Лекция 06 - Общее недоразвитие

Общее недоразвитие – лекция.

План
• Этиология
• Познавательное развитие
• Особенности личности
В прошлой лекции мы рассмотрели вопросы нормы и патологии психического развития, в которой кратко коснулись вопросов нарушенного развития. С сегодняшней лекции мы начнём рассматривать классификацию нарушенного развития (дизонтогений) более подробно.
Напомню, что классификация нарушенного развития включает в себя следующие виды дизонтогенеза:
• Общее недоразвитие
• Задержанное развитие
• Поврежденное развитие
• Дефицитарное развитие
• Искаженное развитие
• Дисгармоническое развитие
Наша лекция будет разбита на 6 частей, и сегодня мы говорим об общем психическом недоразвитии.
Общее недоразвитие по-другому носит название умственная отсталость, или же – олигофрения.
В научной литературе олигофрению определяют как стойкое недоразвитие сложных форм познавательной деятельности, возникающее вследствие поражения центральной нервной системы на ранних этапах онтогенеза, при котором текущего болезненного процесса не наблюдается.

Этиологические факторы олигофрений:
1. эндогенные (наследственные);
2. экзогенные (воздействие различных химических препаратов, радиация и т. д.)
3. смешанный характер олигофрении.

В научной литературе различают две формы умственной отсталости:
- врождённая умственная отсталость;
- приобретённая умственная отсталость, которую еще называют деменцией.
Главное отличие двух форм умственной отсталости состоит в том, что при врожденной форме нарушение развития не имеет своего прогресса, оно постоянно и неизменно (непрогредиентно).
Приобретенная умственная отсталость – возникает после двух-трех лет после рождения ребенка и носит прогрессивный характер (в мозге происходят различные дегенеративные процессы, негативно влияющие на интеллект) в сторону распада и ухудшения деятельности. Приобретенная умственная отсталость, как правило, относится к поврежденному развитию, которое мы будем рассматривать отдельно.
В дефектологической науке используется международная классификация болезней (МКБ-10).
Умственной отсталости или же олигофрении отводятся шифры F70, F71, F72, F73 (по усилению тяжести нарушения).
Ниже дана таблица соответствия международного обозначения олигофрении с отечественной классификацией олигофрении.
МКБ - 10 Коэффициент интеллекта Международная система Российская система
71 и выше Норма Норма
F70 50 - 70 Незначительная умственная отсталость, затруднения в обучении Дебильность
(70-80%)
F71 35 – 49 Умеренная умственная отсталость, трудности в обучении Имбецильность
F72 25 – 39 Тяжелая умственная отсталость, значительные трудности в обучении Тяжелая имбецильность
F73 20 и ниже Глубокая умственная отсталость Идиотия 

Таблица 1

Отдельно отметим, что в отечественной дефектологии и специальной педагогике и специальной психологии используется классификация форм олигофрении, предложенная М.С. Певзнер и Г.Е. Сухаревой.
Различают пять форм олигофрении:
1. Неосложненная форма.
2. Форма с преобладанием процессов возбуждения или торможения.
3. Форма со сниженной функции анализаторов или речевых отклонений.
4. Форма с психопатоподобным поведением.
5. Форма с выраженной недостаточностью лобных отделов коры головного мозга.
Чаще всего, конечно, встречаются первые две формы олигофрении, но тем не менее, у ребенка может быть любая форма олигофрения.
Что касается клиники развития олигофрении, то нам важно отметить следующие главные моменты.
Врождённый и резидуальный (остаточный) характер нарушения. Врожденная форма умственной отсталости (олигофрения) возникает из-за нарушения формирования лобных долей коры головного мозга. Такое нарушение носит остаточный характер, то есть является следствием произошедших нарушений, и останется с человеком на всю жизнь.
Преобладание интеллектуального дефекта. Поскольку при олигофрении наиболее поражены лобные доли головного мозга, то нарушается работа прогнозирующего и контролирующего поведения и другие процессы блока мозга (А.Р. Лурия), который и ответственен за интеллект и т.д.
Олигофрения — это непрогредиентное состояние. Другими словами, при олигофрении отсутствует динамика нарушений (постоянство нарушения).

