Родной край преподобного Серафима Саровского
Годы начала XX века были отмечены важной вехой в истории Курска, но особо значимым это время оказалось для курского купеческого сословия. В 1902 году во всероссийской газетной печати впервые появляются сведения о готовящемся прославлении в лике святых иеромонаха Серафима, жившего в Саровской пустыни с конца XVIII века и почитаемого народом, как духоносного старца. Становится достоянием широкой общественности, во всех уголках Российской империи, во многих важных подробностях, описание жизненного пути подвижника, свидетельства случаев духовной помощи тысячам людей, тесном сплетении этих событий с Курской-Коренной иконой «Знамение».
В этот же 1902 год Курск посещает император Николай II, участвует со всей семьёй в молебне пред чудотворной иконой «Знамение». Очевидец вспоминал: «При первых звуках "Отче наш" Царь опускался на колени, а за ним и все молящиеся. На колени не опускались только могучие ряды конвоя. Молитва была проникнута такой мощью, что каждый раз с одинаковой силой потрясала меня…» (1). Здания в городе по маршруту проезда царской семьи были искусно украшены огромными гирляндами живых цветов.
Родился прп. Серафим Саровский в городе Курске в год окончания Семилетней войны с Пруссией, кульминация которой была отмечена взятием Берлина русскими казаками. В семье курского купца Исидора Ивановича Мошнина и его супруги Агафьи Фотиевны было двое сыновей – старший Алексей и младший Прохор, который впоследствии приобрёл известность и почитание во всём православном мире.
Прп. Серафим Саровский – чудотворец появился на свет в ночь с 19 на 20 июля (ст. ст.) и во святом крещении был наречён Прохором в честь св. апостола, память которого празднуется 28 числа того же месяца. Жители Курска помнили о чудесном спасении в семилетнем возрасте Прохора при падении со строящейся колокольни Сергиево-Казанского собора. Исцеление тяжко болящего отрока во время общегородского ежегодного крестного хода с чудотворной Курской-Коренной иконой «Знамение» надолго становится памятной историей среди курян.
Купцы Мошнины твёрдо хранили «заветы христианского учения», которые «животворили своим духом» весь уклад семейной жизни. В годы рождения и юности Прохора Мошнина Курск был уездным городом Белгородской провинции. Провинциальным или губернским был ближайший город Белгород, построенный в 1593 году и с 1667 года ставший резиденцией митрополитов и епископов Белгородских. В 1779 году, через год после ухода прп. Серафима из Курска в Саровскую пустынь, императрица Екатерина II повелела графу П. А. Румянцеву-Задунайскому образовать в Курске наместничество и возглавить его, и, таким образом, Курск стал губернским городом. (2)
Отец прп. Серафима Саровского – Исидор Мошнин – принадлежал к купеческому сословию и имел близ Курска свои кирпичные заводы. Он занимался, в качестве подрядчика, постройкой каменных зданий – домов и церквей, и слыл в городе за человека честного и имеющего «усердие к храмам Божиим, с твёрдою приверженностью православной вере».
Мать преп. Серафима – Агафия Фотиевна – и при жизни, и после смерти мужа отличалась благотворительностью, «щедро помогала бедным, в особенности сиротам», даже и в таких случаях не отказывая, когда её помощи просили при выходе бедной девушки замуж, что влекло за собой, разумеется, немалые расходы. (3)
В 1752 году Исидор Мошнин предпринял постройку храма в честь прп. Сергия Радонежского. Проект этого храма был выполнен графом Растрелли, знаменитым архитектором времени правления императрицы Елизаветы Петровны. Чин освящения закладки храма было торжественно совершён в 1752 году свт. Иоасафом Белгородским (4), правящим архиереем обширной по площади епархии, в состав которой тогда входил не только Белгород и Курск, Орёл, но и другие крупные города – Харьков, Ахтырка, Сумы, основанные в XVII веке православными беженцами из Речи Посполитой, эмигрировавшими после заключения Унии с Римским Папой. (5)
Строительство велось на пожертвования прихожан, преимущественно купца Карпа Ефремовича Первышева. Через десять лет после начала работ в 1762 году, когда уже готова была нижняя церковь во имя преп. Сергия, купец и строитель Исидор Мошнин скончался, оставив сына Прохора в трёхлетнем возрасте. Постройку Сергиевского храма закончила в 1777 году его вдова. В течение пятнадцати лет, согласно с желанием покойного мужа, Агафия Мошнина лично следила за ходом работ. Верхний храм был освящён в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, а в 1833 году весь храм был наименован кафедральным собором в честь прп. Сергия Радонежского.
