О фильме Умница Уилл Хантинг
Ситуация, когда человек «хочет, но не может» изменить свою жизнь к лучшему, воспринимается куда более спокойно, чем ситуация «могу, но не хочу». В первом случае мы даже проявляем сочувствие к человеку, амбиции которого не подкреплены обстоятельствам, способностями и т.д., словно не он виноват в своей «серой» жизни. Во второй же ситуации мы часто возмущаемся тем, что человек сам «не хочет» стать счастливее и жить лучше. К сожалению, за этим внешним «не хочет» обычно скрывается глубинное «не может», обусловленное причинами, которые не сразу бросаются в глаза.
Фильм «Умница Уилл Хантинг» повествует именно о такой ситуации. Будучи ребенком Уилл считал, что сам виноват в тяжелом детстве, поскольку был «плохим» и заслуживал жестокого обращения. Он сохранил ощущение этой «плохости» и как «человек виновный» теперь наказывает себя, разрушая свою жизнь: занимается «примитивной» работой, отказывается от любви, своим поведением провоцирует наказание, «закапывает» свой талант. Внешне — он враг самому себе, но в реальности идет в колее своего травматичного детства, которое определяет его взрослые желания, отношения, поступки. Такие люди как он бессознательно озабочены не тем, как стать счастливым, а тем, как не стать несчастными.
Уиллу повезло: ему встретился психотерапевт, который избавил его от детской вины, изменив отношение к себе и к другим. В результате сложилась парадоксальная ситуация — открылась способность к любви, а потребность в науке затихла.
Фильм чем-то напоминает сказку о Золушке. Он, как и сказка, предлагает стратегию обретения счастья. В «Золушке» девочка искала счастье, используя свою сексуальность («туфельку»). В варианте «для мальчиков» без «туфельки» также часто не обойтись: только обретя ее, отдав дань «своей природе», ты получаешь право «найти себя» в культуре — стать социально счастливым. Конечно, человек может подавить свои сексуальные потребности и направить энергию либидо на «самоактуализацию» — есть много примеров нахождения счастья путем сублимации (в творчестве, исследованиях, физическом труде), Но так бывает редко. Потому что культура, какие бы цели она не предлагала для достижения счастья, все равно проигрывает любовным переживаниям, и счастье, построенное на любви (сексуальности) сильнее счастья от таланта. Поэтому у нас нет уверенности, что, последовав за своей любовью, Уилл сохранит потребность в своей науке — она уйдет как симптом после излечения, а он превратится в «нормального» человека.
Чем еще привлекателен этот фильм зрителю, кроме того, что это добротная голливудская история? Фильм воплотил в образах неосознаваемые фантазии о своем всемогуществе, способности реализовать идеальные представления о себе. Для многих просмотр этого фильма позволит смириться со своей обыденной жизнью, хотя, кого-то это может подтолкнуть к переменам.
Свидетельство о публикации №223042400345