Пылающее сердце 7

Глава седьмая. На огненной Дуге.

На Курской Дуге JG54 действовала совместно с JG51. Тактика двух эскадр была практически идентичной, летали на одинаковых самолётах. У эскадр уже был опыт совместных действий в небе Ржева, теперь они снова действовали сообща.

Уже на второй день боев, 6 июля, эскадра понесла крайне тяжелую потерю. В районе Поныри был сбит и тяжело ранен командир I группы Райнхард Зайлер, один из самых выдающихся асов эскадры. Он как раз одержал сотую победу в Войне в том бою, но ещё девять он одержал в Испанскую. Зайлер выжил, но больше уже не воевал.

Это был бой против группы 157-го иап. Восьмёрка этого полка, ведущим был сам командир полка, Волков Виктор Фёдорович, была в районе Малоархангельска атакована группой фв-190. Зайлер наметил себе в качестве цели ведущего второй четверки. Увы, атакованный им лётчик, Савченков Виктор Иванович, имевший 20 побед на счету, погиб. В продолжающемся бою он сбил ещё один советский самолёт, однако и его группа понесла потерю: отличился опытный ас Казначеев Николай Фёдорович. Советская группа, несмотря на потерю двух самолётов, продолжала слаженно вести бой, который смещался в район Поныри. Зайлер решил атаковать ведущего всей группы, но эта добыча ему оказалась не по зубам. Волков, совершив маневр, ушел от атаки, а затем сам поймал на вираже Зайлера и дал точную очередь. Так эскадра лишилась своего самого опытного аса и хорошего командира. Пришлось на его место выдергивать с Западного фронта Герхарда Хомута. Решение, если честно, странное: в разгар боев вводить на командную должность человека, который вообще не знаком со спецификой боев на Востоке. Это я к тому, что не надо переоценивать кадровое умение немцев. В командовании эскадры тоже произошли перемены, Траутлофт пошёл на повышение. Он последние полгода делами эскадры практически не занимался, и перемена командира была для эскадры благом. Его сменил требовательный Хубертус фон Бонин, который подтянул дисциплину в эскадре. Впрочем, особой любовью он, в отличие от Траутлофта, не пользовался.

В целом эскадра поначалу действовала весьма успешно. Потери несла терпимые. 9 июля был сбит в бою против советских штурмовиков унтерофицер Ханс-Йоахим Хаппач из 2 отряда, имевший 20 побед на счету. Он успел сбить два штурмовика, прежде чем сам был сбит. В это время в районе Поныри было несколько боев, но по обстоятельствам подходит бой против 165-го иап. Немцы накрепко связали боем полк, другая группа в это время прорвалась и нанесла им тяжёлые потери. Однако звено Гордеева Анатолия Николаевича пробилось к фв-190 и завязало с ними бой. Гордееву пришлось тяжело, его крепко взяли в оборот фв-190, бой шёл низко, и Гордееву не осталось выбора - пришлось подниматься вверх. Фв-190 не отставали, и Гордеев изо всех сил маневрировал, прилагая всё своё мастерство, уходя от очередей врагов. Наконец, набрав высоту, он подловил на ошибке фв-190 и расстрелял его в упор. Выйдя из боя, он с трудом посадил самолет с пустыми баками на аэродроме подскока. Его гонял как раз Хаппач, но советский ас одолел его.

13 июля был сбит и попал в плен фельдфебель Петер Бремер из 2 отряда в районе Ульяново. По мнению немцев, его сбила МЗА, но во время воздушного боя. По советским документам, дело было иначе. Семёрка 18-го гиап сопровождала штурмовики и встретила в указанном районе группу бф-110 и фв-190. Тут же группа разделилась - одна часть атаковала бф-110, а другая, заложив крюк, очутилась внизу и сзади фв-190. Ведущий первой группы, Сибирин Семён Алексеевич, сбил один из бф-110. Фв-190 попытались атаковать его, однако расторопнее всех оказался лётчик Баландин Владимир Александрович. Он снизу и сзади, да ещё и с приличной дистанции, обстрелял ведущий фв-190, дал три длинных очереди и сбил его. Это и был самолёт Бремера. Мы имеем полное совпадение по месту, и понятно, почему посчитали, что Бремер был сбит МЗА. После потери лидера немецкая группа ещё некоторое время вела бой, но совершенно безуспешно. Для Баландина это была первая личная победа, но воевал он уже более года.

