Случай на прииске. Кресты 1
После ужина, который составлял гречку смешанную с тушёнкой и чай, к которому прилагались бутерброды со сливочным (настоящим) маслом и сгущёнкой. С этой задачей ребята справились лихо- свежий воздух и окружающая красота природы своё дело сделали.
После того, как поели, Сергей взял из остатков своей пищи отложенный кусочек бутерброда, и приблизительно столовую ложку каши- подошёл с этим всем к костру и положил на камень плоской формы, который как бы невзначай был уложен в самый центр костра.
-Ты видел, что я сделал?: спросил Сергей Вову.
-Ага, видел: ответил тот.
-Ну и чё и зачем это сделал, мог бы просто выкинуть в огонь или в реку?
-Мог бы выкинуть, но я не выкидывал, а положил таким образом, чтобы огонь костра поглотил мои продукты.
-Ты слышал как Андрей К рассказывал про гроб на колёсах и другие истории, якобы из жизни? Лека, тот, не одну ночь спокойно уснуть не мог- в страхе ждал, когда гроб за ним приедет. Моя кровать рядом стоит с его кроватью в одной комнате, а вот приехать должны были только за ним. Ты, я думаю, также себя вёл.
-А-то, ты Сергей и пару лет назад был взрослым пацаном, тебе конечно нечего бояться.
-Вова, гроб который на колёсах- сказка написанная «придурком» Э. По, тут бояться нечего. А вот чего следовало бы опасаться- услышь, что не говорю бояться, так это вот чего… .
Рассказ Сергея.
Я всякий раз делаю на рыбалке, во всяком месте то, что ты только что видел. Делал так и мой отец, и отцы отца. Колян, твой друг со своим отцом, поступают так-же. А смысл всего в том, что в наших местах живёт и наблюдает, в т.ч за нами сейчас невидимый бог, зовут его Буреллах, что в переводе с якутского языка означает дословно Всё. Других не знаю, разве что Дайаная- бог охоты, его почитаем приношениями на огонь костра во время охоты на уток, но главный над всеми Буреллах. Советую и тебе поступить так-же, но при этом мысленно благодарить его за лов рыбы- этого для тебя будет достаточно. А т.к остатков пищи ты не оставил за собой, то вместо неё можешь вылить в огонь остатки чая. Подумай над мыслями, которые появились сейчас в твоей голове- любое желание пошутить не высказывай вслух, позже мысли встанут на своё место, когда поймёшь. И знай, что молодой мужик из дома N23, что погиб от удара винтом мотора упав с лодки у нас на глазах прошлым летом, с ним это произошло не от того, что был выпивши. Когда-то я с отцом был на рыбалке здесь, и с нами был этот Дима. В первый и последний раз мы были вместе. Он не просто не пытался услышать и понять то, что говорил ему мой отец, но матюкался и говорил в адрес Буреллаха то, что не следовало. В общем, причина его смерти мне понятна, знаю и другие похожие случаи, но не об этом разговор.
Здесь, по соседству кладбище, по причине которого эта местность называется Кресты, могилы заброшенные остались, а кресты деревянные на них давно сгнили. Так вот, на этом кладбище, сверстники наших прадедов хоронили погибших мужиков не из наших мест. Историю про покойника в могиле, положившей начало кладбищу расскажу тебе так, как узнал её от отца. Тогда сам поймёшь почему столько разных происшествий, связанных с этими местами и разными людьми- заканчивались плохо для них.
История такая как есть, считай её легендой.
