторичный дефект от первичного, тем легче он поддается коррекционному воздействию
В качестве примера врожденная умственная отсталость может быть названа как первичный дефект, а эпилепсия – как вторичный дефект. Детский церебральный паралич как первичный дефект, а задержка психического развития, как вторичный дефект.
Продолжая говорить о структуре дефекта, важно отметить, что первичный дефект, будь он неосложнённым или осложнённым, всегда биологичен по своей природе. В качестве вторичного дефекта развития выступают психические нарушения, которые, в свою очередь, оказывают влияние на социальные связи ребенка.
Отдельно отметим индивидуальность структуры нарушенного развития (структуры дефекта). В дефектологии, в специальной психологии и т.д. отмечается, что двух одинаковых структур нарушенного развития при одинаковом диагнозе не существует. К тому же структура дефекта подчеркивается индивидуально-психологическими, психофизиологическими особенностями ребенка, что делает коррекционную работу с детьми с ОВЗ ювелирно тонкой.

Теперь нам необходимо разобраться с факторами нарушенного развития.
Знать причины нарушенного развития необходимо для понимания всей картины нарушений, прогнозирования коррекционных (педагогических) мероприятий.
В научной литературе (В. В. Лебединский, Е. М. Мастюкова, О. С. Никольская, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева, В. В. Шипицина и др.) выделяют три группы таких факторов:
• Биологические нарушения.
• Врожденные причины нарушения.
• И приобретённые причины нарушения.

Биологические факторы. К биологическим факторам относят следующие.
• Хромосомные отклонения как наследственные, так и возникшие в результате определённых мутаций (синдром Дауна, синдром Туррета);
• Средовые факторы биологической среды – неблагоприятные условия проживания (зараженная ядерными или химическими отходами земля).

Врожденные факторы:
• Алкоголизм, приём наркотических веществ родителями, особенно матерью во время беременности;
• Инфекционные вирусные заболевания матери во времени беременности (краснуха, грипп, токсоплазмоз);
• Венерические заболевания относится к биологическим факторам, гонорея и сифилис.
• Эндокринные заболевания матери, в частности диабет;
• Несовместимость по резус-фактору крови;
• Кислородная недостаточность (гипоксия);
• Токсикоз матери во время беременности, особенно во второй её половине;
• Патологическое протекание родовой деятельности, особенно сопровождающееся травматизацией головного мозга.

Приобретенные факторы:
• Мозговые травмы, тяжёлые инфекционные, токсико-дистрофические заболевания, перенесенные ребенком;
• Хронические заболевания, также заболевания крови, диабет;
• Сердечно-сосудистые заболевания, туберкулез, начавшиеся в раннем и дошкольном возрасте. Также сюда можно отнести серозный менингит и полиомиелит.

В специальной психологии и в специальной педагогике отдельно отмечают следующие особенности нарушений, которые учитываются в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ:
• Время проявления нарушений;
• Интенсивность нарушений;
• Симптомы нарушений и болезни;
• Длительность нарушений по времени.

Общие особенности нарушенного развития.

В специальной психологии и в специальной педагогике очень важно знать общие особенности нарушений, которые учитываются в коррекционно-развивающей работе с детьми с ОВЗ:
Эти особенности верны для любого типа нарушений.

    • Время проявления нарушений;
    • Интенсивность нарушений;
    • Симптомы нарушений и болезни;
    • Длительность нарушений по времени.

Время проявления нарушений: чем раньше проявляются причины нарушений, тем сложнее само нарушение и тем сложнее коррекционная работа.
Интенсивность нарушений и их симптомы и длительность нарушения зависит от индивидуальных особенностей дефекта. Например, врожденная умственная отсталость - постоянное по времени нарушение, а задержка психического развития - временное, в случае, если вовремя оказать комплекс коррекционных мероприятий.

Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, специалисты должны иметь в виду особенности нарушенного развития, так как известно, что чем раньше началась коррекционно-развивающая работа, тем эффективней она и тем лучше компенсация нарушенного развития. Так как в этом случае время с момента образования нарушения меньше, а значит можно лучше сгладить симптоматику и интенсивность нарушений развития.

