Лекция 17 - Прораммы обучения детей с нарушенным р
План.
1. ФГОС для детей с особыми образовательными потребностями.
2. Авторские программы обучения и воспитания детей с ОВЗ.
3. Адаптированные основные общеобразовательные программы.
Сегодня мы рассмотрим некоторые базовые особенности авторских программ обучения и воспитания для детей с интеллектуальными нарушениями, а также сделаем краткий обзор адаптированных основных общеобразовательных программ.
Благодаря наличию таких программ, у специалистов появляется возможность планировать результаты своей деятельности. Для педагогических работников, не имеющих специального образования, такие программы в какой-то мере представляют развернутое руководство, какие примерно результаты обучения и воспитания должны быть у детей с особыми образовательными потребностями в каждый возрастной период.
Сами программы, составленные на основании Федеральных государственных образовательных стандартов как для дошкольного, так и школьного образования, учитывают специфику и своеобразие структуры дефекта, и его влияние на познавательное, личностное развитие ребенка.
Для рассматриваемой нами темы, будет достаточно нижеперечисленных стандартов образования, которые охватывают все уровни дошкольного и школьного образования.
Стандарты ФГОС:
1. ФГОС Дошкольное образование. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019).
2. ФГОС Начальное общее образование. Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020)
3. ФГОС Основное общее образование. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 (ред. от 11.12.2020)
4. ФГОС Среднее общее образование. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 (ред. от 11.12.2020).
5. ФГОС Образование обучающихся с умственной отсталостью. Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1599
6. ФГОС Начальное общее образование обучающихся (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья). Приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598
В первых четырех стандартах также нашли свое отражение и положения об обучении и воспитании детей с ОВЗ.
Так, ФГОС Дошкольное образование учитывает следующие:
1. индивидуальные потребности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования (далее - особые образовательные потребности), индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;
2. возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации.
В ФГОС начальное общее образование отражены, например, следующие положения:
1. в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (в очной, очно-заочной или заочной форме);
2. вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в форме семейного образования;
3. Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения;
4. Срок получения начального общего образования составляет четыре года, а для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при обучении по адаптированным основным образовательным программам начального общего образования, независимо от применяемых образовательных технологий, увеличивается не более чем на два года.
5. В образовательной организации, реализующей интегрированные образовательные программы в области искусств, при реализации образовательной программы начального общего образования обеспечиваются условия для приобретения обучающимися знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления подготовки обучающихся к получению профессионального образования в области искусств.
ФГОС основное общее образование и ФГОС среднее общее образование содержат в себе, например, такие требования к результатам освоения как:
1. для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;
2. для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: владение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки; умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и незнакомом пространстве с использованием специального оборудования; способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации; способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
3. для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: формирование умения следовать отработанной системе правил поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия; знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.
Стандарты ФГОС Образование обучающихся с умственной отсталостью и ФГОС Начальное общее образование обучающихся (обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья) полностью ориентированы на обучение и воспитание детей с различными нарушениями развития. Для каждой группы нарушений разработаны свои цели, ожидаемые результаты, а также требования к освоению учебных дисциплин, с оглядкой на структуру дефекта. Также в стандартах есть перечень учебных дисциплин, который разнится в зависимости от вида нарушения развития. В качестве примера в приложении №1 дан перечень предметов, который разработан для школ VIII вида.
Отдельно отметим, что каждый стандарт содержит в себе требования к составлению адаптированных основных общеобразовательных программ, которые в настоящее время распространены повсеместно.
Авторские программы обучения и воспитания детей с умственной отсталостью.
Теперь, прежде чем мы вкратце рассмотрим особенности адаптированных основных общеобразовательных программ, скажем несколько слов про некоторые авторские программы обучения и воспитания детей с умственной отсталостью.
Перечень программ представлен ниже.
Программы коррекционного обучения;
1. Программа обучения и воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. Д. Соколова.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией И.М. Бгажноковой (1 – 4 / 5 – 9).
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1–4 / 5–9 классы / Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой.
Программа обучения и воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. Д. Соколова.
Программа рассчитана на дошкольников с ментальными нарушениями, от трех до семи лет.
Программа построена как на классических педагогических принципах, так и на коррекционных принципах.
Отметим, что в программе заложен концентрический способ подачи материала, который подразумевает подачу тем от простого к более сложному в зависимости от этапа реализации программы.
Основные направления программы представлены ниже и охватывают основные виды деятельности и направления развития дошкольников:
1. физическое воспитание.
2. игра.
3. труд.
4. ознакомление с окружающим.
5. развитие речи.
6. конструирование.
7. формирование элементарных математических представлений.
8. изобразительная деятельность.
9. музыкальное воспитание.
Таким образом, программа охватывает все основные линии развития детей с умственной отсталостью до семи лет. Программа используется во многих дошкольных учреждениях.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида как для 1–4 класса, так и для 5–9 класса, разработаны, для детей с умственной отсталостью.