Теперь нам необходимо поговорить о своеобразии познавательного и личностного развития при олигофрении, и мы начнём с познавательного развития.
Познавательное развитие.
• Ощущения и восприятия.
• Внимание.
• Мышление.
• Память.
• Язык и речевые возможности.

Ощущения и восприятия.
У такой группы детей процессы ощущений и восприятия гораздо более медленные, нежели у детей с нормативным развитием.
Такие дети могут воспринять более простые объекты с гораздо меньшим количеством параметров свойств объекта.
Наблюдается значительная узость восприятия, которая, будучи связанная с вниманием, составляет одну единицу информации, на которой ребенок может сосредоточиться.
Также специалисты отмечают большие пространственные нарушения, достаточно грубые пространственные нарушения, которые значительно ухудшают общее восприятие.
Нарушается дифференциация восприятия, которая говорит о том, что дети с олигофренией всегда путают свойства предметов.

Внимание.
Специалистами отмечается, что при олигофрении грубо нарушаются различные свойства внимания, такие как объем, сосредоточенность, произвольность, переключаемость, распределение и т.д.
Также отмечается, что у таких детей нарушены функции ориентировки, нарушается сам процесс ее формирования. В норме он должен начаться в первый год жизни, а при олигофрении функция ориентировки формируется только с третьего – четвертого года жизни.
Достаточно грубо нарушены основные свойства внимания. Такие дети крайне плохо переключаются с одного вида деятельности на другой, им очень сложно распределять свое внимание даже по 2 каким-то несложным задачам.
Объем внимания диктуется узостью восприятия.
Также очень высокая степень отвлекаемости. Детям очень сложно сосредоточиться на занятии. Любая, самая незначительная помеха может очень сильно нарушить концентрацию внимания, которая и без того достаточно снижена.

Мышление.
Мышление детей с олигофренией очень своеобразно и специфично.
Наиболее хорошо в процессе обучения развивается наглядно-действенное мышление, которое формируется внутри предметной деятельности. И если у нормативного ребенка такой вид деятельности развивается от года до трех лет, то у ребёнка с олигофренией предметная деятельность может начать развиваться в результате обучения гораздо позже (от пяти и более лет).
Также необходимо отметить, что для таких детей невозможны высшие абстрактные формы мышления и в лучшем случае при олигофрении при обучении возможно развитие наглядно-образного мышления, которое будет обладать рядом своеобразных свойств: предельной конкретикой, наличием слабо сформированных умственных действий и т.д.

Память.
Из-за снижения работоспособности анализаторных систем ухудшается объем внимания и отсюда у детей с олигофренией наблюдаются значительное отставание в развитии процессов памяти.
Объем памяти (оперативной, рабочей) также значительно снижен. Если у человека с нормативными когнитивными показателями объем памяти составляет 5–9 единиц информации, то при олигофрении этот же объем памяти сокращается до 1–2 единиц информации.
В случае запоминания нового материала значительно затруднено формирование ассоциативной памяти, которая образует смысловую основу запоминания.
Также вследствие нарушения различных видов восприятия затруднено формирование памяти с точки зрения модальности (зрительная, слуховая, двигательная и т.д.).
Отмечается преобладание непроизвольного запоминания.
Осмысление запоминания смещается в сторону конкретики и запоминания простого материала.

