16 Строительство Бековского дворца и усадьбы

Первым делом он задумал построить респектабельный дворец, куда не стыдно было бы пригласить именитых гостей, а для этой цели сооруженный отцом угловатый замок явно не годился, так как на фоне роскошных зданий в соседних имениях Надеждино и Зубрилово казался более чем скромным.

В 1830-х годах Устинов строит дворцовое здание в классическом русском стиле, расположенное в северной части усадьбы, парадная часть которого смотрела на базарную площадь.

Между готическим замком и Покровской церковью на свободной площадке среди деревьев стояли три каменных флигеля, образуя как бы букву П, но с проходами между ними. Один из флигелей из-за просадки фундамента стал разрушаться, стены дали многочисленные трещины. Возможно, эти строения были жилыми, и поэтому владелец их решил перестроить: негодный флигель сломать, соседнему сделать пристройки с обоих торцов и над всем этим возвести второй этаж, а под боковыми пристройками предусмотреть погреба и винный подвал. Третий, хорошего состояния флигель, надстроить вторым этажом, а обе передеываемые постройки оформить новыми фасадами.

Для осуществления столь капитальных архитектурно-строительных работ нужен был архитектор. A. M. Устинов нашел такого у знакомого тамбовского помещика, Ф. Д. Хвощинского. Этот архитектор учился в Академии и потом работал в Петербурге у известного Кваренги, с которым трудился  длительное время.
Постройка в стиле классицизма состояла из главного дома, называемого Зеркальным дворцом, где жили сами Устиновы, и павильона для приезжавших друзей и знакомых. Он представлял собой большой, дворцового типа особняк. Его главный фасад выходил в сторону села и хорошо просматривался среди зелени парка.

Здание довольно протяженное, почти 30 саженей, с шестиколонным портиком тосканского ордера, несколько отстоящим от стены и поставленным на возвышенную неширокую площадку с асимметрично расположенной лестницей. Выход на площадку с первого этажа не устроен. На втором этаже между портиком и стеной – балкон, огражденный литой металлической решеткой. Над портиком сооружен подтреугольный аттик-фронтон.

Оба здания по своему расположению составляют прямой угол и образуют открытый с двух сторон внутренний дворик, обращенный к заливу Хопра, почти закрытому зеленью парка. Дворик был украшен красивыми цветниками. У павильона для приезжающих была устроена обширная площадка со скамейками и большой круглой клумбой.

В 1815 году с двух сторон к башне были пристроены два корпуса. Первый этаж здания рустован, то есть, облицован четырехугольными правильно сложенными и
плотно пригнанными один к другому камнями. Окна между колоннами портика на обоих этажах декорированы полуциркульными сандриками, небольшими профилированными карнизами, горизонтальными полочками над наличником оконного или дверного проема. Все остальные окна первого этажа украшены вверху замковым камнем. Над окнами второго этажа выполнены прямоугольные или круглые филенки. Концы фасадов – в виде слегка выступающих ризалитов, где часть здания выступает за основную линию фасада во всю его высоту, с большими, двойной ширины окнами. Эти окна по бокам имеют парные полуколонки.

Три десятилетия это сооружение оставалось одним из самых высоких зданий Пензенской и Саратовской губерний. Посмотреть на «небоскреб» в Беково приезжали со всей округи.

Большое внимание Адриан Михайлович уделил отделке и убранству интерьера. В бесчисленных комнатах им были собраны сотни картин, гобеленов, богатые коллекции фарфора и оружия. По причине обилия окон и зеркал в народе новый помещичий дом прозвали «зеркальным дворцом».

Комнаты дома выполнены в разных стилях и обставлены великолепными образцами мебели. Разнообразные мебельные гарнитуры: диваны, кресла, стулья, обитые дорогими узорчато-ковровыми тканями, разного назначения столы и столики из ценных пород дерева, росписи потолков и стен, обивка стен тканями, ковры – все это создавало причудливую роскошь. На стенах – живописные портреты и пейзажи Бековской усадьбы, на столах – фотографии в рамках, альбомы.

Страстью хозяина была дорогая мебель. Комнаты дворца украшали только изысканные
кресла и диваны лучших российских и зарубежных мастеров. Такую мебель делали по особымттехнологиям. Древесину предварительно обрабатывали специальным настоем из жучков и соединяли клеем, приготовленным из плавников осетровых рыб! Немудрено, что такая мебель в первозданном виде служила своим хозяевам многие десятилетия.

Согласно информации Саратовского краеведческого музея, в нем экспонируется картина «Имение М. А. Устинова в селе Беково Сердобского уезда Саратовской губернии». На ней изображен романтический пейзаж с панорамным видом на усадьбу помещиков Устиновых, расположенную на берегу Хопра в селе Беково (ныне Пензенская область).

Полотно создано неизвестным художником в первой половине XIX в. Зеркальная гладь Хопра, лодка с рыбаками, беседующие крестьяне на берегу, барин, наблюдающий за дамой, прогуливающейся по аллее парка на противоположном берегу, передают атмосферу обычного летнего дня из размеренной жизни обитателей богатого имения.

На картине за рекой среди зелени парка хорошо просматривается барский дом, построенный А. М. Устиновым в 1830–1832 гг. Это большой дворцового типа особняк с колоннадой по всему фасаду и шестиколонным портиком по центру, с балконом, огражденным литой металлической решеткой. Правее, в северо-восточной части усадьбы, у реки, высокая каменная церковь Покрова Богородицы с колокольней, выстроенная М. А. Устиновым после приобретения Бекова.

По версии исследователей, изображенный на первом плане картины барин с трубкой и есть владелец Бекова

Изюминкой дворца был шикарный атриум (внутренний двор), окруженный деревьями с густой кроной. Даже в зной здесь всегда было прохладно. Посредине двора был фонтан. Хозяин хотел создать в усадьбе каскад фонтанов и повторить величие Петергофа. Правда, этому амбициозному плану сбыться было не суждено. Когда Адриану Михайловичу сказали, во что ему обойдется идея, он решил ограничиться малым.

В конце 1830-х годов строительство здания с боковым корпусом было завершено. Есть мнение, что за образец своего дворца хозяин усадьбы взял дом отца в Саратове (ныне областной краеведческий музей). Парадный подъезд имел 8 колонн. В здании было 90 комнат и апартаментов. В новом особняке был построен огромный подвал, где в дубовых бочках хранилось вино.

На территории парка стояли многочисленные скульптуры.

 Усадьба Устиновых занимала третью часть села Беково. В усадьбе были барский дом в архитектурном стиле классицизма, построенный в 1830–1832 годах и имевший народное название «Зеркальный дворец», 5 каменных жилых домов, сад, оранжерея, каменная кладовая, хлебный двухэтажный деревянный амбар, деревянный птичий двор, два каменных конюшенных двора, каменный лесопильный завод. На Хопре имелась водяная мукомольная мельница, размалывающая для вывоза до 500 вагонов в год. В селе для простых людей построены школы и больница.

 


Рецензии