Как прошляпили столетие города Зима? 6

Это шестая публикация на эту тему и фрагмент исторического документа на заставке доносит информацию до читателей на предмет соответствия требованиям, для введения городового положения в ж./д. посёлке при станции Зима. Тут отображена сложившаяся ситуация на 1913 год, в которой разбиралась Губернская комиссия под руководством Губернатора Иркутской губернии. Согласно таблице – домов в посёлке шестьсот, а строений восемьсот. А это значит, что не каждое строение – это жилой дом. Либо были домовладельцы, владеющие несколькими домами. Но, самое интересное, что указывается наличие двух каменных зданий – и это не Локомотивное депо, и не водонапорная башня возле вокзала. Они не относились к посёлку Зиминскому, а принадлежали железнодорожной станции. Ходят слухи, что банк РКЦ на перекрёстке ул. Ленина и Клименко, построен из кирпича пивзавода Миллера, что был расположен в одном из районов ж./д. поселка, под названием Галантуй. Но я нашёл в ГАИО документы этого завода со схемой размещения всех объектов – и они все деревянного исполнения. Правда эта схема планируемого к постройке предприятия могла, впоследствии быть модернизирована. А ещё я находил в Интернете открытку с надписью «Ст. Зима», на которой, перед каменным двухэтажным особняком, на облучке саней сидит возница, а в санях барышня – вся в мехах. Здесь ведь, во вставке перед текстом,  написано: «Население довольно зажиточное". Что немудрено – одних торговых предприятий было девяносто. Торговля производилась разными мануфактурами, бакалейными, скобяными и другими товарами, а так же съестными припасами. Годовой торговый оборот колебался от шестисот тысяч, до миллиона рублей. А в 1913-м, он достиг одного миллиона четыреста пятнадцати тысяч рублей. По данным Иркутской Казённой палаты за 1913 год, в посёлке значилось предприятий высших разрядов торговли 11, а промышленных 8. Но откуда такой денежный оборот в торговле, если основной контингент, проживавший в посёлке – это выходцы из крестьян? А они работали на железной дороге, где машинист получал месячную зарплату, на которую можно было купить двух лошадей. Сейчас машинисты, тоже не бедствуют, но могут позволить себе купить одну лошадь в год. То ли лошади подорожали, то ли зарплата машинистов упала в двенадцать раз? А если не отвлекаться то железнодорожные рабочие, строившие и обслуживающие станцию получали очень прилично, вот торговцам и было раздолье. Но не единой торговлей живёт человек. В посёлке имелась церковь, двухклассная церковно-приходская школа, почтово-телеграфная контора, два общественных собрания, общественная амбулатория, добровольная пожарная дружина, дом для причта римско-католического костёла. Но комиссия искала недостатки и, конечно, их нашла – «Местное благоустройство находится не вполне в удовлетворительном состоянии. Для стока воды, хотя и устроены канавы, но улицы не замощены, тротуаров не устроено». В следующей публикации раскрою размер планируемых доходов и расходов городской казны, будущего города.


Рецензии