Также известны (Ковалёв В. В.) уровни нервно-психического реагирования детей и подростков, которые учитываются соответствующими специалистами, эти уровни показывают аномальные реакции на обычные жизненные обстоятельства:
    • Первый уровень связан с соматовегетативным уровнем реагирования (0–3 года). Наблюдается повышенная общая вегетативная возбудимость, которая проявляется нарушениями сна, аппетита, желудочно-кишечными расстройствами и так далее;
    • Второй уровень – психомоторный (4–10 лет). Наблюдаются гипердинамические расстройства различного происхождения, психомоторная возбудимость, тики и заикание;
    • Третий уровень – Аффективные проявления (7–12 лет). Наблюдаются различные страхи, повышенная аффективная возбудимость с проявлением негативизма и агрессия;
    • Четвертый уровень проявлений – эмоционально-идеаторный (12–16 лет). Проявления: сверхценные увлечения, интересы, ипохондрические идеи, идеи мнимого уродства (дисморфофобии), нервная анорексия, психогенные различные реакции протеста, оппозиции, бродяжничества.

Теперь нам необходимо сказать несколько слов о психологических параметрах нарушенного развития.
К этим параметрам относится следующие параметры.

Функциональная локализация. Локализация поражений головного мозга в последнее время достаточно хорошо определяется с помощью современных методов исследований (ЭЭГ, ФМРТ и т. д.). Знание точного диагноза нарушенного развития позволяет выбрать более точный и успешный образовательный маршрут в системе инклюзивного (специального) образования.

Время поражения. Данный параметр позволяет более точно установить тяжесть поражения и пути коррекционного воздействия.

Взаимоотношения первичного и вторичного дефекта. Параметр позволяет определить точную структуру сложного дефекта, которую учитывают соответствующие специалисты.

Межфункциональное взаимодействие. Параметр позволяет понять как при нарушении каких-либо функций можно использовать «обходные пути развития», то есть сохранные функции мозга, которые могут существенно облегчить психокоррекцию в обучении и воспитании.

Также выделяют следующие особенности протекания патологических процессов.

Изоляция. Вариант нарушения, когда между психическими функциями нет взаимодействия. В качестве примера можно привести тот факт, что в 60-е годы 20 века некоторые случаи эпилепсии лечили с помощью отделения левого полушария мозга от правого, таким образом, человек мог излечиться от эпилепсии, но левая половина тела, начинала действовать независимо от правой.

Ретардация. Вариант резкого отставания развития высших психических функций, их незавершённость развития. Самый яркие примеры: врожденная умственная отсталость и задержка психического развития, при которой происходит замедление психофизического развития.

Акселерация. Ускоренное развитие функции. В этом случае происходит ускорение психофизического развития человека.;
Теперь нам осталось кратко поговорить о классификации нарушенного развития, которая используется в специальной психологии и специальной педагогике, и ее также должны знать специалисты инклюзивного образования. Классификация предложена отечественными учеными В. В. Лебединским, Л. Каннером, Г. Е. Сухаревой, Я. Лутцем.
В предложенной в нашей лекции классификации принято делить нарушения на следующие группы, которые мы рассмотрим кратко, а в следующих лекциях – подробно:
• Общее недоразвитие.
• Задержанное развитие.
• Повреждённое развитие.
• Дефицитарное развитие.
• Искажённое развитие.
• Дисгармоническое развитие.

Общее недоразвитие. Под общим недоразвитием понимают врождённую умственную отсталость, которая заключается в грубом нарушении функциональных систем мозга. Наблюдается грубое отставание формирования извилин и борозд лобных долей, ведущее к серьезным и сложным психическим нарушениям. Общее недоразвитие – не прогредиентное (не прогрессирующее) состояние.

Главные особенности психического развития при врожденной умственной отсталости, следующие:
- грубые нарушения развития всех высших психических функций;
- грубое нарушение эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, а также наблюдаются грубые поведенческие нарушения.

