Особенные соседи
Мы с Раиской дружим. Только она ходит в садик, ее родители работают. А я просто "домашний ребенок", моя мама - домохозяйка и жена шахтера-депутата, который редко бывает дома.
Отец у Раиски особенный, хоть и работает на стройке простым рабочим. Он с гордостью называет себя карело-финном, и я с уважением смотрю на его крупный нос и светлые с рыжиной волосы.
Я никогда не видела карело-финнов так близко, как дядю Сашу. Моя мама русская, как и тетя Таня, отец мой просто эстонец, а вот дядя Саша не "просто": у него оказалось сразу две национальности - карел и финн.
В нашем двенадцатиквартирном доме живут соседи разной национальности: и белорусы, и украинцы, и полька тетя Ханна. А вот карело-финнов было только двое: дядя Саша и его головастый сын Славик, уменьшенная копия отца. Раиска призналась мне, что она русская.
Обычно после работы дядя Саша заходил к нам в поисках пропавшей из дома тети Тани. Она посменно работала в больнице санитаркой и любила ходить к нам в гости, попить чайку с приторными конфетами вприкуску. Тетя Таня говорила, что уж очень сладкие эти ваши "триперные конфеты". Она вообще смешно говорила, называя макароны с томатом - "макароны с автоматом". Мы с мамой смеялись, а тетя Таня пожимала плечами и оставалась серьезной.
Дядя Саша знал, что моя мама любила гостей, поэтому никогда не отказывался от предложенного ужина, нахваливая отличную хозяйку. Видимо, тетя Таня понимала, в чей огород летели камушки по поводу ведения хозяйства. И тут начиналось представление!
С грустным выражением лица, подперев щеку сухенькой ладонью, похожей на птичью лапку, она погружалась в воспоминания, как пела на "бис" с "арены" сельского клуба и не было у нее тогда отбоя от поклонников. Светлокожий дядя Саша, весь в мелких веснушках, заметно краснел, морщился, как от зубной боли, и его веснушки на лице сбивались в кучу. А тетя Таня оживлялась от этого. Она добавляла еще рассказ о том, как однажды она шла к морю, и настоящий генерал остановил военный "козелок", чтобы довести красавицу до самого пляжа.
- Таня, хватит тебе уже, - умолял жену-скандалистку ревнивый дядя Саша, которого она откровенно сейчас игнорировала.
Тетя Таня желала показать всем, как она спела генералу на прощание. Она же артистка! Крикнув дяде Саше пронзительным голосом:" Ты же помнишь, как я пела?!", она резко отодвигала чайные чашки на край стола и раненой птицей взлетала со стула на кухонный стол, с желанием выступить, чтобы снова завоевать сердце дяди Саши.
Дядя Саша пытался снять со стола жену, она сопротивлялась, хлопала его ладонями по рыжеволосой голове с короткой стрижкой "ежик" и голосисто выводила песню "Парней так много холостых, а я люблю женатого!". Худощавая, в чулках на тощих прямых ногах, тетя Таня свысока смотрела на дядю Сашу. И в глазах ее был вызов.
Мы с Раиской в экстренном порядке укладывали кукол спать без колыбельных песен и бежали из детской комнаты на кухню, чтобы посмотреть концерт и дружно рукоплескать артистке тете Тане.
Допев песню до конца, она благосклонно разрешала дяде Саше снять ее с кухонного стола на руки. Его лицо сияло от счастья. И они дружно все уходили на поиски Славика, своего любимого маленького карело-финна.
Дело в том, что ни у кого из детей во дворе не было такой справки, как у Славика. Ему даже обещали специальную школу для неособо одаренных детей, а не нашу обычную, куда мы с Раиской собирались на следующий год. Славик был тоже особенный, как и дядя Саша, как и его мама-артистка.
После ухода гостей в доме наступала тишина.
Только у меня еще долго звенело в ушах от пронзительного пения тети Тани.
АПЕЛЬСИНОВОЕ ПАЛЬТО
Осенью мать купила своей Раиске зимнее пальто на ватине. Не знаю, откуда родители привезли его, может, из России, но это было небыкновенной красоты вещь. Оранжевое, как спелый апельсин, который нам доставался только в новогоднем подарке в количестве одной единицы.
Раиска постучала в дверь и позвала меня в гости, чтобы похвастаться. Конечно, я быстро всех кукол уложила на "тихий час" спать и мы со всех ног помчались к подруге в соседний подъезд на второй этаж, выше было некуда. Маме я пообещала через часик или два вернуться.
Подружка забралась на стул и с осторожностью достала из шкафа пальто, стащив его с деревянной вешалки. Оно меня ослепило, как солнце, и поразило верхом совершенства. Не бывает таких красивых вещей для детей! И Новый год еще впереди, чтобы Дед Мороз мог на своих санях его привезти с Севера!
