Лекция 08 - Задержка психического развития
План
• Этиология
• Познавательное развитие
• Особенности личности
Мы продолжаем разбирать психологические особенности детей с нарушенным развитием, рассматривая классификацию дизонтогений.
Сегодня поговорим о задержке психического развития (задержанное развитие).
В МКБ-10 рассматривается несколько вариантов задержки психического развития. В основе классификации в МКБ-10 лежат особенности нарушения высшей нервной деятельности, определяющие задержку психического развития.
F81 – специфические расстройства школьных навыков (F81.3 – смешанное расстройство развития школьных навыков;
F81.9 – расстройство развития школьных навыков, неуточненное);
F82 – специфическое расстройство развития двигательных функций;
F83 – смешанные специфические расстройства развития.
В соответствии с действующим в нашей стране инструктивно-методическим документом «Методические рекомендации по использованию Международной статистической классификации болезней и проблем, связанных со здоровьем, десятого пересмотра в диагностической деятельности Центров коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (2002 год), специалисты выставляют следующие диагнозы:
F84.8 – другие общие расстройства развития, – соотносится с ЗПР соматогенного происхождения;
F81.3 – смешанное расстройство развития школьных навыков – соотносится с ЗПР психогенного происхождения;
F81.9 – расстройство развития учебных навыков неуточненное – соотносится с ЗПР конституционального происхождения;
F83 – смешанные специфические расстройства развития – соотносится с ЗПР.
В отечественной научной литературе также используют следующую классификацию:
1. Собственно, задержка психического развития.
2. Задержка психоречевого развития.
3. Задержка психомоторного развития.
Задержка психического развития — это замедление темпа развития психики ребёнка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преобладании игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности.
Этиология:
1. Легкие поражения головного мозга. Психический инфантилизм чаще развивается после воздействия неблагоприятных пренатальных, натальных и постнатальных факторов. К ним относятся инфекции, интоксикации, травмы, гипоксии, асфиксии.
2. Наследственная отягощенность. Существуют генетические и конституциональные особенности, передающиеся ребенку от родителей. Скорость созревания корковых структур, метаболические процессы, инертность нервной системы – факторы, влияющие на формирование инфантилизма.
3. Стиль воспитания. Развитию инфантильности способствует ограничение свободы ребенка, повышенный родительский контроль. Психическая незрелость – результат гиперопеки или деспотического воспитания.
В отечественной дефектологии принята классификация задержки психического развития, предложенная в 60-х годах прошлого века М.С. Певзнер. Согласно данной классификации, выделяют четыре формы задержанного развития:
1. Психофизический инфантилизм. Характеризуется недоразвитием у таких детей эмоционально-волевой сферы личности, при сохранении интеллекта. Ещё такую форму задержки называют неосложненный гармонический инфантилизм.
2. Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности. В этом случае специалисты отмечают, что задержка психического развития сопровождается нарушениями восприятия, памяти, нарушениями отдельных видов мыслительной деятельности.
3. Психофизический инфантилизм с недоразвитием познавательной деятельности, осложненной нейродинамическими нарушениями. Специалисты отмечают, что задержанное развитие в данном варианте осложняется нарушениями динамики нервных процессов (процессов возбуждения и торможения), которые безусловно влияют на познавательные функции и личностные особенности ребёнка. Также данный вариант задержанного развития оказывает существенное влияние на проявление темперамента. Отмечают нарушения моторной сферы, более сильную неловкость движений, расторможенность и так далее.
4. Психофизический инфантилизм – это психопатологическое состояние, основанное на задержке темпов эмоционально-личностного развития. Проявляется детскостью, незрелостью поведения, неспособностью принимать решения, самостоятельно делать выбор. У школьников преобладают игровые интересы, учебная мотивация слабая, затруднено принятие правил поведения, дисциплинарных требований. Отмечается недоразвитие познавательной деятельности, осложненной недоразвитием речевой функции.
Теперь нам необходимо рассмотреть познавательное развитие таких детей. Как обычно, рассмотрим основные линии познавательного развития:
• Ощущение и восприятие.
• Внимание.
• Мышление.
• Память.
• Речь и языковые возможности.
Ощущения и восприятия.
Характеризуя восприятия задержанного нарушения, следует отметить, что в отличие от вариантов умственной отсталости, нарушения
восприятия носят локальный, парциальный характер.
Нарушаются, как правило, отдельные элементы восприятия, а не всё восприятие целиком. Специалисты отмечают следующие моменты.
Нарушение целостности восприятия. Отмечают ограниченность анализа модальностей восприятия: детям сложно анализировать свойства объектов, предметов, соотношения свойств объектов и предметов. Также дети с ЗПР смешивают несущественные признаки друг с другом. У них наблюдается замедленная ориентировка в пространстве, которая формируется несколько медленнее нормативного развития.