Когда Прохору было 7 лет, его мать в один из своих рабочих будней при осмотре результатов строительства взяла сына с собой на самый верх недостроенной колокольни, где, по неосторожности, мальчик упал на землю. Агафия в страшном испуге сбежала с колокольни, думая найти мальчика разбившимся до смерти. Неописуема была её радость, когда она увидела его целым и невредимым, причём стоящим на ногах.
Учиться грамоте Прохор начал с 10 лет. Учение давалось легко при его хорошем здоровье, быстрой памяти и природной остроте ума, но в это время Прохор так заболел, что уже не надеялись на его выздоровление. В это время больному Прохору в первый раз явилась Царица Небесная, которая, по его собственному признанию, двенадцать раз в течение жизни являлась ему, и обещала исцелить от болезни.
Через несколько дней после этого сна по городу несли с крестным ходом чудотворную Курскую-Коренную икону «Знамение». Крестный ход шёл по Сергиевской улице, где жили Мошнины, когда в это время вдруг пошёл сильный дождь. Нёсшие икону, желая сократить путь, стали переходить на другую улицу, для чего необходимо было пройти через двор Мошниных, который был проходным. Воспользовавшись исключительным случаем, что икона неожиданно оказалась прямо рядом с домом, Агафья быстро вынесла больного сына, чтобы он смог приложиться к образу «Знамение». Икону пронесли над Прохором, он в короткий срок поправился и продолжил учение. В старину учение сосредоточивалось на изучении Часослова и Псалтири. Прохор выучился писать и с «душевным расположением читал Библию и духовные книги». (6)
Старший брат Прохора Алексей имел в Курске свою лавку, в которой торговал разными предметами, необходимыми в крестьянском быту. Стали приучать к торговле и Прохора, но сердце юноши не лежало к торговле – его привлекал тот образ жизни, который «в удалении от суеты мирских дел облегчает возможность приобрести нетленное сокровище». Ни одного почти дня не проходило без того, чтобы юный Прохор не посетил храма Божия.
Не имея возможности, вследствие занятий торговлей, ежедневно бывать за литургией и вечерней службой, Прохор вставал дома засветло и после домашней молитвы спешил в церковь к заутрене, чтобы ещё раз «освятить молитвой наступающий день свой жизни, дарованной Творцом всяческих». В те годы жил в городе Курске местный уроженец, с малых лет принявший на себя трудный подвиг юродства. Как-то встретив на городской улице купчиху Мошнину с двумя сыновьями, он предрёк Прохору, которому тогда исполнилось всего три года, великую будущность: «Блаженна ты, вдовица, что у тебя такое детище, которое со временем будет крепким предстателем пред Св. Троицей и горячим молитвенником за весь мир!»
На восемнадцатом году жизни стремление покинуть мир и вступить на крестный путь иноческих подвигов окончательно созрело в душе Прохора. Среди своих сверстников Прохор встретил одобрение своему благому намерению: купцы Иван Иванович Дружинин, Иван Степанович Безходарный, Алексей Степанович Меленин и ещё двое обнадёживали его, что пойдут вместе с ним в монастырь, посвятив жизнь свою Богу.
Мать Прохора, «сочувствуя его святому желанию», решилась отпустить младшего сына «на служение Богу», тем более что старший сын Алексей, более склонный к торговле, оставался с нею. Получив необходимый документ – увольнение от Курского городского общества – для поступления в монашество, семнадцатилетний Прохор простился со своей родительницей и земной родиной.