16 июля был сбит замечательный ас - лейтенант Гюнтер Шеель из 3 отряда, обладатель уникального рекорда - за 70 боев 71 победа. Немцы заявили, что в последнем бою он сбил два самолёта, но слегка не рассчитал и врезался во второй сбитый самолёт, после чего упал с высоты 200 метров и разбился.

По советским данным, ас вёл бой с 89-м гиап. Полку пришлось очень туго: немцы атаковали его слаженно, группа, состоявшая из ряда малоопытных пилотов, распалась, и немцы начали охоту на отдельные самолёты. По итогам боя четыре самолёта не вернулось на аэродром. Параллельно вёл бой и 1-й гиап. Бой складывался более успешно. Однако он также распался на локальные схватки. Опытный лётчик полка, Ащаулов Дмитрий Николаевич, попал в крепкий переплёт, вынужден был долго маневрировать, уходя от настойчивых атак врага. Как только удалось оторваться, он увидел ещё один бой. Фв-190 преследовал советский "Як". Ащаулов дал очередь с большой дистанции и увидел, как фв-190 загорелся и взорвался. Спасти "Як" он не смог, зато смог отомстить и уничтожить великолепного аса. Никто из напарников Шееля не заметил этой атаки. Посчитали, что было столкновение. Оно, видимо, было действительно, но стало следствием огня Ащаулова - а как объяснить иначе, что опытный ас Шеель умудрился не рассчитать расстояние? В общем, ситуация, схожая с гибелью Хайера.

Ащаулову ту победу поначалу не засчитали, так как он одержал её без свидетелей (столкновения он, кстати, не видел). Но позже она всё же фигурировала в списках его побед.

К тому времени советские пилоты всё чаще стали преподносить эскадре неприятные сюрпризы. Так, 21 июля был сбит и ранен фельдфебель Ханс-Йоахим Крошински из 2 отряда, имевший на тот момент 22 победы на счету. Произошло это севернее Карачева. По немецким данным, в бою с Ла-5, но Ла-5 в указанном районе побед в тот день не заявляли. Это были "Яки" из 146-го иап. Немцы пытались атаковать штурмовики, но были связаны боем, в ходе этого боя было заявлено две победы. Отличились Хлуд Борис Алексеевич и Федосеев Григорий Иванович. Кто-то из них и сбил Крошински.

22 июня уже в районе Золотарево был подбит фельдфебель Рудольф Герекке из 12 отряда, имевший 27 побед на счету. При попытке посадить самолёт на брюхо он разбился насмерть. Ас погиб в бою против группы 64-го гиап. Ведущим был уже упоминавшийся нами отличный ас Муравьёв. Бой был тяжёлый, полк потерял два самолёта. Но и немцы понесли потери. Лобовой атакой Муравьёв сбил ведущего ю-87 из 7 отряда StG2, атаку эту сопровождение проморгало. Уже после этого немцы атаковали советские истребители. В ходе боя лётчик Денчик Николай Фёдорович, заложив крутой вираж, обстрелял фв-190 и заявил его сбитым. Однако одновременно и Мельник Василий Сергеевич сверху атаковал фв-190 и также видел, как тот загорелся и пошёл вниз. Судя по всему, оба пилота атаковали один и тот же самолёт, хотя победы и записали каждому на счёт как личные. Их совместными усилиями и был сбит Герекке.

23 июля эскадра потеряла аса из 1 отряда - унтерофицера Антона Хельда, имевшего 14 побед на счету. Сбили его пилоты 49-го иап. На победы в том бою претендовали Ходун Иван Александрович, Коломоец Василий Николаевич и Разинов Алексей Васильевич, все - очень опытные и сильные пилоты. Кто конкретно отличился, установить невозможно, подобности боя неизвестны.

