Глава 25. Впечатления зимние

После того, как я немного освоился в новом городе Маршрута, мне, словно электрическому току, после знакомства с Эдисоном – захотелось добавить в свою жизнь направленности. И для предстоящего знакомства с Владивостоком был создан план задач, который выглядел следующим образом:
1) гора Холодильник (наивысшая точка города);
2) форты (не менее 5);
3) остров Русский (не менее 5 объектов);
4) морская прогулка;
5) настоящая вьетнамская пища;
6) настоящая китайская пища;
7) ночёвка в капсульной отеле;
8) посещение океанариума;
9) поездка на фуникулёре;
10) обзоры лапши (не менее 50).

Моё упорядоченное знакомство с Владивостоком началось с наивысшей точки. Самым интересным в сопке, высотой 257 метров, было название. Сперва я думал, что гора имеет форму холодильника или в ней загорается свет, если открыть дверь, но Холодильник ничем не отличался от обычных сопок и вероятно, получил название за то, что в его глубинах кто-то забыл половину кочана капусты и открытую банку томатной пасты. Маршрут живописным не был – сперва следовало миновать промзону, затем стихийную свалку мусора и уже после начинался подъем по рыжеватой глинистой почве. На вершине горы находилась артиллерийская батарея и пара бетонных дзотов. Раньше там располагался форт имени Муравьева-Амурского с подземными казармами и тоннелями, но кто-то догадался добывать щебень неподалеку и большинство оборонительных сооружений то ли обрушили, то ли засыпали. Так и было установлено, что камень бьёт не только ножницы, а ещё и историческое наследие.
Впрочем, меня больше интересовал вид, открывающийся на город. И вид не впечатлял, поскольку у подножия сопки находилась выработка щебня и свалка, дальше раскинулась промзона и только морская гладь у самого горизонта, словно ягода малины в тарелке пересоленной овсянки – наивно пыталась исправить ситуацию.
Своим посещением горы Холодильник я остался доволен, но только потому что в моем списке задач стало на один пункт меньше.

Стоит обозначить, что Владивосток был основан в 1860 году. Сперва просто как удобно расположенный порт, но уже через 30 лет появился проект Владивостокской крепости и в линию ландшафта начали вписываться оборонительные сооружения. Строительство за царское золото шло споро и заметно ускорилось после 1905 года, когда Империя проиграла Русско-японскую войну и лишилась пары важных портовых городов. Тогда, под лозунгом "Ну уж отсюда-то мы точно не уйдем", строители пролили на земли Владивостока целые реки бетона. Вероятно, культурный уровень населения от этого резко вырос, ведь результатом каждой стирки была скульптура.
По всему периметру города расположилось множество небольших укреплений и десяток фортов, большинство из которых за сотню лет превратились в места интереса для бездомных и любителей неформального отдыха. Технически, я относился к обеим этим категориям, потому не мог упустить возможности поблуждать среди заброшенных коридоров и столетних лестниц.

Самой высокой точкой на Русском острове, расположенном в километре от материковой части Владивостока, являлась гора Русская. Ближе к вершине трехсотметровой сопки на доминирующей высоте притаился массивный форт – форт Русских. Уверен, раньше внутри оборонительного сооружения находилась специальная комната Русских, в которой стоял Русский шкаф, где на полке Русской хранилась матрёшка.
На белой скатерти зимнего склона, форт выглядел выпавшим из тарелки крупным куском тушеного мяса, являясь одновременно и лишним, и уместным в столовой пейзажа. Миновав внешнюю линию заграждений, я проник в казарменные помещения и медленно двинулся по темным коридорам. Сверху свисали куски ржавого металла, а под ногами, замедляя шаг, громоздился строительный мусор. Местами, на бетоне пола возвышались хрупкой порослью ледяные сталагмиты, причудливо светящиеся в луче фонаря, а воздух с каждой минутой становился гуще и тяжелее. Гнетущая тревога незримо стекала с незримых потолков, сковывая движения и сужая коридоры. Чувство безвыходности нарастало, поэтому я поспешил выбраться к солнечному свету через проем окна в кухонном помещении, отданном времени.
Первый, из череды интересующих меня фортов остался позади, а вскоре – и внизу, поскольку я продолжил подъем на Русскую гору.
Вид с вершины мне понравился больше того, что предлагал Холодильник. Ведь пейзаж для наблюдателя, как прогулка с мамой для подростка – чем меньше человеческого присутствия, тем лучше.
Это была действительно продуктивная поездка на Русский остров, ведь за один день я частично выполнил сразу два пункта из плана задач.