Юного Прохора заметно привлекала Саровская пустынь, в числе иноков которой было немало курских уроженцев. Уроженцем города Курска был и тогдашний настоятель Саровской пустыни строитель Пахомий. (7)
Вместе с Прохором отправились из Курска пять купцов, которые также изъявили желание удалиться от мира для иноческой жизни. Все они после пошли в монастырь, кроме Меленина, у которого, после смерти родителей, остались на попечении пять братьев и три сестры. На 28-м году от роду, 13 августа 1786 года Прохор был пострижен в иноческий образ с наречением имени Серафим, что значит пламенный… В декабре 1787 года Серафим был посвящён в иеродиакона. 3 сентября 1793 года в Тамбове о. Серафим был рукоположен в иеромонаха. (8)
Устав Саровской обители был утверждён в 1711 году специальной грамотой местоблюстителя патриаршего престола, митрополитом Рязанским и Муромским Стефаном (Яворским) (9). К грамоте было приложено поэтическое послание, заслуживающее внимание, несмотря на простое, не изысканное стихотворчество:
Братие, блюдитеся черну нося ризу.
Имейте смирение, око держа низу.
Убегайте гордыни, тщеславия злаго,
Еже погубляет всем небесное благо.
Зависть, сребролюбие и гнев отлагайте,
Постом и молитвою оных проганяйте.
Лицемерства, лености лишитеся тщитесь;
Но смиренно постясь, в молитвах трудитесь.
Едино и общее всем нам да будет, –
Не сумнитесь, понеже Бог вас не забудет.
Высший брат над низшим не высокомудрствуй,
Но всегда себе его равна бытии умствуй.
Сице образ показа и Христос собою:
Аще рек, кто из вас вящщий, да будет слугою.
Сего ради, благость, мир в вас пребывают.
В Курске в начале XX века местные старожилы могли указать место захоронения купцов Мошниных.
Всенародное почитание благодатного старца началось ещё при его жизни. Многие тысячи и тысячи людей ехали, шли пешком в «ближнюю» и «дальнюю» нижегородские пустыньки батюшки Серафима, двигались по всем дорогам России, чтобы получить духовный совет в сложных обстоятельствах, взять благословение на доброе дело. Крестьяне, военные, высокопоставленные чиновники, дворяне, купцы и духовенство – люди всех сословий и разного достатка – все тянулись к нему в надежде получить необходимую духовную поддержку.
Никто не уходил от него не утешенным. «Ум у отца Серафима был светлый, память твёрдая, взгляд истинно христианский, сердце для всех доступное, воля непреклонная, дар слова живой и обильный. Речь его была столь действенна, что слушатель получал от неё душевную пользу. Беседы его были исполнены духом смирения, согревали сердце, снимали с очей как бы некоторую завесу, озаряли умы собеседников светом духовного разумения, приводили их в чувство раскаяния и возбуждали решительную перемену к лучшему, невольно покоряли себе волю и сердце других, разливая в них мир и тишину…
Став на высокую ступень духовности, старец получил и тот дар, который был у первого человека и утрачен через грехопадение: звери повиновались ему. Не раз видали его кормящим хлебом громадного медведя, который по его слову отходил в чащу леса, а потом возвращался опять», – рассказывал архимандрит Суздальский Серафим (Чичагов), с конца XIX века начавший собирать воспоминания тех, кто лично знал батюшку Серафима.
Иеромонах Серафим хранил, как величайшую святыню, носил на груди, поверх облачения, литой из меди крест с Распятием – благословение своей матери Агафьи Фотиевны, полученный из её рук, когда он, приняв решение стать не купцом, а монахом, уходил из родного Курска поклониться святым угодникам Антонию и Феодосию Печерским. По благословению старицы Досифеи (10) молодой человек купеческого звания решает принять монашество в Саровской пустыни близ Арзамаса. «Хранимый в пути Божественным Промыслом» Прохор Мошнин, накануне праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы 20 ноября 1778 г., поселяется в отдалённом Саровском монастыре на Нижегородской земле, в изумительных по красоте природы Муромских лесах.
