Принципы модульного обучения и их роль в подготовк

ПРИНЦИПЫ МОДУЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
И  ИХ   РОЛЬ  В ПОДГОТОВКЕ   СПЕЦИАЛИСТОВ ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

 

Установлено, что на подготовку специалиста высокой квалификации  в технической  сфере уходит в среднем от 12 до 15 лет. Во всем мире пытаются найти способы, чтобы сохранить сроки обучения, не снижая  при этом качества подготовки. На практике стараются реализовать самые разнообразные способы, методы, подходы, организационные структуры, новые активизирующие и интенсифицирующие информационно - обучающие технологии.
       Нынче путь  от  начального  обучения (всеми  элементарно необходимыми  сведениями)  до  высот максимального уровня развития науки и культуры  необходимо человеку проходить  в максимально сжатые сроки, отведенные  ему для этого жизнью.  Времени на неторопливую «раскачку», как это было  в прежние годы и эпохи, у него  уже  нет.
Ученые и педагоги стоят перед необходимостью создать обучаемому( студент, курсант, слушатель) возможность и условия для усвоения огромного и непрерывного возрастающего объема информаций и знаний.
Этим и определяется настойчивое стремление ученых и специалистов найти новые максимально эффективные методы обучения.
Интенсификация учебного процесса стала главным делом большинства вузовских коллективов.  Интенсификация -  это оптимальное использование срока, отведенного для обучения студента (будущего специалиста) в стенах учебного заведения.
Важный этап в развитии методов обучения  в нашей  стране  -   это переход к модульному построению курсов, эффективность применения,  на практике которого доказана многими зарубежными учебными заведениями.
Цель разработки модулей – расчленения  содержания каждой темы курса на компоненты в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами, определение для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения, согласование их по времени и интеграция в едином комплексе.
Обучающий модуль представляет собой интеграцию различных видов и форм обучения, подчиненных общей теме  учебного курса или актуальной научно-технической проблеме. Будучи крупным разделом или темой курса, модуль представляет собой фундаментальное понятие дисциплины – явление, закон, структурный план и т.д. или группу взаимосвязанных понятий.
Обычно семестровый лекционный курс ( 40-50 лекционных часов) делят на 10-12 модулей аналогично принятому разделению курса на ряд тем, по которым проводят коллоквиумы.
В лучших зарубежных вузах модульное деление строится на основе строгого системного анализа понятийного аппарат дисциплины, что дает возможность выделить группы фундаментальных понятий, логично и компактно группировать материал, избегать повторений внутри курса и в смежных дисциплинах, сократить объем курса на 30% и более.
Модуль – самостоятельная структурная единица, и в некоторых случаях студент может слушать не весь курс, а только ряд модулей.
Каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактическими и методическими материалами, перечнем основных понятий, навыков и умений, которые необходимо усвоить в ходе обучения.
Такой перечень, или характеристика входа, служит основой  для составления программы предварительного контроля, который можно выполнить в виде письменной работы или осуществить компьютерной системой.
В результате  такого контроля  студент не получает оценку, но выяснить степень своих знаний, получить рекомендации по дополнительной проработке тем или иных вопросов. Внутри одного курса завершающая контрольная работа по окончании каждого модуля служит предварительным контролем для следующего.
Для каждого модуля формируется набор справочных и иллюстративных материалов, который студент получает перед началом его изучения. Модуль снабжается списком рекомендуемой литературы. Каждый студент переходит от модуля к модулю по мере усвоения материала и проходит этапы текущего контроля независимо от своих товарищей.
Для оценки знаний используется новая, более прогрессивная система: все результаты, достигнутые студентом на каждом этапе текущего, промежуточного ( рубежного)  и итогового контроля оцениваются  в   ( очках или баллах).  Все набранные баллы  суммируются и составляют индивидуальный кумулятивный индекс (ИКИ).
Цель студента – набрать максимальное число баллов.  В системе  ИКИ резко возрастает роль текущего и промежуточного контроля, поскольку это возможно именно здесь.
Текущий контроль дает до 30 – 35 % общей максимальной оценки в баллах, промежуточный ( рубежный ) – 25-35%.
Доля баллов, полученных на экзамене, обычно  не превышает  30 % от общей оценки учебного труда студента.
Такая система стимулирует повседневную и систематическую работу студентов, значительно повышает состязательность в учебе, исключают случайности при сдаче экзаменов. Опыт показал, что экзаменационные сессии при этом проходят ускоренно, как правило, без предоставления студентам времени на подготовку: экзамены следуют через день или даже ежедневно.
Преимущества модульного метода обучения заключаются в следующем:
• обеспечение методически обоснованного  согласования всех видов учебного процесса внутри каждого модуля и между ними;
• гибкость структуры модульного построения курса;
• эффективный контроль усвоения знаний студентами;
• быстрая дифференциация студентов: размываются « усредненные» группы отличников,  вместо которых,  появляются первый, второй, десятый…сотый  и т.д. студент курса;
• резко упрощается отбор кандидатов в учебные заведения более высокого уровня, исключается продвижение не очень способных, но активных студентов;
• при  значительном сокращении времени лекций и поиске новых форм занятий преподаватель успевает дать студентам необходимые  знания, навыки и умения в своей предметной деятельности.

