Лекция 16 - Основы специальной педагогики

Основы педагогики нарушенного развития (специальная педагогика).

План.
1. Определение специальной педагогики.
2. Норма и патология развития в специальной педагогике.
3. Общие и коррекционные педагогические принципы.
4. Основные формы, методы и принципы коррекционного обучения в коррекционной педагогике.

Ранее мы говорили о специальной психологии и рассматривали классификацию нарушенного развития В.В. Лебединского и др.
Сегодня мы начинаем рассматривать основные аспекты специальной педагогики, которая составляет большую часть инклюзивного образования детей с ОВЗ.
Специальная педагогика изучает особенности и возможности обучения, воспитания детей с нарушенным развитием, и разделяется на дошкольную и школьную педагогики. Сроки освоения дошкольной педагогики могут сильно смещаться в сторону школьного возраста, сроки школьной педагогики могут растягиваться по времени или объем знаний школьной педагогики может быть освоен частично.

Для начала нам необходимо разобраться с понятиями нормы и патологии.

В специальной психологии норма понимается как термин, включающий два основных момента.
С одной стороны, это статистическое содержание нормы.
С другой стороны, это оценочное содержание нормы, то есть идеальный образец психического состояния, личностных особенностей, высших психических функций в конкретный период развития.
Статистические показатели описываются кривой Гаусса.
 
Кривая Гаусса описывает те случаи статистики, в которых 68% отводятся на нормативные показатели, а оставшиеся 32% отводится к отклоняющимся от нормы показателям.
Критериями нормального развития являются те критерии, которые укладываются в 68% средних показателей:
• Уровень развития детей соответствует уровню большинства детей данного возраста или старшего возраста, с учетом развития общества, членами которого они являются;
• Ребенок развивается в соответствии с его собственными особенностями, определяющими развитие его индивидуальных свойств, способностей и возможностей;
• Ребенок развивается в соответствии с социокультурными требованиями общества.

Теперь же нам нужно рассмотреть понятие патологии в специальной психологии.
Итак, патология – это любое сильное отклонение от установленных норм, которое ведет к стойкому нарушению развития.
Патология включает в себя отклонение в развитии как на биологическом, так и на психологическом и социально-культурном уровне развития.
Также в специальной психологии важно дать определение нарушенному развитию. Под нарушенным развитием понимают различные формы нарушения развития, причины которых лежат как в натальном, так и в постнатальном периоде. Как правило, при нарушенном развитии указываются детские периоды развития, когда морфологические системы организма ещё не достигли своей зрелости. В отечественной дефектологии часто говорят об аномалиях развития или дефекте, определяя его как физический или психический недостаток, вызывающий нарушения нормального развития ребенка.
И подходя к особенностям нарушенного развития, следует сказать о том, что при аномальном психофизическом развитии сам процесс развития как бы отбрасывается назад, опускается на одну или несколько ступенек. Например, при задержке психического развития происходит отбрасывание на одну ступеньку, а при врожденной умственной отсталости на несколько.
Проявления нарушенного развития.
Любое более или менее длительное патологическое воздействие на незрелый мозг может привести к отклонению психического развития.
Проявление отклонения зависит от этиологии, локализации, степени распространённости и выраженности поражения, времени возникновения и длительности воздействия негативных факторов, а также социальных условий, в которых оказался ребенок.
Названные факторы определяют и основную модальность нарушенного развития, определяют первичный и вторичный дефект.
Поговорим о структуре дефекта (Л.С. Выготский), который подразделяется на два вида:
• Неосложненный дефект.
• Осложнённый дефект.

Неосложнённый дефект означает наличие только одного дефекта, который приводит к различным психическим нарушениям.
В случае осложнённого дефекта первичное нарушение или первичный дефект осложняется вторичным дефектом.
В качестве примера врожденная умственная отсталость может быть названа как первичный дефект, а эпилепсия – как вторичный дефект. Детский церебральный паралич как первичный дефект, а задержка психического развития, как вторичный дефект.
Продолжая говорить о структуре дефекта, важно отметить, что первичный дефект, будь он неосложнённым или осложнённым, всегда биологичен по своей природе. В качестве вторичного дефекта развития выступают психические нарушения, которые, в свою очередь, оказывают влияние на социальные связи ребенка.
Отдельно отметим индивидуальность структуры нарушенного развития (структуры дефекта). В дефектологии, в специальной психологии и т.д. отмечается, что двух одинаковых структур нарушенного развития при одинаковом диагнозе не существует. К тому же структура дефекта подчеркивается индивидуально-психологическими, психофизиологическими особенностями ребенка, что делает коррекционную работу с детьми с ОВЗ ювелирно тонкой.
Подробнее остановимся на некоторых особенностях сложного дефекта психического развития, так как в специальной педагогике работа со сложным дефектом встречается чаще, чем с неосложненным.