Прошло более ста лет, и в газете «Церковные Ведомости», издаваемой Св. Синодом, появилось сообщение: «Веру народную в святость старца Серафима и его предстательство пред Богом за притекающих к нему с молитвою разделяет и Венценосный Вождь русского народа Благочестивейший Государь император Николай Александрович. Ныне, в день рождения старца Серафима, 19 июля, Его Величеству благоугодно было воспомянуть и молитвенные подвиги почившего и всенародное к памяти его усердие и выразить желание, дабы доведено было до конца начатое уже в Святейшем Синоде дело о прославлении благоговейного старца. Святейший Синод признал ныне благовременным приступить к потребным для сего распоряжениям, каковые употреблялись прежде сего в подобных случаях». (11)
11 января 1903 по поручению Св. Синода было произведено подробное освидетельствование гроба и самих останков отца Серафима и составлен особый акт за собственноручной подписью всех присутствующих, в том числе епископа Нижегородского Назария (Кириллова) (12), архимандрита Спасо-Евфимиева монастыря Серафима (Чичагова), прокурора Московской Синодальной конторы князя А. А. Ширинского-Шихматова и др. На основании этого акта Св. Синод изложил своё решение: 1) благоговейного старца Серафима признать в лике святых, Благодатиею Божией прославленных, а всечестные останки его – святыми мощами; 2) память преп. Серафима праздновать, как в день преставления его, 2 января, так и в день открытия его святых мощей. На этом докладе Св. Синода император Николай II оставил свою резолюцию: «Прочёл с чувством истинной радости и глубокого умиления». (13)
С наступлением великого торжества приходило на память одно предсказание преп. Серафима Саровского Чудотворца: «Какая великая радость-то будет! – говорил преподобный дивеевской монахине Евпраксии, – среди лета запоют Пасху, радость моя! Приедет к нам Царь и вся Фамилия! Дивеево-то Лавра будет… Станут все приходить к нам, матушка». (14)
К празднику прославления батюшки Серафима на Саровские торжества съезжалась вся православная Россия. Из Петербурга прибыл Царь со всей своей семьёй – матерью, женой и дочерями. Прибыл брат Царя великий князь Сергей Александрович с супругой, великой княгиней Елизаветой Фёдоровной.
Нижегородский паломник вспоминал: «Прибыли в Арзамас; станция не узнаваема; пришёл богомольческий поезд; сотни паломников возросли до тысяч; все спешат захватить извозчиков, чтобы доехать до города и оттуда нанять подводу в Саров. Вокруг вокзала – открытые бараки, номера, водогрейня, больница с аптекой… Ещё в вокзале увидели известных нам лиц из Астрахани, из Петербурга, из Сибири, узнали паломников из Пскова, с Дону, с Кавказа, из Архангельска. Вся и все стремилось к о. Серафиму. Множество богомольцев двигалось пешком по линии железной дороги; по местам близ лесочка или родника виднелись группы богомольцев на отдыхе. За плечами у многих котомочки, лица и костюмы запылены, настроение – степенное, общая речь – о Сарове. Кажется, нечего было и спрашивать каждого о цели поездки, на всех было написано – в Саров! И мы, нижегородцы, вместе, одной семьёй, двигались туда». (15)
Архимандрит Сергий (Страгородский), уроженец нижегородского г. Арзамаса, ставший в 1943 году Патриархом всея Руси, вспоминал о тех волнующих днях 1903 года в Сарове: «Из-за угла вылетела тройка: подъехал встречавший на границе губернатор. Вскоре за ним оттуда же показалась четвёрка, а в открытом ландо – царь и царица. Непосредственно за ними же четвёрка, на которой приехала царица-мать. Далее экипажи с великими князьями и княгинями… Когда государь приблизился к воротам, на минуту звон прекратился, владыка митрополит сказал краткое приветствие, царственные особы приложились ко кресту, приняли кропление святой водой, поздоровались с владыкой и впереди духовной процессии, при звоне колоколов, при пении "Спаси, Господи, люди твоя…" направились в Успенский собор. От ворот до собора направо стояло духовенство, хоругвеносцы, дивеевские монахини, народ; налево саровские иноки, духовенство и народ. Момент в высшей степени торжественный… По желанию государя, из собора его повели в церковь Зосимы и Савватия Соловецких. И государь со всей фамилией здесь впервые преклонился пред угодником Божиим…». (16)