Своеобразие речи и языка.
Своеобразие речевой деятельности диктуется нарушенным восприятием, воображением, памятью, мышлением. Поэтому речь у ребенка с олигофренией также очень специфична.
Речь развивается с большим опозданием. Если при нормативном развитии на первый год жизни у ребенка появляется реакция на интонацию, то при олигофрении такой реакции на интонацию нет.
Гуление и лепет появляются значительно позже, часто после двух – пяти лет.
Фонетический строй речи не сформирован. К началу обучения он также может быть не сформирован и даже может быть никогда не сформирован.
По возможности дети стараются использовать жесты вместо речи.
Чаще встречаются различные речевые нарушения, например, такие как алалия, дислексия, в школьные годы дисграфия и т.д.
Некоторые звуки дети с олигофренией не могут произнести, и не исключено, что не смогут произнести никогда (д – т, б – п, л – р и т.д.).
При использовании речи пропускают слоги, заменяют одни слоги на другие, пропускают окончания. Могут пропустить приставки, исказить корень слова.
Значительно затруднено понимание речи другого человека. Затруднено формирование точных значений того или иного слова.
Отмечают малое число слов в предложениях (1–4).
Плохо формируется регулятивная функция речи.
С трудом овладевают техникой чтения. При этом не меньше трудностей представляет и формирование письменной речи.

Личность и развитие личности.
Итак, при олигофрении, независимо от ее тяжести, специалисты отмечают своеобразие формирования личности и личностных свойств.
Отставание в развитии ребенка сказывается на уровне его социально-психологической адаптации в обществе.
И таким детям чрезвычайно сложно адаптироваться не только в условиях инклюзивного образования, но и в специальном образовательном учреждении VIII вида.
Все аспекты личностной сферы формируются у детей с олигофренией замедленно. Если к 6–7 годам нормативного развития ребенка мы можем говорить о том, что детская личность сформирована, то при олигофрении мы такого сказать не можем.
Детская личность формируется гораздо позже.
Время развития личности при олигофрении индивидуально и зависит от степени выраженности нарушения развития.
При тяжелых формах олигофрении личность фактически не формируется, а при легких формах олигофрении личность формируется, но остается своеобразной, с серьёзными задержками в эмоционально-волевом и мотивационном развитии.
Детям свойственно резко выраженное отставание в развитии эмоций, у них наблюдается сильная ограниченность диапазона переживания и крайний характер эмоциональных проявлений: радости, огорчения, веселья, агрессии.
Волевая и мотивационная сфера личности находится на начальных этапах формирования и никогда не достигает своих высших уровней.
Интересы детей мало интенсивные, неглубокие, односторонние, ситуативные, недифференцированные, неустойчивые.
Преимущественно, их интересы лежат в области физиологических потребностей и в плане социума и социальных потребностей мотивы крайне сужены. Мотивы, с точки зрения перспективы в деятельности, как правило, ближайшие. Детей с олигофренией не интересует какая-то дальняя перспектива развития, отношений, обучения так далее.
У ребенка с олигофренией отсутствует интерес к познанию. И если такой ребенок испытывает импульс к познанию, то этот импульс очень быстро проходит, а высшие стороны познания, где требуется контроль, прогноз поведения, недоступны.

Поведение.
Интеллектуальная недостаточность и скудный жизненный опыт затрудняют понимание и адекватное оценивание различных жизненных ситуаций.
Инертность нервных процессов способствует стереотипности реакций, которые часто не соответствуют создавшейся обстановке.
Некоторые дети в незнакомой обстановке бегают, кричат, берут без спроса всё, что попадается им на глаза, кривляются, проявляют агрессию или излишнюю застенчивость и так далее.

Литература.

1. Глухов В. П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 295 с.
2. Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. - СПб., 2003
3. Колесникова Г.И. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учеб. пособие для СПО / Г. И. Колесникова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Юрайт, 2019. — 176 с.
4. Мастюкова Е.М., Московкина А.Г. Основы генетики: клинико-генетические основы коррекционной педагогики и специальной психологии. - М., 2001.
5. Певзнер М. С. Дети-олигофрены [Текст]: (Изучение детей-олигофренов в процессе их воспитания и обучения) / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии. - Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1959. - 486 с.: ил.; 21 см.
6. Шалимов В.Ф. Клиника интеллектуальных нарушений. - М.: Издательский центр «Академия», 2003.


Рецензии