Раиска клялась, что не знает, из какого магазина мама его купила, но скорей всего там уже нет такой красоты! Получалось из раискиной сбивчивой и быстрой речи, что пальто сшили на швейной фабрике одно и привезли Раиске прямо на дом!
Я стояла с приоткрытым ртом и только приговаривала:"Красота!Красота!"
На улице стоял дождливый серый октябрь, ливень недавно прошел, дождик то моросил, то переставал, свинцовые тучи еле ползли по небу.
Не знаю, кому из нас пришла идея выгулять это замечательное пальто. Может, от моих восторгов Раиска рискнула нарушить материнский запрет трогать обновку до морозов? Но мы открыли форточку и убедились, что ветер дует точно северный. Наверное, зима уже в пути!
И Раиска нарядилась в пальто, как маленькая принцесса из какой-то неизвестной мне сказки! Из худощавой, конопатой и рыжеватой девочки она превратилась в красотку небывалой красоты. Раиска смотрела на свое отражение в зеркале, а я - на подружку!
Мы взялись за руки и вышли на улицу. Кругом стояли лужи. Я любовалась Раиской и несколько раз попадала ногами в воде. Мои ботиночки быстро намокли. Сперва мы чинно гуляли вокруг дома, обходили огромные лужи и грязь. Прохожих в рабочий день было немного, но они с интересом рассматривали раискино пальто. В основном это были старушки с авоськами.
Мы с Раиской в детский сад не ходили: я была "домашним" ребёнком, а Раиска немножко была больная и сидела дома с братиком Славиком, в ожидании матери из больницы, где тетя Таня работала санитаркой.
После, неизвестно какого по счёту, круга вокруг дома, наши ноги сами дружно вырулили на детскую площадку. Там была высокая деревянная горка, с которой мы на салазках с визгом спускались зимой. Скрипучие качели грустили в одиночестве. На скамейках стояла вода. От затеи покачаться мы избавились быстро. Посреди детской площадки была расположена большая клумба с низким красивым заборчиком. Цветы пожухли, свесив потемневшие головки.
И тут обе заметили среди этого неприглядного мрака один красивенький и живой цветочек. Это была календула и её необходимо было спасти от холода и смерти!
Мы пробовали дотянуться до цветка, похожего своим цветом на пальто подружки. Но руки наши оказались коротки. Наконец-то, Раиске удалось перегнуться через заборчик, но ноги её внезапно поехали по грязной земле. Я вцепилась в подол её пальто, но удержать подругу не сумела. И Раиска рухнула грудью по ту сторону заборчика прямо на грязную землю! Подняться сразу у неё не получалось, она еще пару раз падала. Я кричала ей, чтобы она держалась за забор, но Раиска в азарте схватила цветок, выдрав его с корнями.
Она с лицом победителя смотрела на календулу, высоко подняв ее над головой грязными руками, как маленькое солнце. А я с ужасом смотрела на Раиску в пальто с тёмными разводами от воды и пятнами грязи. И знала что подружку сегодня выдерут, как сидорову козу.
Отдав мне цветок, Раиска кое-как перелезла через заборчик. Её чулки в "резиночку" тоже были мокрыми и грязными. Чтобы не заболеть сильнее, Раиска понеслась домой, а я за ней следом со цветком в руке.
Налив в чистую банку из -под сметаны воды и пристроив спасенный цветочек, мы стали рассматривать пальто. Оно стало тяжелее от сырости на улице. И не выглядело новым. Оно вообще ужасно выглядело, поэтому мы решили его постирать. Пока мама Раиски не вернулась с работы, мы успеем его высушить и убрать в шкаф, как ни в чем не бывало!
План нам показался очень умным и хитрым. Титан мы решили не топить сланцем, потому что спички детям трогать нельзя. Раиска наполнила ванну холодной водой, притащила ребристую стиральную доску и большой кусок коричневого хозяйственного мыла. И мы утопили в воде пальто. Затащить его на доску было очень сложно, оно оказалось еще тяжелее, чем даже после улицы.
Мы его по очереди намыливали и пытались тереть по рёбрам стиральной доски, но оно постоянно выскальзывало с наших рук. Обе вспотели, намочили платья, но руки у нас замёрзли. Решив, что уже достаточно долго провозились со стиркой, договорились пальто выжать.
Для этого необходимо было выпустить грязную воду через сливное отверстие в ванне. Раиска снова чуть не кувырнулась через край ванны, вымочив себя по грудь, пока тянулась за пробкой. Я изо всех сил держала ее за подол платья.
Вода вся ушла. Мы забрались босыми ногами в ванну и стали топтать пальто, чтобы оно выжалось. Видели, что приём сработал, тонкие струйки из-под пальто нам об этом говорили.
Вылезли из ванной, довольные проделанной работой, с замерзшими ногами. Выволокли несчастное пальто непонятного цвета и кое-как пристроили его на батарею центрального отопления. Может, оно высохнет и снова станет оранжевым, мечтали мы вслух.