В течение нескольких дней, с 15 по 19 июля (ст. ст.) 1903 года, происходило торжество общероссийского прославления батюшки Серафима в Саровском монастыре. «Церемониал торжественного открытия святых мощей Преподобного о. Серафима Саровского Чудотворца» совершался в присутствии царствующих особ. В газете «Нижегородские епархиальные ведомости» так описывался первый день Церемониала 15 июля 1903 года: «В 12 часов благовест в большой колокол к торжественной панихиде, которая имеет быть совершена в соборном Успенском храме монастыря с поминовением: Государей и Государынь от Императрицы Елизаветы Петровны до Александра III включительно, Владимирского Епископа Виктора, рукополагавшего Преподобного о. Серафима во иеродиакона, епископа Тамбовского Феофила, совершавшего хиротонию Преподобного во иеромонаха, и всех почивших архипастырей Тамбовских, родителей Преподобного Исидора и Агафии, а также и всех почивших игуменов и строителей Саровских, при коих подвизался преподобный. Одновременно совершаются панихиды в храмах свв. Зосимы и Савватия Соловецких, св. Иоанна Крестителя, в часовнях, устроенных у источника, пустынок и т. д.». (17)
19 июля по окончании поздней литургии в Успенском соборе, во время чтения псалма 33, честные мощи святого Преподобного Серафима изъемлются архимандритами из раки и поставляются на носилках среди храма. Из алтаря выходят на середину храма митрополит, архиереи и прочее духовенство с иконами для молебного пения с каноном пред мощами святого Серафима и для крестного хода с гробницею и мощами Преподобного. (18)
В это время возле собора выстраиваются в определённом порядке монахи Саровской обители (19), монахини Дивеевского и других монастырей, хоругвеносцы и духовенство, свободное от служения литургии. Они ожидают выхода из собора, после окончания литургии, процессии со святыми мощами.
При пении тропаря святому Преподобному Серафиму поднимают гроб со святыми мощами, выносят из храма и при торжественном колокольном перезвоне начинается крестный ход вокруг монастырских храмов, с молебным пением. Обнесение мощей преп. Серафима вокруг Успенского собора Саровской пустыни совершал лично сам император Николай II, неся гробницу на левом плече, его дядя великий князь Сергей Александрович нёс гробницу на правом плече.
Процессию сопровождали митрополит Санкт-Петербургский с сонмом архиереев, многочисленное духовенство, вдовствующая императрица Мария Фёдоровна, семья императора Николая II – императрица Александра Фёдоровна с дочерями – Ольгой, Татьяной, Марией и Анастасией, великая княгиня Елизавета Фёдоровна, архимандрит Серафим (Чичагов), епископ Назарий (Кириллов), князь А. А. Ширинский-Шихматов и сотни тысяч православных людей, приехавших и пришедших пешком специально на эти торжества со всей России. Торжество прославления Преподобного Серафима завершилось 21 июля освящением во имя его устроенного нового храма.
В письме из Сарова великая княгиня Елизавета Фёдоровна писала: «Какую немощь, какие болезни мы видели, но и какую веру! Казалось, мы живём во времена земной жизни Спасителя. И как они молились, как плакали – эти бедные матери с больными детьми, – и, слава Богу, многие исцелялись. Господь сподобил нас видеть, как немая девочка заговорила, но как молилась за неё мать!». (20)
В это время в Курске ещё проживали потомки Алексея Исидоровича Мошнина, старшего брата прп. Серафима.
Среди сотен тысяч людей, прибывших со всех уголков России для поклонения мощам великого старца, были и его земляки из Курска. Купцы Бочаровы, в том числе Тихон Иванович с супругой Полиной Дмитриевной также прибыли в Саров.
Полина Дмитриевна, урождённая Власова, также происходила из семьи курских купцов. К тому времени уже больше десяти лет состояли они в супружестве, но родилась у них всего одна дочь Полина. Тихон Иванович, конечно, мечтал о наследнике, который продолжил бы их род, которому он мог бы передать своё дело. И вдруг, неожиданно, вскоре после путешествия в Саров на торжества прославления преп. Серафима Саровского, Полина Дмитриевна сообщила, что ожидает ребёнка.