Внимание.
При задержанном развитии специалисты отмечают нарушения свойств внимания. Здесь необходимо отметить, что в отличие от врождённой умственной отсталости, свойства внимания более сохранены и возможна их полная коррекция.
Наблюдается неустойчивость и снижение концентрации внимания, отсюда важно отметить, что одновременно наблюдается и повышенная отвлекаемость детей с ЗПР на случайные раздражители.
Несколько больше снижен объем внимания, примерно до 3–5 единиц информации, отсюда можно говорить о том, что снижение объема внимания влияет и на объем восприятия и объем оперативной и рабочей памяти, а следовательно, без специальной коррекции детям с ЗПР будет сложнее усваивать ту или иную информацию.
Также отмечается снижение избирательности внимания.
Распределение внимание более медленное, что означает, ухудшение выполнения нескольких заданий и переключения внимания ребенка с ЗПР с одного задания на другое.
Отдельно отметим, что для детей с ЗПР характерно прилипание внимания к ярким свойствам каких-либо предметов.
Своеобразие мышления.
В отличие от врожденной умственной отсталости, мышление детей при задержанном развитии отличается рядом характерных особенностей.
Мышление при задержанном развитии не поражено тотально. Нарушаются отдельные мыслительные операции. Само нарушение носит локальный характер и в процессе коррекционной работы восстанавливается до нормы.
Наблюдается отсутствие мотивации к интеллектуальному усилию в процессе ведущей деятельности. Таким детям гораздо интереснее играть, нежели учиться, поскольку учёба требует от них непомерно больших усилий, от которых они часто отказываются.
Наблюдаются сложности с реализацией таких мыслительных операций, как анализ, синтез, обобщение, классификация, абстракции и так далее.
В большинстве случаев наглядно-действенное мышление более развито по сравнению с наглядно-образным видом мышления. То есть дети с задержкой психического развития больше опираются на предметно-манипулятивную деятельность, а не на представление в воображении предметной деятельности перед самой деятельностью, что, кстати, затрудняет их обучение и переход на более высшие формы мышления.
Память.
Вследствие снижения уровня восприятия снижается и объем оперативной памяти, составляя 3–5 единиц информации.
Наглядные виды памяти преобладают над словесными.
Также важно, что при запоминании дети с ЗПР не используют различные мнемонические приёмы.
Отмечается более медленное следообразование, которое свидетельствует о более медленных нервных процессах в различных блоках работы головного мозга (А.Р. Лурия).
Снижается продуктивность запоминания и нарушается порядок воспроизведения информации при запоминании. Например, такие дети делают частые ошибки в случае запоминания и воспроизведения учебных инструкций.
Своеобразие речи и языка.
Отмечается задержка темпов речевого развития. В 75% случаев фиксируется затруднение дифференцировки звуков.
При ЗПР все специалисты отмечают, что наблюдаются различные формы дислалии (неправильное формирование определённой пары звуков: д – т, б – п, г – к, в – ф, л – р).
Также наблюдается нарушение звукопроизношения.
Более бедный речевой активный и пассивный речевые словари (пассивный речевой словарь – те слова, которые человек понимает, активный речевой словарь – те слова, которые используются в речевой деятельности).
Отмечается недостаточная сформированность лексико-грамматического строя речи: дети нередко путают местами подлежащее и сказуемое, используют несложные слова, неологизмы (придумывают собственные слова).
Часто встречается нарушение артикуляции вкупе с нарушениями общей моторики, которая также влияет на речевую деятельность детей с задержкой психического развития.
Особенности личности.
В основе некоторого недоразвития личности лежит задержка развития иерархии мотивов, нарушения эмоционального фона, и своеобразие коммуникации и поведения.
Мотивационная сфера личности. Игровые мотивы доминируют над другими мотивами, в частности, над учебными (школьные годы). Более зрелые мотивы самостоятельно не формируются. Дети с ЗПР подвержены различным стрессовым реакциям, которые влияют на их продуктивность в деятельности.
Стрессовая реакция затрудняет формирование устойчивых мотивов учебной и иной деятельности.
Для поддержки работоспособности детям нужна дополнительная, часто длительная поддержка.
Особенности коммуникации. Нередко дети проявляют агрессию по отношению к более слабым. В своем поведении такие дети избегают различные сложные ситуации. Например, такие дети не любят учиться, соответственно такое поведение отражается и в детских неврозах.
Также важно отметить, что при задержке психического развития происходит регресс поведения и проявлений различных эмоционально-волевых реакций.