Форт Поспелова также находился на Русском острове, но из-за капризов навигатора путь к нему оказался не самым очевидным. Поначалу я даже заблудился, но после какого-то оврага наткнулся на небольшое бетонное строение с темным входом. Внутри была только пара комнат и каменная лестница с ржавыми перилами, которая упиралась в тоннель. Подземной дорогой я преодолел пару сотен метров и вышел в зимний день через столетнюю металлическую дверь. Передо мной находился форт Поспелова. Среди холмов укрывалась целая россыпь одноэтажных оборонительных сооружений и найти их все, словно не споткнуться ночью о кошку – было настоящим вызовом для внимательности.
На одной из возвышенностей расположился каменный лабиринт. Я уже встречал такие на Сахалине и в Мурманске – их возводят в особых местах силы те, кто верят в существование особых мест силы. Прочертив шагами множество незавершённых кругов в специально предназначенном для этого месте, я оставил на крупном камне монетку. Не для того, чтобы вернуться, а так – на удачу. И только после того, как все представительства форта Поспелова были обнаружены, я вышел к загороженному каменному мосту, с которого и началась бы моя прогулка, если бы не испорченный навигатор.

Форт Суворова располагался на материке и среди своих островных собратьев выглядел, будто счёт от стоматолога рядом с чеками из продуктового магазина. Первым на встречу бросилось массивное здание и дрожащие тени увлекли меня внутрь захламленных казарм. Отсутствие лестницы не было достаточно веской причиной, чтобы не подняться на второй этаж и ценой за любопытство стала пара ушибов, плюс испачканная куртка. Форт включал в себя целый комплекс из разнообразных построек, но самым впечатляющим было подземелье. Тесные коридоры и каменные ступени завели меня на три этажа вниз, к бывшему пороховому складу, где шорох бетонной крошки под ногами разбавила приглушенная человеческая речь. Поначалу я предположил, что это какая-то экскурсия и решил незаметно пристроиться к толпе туристов, чтобы бесплатно послушать экскурсовода. Но при встрече на меня направились не объективы фотоаппаратов, а лазерные прицелы и раздался мужской голос: "Не стрелять! Здесь гражданский". Технически, страйкболисты являлись такими же гражданскими, как и я, но оружие находилось в их руках, а значит и правда была за ними. Становиться частью чужой игры не хотелось, потому путь мой заструился к поверхности под аккомпанемент далёких выстрелов и криков.

Форт наследника цесаревича Алексея Николаевича был единственным не полностью заброшенным сооружением Владивостокской крепости, которое я посетил. В подземных галереях работало электрическое освещение и было оборудовано пространство для игры в лазертаг, кроме того, по коридорам форта можно было заказать экскурсию. Таким образом, за 250 рублей я узнал, что мне намного интереснее гулять по заброшенным территориям одному. Присутствие постороннего человека как-то сковывало и вместо ощущения столкновения с самой историей я получил только историческую справку – это как попросить у Санта Клауса счёт в швейцарском банке, а получить швейцарский нож. Однако, как оказалось, компания может стать и украшением прогулки, но работает это только с единомышленниками.