Счастливое семейное событие произошло 9 мая следующего, 1904 года – у курских купцов Бочаровых родился долгожданный наследник, крепкий и здоровый младенец. Его назвали Кириллом, в честь равноапостольного Кирилла, учителя Словенского, который, вместе с братом Мефодием, перевёл Евангелие с греческого на понятный славянам язык.
С особым чувством курские купцы читали слова из Евангелия от Матфея, где, для сравнения, упоминается купеческое сословие: «…подобно Царство небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, найдя одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её» (Мф. 13:45, 46). В XIX веке нижегородцы даже отмечали некоторую духовную связь между деловыми успехами, колоссальными торговыми оборотами знаменитой Нижегородской ярмарки (21) и пребыванием на этой земле в Саровском монастыре подвижника благочестия из курского купеческого сословия прп. Серафима. (22)
Впоследствии в семье курских купцов Бочаровых, после их паломничества в Саров, родилось ещё две дочери – Анастасия в 1906 году и Клавдия в 1908 году. Тихон Иванович и Полина Дмитриевна, родители Кирилла, особо почитали икону прп. Серафима Саровского Чудотворца, впервые написанную к торжествам прославления в лике святых иеромонаха Серафима, которую они привезли домой из далёкого и знаменательного путешествия на нижегородскую землю.
Образ батюшки Серафима находился на почётном месте в их доме в Курске. Икону старательно берегли в смутные революционные годы и передали затем своей дочери Анастасии, которая сохранила святыню до наших дней. Во время Великой Отечественной войны с этим образом малолетним внукам Тихона Ивановича и Полины Дмитриевны удалось выжить, преодолев не одну сотню километров по фронтовым дорогам. Своё отношение к старцу Серафиму люди выражали даже в стихах:
В горе сердечном с молитвой простой
К тебе прибегаю, угодник святой;
Под светлым покровом одежды твоей,
Ты душу младую спаси и согрей!
С великой надеждой на благость твою
Я смело печали свои изолью.
Ты, кроткий начальник за землю родную,
Врачуй – исцели мою душу больную.
Ты с верой великой Спасителя славил
И след свой на камне холодном оставил.
Велики заслуги пред Богом твои,
Как звёзды на небе сияют они! (23)
Источники.
(1) - Ерофеева Е. В. Любимым детям. – М.: Сибирская Благозвонница, 2005. – С. 276. – 486 с.
(2) - В 1799 году епископы из Белгорода переселились в Курск и получили титул Курских и Белгородских.
(3) - Житие, подвиги и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Серафима, подвижника и чудотворца Саровского. Собств. Саровской обители. – М., 1904. – С. 25–26. – 335 с.
(4) - Святитель Иоасаф Белгородский (1705–1754) – родился в праздник Рождества Пресвятой Богородицы в семье полковника А. Д. Горленко, женатого на дочери гетмана Д. П. Апостола. Окончил Киевскую Духовную Академию. Настоятель Свято-Преображенского Лубенского монастыря и, одновременно, наместник Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 1748 г. в Петропавловском соборе Петербурга хиротонисан во епископа. Императрица Елизавета Петровна назначила его епископом Белгородским, епархия которого включала тогда Курскую, Харьковскую и часть Черниговской губерний. Обнаружил чудотворную икону Пресвятой Богородицы «Песчанская» в своей епархии в Знаменском храме г. Изюма. Святитель сам лично объезжал все храмы своей епархии. (Журн. «Русский паломник». – Спб, 1904. – С. 883–900). Был прославлен в лике святых при императоре Николае II 4 сентября 1910 года.
(5) - В 1799 г. Курск стал центром епархии, архипастыри стали именоваться Курскими и Белгородскими. В 1833 году кафедра была перенесена в Курск, после чего Белгородская кафедра стала викарной. С 1905 года епископы стали называться Курскими и Обоянскими. Резиденция епископов с 1833 года располагалась в Курском Знаменском монастыре.
