К вопросу о подготовке квалифицированных и компете

К  ВОПРОСУ     О   ПОДГОТОВКЕ
КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ И КОМПЕТЕНТНЫХ КАДРОВ
С ПОМОЩЬЮ  ЭФФЕКТИВНЫХ   МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ

   
      
      В настоящее время во всем мире бурно развиваются и претерпевают качественные изменения не только  отдельные науки и сферы деятельности              (а вся наука, техника, производство),  но и связанные с ними духовные сферы: образование, культура, здравоохранение в целом.
     Осуществляемое в течение многих тысячелетий  обучение    различных поколений  людей  характеризовалось как определенными успехами, так  и   досадными педагогическими неудачами, которые сводили  на «НЕТ» достижения  прошлых эпох.
Наступило время, когда образование стало играть весьма заметную роль в жизни людей. Обнаружилось, что общество прогрессирует быстрее или медленнее в зависимости от того, как в нем поставлено  обучение и воспитание подрастающего поколения.
     В XXI веке человечество вынуждено    решать уже  новые глобальные проблемы: осознание исчерпаемости мировых природных ресурсов, энергетический кризис, экологические задачи, проблемы обеспечения человечества необходимыми ресурсами (продовольствием, промышленным сырьем, энергией и т.д.), проблемы здоровья человека, проблема бедности людей, переоценка направлений развития промышленности, коренное улучшение социальных условий жизни людей, расширение физических границ среды обитания человека, обеспечение мира для всех народов, регулирование стремительного роста населения в развивающихся странах и многое другое.
 Ключом к решению перечисленных выше глобальных проблем современного мира является   создание наиболее  эффективной системы образования   в обществе. Поэтому развитие образования является важнейшей составляющей государственной стратегии на ближайший  и   дальний периоды.
       Развитие образования (в первую очередь высшего), будучи  усложняющейся    деятельностью,  конечно же, само по себе  не  может разрешать экономических, социальных  и  политических  проблем,  но  способно  значительно  смягчить  их  остроту. 
В  годы реформирования нашего государства наряду  с  некоторыми    достижениями произошло и заметное общее падение уровня среднего образования, что заключается, в частности, в массовой утрате прежних навыков работы с литературой,  в  особенности  с  научной,  ослаблении  самого  желания  читать литературу, как научную, так и художественную. Наблюдается,  далее,  заметное  снижение  интеллектуальных  способностей, прежде  всего – памяти:  слабое  запоминание материала на лекциях и  во время самостоятельной  работы,  быстрый «сброс»  усвоенного материала  после  сдачи  экзаменов,  опора  на  кратковременную  память  в  ущерб  долговременной. Большинство  школьников  весьма  слабо  знакомо  с  технологией интеллектуального труда. Существенно  снизилась  языковая  культура  школьников  и  студентов: словарный  запас,  ассоциативная  память,  культура  построения  устной  и письменной речи. Главным следствием падения уровня образования является резкое снижение уровня абстрактного  мышления.  Оно  выражается  в  низкой  культуре определения  понятий,  оперирования  понятиями.  Многие  формы  абстракции оказываются  труднодоступными  для  современных  студентов  и т.д.
Установлено, что эффективное  обучение невозможно без одновременной деятельности преподавателя и обучаемых (студенты, слушатели, курсанты),  т.е. без их дидактического взаимодействия. Как бы активно не стремился сообщать знания педагог, если при этом нет адекватной деятельности самих учащихся по усвоению знаний,  то процесс обучения фактически не протекает, т.е.  дидактического взаимодействия не  происходит, что  существенно  снижает  эффективность процесса обучения  и  развития самих обучаемых.    Особая  роль  при моделировании рационально-эффективного процесса  обучения должна   принадлежать  преподавателям новой формации, где они   из  «источников и распространителей информации»  должны трансформироваться в организаторов  обучающего процесса. 
Задача  каждого такого преподавателя, и  особенно преподавателя    высшей школы,  «провести» своих подопечных  к вершинам знаний по самому  быстрому и короткому, а, следовательно,  и более оптимальному пути. При этом  следует  сочетать     формы  группового (массового) обучения   с методами  индивидуальной работы,   а также    использовать  на всех этапах обучения  и при любых формах  научения  весь арсенал  имеющихся  современных технических и материальных средств. 
    Многие преподаватели, особенно технических вузов, недооценивают значение методов обучения, полагая,  что для обучения студентов вполне достаточно знания только предметной области науки.
     Между тем преподавателю   вуза нужно хорошо знать  современные методы обучения, их особенности и условия эффективного применения. Метод бучения имеет и большое воспитательное значение: он должен не только способствовать расширению объема знаний студентов, но и активизировать их познавательную деятельность.
     Основной критерий выбора метода обучения – его педагогическая эффективность, т.е. количество и качество усвоенных знаний, которые нужно оценивать с учетом затраченных преподавателем и студентами усилий, средств и времени.
Выбор, как правило, должен определяться следующим:
• целями учебно-воспитательного процесса, реализуемыми в ходе изучения того или иного предмета, местом этого предмета в системе других дисциплин;
• целями учебного занятия, на котором применяется метод обучения;
• характером предмета ( естественнонаучный; относящийся к фундаментальной части подготовки, на базе которой осуществляется специализация; дисциплина специализации и т.д.);
• характером учебного материала (производство материалов, проектирование, конструирование и т.п.);
• организационными формами работы, в рамках которых должен быть использован метод ( лекция, практическое или семинарское занятие, лабораторная работа и т.д.);
• видом, характером, комплексностью и сложностью учебных пособий и дидактических средств, используемых при обучении;
• физиологическими и психологическими возможностями студентов, обусловленными не только их индивидуальными особенностями, но и конкретными условиями процесса обучения (например, расписанием занятий, условиями, в которых проводят занятия и т.д.).