Разумеется, модульный принцип обучения требует более напряженной, о всяком случае на первом этапе, работы преподавателя, поскольку материал для построения модулей нужно подвергать жесткой селекции (не расширяя объема дисциплины, а сокращая его, дать студентам весь необходимый запас знаний).
Обеспечивать формирование  методов мышления, позволяющих самостоятельно применять накопленные знания  и получать новые.
Накопление знаний в разных предметных областях происходит, как правило, путем увеличения числа новых частных явлений, новых частных зависимостей. Смена точек зрения в понимании их сути происходит сравнительно редко. Именно эту суть, скрытую за частными явлениями, и надо включить в содержание обучение, содержание модулей.
Следовательно, при построении модулей задача состоит в том, чтобы выделить инвариант и рассматривать отдельные случаи как частные варианты.
Если это удается, то вместо множества частных явлений изучаются лишь некоторые из них, выступающие не как самостоятельные предметы усвоения, а как средство усвоения общего.
Именно на это и рекомендуется ориентировать обучаемого при анализе каждого частного явления, которых надо вводить лишь столько, сколько необходимо для усвоения данного метода.
Модульный метод бучения предполагает чтение проблемных и установочных лекций, дающих обобщенную информацию по узловым вопросам курса.
Лекции по специальным дисциплинам строят на методических принципах развивающего обучения,  направленных на развитее творческих способностей студентов.
Практические занятия и лабораторные работы модуля прорабатывают в комплексе с лекциями, дополняя их содержание изучением нового материала и приобретением определенных практических навыков.
Для интенсификации обучения, сокращения времени на расчеты и обработку результатов экспериментов целесообразно использовать вычислительную технику и соответствующее программное обеспечение. Без применения ЭВМ неизбежна острая нехватка времени для реализации программы обучающих модулей.
Внедрение модульного принципа требует определенной организационной перестройки учебного процесса: изменения планирования работы преподавателей, подготовки лабораторной базы к фронтальному проведению работ, формирования студенческих потоков и групп с учетом пропускной способности лабораторий, разработки соответствующего методического обеспечения, организации контрольных проверок знаний и т.д.
Основными компонентами Национальной модели подготовки кадров                Р  Уз  стали  личность, как главный субъект и объект системы подготовки кадров, а также способы  его  оптимального обучения  и воспитания. Здесь Государственная   политика    предусматривает становление разносторонне развитой личности - гражданина через систему непрерывного образования, неразрывно связанную с интеллектуальным и духовно-нравственным воспитанием человека  с  использованием наиболее эффективных и значимых методов  обучения.
Литература

         1. Закон Республики Узбекистан "О национальной программе по подготовке кадров" (Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1997 г., № 11-12, ст. 295; Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 15,

     2 Алякринский  Б.С. О таланте и способностях.- М.: Знание 1984. 
3. Архангельский С.И. Лекции по теории обучения  в высшей школе –М.: Высшая школа, 1974.
4. Новое педагогическое мышление. Под ред. А.В.Петровского. -М.: Педагогика, 1989
5.Педагогика. Учебное пособие. / под ред П.И.Пидкасистого. –М.: Педагогическое общество России, 1998. -640с.
6. Фарберман Б.Л. Передовые педагогические технологии. –Ташкент:  .ФАН, 2003.
 

 
 


 
 


Рецензии