;
Задержанное психическое развитие в отличие от общего недоразвития, означает замедление темпов формирования познавательной сферы. Временную фиксацию на более ранних возрастных этапах.
В качестве основных факторов задержанного развития указывают генетические, соматические, врожденные и факторы воспитания.
Особенности нарушений таковы, что они носят локальный характер, который достаточно легкого корректируется в случае своевременной психолого-педагогической работы.
Главные психологические особенности задержки психического развития:
Во-первых, различают три типа задержки психического развития:
• Задержка психического развития как таковая;
• Задержка психоречевого развития;
• Задержка психомоторного развития.

Основные особенности.
Негрубые нарушения отдельных психических функций, которые локальны по своему образованию и не приводят к тотальному повреждению коры головного мозга. С помощью специальных методов ЗПР может быть скорректирована учителями-дефектологами в сторону полного исчезновения. Здесь важным фактором является время такой коррекции. Чем раньше коррекция наступает, тем более успешная она будет.
Детская эмоциональность переживания, незрелость эмоциональных реакций, незрелость поведения. Специалистами фиксируется отставание в развитие не более чем на 2 года.

Поврежденное психическое развитие. Данный тип развития характеризуется тем, что наступает уже после рождения ребенка и проявляется в среднем через три года после рождения.
Главные особенности.
Приобретенная умственная отсталость прогрессирует со временем.
С течением времени происходит снижение уровня развития личностных и познавательных особенностей ребенка, также страдает и сформированность поведенческих функций.
В качестве примера поврежденного развития выступает эпилепсия и старческая деменция (болезнь Альцгеймера).

Дефицитарное развитие. Термин предложил В. В. Ковалёв. Термин означает, что психическое развитие идет по пути дефицита формирования какой-либо модальности восприятия (двигательных и речевых функций). Такое развитие влияет и на своеобразное формирование эмоционально-волевой сферы, познавательных функций.

Виды дефицитарного нарушения.
Двигательные нарушения подразделяются на два вида. Нарушения опорно-двигательного аппарата, суть которых в нарушении развития костно-мышечной системы организма и нарушения по типу детского церебрального паралича, суть которых состоит в нарушениях формирования двигательной коры головного мозга, а также в нарушениях более древних структур мозга, участвующих в регуляции двигательной сферы.
Слуховые нарушения. Эти нарушения локализованы в височных долях головного мозга, и здесь же скажем, что в левой слуховой коре локализованы и центры речи (например, центры Брока и Вернике).
Зрительные нарушения локализуются в зрительной коре головного мозга.

Причины дефицитарного развития.
Наблюдаются тяжелые нарушения в отдельных анализаторных системах, которые возникают под влиянием ряда хронических соматических или вирусных заболеваний (полиомиелит, затрагивающий спинной мозг и приводящий к парализации нижних конечностей).
Также к факторам нарушенного развития относят и различные врожденные причины нарушений, о которых мы говорили выше.

Главные особенности дефицитарного развития:
• Нарушение модальности восприятия;
• Наблюдается обеднённость социальных представлений;
• Задержка формирования эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности;
• Своеобразное детское поведение.

Речевые нарушения, причинами которых являются:
• Органические причины, недоразвитие и поражения мозга во внутриутробном возрасте в момент родов или после рождения, а также различные органические нарушения периферических отделов речи.
• Функциональные причины. Взаимодействие функциональных систем мозга, связанных с речью в данном случае. Это может быть поражение центров центра Брока, Вернике, угловой извилины и др.
• И психоневрологические причины (умственная отсталость, логоневроз и т. д.).
Речевые нарушения представлены обширной классификацией, так или иначе затрагивающей нарушения функционирования речевых центров.
Кратко перечислим речевые нарушения:
• Афазия (моторная и сенсорная) – утрата сформированной речи:
• Алалия – изначальная несформированность речи;
• Дизартрия – нарушение артикуляции, фонации, речевого ритма и дыхания и др.;
• Дислалия – нарушения звукопроизношения;
• Дислексия – нарушение понимания текста;
• Дисграфия – нарушения письменной речи;
• Заикание – судорожное состояние речевой мускулатуры.