Сложный дефект состоит из первичного и вторичного дефекта.
Первичные дефекты – частные и общие нарушения функций центральной нервной системы.
Вторичные дефекты – возникают в ходе развития ребенка с нарушениями психофизиологического развития в случае, если социальное окружение не компенсирует этих нарушений, а, напротив, детерминирует отклонения в личностном развитии.
Также вторичный дефект порождает определенные типы реагирования, которые влияют как на развитие личности, так и на педагогический процесс в инклюзивном образовании.
Игнорирование — связано с недоразвитием мышления и недостаточной критикой успешности своей деятельности.
Вытеснение — сознательное непризнание существования дефекта при подсознательном конфликте, накоплении негативных эмоций.
Компенсация — происходит осознание дефекта и замещение утраченной функции за счет более сохранных.
Гиперкомпенсация — усиленное развитие сохранных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не приводит к каким-либо проблемам.
Астенический тип реагирования приводит к возникновению заниженного уровня притязаний, низкой самооценке, фиксации на осознании своей неполноценности.
Типы реагирования зависят от множества факторов, но то реагирование, которое приводит к дальнейшему развитию личности ребенка с ОВЗ, имеет в специальной педагогике особое развитие, которое должно повсеместно учитываться в педагогической работе.
Так же в специальной педагогике учитывают и закономерности психофизического развития, о которых говорилось в одной из прошлой лекции.
Вот эти закономерности развития:
- цикличность психического развития;
- неравномерность психического развития;
- развитие отдельных психических функций на базе сформированных ранее;
- пластичность нервной системы;
-  соотношение биологических и социальных факторов в процессе психического развития;
- кумулятивность опыта в процессе развития.

Главное, что нужно помнить о закономерностях развития, это то, что у детей с нарушенным развитием закономерности развития развертываются с запозданием от нормы, те или иные высшие психические функции развития и личностные свойства формируются своеобразно.

В специальной педагогике используются те же принципы, что и в педагогике для нормативных детей, поэтому здесь только перечислим их, не раскрывая детально каждое:
• Природосообразность;
• Гуманизация;
• Демократизация;
• Культуросообразность;
• Научность;
• Обучение и воспитание в коллективе;
• Систематичность, от простого к сложному;
• Наглядность;
• Деятельностный подход в обучении.

Гораздо большее значение имеют принципы специальной педагогики, которые отражают сложности работы с детьми с нарушенным развитием. Многие принципы специальной педагогики сформулированы Л.С. Выготским, который подробно описал основные моменты, связанные со специальным обучением и воспитанием:
• Педагогический оптимизм.
• Ранняя педагогическая помощь.
• Коррекционно-компенсирующая направленность образования.
• Социально-адаптирующая направленность образования.
• Развитие мышления, языка и коммуникации как средств специального образования.
• Деятельностный подход в обучении и воспитании.
• Дифференцированный и индивидуальный подход.
• Необходимость специального педагогического руководства.

Остановимся на принципах коррекционной педагогики подробнее:
1. Принцип педагогического оптимизма. Этот принцип связан с высоким уровнем научного и практического знания о потенциальных возможностях детей с ОВЗ и современными педагогическими возможностями абилитации и реабилитации таких детей.
Несмотря на нарушенное развитие, такие дети, как правило, учатся медленнее, но могут учиться и достигают высоких результатов.
Также принцип опирается на идею Выготского о зоне ближайшего развития, которая корректируется под индивидуальные возможности каждого ребенка. Современная специальная педагогика утверждает, что необучаемых детей нет, каждый может благополучно развиваться и стать социально полноценной личностью.

2. Принцип ранней педагогической помощи. Практический опыт в специальной педагогической практике показывает, что раннее выявление и диагностика отклонений в развитии ребенка для определения его особых образовательных потребностей способствуют его успешному обучению и воспитанию в специально созданных условиях. В диагностической работе специалисты учитывают сенситивные периоды в развитии, приходящиеся на дошкольный и ранний школьный возраст.