В программе подробно излагается материал по каждой учебной дисциплине, на который может опираться педагог. Однако программа не учитывает варианты структуры дефекта (умственной отсталости). Поэтому учителям приходилось разрабатывать дополнительные программы обучения для таких детей.
Материал излагается по линейно-концентрическому принципу, который при последовательной подаче материала от простого к более сложному, с отдельным сосредоточением на отдельных темах, которые подаются концентрично (каждый год, рассматривается тема, которая постепенно усложняется).
Ниже представлен перечень учебных дисциплин, заложенных в рассматриваемые программы под редакцией В. В. Воронковой.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1—4 классы / Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой.
Подготовительный класс
1. Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности (В. В. Воронкова).
2. Чтение (В. В. Воронкова).
3. Письмо (В. В. Воронкова).
4. Математика (В. В. Эк).
5. Изобразительное искусство (И. А. Грошенков).
6. Музыка и пение (И. В. Евтушенко).
7. Ритмика (О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова).
8. Физическое воспитание (В. Н. Белов, В. С. Кувшинов, В. М. Мозговой).
9. Трудовое обучение (О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова).
1—4 классы
1. Русский язык (В. В. Воронкова).
2. Математика (М. Н. Перова, В. В. Эк).
3. Изобразительное искусство (И. А. Грошенков).
4. Музыка и пение (И. В. Евтушенко).
5. Ритмика (А. А. Айдарбекова).
6. Физическое воспитание (В. М. Белов, В. С. Кувшинов, В. М. Мозговой).
7. Трудовое обучение (1—3 классы — Н. Н. Павлова; 4 класс — С. Л. Мирский).
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5—9 классы / Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой.
1. Русский язык: чтение и развитие речи, грамматика, правописание и развитие речи.
2. Природоведение.
3. Математика.
4. Биология: неживая природа, растения, человек.
5. География: начальный курс физической географии, природа нашей Родины, география материков и океанов, география России, география своей местности, элементарная астрономия.
6. История Отечества и обществоведение.
7. Изобразительное искусство.
8. Пение и музыка.
9. Физкультура.
10. Социально-бытовая ориентировка (СБО).
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1 и Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред. С.Г. Шевченко.
От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой.
Данные программы направлены на развитие детей с задержкой психического развития.
Программы направлены на коррекцию негативных последствий ЗПР и охватывают все аспекты жизнедеятельности детей с ЗПР в ДОУ.
;
Теперь кратко рассмотрим программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. И. М. Бгажноковой.
В программах определен обязательный базовый уровень знаний, уровней освоения программы – 2, для детей с легкой умственной отсталостью и более тяжелыми формами умственной отсталости.
Программы каждого класса по учебным дисциплинам содержат вполне конкретные темы, изложение которых из года в год построено по концентрическому принципу.
Ниже представлен перечень учебных дисциплин программ.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией И. М. Бгажноковой 0–4 классы.
1. Живой мир
2. Занимательный ручной труд
3. Изобразительное искусство
4. Физкультура
5. Русский язык
6. Математика
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией И. М. Бгажноковой 5–9 классы
1. Русский язык
2. Математика
3. История
4. Этика
5. Природоведение
6. География
7. Естествознание
8. Изобразительная деятельность
9. Домоводство
10. Музыка
11. Физическая культура
Адаптированные основные общеобразовательные программы.
Нам осталось вкратце рассмотреть особенности адаптированных основных общеобразовательных программ (АООП), которые, как мы помним, основаны на ФГОС дошкольного и школьного образования.
Программы АООП стали появляться с 2015 года и призваны облегчать обучение и воспитание детей с ОВЗ как на дошкольном этапе образования, так и на школьном.
Ниже представлен большой перечень программ (АОПП), которые можно найти по интернет-адресу: https://fgosreestr.ru/?limit=50&page=1.
Перечень программ – дошкольники:
1. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей, перенесших операцию по кохлеарной имплантации.
2. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования для диагностических групп детей раннего и дошкольного возраста.
3. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми множественными нарушениями развития.
4. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабослышащих и позднооглохших детей.
5. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования глухих детей.
6. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
7. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с тяжелыми нарушениями речи.
8. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слабовидящих детей.
9. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с амблиопией и косоглазием.
10. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования слепых детей.
11. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с задержкой психического развития.
12. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Перечень программ – школьники:
1. Примерная адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования детей, перенесших операцию по кохлеарной имплантации.
2. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слепых обучающихся.
3. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся.
4. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
5. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи.
6. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
7. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
8. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития.
9. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабовидящих обучающихся.
10. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования глухих обучающихся.
Общие замечания.
Говоря о программах АООП необходимо отметить, что каждая программа как для детей (с ОВЗ) дошкольного возраста, так и школьного возраста составлена на основании общих принципов, облегчающих учебно-воспитательный процесс. Перечислим основные принципы программ:
1. Каждая программа является примерной и предполагает вариативность своего применения как в дошкольном, так и школьном образовании.