Габышев Михаил был наполовину якут и наполовину русский. Родился в этой местности и проживал со своей семьёй в Ленске. Заканчивал сезонную работу по добыче золота на реке Олёкма. Был конец августа, а к началу сентября ожидались заморозки с образованием ледяной корки вдоль берегов реки. Означало это то, что и без того низкая температура воды опустится ещё ниже и крепнущий лёд не позволят без вреда здоровью, да и самой жизни каждого члена бригады продолжать работу в ледяной воде. Михаил был бригадиром. Бригадиром над ещё четырьмя золотодобытчиками, его поставил купец Идельгин, которому и принадлежало это предприятие. Назначение бригадира- вопрос очень ответственный. Сам не должен быть вором, и других отваживать от воровства. Когда надо и кулак к харе приложить, если с дисциплиной у мужиков, что не так. Ну, собирают они свои вещи- готовятся к сплаву по р. Олёкма на двух лодках. Дальше, с места слияния рек, нужно будет переплыть р. Лена с одного берега на другой до Олёкминска. На этом их работа заканчивалась- Михаил шёл с отчётом по работе бригады к Идельгину, остальные с ним, под пристальным испытующим взглядом купца ёжатся в нетерпении, когда же наконец получат заработанные деньги. Так было всегда.
Но в этот раз вышло всё иначе. Ушедший для проверки снастей, некто Темников, взяв в руки острогу, пошёл делать своё дело кляня на чём «свет стоит» купца с его семьёй, и почём зря, стал матюкаться в сторону богов земли, той на которой работает. Причина недовольства Темникова была связана с мало успешной добычей в этот раз. Был разговор бригады с Идельгиным о том, чтобы оставить участок на котором они трудились, и где явно были небольшие запасы золота. Однако тот не согласился с их доводами, по причине договора- аренды с государством относительно работы на участках, которые имели строгие границы на карте. Этот факт и взбесил Темникова, хаял он уже и самого императора и его христианского Бога, вспоминая всех кто попался на его язык.
Вернулся Темников в теплушку с пустыми руками, вид его уже не был наглым и он не разбрасывался словами ругани и проклятий, был побледневшим на вид- руки его тряслись.
-Что случилось, говори- сказал Михаил.
-Тяну, значится, за лесу снасть, чувствую руками, что рыба на крючке- таймень здоровющий- не иначе. Подвожу его в аккурат ближе, ну сам пригнулся дабы не спугнуть зверюгу, левой держу лесу значится, а правой ударил острогой в место, что серебрилось рыбьей чешуёй под слоем воды.
-Встаю во весь рост, смотрю на рыбу, а это уродище какое-то. Голова соединена с хвостом, а самого тела, между этими частями- вовсе нет. Вырвала эта тварь из моих рук вместе с острогой и скрылась под водой. Что это было, я так и не понял, когда и пил последний раз- не помню? Клянусь, что не сбрехал- всё как на духу мужики.
-Бог знает, что не хотел я брать тебя в бригаду в этот раз, Никита- сказал бригадир. За язык твой поганый, который и надо было, что вырвать и псам выбросить.
-То что ты не жилец, это ясно уже теперь, но и на всех остальных, ты навёл беду. Ты не знаешь того, кого ударил острогой. Она не будет потеряна- к тебе же и вернётся.
Сборы продолжились. В связи с отсутствием какой-либо пищи, приняли решение зайти в лес, поставить силки на зайца, переночевать, а поутру приготовить еду из пойманного, а что останется, то забрать с собой в дорогу. Так и поступили, взяли с собой всё самое необходимое для поимки зайца и ушли в лес.
Когда, наконец, с трудом дождались поимки двух зайцев- стали возвращаться на своё место, как вдруг поняли, что заблудились- плутали долго, хотя и ориентир верный имели- мох на северной стороне сосен. Наконец обнаружили на своём пути свежий сруб-избу. Зашли во внутрь её, и надо же быть такому, обнаружили в ней все условия для ночлега, небольшие запасы круп, воды, соль и спички, кучка сухого пороха и картон на пыжи. Помимо всего этого, на столе в тарелках на 5 человек, была свежеприготовленная с дымом от костра совсем свежая пища.