3. Принцип коррекционно-компенсирующей направленности образования. Л.С. Выготским сформулирована мысль, что опора на здоровые силы обучающихся, построение образовательного процесса с использованием сохраненных анализаторов, функций и систем организма в соответствии со спецификой и природой недостатка развития (т.е. природосообразно) является оптимальным выбором и способствует успешности и эффективности образовательного маршрута.
Коррекционная работа направлена на исправление или ослабление недостатков психофизиологического развития, создает дополнительные возможности для процесса компенсации. Коррекционно-компенсирующая направленность отражена в содержании, методах, организации и организационных формах специального образования. Это меньшая наполняемость класса, увеличение срока обучения, охранительный лечебно-педагогический режим и т.д.

4. Принцип социально-адаптирующей направленности образования.
Социально-адаптирующая направленность специального образования позволяет преодолеть и уменьшить «социальное выпадение» (о котором говорил Л.С. Выготский), сформировать личность и психологически подготовить к жизни в социокультурной среде. Найти социальную нишу, в которой недостаток развития и ограничения возможностей максимально преодолеется. Позволяет вести независимый социальный и материально достойный образ жизни. Данная направленность обеспечивается содержанием стандартов, формами и средствами коррекционно-образовательного процесса.

5. Принцип развития мышления, языка и коммуникации как средств специального образования. Любое нарушение умственного и физического развития отрицательно сказывается на развитии у ребенка умения общаться, мышления, речи, и, следовательно, данные дети нуждаются в коррекционно-педагогической помощи с целью успешной социокультурной адаптации.

6. Принцип деятельностного подхода в обучении и воспитании. В специальной педагогике данный принцип продолжает идеи Л.С. Выготского об активном участии ребенка с нарушенным развитием в своем становлении. Сама концепция деятельности введена в психологию А.Н. Леонтьевым и описывает те виды человеческой деятельности, которые на протяжении всего развития человека способствуют развитию как личности, так и высших психических функций. Все виды деятельности, которыми дети овладевают в детстве, являются способами их развития. В специальной педагогике эти деятельности берут еще на себя функцию компенсаторного развития ребенка.
Специальная психология реализует теорию о деятельностной детерминации психики и, следуя принципу единства образования с развитием языка, мышления, коммуникации, организует образовательный процесс на наглядно-действенной основе.

7. Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Индивидуальный подход — частный случай дифференцированного подхода в специальной педагогике и направлен на коррекцию, развитие индивидуальных особенностей каждого ребенка, на специфические особенности, свойственные детям с нарушенным развитием. Комплектация классов, групп и т.д. учитывает группы детей с определённой категорией развития, также комплектация классов, групп учитывает особенности ВНД и личности.
Принцип индивидуального подхода позволяет не исключать из образовательного процесса детей, для которых общепринятые способы коррекционного воздействия оказываются неэффективными. Благодаря индивидуальному подходу с особым темпом и организации обучения, с использованием специфических приемов и способов коррекционно-педагогической работы становится возможным развивать детей с тяжелыми и множественными нарушениями.
Дифференцирующий подход предполагает наличие в классах однородных по своим характеристикам микрогрупп (учебно-познавательные возможности, познавательная активность, специфика особых образовательных потребностей). Для каждой микрогруппы подбирается подходящее содержание и организация учебно-коррекционной работы, ее темп, объем, сложность, методы и приемы работы, формы и способы контроля и мотивация учения.

