Лекция 13 - Сложные дефекты
План
• Этиология
• Познавательное развитие
• Развитие личности
Сегодня мы вкратце рассмотрим сложные случаи нарушенного развития. Сложность состоит в том, что, как правило, специалисты говорят о сложных дефектах в структуре нарушения.
Напомню, что в сложном дефекте выделяют первичные дефекты и вторичные дефекты. Структура дефектов при смешанных формах нарушения осложняется индивидуальными особенностями развития и индивидуальными особенностями структуры дефекта.
Этиология сложного дефекта своеобразна, разнообразна и сложна. Варианты этиологии можно найти в генетических, во врожденных и приобретенных факторах.
Этиология.
Этиология (генетические факторы): синдром Дауна, синдром Ушера, синдром Туррета и др.
Этиология (врожденные факторы): вирус краснухи, цитомегаловирусная инфекция, токсоплазмоз, сифилис и др.
Отдельно здесь стоит отметить родовые травмы и недоношенность.
Этиология (постнатальные заболевания): корь, скарлатина, тяжелое течение гриппа, нейроинфекции (серозный менингит), тяжелый диабет и ряд других соматических заболеваний.
;
В структуре дефекта часто отмечаются следующие моменты:
1. Нарушения развития зрения до полной слепоты;
2. Нередки и различные нарушения слуха;
3. Также часто нарушение развития идет по типу ДЦП;
4. Множественные сочетанные нарушения.
Классификация сложных нарушений.
В клинике нарушений специалистами часто отмечается сочетание сенсорных и интеллектуальных нарушений:
1. слепоглухонемые от рождения или потерявшие зрение и слух в раннем детстве, до овладения и закрепления словесной речи (врожденная слепоглухота);
2. слепоглухие, у которых потеря зрения и слуха наступила в дошкольном возрасте и позднее, когда у ребенка уже была сформирована речь (приобретенная слепоглухота);
3. слепоглухие умственно отсталые дети: все предыдущие варианты, осложненные умственной отсталостью.
Оба дефекта обусловлены разными генетическими факторами, действующими независимо друг от друга;
Каждый дефект обусловлен разными экзогенными факторами, действующими независимо;
Оба нарушения представляют собой разные проявления одного и того же наследственного синдрома;
Примеры сложных нарушений.
Синдром Дауна
Кроме умственной отсталости у детей с этим синдромом в 70 % случаев имеются нарушения слуха и в 40% — выраженный дефект зрения. Почти 30% детей с синдромом Дауна имеют множественный сенсорный дефект (нарушение зрения и слуха) в сочетании с умственной отсталостью.
Синдром Ушера
Нарушение слуха может возникнуть с рождения, а поражение зрения в виде дегенерации сетчатки начинает проявлять себя только в дошкольном возрасте в виде ночной или сумеречной («куриной») слепоты, и только к подростковому или более старшему возрасту наступает резкое ухудшение зрения из-за сужения полей зрения до так называемого «туннельного» зрения.
Познавательное развитие
Рассмотрим основные моменты познавательного развития в случае сложного дефекта. Отдельно отметим выраженное своеобразие сенсорного недоразвития.
Ощущение и восприятие
Кожная чувствительность и двигательная память становятся у слепоглухого особым способом познания окружающего мира.
Отдельно отмечается высокая кожная и температурная чувствительность, позволяющая таким детям ориентироваться в пространстве (И.А. Соколянский).
Тактильная чувствительность позволяет воспринимать предметы только касанием, и действовать с ними можно в непосредственном контакте. Однако человек, лишенный зрения и слуха, может получать информацию от окружающего и на расстоянии, дистантно: ряд авторов отмечали необыкновенную тонкость обоняния у слепоглухих людей (О.И. Скороходова).
Благодаря тактильно-вибрационной чувствительности к звукам, производимым при передвижении предметов и людей, ребенок может ощущать происходящее вокруг него также на определенном удалении.
Тактильная и вибрационная чувствительность может помочь в восприятии речи. Например, в Петербургской школе слепоглухих детей учили воспринимать устную речь ладонью руки с горла говорящего и контролировать подобным образом свою собственную речь.
Наряду с этими полностью сохранными возможностями обонятельной, вкусовой, осязательной, тактильно-вибрационной чувствительности слепоглухих учат по возможности пользоваться остаточными зрением и слухом.
Нарушения личностного развития
Первое — это причины, обусловленные собственно сложным нарушением, которое приводит к разной степени изолированности ребенка от внешнего мира.