Проголодавшись пошли на кухню, шлёпая мокрыми ногами по тканным цветным половичкам . Раиска большим ножом криво отрезала от батона два куска булки, сверху она помазала сметаной и посыпала сахаром. Вкуснее я ничего не ела! У нас дома было сливочное масло, которое с удовольствием уплетала Раиска, когда приходила поиграть в куклы. Мы съели пол-батона и банку сметаны. Раиска ее предусмотрительно поставила на место, словно это не мы уничтожили всё.
Ходили по очереди к батарее, чтобы пощупать пальто. С него не переставала стекать вода на пол. Притащили из ванной комнаты овальный таз и цинковое ведро, но вода не всегда туда попадала, ей обязательно нужно было течь именно на дощатый пол. Половой тряпкой из мешковины мы не успевали подтирать лужицы.
Если честно, я никогда так еще не уставала!
- Часик же еще не прошел? - спросила я у подружки.
- Конечно, нет! Мы же быстро управились, - успокоила меня Раиска.
И тут она выглянула в окно. Лицо её перекосило от ужаса.
РАЗБОЙНИК
Только сейчас Раиска поняла, что пятилетний Славик удрал тоже на улицу, как только мы перешагнули порог из дома. В своих переживаниях о пальто,
мы даже не заметили, что уличная дверь осталась незапертой, когда вернулись. И про Славика забыли! А если бы пришли воры???
- Прячем скорее ножи и вилки! - скомандовала мне побледневшая Раиска.
И мы бросились к кухонному ящику. Я не понимала при чём тут ножи и вилки, но подчинилась тревожному голосу подруги.
- А ложки тоже? -крикнула Раиске, которая лихо пуляла столовые приборы в комнате на платяной шкаф. Они глухо ударялись об стенку, некоторые рикошетили обратно. И мы снова их торопливо закидывали на шкаф.
- Ложки не надо! Славка в прошлый раз воткнул мне вилку в руку! Кровь даже была!
- А ты маме пожаловалась? - испуганно спросила я.
- Да. Она его только наругала. А мне попало за то, что разозлила его. Родители верят ему больше.
Мы успели во время. Вымокший под дождем Славка шмыгал сопливым носом и кряхтел в прихожей, снимая сапоги как попало. Бросив свое промокшее пальто на пол, Славик пошел на кухню. Он был головастый, коротконогий, похожий на злобного карлика с зелёной густой соплёй под красным носом. Она то укорачивалась, то удлинялась от его вдохов и выдохов, как живая гусеница.
- Славик, а почему ты убежал на улицу?- притворно-ласковым голосом заговорила Раиска.- Мама же не разрешала.
Славик из-подо лба угрюмо посмотрел на свою сестру-погодку серыми холодными глазами, как у его отца и отчеканил:
- Хотел и усёл! Ты тозе ушла! Отрезь мне булки вот стоко!!!
И Славик растопырил все пальцы на одной руке.
Ножи все лежали тихо на шкафу.
Раиска отломила Славику от батона горбушку и еще кусок. Он полез с чайной ложкой за сметаной, которой не оказалось в банке. Славик пришел в неожиданную ярость.
Он сжал кулачки и набросился на сестру, пытаясь еще ударить её ногой. Мы бегали вокруг круглого стола в гостиной, а кривоногий и толстопопый Славик - за нами. Поняв, что нас сложно догнать, он сменил траекторию, вырулил на кухню и судорожно стал рыться в ящике стола.
- Зарезю заразю! - закричал малыш и, не найдя ножа, в бессилии расплакался, уткнувшись лицом в диван. Он периодически прекращал рыдания, выкрикивая гадкие слова в адрес сестры.
Я в растерянности и со страхом наблюдала за этим спектаклем, успев принять в нём участие. Мне было жаль мальчика, но я впервые увидела брата Раиски таким агрессивным близко. И было ещё больше жаль подружку, которая, приложив палец к губам, отвела меня за руку в спальню её родителей. Мы молча сидели рядом на кровати, как две мокрые курицы, прислушиваясь к действиям Славика.
Славик частенько показывал свой характер перед матерью во дворе. Тетя Таня пыталась его загнать домой с улицы, а он бегал вокруг дома, а потом начинал кидаться в мать камнями. И если сперва тетя Таня бегала за сыном, то потом она убегала от него, спасаясь в подъезде.
Карело-финн Славик слушался только своего карело-финна отца. Других авторитетов для него не существовало.
От неминуемой смерти меня спасла моя мама, которая появилась на пороге квартиры подружки. Она пришла в ужас, увидев меня босую, в мокром платье. На вопросы мамы, что произошло, мы стойко молчали. Дома я была отправлена в натопленную ванную комнату в горячую воду, где пускала пузыри и думала о встречи Раиски с её мамой.
Свидетельство о публикации №223042401385