В научной литературе отмечают тот факт, что дети часто отрицают различные трудности и неадекватно оценивают какие-либо реальные ситуации в своей жизни. Например, они могут взяться за заведомо сложные задания, не оценивая степень их сложности и бросить эти задания в тот момент, когда они у них не получаются.
Особенности поведения. При задержанном развитии отмечают основные моменты, нарушающие контроль детского поведения.
Повышенная моторная активность и повышенная двигательная возбудимость. Их сочетание с недостаточностью внимания говорит о синдроме гиперактивности и дефицита внимания.
Также отмечается низкая выносливость, которая сопровождает нарушения эмоционально-волевой сферы.
Литература.
4. Авдеева, Н.Н. Вы и ваш младенец. О воспитании и психическом развитии ребенка от рождения до года / Н.Н. Авдеева, С.Ю. Мещерякова. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. - 224 c.
5. Александра, Яковлева и Татьяна Смирнова. Изотерапия в работе с детьми с задержкой психического развития / Александра Яковлева и Татьяна Смирнова. - М.: LAP LambertAcademic Publishing, 2013. - 96 c.
6. Архипов, Б. А. Нарушения восприятия "себя" как основная причина формирования искаженного психического развития особых детей / Б.А. Архипов, Е.В. Максимова, Н.Е. Семенова. - М.: Диалог-Мифи, 2012. - 357 c.
7. Данилова, Л. А. Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития: моногр. / Л.А. Данилова. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 144 c.
8. Диагностика психического развития ребенка. Младенческий и ранний возраст / Л.Н. Галигузова и др. - М.: Мозаика-Синтез, 2013. - 176 c.
9. Жулина, Елена. Изучение и коррекция психического развития детей с задержкой речи / Елена Жулина. - М.: PalmariumAcademic Publishing, 2012. - 328 c.
10. Журбина, О. А. Дети с задержкой психического развития. Подготовка к школе / О.А. Журбина, Н.В. Краснощекова. - М.: Феникс, 2007. - 158 c.
11. Иванова, Т. Б. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР / Т.Б. Иванова, В.А. Илюхина, М.А. Кошулько. - М.: Детство-Пресс, 2011. - 112 c.
12. Карта развития дошкольника с задержкой психического развития. - М.: Детство-Пресс, 2010. - 32 c.
13. Коненкова, И. Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. Речевая карта ребенка с задержкой психического развития / И.Д. Коненкова. - М.: ГНОМ и Д, 2013. - 620 c.
14. Куимова, Наталья. Адаптивность младших подростков с задержкой психического развития: моногр. / Наталья Куимова. - М.: Издательство "Эксмо" ООО, 2014. - 172 c.
15. Лебединская, К. С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте / К.С. Лебединская, В.В. Лебединский. - М.: Академический Проект, Трикста, 2013. - 304 c.
16. Лебединский, В. В. Нарушения психического развития у детей. Учебное пособие / В.В. Лебединский. - М.: Издательство МГУ, 2002. - 168 c.
17. Микрополяризации у детей с нарушением психического развития, или Как поднять планку ограниченных возможностей. - М.: Каро, 2011. - 340 c.
18. Потапова, Виктория. Культурная диссинхрония психического развития одаренных / Виктория Потапова. - М.: LAP LambertAcademic Publishing, 2012. - 252 c.
19. Рау, М. Ю. Лепка. Аппликация. Рисунок. Альбом для организации творческой деятельности дошкольников с недостатками развития слуха и ЗПР (+ методические рекомендации) / М.Ю. Рау. - М.: Владос, 2013. - 30 c.
20. Рау, М. Ю. Обучение изобразительному искусству дошкольников с недостатками развития слуха и ЗПР / М.Ю. Рау. - М.: Владос, 2013. - 144 c.
21. Речицкая, Е. Г. Коррекционная работа по развитию познавательной сферы глухих учащихся с задержкой психического развития / Е.Г. Речицкая, Т.К. Гущина. - М.: Владос, 2014. - 136 c.
22. Ротарь, Н. В. Занятия для детей с задержкой психического развития. Старший дошкольный возраст / Н.В. Ротарь, Т.В. Карцева. - М.: Учитель, 2014. - 156 c.
23. Серебрякова, Н.В. Нарушения речи и их коррекция у детей с задержкой психического развития / Н.В. Серебрякова. - М.: Книга по Требованию, 2003. - 304 c.
24. Темин П.А., Казанцева Л.З. Наследственные нарушения нервно-психического развития детей / Под редакцией П.А. Темина, Л.З. Казанцевой. - М.: Медицина, 2001. - 432 c.
Свидетельство о публикации №223042300612