Вторая группа причин связана с отношением к нему окружающих людей. Как правило, окружающие слепоглухого ребенка близкие люди, осознав его тяжелые нарушения, могут проявлять излишнюю тревогу и жалость.
К третьей группе причин можно отнести проблемы, связанные с практикой обучения и воспитания, при которой сам ребенок на протяжении всего дошкольного и школьного обучения остается его объектом.
Перечисленные причины относятся к тем случаям сложного дефекта, когда интеллектуальное развитие не нарушается.
Среди таких детей достаточно часто встречаются дети со сниженными интеллектуальными возможностями. Например, дети, ставшие слепоглухими в результате внутриутробной инфекции, глубокой недоношенности или других причин, могут иметь серьезные поражения головного мозга, которые проявляются в их двигательной недостаточности или серьезном нарушении психического развития.
Специалисты отмечают, что опыт обучения и воспитания детей с такими множественными нарушениями (сенсорными нарушениями при выраженной умственной отсталости) в школах для слепоглухих показал, что можно было добиться определенного прогресса только в развитии элементарных бытовых навыков. Отмечается, что обучение большинства из них продвигалось очень медленно и характеризовалось крайней косностью формирования умений и трудностью переноса их в новые условия, пассивностью и безынициативностью этих детей в общении.
В тяжелых случаях требовалось не менее трех лет обучения, для того чтобы у ребенка удалось добиться более или менее стойкого закрепления элементарных навыков самообслуживания (опрятности, самостоятельной еды и одевания). Такие дети должны были находиться под опекой и специальным наблюдением всю свою жизнь.
Особенности деятельности
Даже максимально ограниченная сенсорная сфера слепоглухого ребенка создает условия для его психического развития. При сохранных познавательных возможностях и правильном поведении родителей слепоглухой ребенок способен к определенному спонтанному развитию. Показателем успешного развития является появление общения между ребенком и его близкими с помощью естественных жестов. Однако усвоение словесной речи возможно только при специальном обучении.
В развитии слепоглухого ребенка дошкольного возраста ведущее место занимает формирование первых средств общения — жестов. Благодаря взрослому, ребенок постепенно усваивает очередность повседневных бытовых ситуаций (утренний туалет, завтрак, игры, обед, дневной сон, полдник, прогулка, ужин, вечерний туалет и подготовка ко сну и т.п.).
Огромное значение для формирования правильных представлений об окружающем имеют для слепоглухого ребенка лепка, моделирование, рисование и игра. Именно эти виды деятельности позволяют контролировать адекватность представлений ребенка об окружающем, с их помощью происходит обобщение значения первых слов детей, когда одним названием можно обозначить реальный предмет и его изображение, реальный предмет и предмет, замещающий его в игре.
Наблюдения за развитием игры у детей со сложными сенсорными нарушениями показывают, что сюжетные игрушки сначала выступают у них как реальные предметы.
Любой ребенок не может развиваться как личность, не овладев предметным миром, не научившись самостоятельно ориентироваться во времени и в окружающем пространстве, не владея навыками самообслуживания. В обучении детей со сложными нарушениями этот период может занять и дошкольный и школьный возраст ребенка. Овладение письмом и чтением часто занимает весь школьный период развития такого ребенка.
Литература.
1. Блюмина М.Г. Распространенность, этиология и некоторые особенности клинических проявлений сложных дефектов // Дефектология. — 1989. — № 3.
2. Катаева А.А., Басилова Т.А., Гончарова Е.Л. О некоторых аспектах изучения психического развития слепоглухих детей, потерявших слух и зрение на разных этапах онтогенеза: Дифференцированный подход при обучении и воспитании слепоглухонемых детей. — М., 1990. — С. 41 — 56.
3. Мещеряков А.И. Слепоглухонемые дети: Развитие психики в процессе формирования поведения. — М., 1974.
4. Розанова Т.В. Методы психолого-педагогического изучения глухих детей со сложным дефектом // Дефектология. — 1992. — № 2 — 3.
5. Скороходова О. И. Как я воспринимаю, представляю и понимаю окружающий мир. — М., 1990.
6. Соколянский И.А. Обучение слепоглухонемых детей // Дефектология. — 1989. - №2.- С. 75-84.
7. Соколянский И.А. Усвоение слепоглухонемым ребенком грамматического строя словесной речи // Дефектология. — 1999. — № 2.
8. Ярмоленко А.В. Очерки психологии слепоглухонемых. — Л., 1961.
Свидетельство о публикации №223042300758