8. Принцип необходимости специального педагогического руководства. Учебно-познавательная деятельность ребенка с любым отклонением в развитии отличается от учебно-познавательной деятельности обычного ребенка, т.к. имеет особое содержание, глубокое своеобразие протекания и нуждается в особой организации и способах ее реализации. Только специальный педагог и психолог знают специфику развития и возможные пути и способы коррекции и могут организовать процесс учебно-познавательной деятельности и управлять ею.
В большинстве случаев самостоятельная деятельность невозможна или затруднена.
Несмотря на то, что в специальной педагогике накоплен богатый опыт обучения и воспитания детей с различными нарушениями развития, следует сказать, что такие усилия не всегда приносят свои плоды.
Специальной педагогикой накоплен некоторый опыт, говорящий о том, что в некоторых случаях результаты педагогического процесса могут быть далеки от запланированных. В некоторых случаях развитие ребенка с отклонениями в образовательной организации может быть далеким от результата, например в случаях, когда родители соглашаются на использование экспериментального фармакологического препарата, который недостаточно исследован, дающий в качестве побочного эффекта снижение интеллектуальной деятельности ребенка.
Также следует сказать, что в специальной педагогике особое внимание уделяется методам обучения. С одной стороны эти методы пришли из общей педагогики (перцептивные: словесные, наглядные, практические, логические: индуктивные, дедуктивные, гностические: продуктивные, проблемно-поисковые, гностические), а с другой, – в процессе обучения детей с нарушенным развитием использование методов сдвигается, адаптируясь, в сторону объяснительно-иллюстративных, индуктивного, репродуктивного, практических, частично-поискового метода.
Использование методов определяется возможностью восприятия информации, выступающей в качестве учебной. В начале обучения слово учителя не всегда ведущее.

Основные формы, методы и принципы коррекционного обучения в коррекционной педагогике.

В специальной педагогике существует множество форм организации учебной деятельности. Каждая форма организации дополняется другими формами, и все вместе они способствуют развитию детей с нарушенным развитием. Перечислим их.
• Индивидуальная форма;
• Индивидуально-групповая форма;
• Групповая форма (малые группы, работа в парах);
• Классно-урочная форма;
• Экскурсионная форма;
• Дополнительные занятия (индивидуальные и мелкогрупповые);
• Внеклассная форма и самоподготовка;
• Факультативы и детские объединения.

Индивидуальная форма обучения. В современной специальной педагогике индивидуальная форма организации обучения применяется в следующих случаях:
1) если ребенок обучается в домашних условиях;
2) когда человек не способен к обучению в условиях групповой и коллективной работы вследствие тяжелых и множественных нарушений (дети с тяжелыми формами умственной отсталости и сопутствующими нарушениями; слепоглухие дети на начальных стадиях их обучения);
3) когда в соответствии со спецификой образовательного процесса, особенностями отклонений в развитии, возрастными особенностями (ранний возраст), ребенок нуждается в индивидуальной психолого-педагогической, логопедической и иной коррекционной помощи, которая может дополнять фронтальные занятия.
При этом учитываются тонкости и глубокое своеобразие развития нарушенных функций, систем, уровень индивидуальных достижений и индивидуальной возможности продвижения конкретного ребенка. Продолжительность индивидуальных занятий – около 20–30 минут.

Индивидуально-групповая форма организации обучения используется в качестве продолжения индивидуальной, в результате которой достигнут некоторый коррекционно-педагогический эффект. На более поздних этапах обучения эта форма применяется в работе с детьми, имеющими комбинированные нарушения, тяжелые формы умственной отсталости.
Классно-урочная система.
Урок — одна из основных форм организации учебного процесса.
Урок — сочетание фронтальной, групповой и в меньшей степени индивидуальной работы.

Отличие урока от других организованных форм учебной работы:
1) состав групп учащихся постоянен;
2) деятельностью всех учащихся с учетом возможностей и особенностей каждого из них руководит учитель;
3) ученики овладевают знаниями непосредственно на уроке, а также существует система пропедевтической работы (например, при обучении математике в первом классе — подготовительный период); пропедевтический предмет — развитие речи.

Особенности урока в специальной школе.
1. В основном строится по смешанному или комбинирующему типу, т.к.:
• дети не могут воспринимать новый материал большими порциями;
• усвоению нового материала должна предшествовать пропедевтическая работа;
• требует незамедлительного закрепления в практической деятельности;
• на всех этапах работы необходим контроль усвоения материала.
В старших и средних классах уроки приобретают классические черты.
2. Широко используются групповые формы работы: дифференцированно-групповые или бригадные задания (по желанию). Возможна работа парами.
Такая работа позволяет осуществлять взаимообучение детей, развивает самостоятельность, инициативность, ответственность, чувство товарищества, партнерства, готовности к взаимопомощи.
3. Индивидуализированная форма работы на уроке применяется в отношении тех учащихся, которые значительно отличаются по своим познавательным возможностям, темпам и объему познавательной деятельности от остальных детей.

В число дополнительных форм организации формы педагогического процесса в системе специально организованного образования входят:
- педагогические экскурсии;
- дополнительные занятия.
В системе внеклассные формы педагогической работы специального образования, например внеклассное чтение, самоподготовка (в школах-интернатах или группах продленного дня).