-Мы находимся в ***капище, сказал Михаил- оно же предназначается для охотников сбившихся со своего пути- эти запасы приготовлены для них, а того кто приготовляет никто и никогда в глаза не видел, есть легенды. Никаких следов вокруг дома нет, в то время- кто-то же всё это приносил и готовил пищу. Да, изба странным образом расположилась- рядом отсутствуют пни, что говорит о том, что деревья вблизи никто не валил для её постройки, и протащить на ****волокушах между часто стоящими соснами невозможно.
-К пище на столе не прикасайтесь. А из крупы приготовим кашу- нам этого будет достаточно- сказал Михаил.
-Сколько ты нами помыкать да командовать будешь?: сказал Никита.
- Работа закончилась, теперь мы между собой равны, как в бане, и я буду есть приготовленное- свежая пища и пахнет хорошо. А ты Михайло хитрющий мужик,- признайся нам в том, что поиголубил как следует жену купеческую Светлану, уж порадуй нас- расскажи как ты её… . Ох, какими глазами она на тебя смотрела год назад в доме Идельгина. Везде ты хорошо устроился- семья недалеко, и купчиха- баба молодая и красивая по тебе сохнет, твой пай бригадирский не чета нашему, гляди не зазнавайся веди себя скромнее.
Спорить по этому вопросу с Никитой, Михаил не стал, хотя его бригадирские полномочия заканчивались после расчёта, в доме купца Идельгина. Сказал лишь, мол, что не твоего ума дело как живу и какие деньги зарабатываю.
Поэтому четверо съели то, что приготовили себе сами, Никита съел все пять порций, приготовленных неизвестным лицом.
Наконец, усталость начала овладевать людьми, которые на ловле зайца и долгой бродилке по тайге затратили все свои силы- улеглись на полу для сна.
Наконец, все звуки леса и его обитателей затихли. Казалось, что вот мол и пришла возможность выспаться перед предстоящей на завтра дорогой в Олёкминск, а после и каждый по своим домам. Но Михаил точно знал, что будет вынужден видеть последствия проступка Никиты. Ожидаемое событие не замедлило. Слухом своим Михаил стал слышать звук шаманского бубна, как-бы возвещающего о начале таинства жертвоприношения. Одновременно со звуками, на душу навалился страх, парализующий способность двигать руками и ногами- это было начало.
Дверь открылась без звуков, бесшумными шагами переступил через порог и вышел на середину помещения некто, по виду человек среднего роста, коренастый. Одет во всё чёрное- медвежий мех присутствовал на всех элементах его одежды от унтов до шапки. Фигурки рыб, птиц, животных и другие символы культа, изготовленные из костей, были вплетены в элементы одежды. На пол, незнакомец, в котором по всем приметам Михаил узнал верховного шамана служителя Буреллаху, положил находящийся в левой руке острог на пол. Чёрный шаман, а вне всяких сомнений это был именно он, пользовался народной славой, молва о нём доносила следующее- там, где он появлялся и справлял культовый обряд- погибал вскоре, либо бесследно исчезал человек, а то и группа либо семья, кроме детей, в целом. Видеть этого шамана приходилось очень немногим людям.
Четверо, изнывающих от страха людей- Никита не в счёт им- спал как дитя, вынуждены были в молчании наблюдать за обрядом. Сил сбежать, не было ни у кого из них.
Шаман, неожиданно и мгновенно, извлёк как бы из тайников своего одеяния огонь и бутыль с какой-то тёмной жидкостью. Шамана не интересовали люди, т.к было понимание о том, что он знал каждого из них «как облупленного». Звуки бубна, который висел на поясе шамана без внешнего на него воздействия издавал всё более громкие звуки. Но когда он открыл бутыль и плеснул из неё жидкость в огонь и внутриутробные звуки смешались в адскую какафонию танца смерти- именно так навеяло от пения шамана. Было непонятно и ужасало своей невероятностью способность издавать эти звуки из самих глубин ада- в несколько октав,- все известные теноры «отдыхают» в его тени. Самыми страшными и разрушительными для душ людей, были низкие звуки- они парализовали остаток воли слушающих и наблюдающих за действиями шамана. Что это была за жидкость- выдал её запах- кровь.