      Среди  наиболее  часто применимых  способов   обучения  в ряде вузов  стали методы: проблемного, программированного, квантового, индуктивно – дедуктивного, креативного   обучения, деловые  и ролевые игры,  кейс-стади, коучинг, дистанционное обучение  и др.
      Особое внимание      в  нашей  стране стало уделяться   принципам  модульного обучения, как  наиболее  эффективного средства обучения. 
      Цель разработки модулей – расчленения  содержания каждой темы курса на компоненты в соответствии с профессиональными, педагогическими и дидактическими задачами, определение для всех компонентов целесообразных видов и форм обучения, согласование их по времени и интеграция в едином комплексе.
     Обучающий модуль представляет собой интеграцию различных видов и форм обучения, подчиненных общей теме  учебного курса или актуальной научно-технической проблеме. Будучи крупным разделом или темой курса, модуль представляет собой фундаментальное понятие дисциплины – явление, закон, структурный план и т.д. или группу взаимосвязанных понятий.
     Обычно семестровый лекционный курс ( 40-50 лекционных часов) делят на 10-12 модулей аналогично принятому разделению курса на ряд тем, по которым проводят коллоквиумы.
     В лучших зарубежных вузах модульное деление строится на основе строгого системного анализа понятийного аппарат дисциплины, что дает возможность выделить группы фундаментальных понятий, логично и компактно группировать материал, избегать повторений внутри курса и в смежных дисциплинах, сократить объем курса на 30% и более.
     Каждый модуль обеспечивается необходимыми дидактическими и методическими материалами, перечнем основных понятий, навыков и умений, которые необходимо усвоить в ходе обучения.
     Такой перечень, или характеристика входа, служит основой  для составления программы предварительного контроля, который можно выполнить в виде письменной работы или осуществить компьютерной системой.
      Внутри одного курса завершающая контрольная работа по окончании каждого модуля служит предварительным контролем для следующего.
      Для каждого модуля формируется набор справочных и иллюстративных материалов, который студент получает перед началом его изучения. Модуль снабжается списком рекомендуемой литературы. Каждый студент переходит от модуля к модулю по мере усвоения материала и проходит этапы текущего контроля независимо от своих товарищей.
     Для оценки знаний используется новая, более прогрессивная система: все результаты, достигнутые студентом на каждом этапе текущего, промежуточного ( рубежного)  и итогового контроля оцениваются  в   ( очках или баллах).  Все набранные баллы  суммируются и составляют индивидуальный кумулятивный индекс (ИКИ).
      Цель студента – набрать максимальное число баллов.   Модульный метод бучения предполагает чтение проблемных и установочных лекций, дающих обобщенную информацию по узловым вопросам курса.
      Лекции по специальным дисциплинам строят на методических принципах развивающего обучения,  направленных на развитее творческих способностей студентов.
      Практические занятия и лабораторные работы модуля прорабатывают в комплексе с лекциями, дополняя их содержание изучением нового материала и приобретением определенных практических навыков.
     Положительные характеристики метода модульного обучения заключаются в его избирательности, гибкости и возможности перестановки его слагающих – модулей.   
      Метод не лишен  и недостатков, состоящих  в том, что учебный материал может быть усвоен разрозненно и станет нецелостным. Также может потеряться логическая связь информационных модулей, вследствие чего знания будут фрагментированными  и  пр..
     Выбор  наиболее эффективного метода обучения зависит, прежде всего,   от личностных  особенностей самого преподавателя, от его потенциально-интеллектуальных  возможностей, как специалиста, ученого и педагога.
     Поскольку универсального и  оптимально-эффективного метода, который можно было бы использовать всегда и всюду  в природе не существует, то  каждый преподаватель самостоятельно выбирает тот метод обучения, который лучше всего  определяет конкретную область его знаний  и область науки, по которой идет обучение, а также  и потенциально-личностные качества  самого педагога.
    Чем лучше преподаватель знает свою дисциплину, чем лучше  владеет педагогическими и психологическими приемами   обучения, тем выше вероятность того, что он выберет наиболее эффективный   именно для  себя в   метод обучения, который   в итоге будет способствовать подготовке   квалифицированных   и компетентных кадров  для  народного хозяйства страны.
 Именно та отрасль государства, которая сегодня сумеет создать более совершенную систему «УЧИТЕЛЬ», т.е.  сумеет обеспечить передачу эстафеты знаний и культуры и найти то взаимоотношение с окружающей природой, которое отвечает современным потребностям, сделается лидером  в  своей сфере  в   XXI веке…
                Литература 
1.Архангельский С.И.. Лекции по научной организации учебного процесса в высшей школе. –М.: Высшая школа,  1976. 200с.ил.
       2.  Моисеев, Н.Н. Система «Учитель» и современная экологическая обстановка // Экология и жизнь . – 2010 . - № 2 . – С. 4-7.
3 Профессиональная  педагогика:  Учебник  для студентов,  обучающихся  по  педагогическим  специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное.- М.: Из-во ЭГВЕС, 2009.


 


Рецензии