В число вспомогательных форм организации педагогического процесса в системе специального образования (школах-интернатах) входят:
• факультативы;
• кружковая и клубная работа;
• эпизодические мероприятия внеклассной работы (олимпиады, соревнования, смотры, конкурсы, викторины, тематические вечера, походы, экспедиции).
Основные вспомогательные и дополнительные формы организации учебного процесса в системе специального образования создаются и реализуются с учетом особых образовательных потребностей обучающихся, их возможностей участия в различных организованных формах.

Основные понятия специальной педагогики.
Как и в общей педагогике, в специальной педагогике есть свои основные понятия, которые берут свое начало в том числе из генетической психологии (психологии развития), а также из специальной психологии.
Кратко остановимся на них.
Формирование – становление человека в результате действия всех факторов.
Развитие – процесс и результат количественных и качественных изменений в человеке.
Отклоняющееся развитие – развитие, отклоняющееся от нормативных показателей (чаще по типу ретардации, дисфункции и т.д.).
Коррекция развития – направление развития ребенка в русло нормального развития.
Воспитание – целенаправленное формирование личностных качеств ребенка.
Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учеников, результатом которого является усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей учеников в соответствии с поставленными целями.
Образование – качественный и количественный результат обучения.
Поведение – разнообразие форм взаимодействия между людьми, в узком смысле: выполнение норм, правил, упорядочивающих это взаимодействие.
Отклоняющееся поведение – поведение, выходящее за принятые в обществе рамки норм и правил.
Коррекция поведения – педагогическая помощь в исправлении недостатков поведения, вызванных вариантами нарушенного развития.
Коррекционная методика – единство средств, приемов, помогающих детям с отклонениями в развитии в обучении, воспитании, развитии, формировании личности. В специальной школьной педагогике все методики преподавания учебных предметов имеют коррекционную направленность и используются в сочетании с лечебной педагогикой (ЛФК и т.д.), а также с воспитанием, имеющим коррекционную направленность.
В специальной педагогике все методики обучения и воспитания, с одной стороны построены на тех же принципах, что и в общей педагогике, но имеют коррекционную направленность, позволяющую компенсировать недостатки психофизического характера, и способствуют развитию личности.

Принципы коррекции детей с нарушенным развитием.
Отметим основные принципы коррекционного обучения таких детей.

Воспитание детей с проблемами в развитии имеет большое значение для их общего развития, для общения со сверстниками и взрослыми, формирования личности.
Цели и задачи воспитания такого ребенка определяются общими принципами педагогики, но реализуются они в доступном объеме методами и средствами, соответствующими степени и структуре дефекта.
Обучение и развитие детей с проблемами в развитии — это целенаправленный процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки к жизни и труду.
Развитие аномального ребенка в большей степени, чем нормального, зависит от обучения.
Коррекционно-воспитательная работа, коррекция (от лат. correction – исправление). Устранение или сглаживание дефектов развития познавательной деятельности и физического развития ребенка обозначается понятием «коррекционно-воспитательная работа».
Компенсация (от лат. compensatio – возмещение, уравновешивание) – замещение или перестройка нарушенных или недоразвитых функций организма.
Семейное воспитание – совместные усилия семьи и школы обеспечивают приобщение аномального ребенка к активной общественно-полезной деятельности, выявление его трудовых возможностей и выбор доступной профессии.

Литература.
1. Астапов В.М., Лебединская О.И., Шапиро Б.Ю. Теоретико-методологические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. — М., 1995.
2. Венгер А.А., Выгодская Г.Л., Леонгард Э.И. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения. — М., 1972.
3. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. — М., 1995.
4. Зейгарник Б.В. Личность и патология деятельности. — М., 1971.
5. Лебединский В.В. Нарушения психического развития у детей. – М., 1985.
6. Основы обучения и воспитания аномальных детей / Под ред. А.И. Дьячкова. — М., 1965.
7. Основы специальной психологии: Учебное пособие / Под ред. Л.В. Кузнецовой. – М., 2002.
8. Проблемы младенчества: Нейро-психолого-педагогическая оценка развития и ранняя коррекция отклонений. — М., 1999.
9. Сухарева Г.Е. Лекции по психиатрии детского возраста. — М., 1974.


Рецензии