В форт Императрицы Екатерины Великой я отправился вместе с кедролазом Лёхой и его женой. Мой белгородский земляк, словно кондитерский магазин напротив лагеря для похудения – оказался настоящим генератором приключений.  Величественная крепость находилась вблизи вершины сопки, вот только уже на середине подъёма Лёха заметил в скале крупную нору, куда и полез первым. Около пары метров пришлось проползти на четвереньках, прежде чем мы оказались в длинном тоннеле уходящим под наклоном вверх. Пол представлял собой одну сплошную ледяную горку, но если широко расставить ноги и руки, можно было перемещаться, уперевшись в стены. В какой-то момент лёд под ногами исчез, пол выровнялся и мы оказались в лабиринте незнакомых тоннелей. Сначала, наш путь подземной стрелой расчертил глубину сопки в поисках противоположного выхода и наткнулся на ожидаемый спуск. Скатываться по ледяному полу намного веселее, чем подниматься, но только если впереди не ждёт, раздирающий полотно тоннеля, обыв. Я с земляком спустился на пару метров по каменной стене, высвечивая надёжные уступы ручным фонариком, а девушка осталась ждать наверху. Впрочем, заскучать она не успела, поскольку внизу от тоннеля не осталось и следа, а имеющиеся щели в скалистой породе не были предназначены для исследователей, крупнее мыши.
Позже мы обнаружили ещё один наклонный тоннель, но значительная часть его оказалась полностью затопленной и дальнейший путь перекрывала огромная ледяная пробка. Поэтому было решено двигаться вверх, ведь наша экспедиция не была крепким алкоголем и лёд ей на пользу не шел.
Узкие тоннели сменились подземными коридорами, галереями и комнатами. В одном зале высотой около 7 метров, Лёха проигнорировал лестницу рядом и сорвался со стены на бетонный пол с пары метров. То ли он неудачно переквалифицировался из кедролаза в альпиниста, то ли удачно – в бэйсджампера.
Прогулка по форту Императрицы Екатерины заняла не один час. Конечно, на поверхности имелись разнообразные сооружения, но они, словно цветы картофеля – не шли ни в какое сравнение с тем, что укрылось под землёй. Возвращались мы тем же тоннелем, через который проникли в исторический комплекс, весело скатившись по ледяной горке к самому выходу. Этим мое знакомство с фортами Владивостокской крепости и закончилось, но не закончился список задач для знакомства с Владивостоком.

С приходом советской власти, идея города-крепости не была заброшена и коммунисты добавили несколько артиллерийских батарей для защиты города с моря, а также укрепили Русский остров. Долгое время обрывок суши, площадью около 100 км; являлся закрытой зоной и лишь в 1998 году были отменены специальные пропуски, для его посещения, а в 2012 – построен мост, соединяющий столицу Приморья с бывшей территорией секретной военно-морской базы. Однако, острову было чем заинтересовать туриста и кроме тайн несуществующего государства.

Очень живописным был маршрут к мысу Тобизина. Скалистая полоса суши, хрустящим багетом разрывала кассовую ленту зимнего моря. Самая южная точка мыса отмечалась трёхметровым ржавым маяком – он-то и стал целью похода. Есть у меня какая-то необъяснимая любовь к маякам и старинным башням – наверное, в прошлой жизни я был учеником Фрейда.
Путь был не сложным, но интересным. Из-за значительных перепадов высоты, местами приходилось совершать резкий спуск или забираться по скалам наверх. Очень странным мне показалось, что протоптанная туристами тропа вдоль двадцатиметрового обрыва, пролегала менее чем в полуметре от его края. Уборкой снега и льда с дороги никто не занимался, кроме ветра, да и он халтурил. Конечно, подскользнуться там было можно, но только один раз.
Пришлось немного попрыгать с камня на камень, прежде чем мне удалось прикоснуться к рыжему металлу маяка – в тот момент мой поход завершился и остался только обратный путь.

Если бы бухта Новик, врезающаяся в ландшафт Русского острова была выпирающей складкой живота между джинсами и майкой, то остров Папенберг стал бы пупком. Крошечный остров внутри острова побольше привлек мое внимание рекурсивным потенциалом. Летом бы я туда никак не попал, потому что, словно ведро в колодце – не умею далеко плавать. Зато зимой клочок скалистой суши был доступен любому, кто решится прошагать пару километров по скованной льдом бухте. Весь остров, по периметру, я легко обошел минут за десять и не нашел на нем ничего, кроме камней и нескольких десятков причудливо изогнутых деревьев. Однако Папенберг, будто дремлющий на солнце кот – не нуждался в дополнительных украшениях, чтобы быть интересным.

Также любопытным на уровне концепции являлся, расположенный на Русском острове, кампус ДВФУ. Вдоль берега бухты Аякс был отстроен целый городок с многоэтажными зданиями, парком, пляжем и внутренним автобусным маршрутом – хитрый план, чтобы собрать всю прогрессивную молодежь в одном месте и избавить улицы Владивостока от ее присутствия. В Приморье не сохраняли крепости для истории, зато чтили крепостные устои.
В кампус я попал во время зимних каникул и провел больше часа, гуляя по пустым улицам, но впечатлён не был. Всё-таки без студентов студгородок теряет свой смысл и превращается просто в городок.