Теперь нам нужно рассмотреть варианты искаженного развития.
Искаженное развитие представлено спектром аутистических расстройств (синдром Аспергера, синдром Каннера, синдром Саванты, сенсорные нарушения, тяжелые формы ДЦП, варианты умственной отсталости).
При раннем детском аутизме с точки зрения работы нервной системы, работы головного мозга отмечается низкая активность зеркальных нейронов в соответствующих отделах мозга, и такая низкая активность ведет к искаженному развитию.
Нарушение работы зеркальных нейронов сказывается и на психическом состоянии людей с расстройствами аутистического спектра. Наблюдаются следующие особенности:
• Отказ от общения;
• Стереотипность действий;
• Сверхболезненное восприятие смены обстановки;
• Нарушения познавательных функций.

Дисгармоничное развитие. К последней группе нарушений относят разнообразные психические нарушения развития личности.
Классификация дисгармоничного развития разнообразна:
• Расстройства, связанные с эмоциональным угнетением, а именно депрессия, биполярное расстройство и так далее;
• Различные неврозы и психосоматические расстройства;
• Различные психозы и шизофрения;
• Различные типы зависимости (алкогольная, наркотическая, лудомания).

Психические нарушения обычно изучаются в психиатрии, их диагностика не является легкой и требует особой тщательности. Дисгармоничное развитие предполагает, что в процессе развития нарушается гармония между физическим и психическим развитием.
В качестве причин дисгармоничного развития, помимо социальных факторов, стали называть и генетические.

Выводы.
В лекции мы рассмотрели вопросы нормы и патологии развития. Для этого нам понадобилось проследить главные биологические основы психики человека и вкратце вспомнить основы нормативной возрастной психологии для того, чтобы лучше понимать различие нормальных и патологических процессов развития. Также мы вкратце рассмотрели понятие дефекта и классификацию нарушения развития психики.
В следующих лекциях мы рассмотрим классификацию нарушений подробно.

Литература.
1. Абрамова Г. С. Психология развития и возрастная психология. Учебник. — М.: Прометей. 2017. 708 с.
2. Асмолов А. Г. Психология личности. культурно-историческое понимание развития человека. — М.: Смысл. 2019. 448 с.
3. Батюта М. Б., Князева Т. Н. Возрастная психология. Учебное пособие. — М.: Деком. 2018. 240 с.
4. Защиринская О. В. Психология детей с задержкой психического развития. — М.: Едиториал УРСС. 2019. 166 с.
5. Неумоева-Колчеданцева Е. В. Возрастная психология и педагогика, семьеведение. Возрастное консультирование. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 307 с.
6. Николаева Е. И. Возрастная психология. леворукость у детей. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 176 с.
7. Обухова Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 276 с.
8. Подольский А. И., Идобаева О. А. Психология развития. Психоэмоциональное благополучие детей и подростков. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 124 с.
9. Психология развития и возрастная психология. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / ред. Головей Л. А. — М.: Юрайт. 2019. 414 с.
10. Руденский Е. В. Психология отклоняющегося развития. Учебное пособие для вузов. — М.: Юрайт. 2019. 392 с.
11. Склярова Т. В., Носкова Н. В. Общая, возрастная и педагогическая психология. Учебник и практикум для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 236 с.
12. Солдатова Е. Л., Лаврова Г. Н. Психология развития и возрастная психология. Онтогенез и дизонтогенез. Учебник для бакалавриата и специалитета. — М.: Юрайт. 2019. 384 с.
13. Степанов В. Нейропедагогика. Мозг и эффективное развитие детей и взрослых. Учебное пособие. — М.: Академический Проект. 2020. 346 с.
14. Толстых Н. Н., Кулагина И. Ю., Апасова Е. В. Социальная возрастная психология. Учебное пособие. — М.: Академический Проект. 2019. 346 с.
15. Чекина Л. Ф. Психология развития. Учебное пособие. — М.: Лань. 2018. 304 с.
16. Чернявская А. Г. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста. Учебное пособие для СПО. — М.: Юрайт. 2019. 174 с.
17. Шапошникова Т. Е., Шапошников В. А., Корчуганов В. А. Возрастная психология и педагогика. Учебник и практикум для СПО. — М.: Юрайт. 2018. 218 с.


Рецензии