К тому времени начались бои в небе Ленинграда, пришлось туда выдернуть часть сил JG54. Несколько дней эскадра вела бои в довольно ограниченном режиме, сохранив асов, но август принёс ей очередные тяжёлые разочарования.

1 августа погиб при попытке атаковать "Илы" в районе Карачева унтерофицер Хорст Бургер из 2 отряда, на счету его было 12 побед. Сбил его с одной атаки пилот Андрей Иванович Попов, один из лучших асов 65-го гиап.

2 августа эскадра потеряла командира I группы майора Герхарда Хомута. Стоит заметить, что три дня назад она потеряла командира I группы Хайнриха Юнга, о чем речь впереди. Про гибель Хомута мы уже рассказывали в наших статьях про "Аэрокобры". Если вкратце напомнить события того боя, то Хомут сбил "Кобру", атаковавшую ю-88, пилот её Глубшев спасся с парашютом. После этого Хомут стал уходить в сторону солнца, дабы использовать световую завесу против возможных преследователей. Но так получилось, что солнце ослепило как раз его, и он не увидел одиночную Кобру, которая его и атаковала. Пилотировал её Кужелев Александр Власович, который и сбил Хомута, имевшего на счету 63 победы. Карьера Хомута на востоке получилась очень короткой.

Исполнять обязанности командира группы был назначен командир 2 отряда, оберлейтенант Ханс Гётц. Но уже 4 августа он погиб в воздушном бою, во время схватки с "Илами" на малой высоте врезавшись в землю.

Это было отражения штурмового удара по аэродрому Карачев. Штурмовики сопровождали пилоты 4-го иап. Удар был для немцев неожиданным, группы их истребителей вступали в бой в режиме пожарном, что вызвало ряд неудач. Так, два фв-190 из 1 отряда вообще столкнулись в воздухе. Общие потери при отражении удара составили четыре фв-190 и два пилота, хотя ущерб, нанесённый аэродрому, был невелик. Пилоты 4-го иап оформили 7 заявок, поэтому определить, чьи действия привели к гибели Гетца, мы не можем. Бой шёл на высоте экстремально малой, в чем, кстати, пилоты 4-го иап были очень сильны, так как основная часть их работы заключалась в сопровождении штурмовиков. Скорее всего, гибель Гетца стала итогом хороших коллективных действий штурмовиков и пилотов 4-го иап, которые и загнали его к земле. На момент гибели Гётц имел на счету 82 победы. Сменил его на посту командира I группы командир 1 отряда, оберлейтенант Вальтер Новотны. Решение это было не самым удачным, но выбора у немцев уже не было: Новотны был ас-практик, а не командир.

В общем, потеря Гётца стала последней потерей серьёзного аса JG54 в ходе боев на Дуге. Эскадра, конечно, понесла не столь большие потери по асам, как JG51, но всё же они были чувствительные. Особенно пострадал командный состав.

Разбирая эти бои, мы видим, что в целом действия асов были правильные, ни в одном случае каких-то грубых ошибок с их стороны мы не видим. Наоборот, к тому времени JG54 стала идеальной машиной, экипажи идеально взаимодействовали между собой в боях. Время авантюрных одиночек осталось в прошлом. Победы одерживали советские пилоты в тяжелейших боях благодаря личному мастерству. Довольно любопытно, что в ряде случаев именно индивидуальному. Так, ранение Зайлера стала во многом следствием именно индивидуального мастерства Волкова. Хаппач, Шеель, Хомут также стали жертвой не командных действий советских пилотов, а индивидуального мастерства отдельно взятых лётчиков. В остальных случаях мы видим и хорошую командную работу, но прежде всего - вновь индивидуальное мастерство. Это опровергает популярный миф либерально настроенных "историков", утверждающих, что советские пилоты сбивали немецких, используя численный перевес. Из всех рассмотренных нами случаев численный перевес стал, пожалуй, решающим только в одном случае - гибели Гётца. Да и то это скорее недоработка немцев, которые не смогли ввести своих истребителей в бой синхронно. Нет - решающим здесь был именно талант советских асов, а не численность.


Рецензии