Главным вкладом советской власти в оборону Владивостокской крепости, была Ворошиловская батарея. Коммунисты, под лозунгом "отобрать и поделить", сняли с линкора "Фрунзе" две башни и установили их на одной из сопок Русского острова. Жалко, советские инженеры не догадались прикрутить в одной из бухт двигатели и разместить неподалеку капитанскую рубку – тогда остров точно стал бы кораблем.
На территории батареи находился музей и за 100 рублей можно было посмотреть, как тяжёлая артиллерия выглядит изнутри. Под каждой башней, на три этажа под землю уходят технические помещения, а ещё глубже проложен тоннель, но вход в него для туристов закрыт. Интерьер выглядел довольно атмосферно – свисающие цепи, ржавчина и трескучее освещение могли бы быть декорациями в фильме ужасов, или рабочим местом артиллеристов. Особо меня впечатлили огневые характеристики главного орудия, которое могло выпускать на 35 км. снаряд, весом до 470 кг. Это звучало как способ очень быстро отправить на ближайшие соревнования детскую футбольную команду или сразу две команды по пляжному волейболу, набранные из сумоистов.
Однако, я никогда не любил тематику Второй Мировой войны, поэтому много времени в Ворошиловской батарее не провел.

Завершал знакомство с русским островом я снова в компании Лёхи и его жены. На этот раз мы отправились к мысу Вятлина, но сначала посетили неподалеку батарею N367. От оборонительного сооружения осталось не так много – крупная пещера с высокими потолками и несколько подземных залов, соединённых коридорами. Изредка в темноте встречалась каменная кладка, но большая часть стен намекала на то, что предыдущие обитатели подземелья огонь добывали трением.
От батареи наш небольшой отряд спустился крутыми тропками к самому морю, но лишь для того, чтобы вскоре упереться в уходящую вверх скалу и забраться на нее. Поднялся густой туман, который лишил прогулку главной ценности – вида с края мыса. Так что, главной ценностью похода стало присутствие поблизости единомышленников, которые скрашивали зимний день эффективнее, чем туман его обесцвечивал.

Последним пунктом, связанным с Русским островом, в списке задач был океанариум. На всю территорию России приходилось 8 подобных учреждений – неплохой результат, если не вспоминать, что территорию государства омывает 12 морей.
За 1000 рублей передо мной открылся вход в огромный комплекс, где можно было провести не один час. Изначально я хотел попасть на шоу дельфинов, но опоздал минут на десять, а следующее мероприятие проводилось только через три часа. Желание дождаться встречи с дельфинами, замедлило мое продвижение по залам и вынудило внимательно читать всю информацию около витрин. Однако, довольно скоро я наткнулся на экскурсионную группу, к которой незаметно прибился и был очень доволен своим маневром, пока не узнал, что экскурсионное сопровождение предоставляется океанариумом бесплатно. Более двух часов студентка-океанолог делилась с благодарными слушателями различными сведениями о море и завершила повествование как раз перед началом шоу дельфинов. Но после экскурсии мне запомнился только один факт, который я обнаружил сам – жители Петербурга не могут не сообщать окружающим, что они прибыли из культурной столицы.

Самой простой из задач для знакомства с Владивостоком, была поездка на фуникулёре. В список этот пункт попал только потому, что во всей России существует только два подобных сооружения, что в четыре раза меньше, чем океанариумов. Короткая поездка на необычном трамвайчике обошлась мне в 12 рублей. Впечатлений – никаких, даже не знаю, на что я рассчитывал, когда вносил этот пункт в список задач.

Не менее важными, чем выживание во Владивостоке и знакомство с местностью, стали для меня обзоры лапши быстрого приготовления. Ещё на Сахалине я хотел попробовать как можно больше видов рамена и дать их краткие описания в своем блоге, но реализовать задумку удалось только спустя пару лет, когда появился блог. Первая зарплата в столовой позволила мне приступить к дегустации – я делал аппетитные фотографии, оценивая плотность, вкус и текстуру лапши, а также мягкость и насыщенность бульона. Всего, за два с половиной месяца, было написано 50 гастрономических обзоров и если бы за каждый мне платили по рублю, этого как раз хватило бы ещё на одну упаковку китайского рамена. Но не хватило бы на корейскую или японскую лапшу, ведь они стоили от 65 до 250 рублей и словно человечные госслужащие – появлялись в моей жизни не так часто, как хотелось бы.

За зиму я успел выполнить 6 пунктов списка из 10 и впереди имелось достаточно времени, чтобы успешно завершить знакомство с Владивостоком.


Рецензии