Михаил молился молитвой «Отче Наш» и вопль должен был сокрушать гробовую тишину капища- в пику служения в нём силам тьмы, но в онемевших членах, Михаил, стал ощущать холод- эффект замедления всех жизненных процессов организма. Тьма, которая обаяла людей, и всё вокруг была идеальна- кромешный мрак проникший до глубин души- был не просто чёрного цвета(подсказка- в теории абсолютно чёрного тела, но это всего лишь образ явления с которым столкнулись компаньоны).
Казалось, что мрак имел способность проглотить любой лучик света извне. И этот луч был не в силах явить хоть отблеск-отражение себя в кромешной тьме. Тьма ощущалась всем телом и казалось, что имела вкус. Огонь на жертвеннике был не в счёт- его природа свечения была иной- языки пламени напоминали фурий в красных пплатьях. Они неистово кружились в танце смерти. Михаил истово молился, хотя понимал, что эта чудовищная тьма забрала в себя биологические поля и тепло каждой отдельно взятой клетки организма. В данной Богом, его душе, два чувствования из всего что осталось, боролись за жизнь и спасение себя и товарищей в молитвенных даже уже и не словах- голосовые связки онемели, на глазах слёзы.
В это время шаман закончил свой ритуал танцем- наступил эпогей его действия. Обернувшись от жертвенника, в глаза Михаила смотрели глаза не человека. Густыми сгустками тьма просачивалась сквозь щели капища наружу. Шаман более не являл себя человеком. Глаза изменились (стали как «кошкин глаз»).
-Что тебе не хватало, раз ты оставил службу мне- говорило чудовище- я здесь бог и в моей власти заключить с тобой контракт на твоих условиях.
-Итак, хочешь богатств, то они твои- сколько их пожелает сердце твоё, столько их нет ни у одного из здешних купцов. А ещё приложу к твоей молодости и красоте славу и почёт. Проси в подтверждение моих слов драгоценные камни и золото- открой двери и увидишь гору из них.
-Открою секрет, не каждому предлагаю такое богатство, многие являются мне рабами за много меньшее, но ты дело другое. К тебе я обращаюсь через твоего прапрадеда- верного мне во всём служителя. И он не обделён ничем. Ну, соглашайся же.
-Нет,- едва слышным шёпотом произнёс Михаил.
-Ты ко мне ещё вернёшься, будешь умолять меня на коленях, однако таких условий для тебя не будет. Многие, как ты, мне изменяли с твоим Богом, а после, эти ничтожества валялись в моих ногах и умоляли меня принять их обратно. Вы люди ничтожны, ваши желания- бездонное желание иметь всё, а без меня это невозможно. Вы не осиливаете, чтобы приблизиться к своему Богу- Он свят, и требует от вас оставление грехов, что для многих из вас является непосильным и не желательным делом.
-Ну, до очень скорой встречи,- сказав эти слова «чёрный шаман» вышел.
Вместе с его уходом исчез Темников. Зато все остальные, включая Михаила, пошли на поправку.
В итоге события.
Темников был найден на берегу реки Олёкмы пронзённым и напрочь приколотым острогой в месте последней в его жизни рыбной ловли.
Так появилась в Крестах первая могила чужака-старателя, на которую водрузили деревянный крест.
Михаил и трое его товарища более не работали старателями- отказались по известной причине.
*рыболовная снасть. ЛесА с грузилом на конце и три-четыре крючка на черенках.
**Посёлок до 1965г., а ныне местность.
***Место идолослужения.
****Платформа с полозьями из брёвен для перевозки габаритного и тяжёлого груза.
Продолжение
http://proza.ru/2023/05/03/30
Свидетельство о публикации №223042400222
С уважением,
Людмила Каштанова 24.06.2023 13:06 Заявить о нарушении
С уважением,
Владимир Араба 24.06.2023 14:25 Заявить о нарушении