2. Цели каждой такой программы формулируются в зависимости от категории нарушения развития, структуры и сложности дефекта.
3. Планируемые результаты также основаны на категории нарушения и не являются жесткими по своей сути, а служат ориентиром для достижения результатов обучения.
4. Содержание программы дифференцированно в зависимости от дефекта, его сложности и структуры.
5. Разделы: содержание, организация и учебный план в школьных программах учитывают структуру и сложность дефекта.
Таким образом, программы призваны облегчить составление учебного плана и планирование календарно-тематического плана и поурочного плана.
Структура программ (дошкольники).
Структура дошкольных АООП одержит следующие разделы:
1. Цели.
2. Планируемые результаты.
3. Содержание.
4. Организация.
Направления содержания программы.
Содержание программ затрагивает разные области психофизического развития детей (познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие). Отдельно в программах рассматривается и воспитание личности дошкольника с ОВЗ (социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие). Перечислим эти направления:
1. социально-коммуникативное развитие;
2. познавательное развитие;
3. речевое развитие;
4. художественно-эстетическое развитие;
5. физическое развитие.
Структура программ (школьники).
Программы АООП (ОВЗ и УО), реализуемые для начального общего образования, помимо встречавшихся нам пунктов, содержат еще два пункта, которые направлены на обучение детей учебным дисциплинам. Также программа определяет условия реализации программ. В условиях реализации программ перечислены требования к уровню образования педагогических кадров. В штат специалистов образовательной организации, реализующей варианты программ для обучающихся с различными видами нарушения, должны входить учителя-дефектологи, логопеды, воспитатели, педагоги-психологи, специалисты по адаптивной физкультуре (лечебной физкультуре), социальные педагоги, медицинские работники, с соответствующим профильным образованием.
Перечислим основные разделы программы:
1. Планируемые результаты.
2. Содержание.
3. Организация.
4. Учебный план.
5. Условия реализации.
Направления содержания программы.
Направления реализации АООП (школа) охватывают разные стороны психофизического и личностного развития детей с ОВЗ.
Перечислим их.
1. программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся (в зависимости от варианта АООП НОО - базовых учебных действий) в соответствии с приложениями № № 1–8 к настоящему Стандарту при получении НОО;
2. программы отдельных учебных предметов, курсов коррекционно-развивающей области и курсов внеурочной деятельности;
3. программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ при получении НОО (в зависимости от варианта АООП НОО - нравственного развития, воспитания обучающихся с ОВЗ в соответствии с приложениями № № 1–8 к настоящему Стандарту);
4. программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни;
5. программа коррекционной работы;
6. программа внеурочной деятельности.
Мы рассмотрели только некоторые особенности специальных программ обучения и воспитания детей с ОВЗ. Работа с АООП сложная, каждодневная, но необходимая.
;
Литература.
1. Программа обучения и воспитания дошкольников с интеллектуальной недостаточностью Л. Б. Баряева, О. П. Гаврилушкина, А. П. Зарин, Н. Д. Соколова.
2. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Под редакцией И.М. Бгажноковой (1 – 4 / 5 – 9).
3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Подготовительный, 1–4 / 5–9 классы / Под редакцией доктора педагогических наук В. В. Воронковой.
4. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/Под общей ред. С.Г. Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2003. — 96 с.
5. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 2: Тематическое планирование занятий / Под общей ред. С.Г. Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2005. — 112 с.
6. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. — Издание пятое (инновационное), испр. и доп.— М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. — c. 336.
Интернет-источники.
1. Портал ФГОС. электронный ресурс. Режим доступа: https://fgos.ru/
2. Реестр примерных основных общеобразовательных программ. Электронный ресурс. Режим доступа: https://fgosreestr.ru/
;
Приложение №1
Перечень учебных дисциплин для коррекционных школ VIII вида.
Легкая умственная отсталость Средняя и тяжёлая умственная отсталость
Русский язык.
Чтение (Литературное чтение).
Речевая практика.
Математика (Математика и информатика).
Мир природы и человека.
Природоведение.
Биология.
География.
Основы социальной жизни.
Мир истории.
История Отечества.
Этика.
Обществоведение.
Музыка.
Рисование.
Ручной труд.
Профильный труд.
Адаптивная физическая культура.
Коррекционный курс "Ритмика".
Коррекционный курс "Логопедические занятия".
Коррекционный курс "Психокоррекционные занятия".
Речь и альтернативная коммуникация.
Математические представления.
Окружающий природный мир.
Человек.
Домоводство.
Окружающий социальный мир.
Музыка и движение.
Изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация).
Профильный труд.
Адаптивная физическая культура.
Коррекционный курс "Сенсорное развитие".
Коррекционный курс "Предметно-практические действия".
Коррекционный курс "Двигательное развитие".
Коррекционный курс "Альтернативная коммуникация".
Коррекционный курс "Коррекционно-развивающие занятия".
Свидетельство о публикации №223042300779