(6) - Ротмистр А. В. Теплов рассказывал: «Я имел обыкновение ездить ежегодно в Саровскую пустынь к праведному старцу Серафиму, чтобы получать его благословение и пользоваться душеспасительными советами. В 1829 г., в летнее время, я поехал также с женою и детьми. По прибытии в Саров мы немедленно отправились к старцу Серафиму и были приняты им очень ласково. Благословляя жену мою, он произнёс следующие слова: «Матушка, матушка! Не торопись детей-то учить по-французски и по-немецки, а приготовь душу-то их прежде, а прочее всё приложится потом». (Житие, подвиги и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Серафима, подвижника и чудотворца Саровского. Собств. Саровской обители. – М, 1904. – С. 252–253; Никифоров Д. И. Воспоминания из времён царствования императора Николая I. Кавказ и Севастополь. Гос публ. ист. б-ка России. – М., 2016. – С. 107–111. – 157 с.)
(7) - Основатель и первоначальник Саровской пустыни о. Исаакий (иеросхимонах Иоанн) родился в 1670 году в семье дьячка Фёдора Стефанова в селе Красном вблизи Арзамаса.
(8) - Святой преподобный Серафим Саровский Чудотворец. – Одесса: Издание Русского Св. Андреевского Скита на Афоне, 1903. – С. 6–7. – 40 с.
(9) - Митрополит Стефан (Яворский) (1658–1722 гг.) – Род. Яворов, Русское воеводство, Речь Посполитая. Преподавал и был префектом Киево-Могилянской академии. С 1700 г. митрополит Рязанский и Муромский. С 1701 г. после смерти патриарха Адриана по указу Петра I назначен местоблюстителем патриаршего престола. Выступал с осуждением протестантских воззрений. Погребён в Успенском соборе Рязанского кремля.
(10) - « – Гряди, чадо Божие, – пророчески сказал ему Досифей, – и пребуди в Саровской обители; место сие будет тебе во спасение, с помощью Божией там окончишь ты и своё земное существование. Святый Дух, сокровище всех благих, управит жизнь твою во святыни. В Сарове и настоятель Пахомий богоугодной жизни, последователь преподобных отцев наших Антония и Феодосия». (Житие, подвиги и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Серафима подвижника и чудотворца Саровского. Собств. Саровской обители. – М., 1904. – С. 35).
(11) - Церковные ведомости. – № 30, 27 июля. – Спб, 1902.
(12) - Архиепископ Назарий (Кириллов) – род. в 1850 г. в Новочеркасске. Окончил Донскую дух. семинарию, Киевскую дух. академию, канд. богословия. Ректор Ставропольской дух. семинарии. Участник Поместн. Собора 1917–1918 гг. С 1920 г. архиепископ Курский и Обоянский. В 1927 г. узник на Соловках. Похоронен в Одесском Свято-Успенском монастыре.
(13) - Церковные Ведомости № 5 от 1 февраля. – Спб., 1903.
(14) - Житие, подвиги и чудеса преподобного и богоносного отца нашего Серафима, подвижника и чудотворца Саровского. Собств. Саровской обители. – М., 1904. – С. 146–147; У отца Серафима. // Московские церковные ведомости. – № 1. – М., 1903 г.
(15) - Саровские торжества. Впечатления паломника-нижегородца. //Нижегородские епархиальные ведомости. – № 15. – Н. Нов., 1903. – С. 543.
(16) - Мельник В. И. Первый мученик царственного Дома. Великий князь Сергей Александрович Романов. – М.: Ковчег, 2006. – С. 91–92.
(17) - Нижегородские епархиальные ведомости. – № 13, 1 июля. – Н. Нов., 1903. – С. 261–268.
(18) - Автором Акафиста преп. Серафиму и первой книги о батюшке Серафиме «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» был настоятель Суздальского Спасо-Евфимиевого монастыря архимандрит Серафим (Чичагов), участник русско-турецкой войны 1877-78 гг., награждённый золотым оружием за храбрость генералом М. Д. Скобелевым.
(19) - Земли, на которых возникла Саровская пустынь, были пожалованы татарскому мурзе Анаю Кугушеву царём Алексеем Михайловичем. Внук мурзы Даниил Иванович Кугушев пожертвовал участок между реками Сатисом и Саровкой для будущей обители. В 1711 году были устроены келлии и пещерная церковь во имя преп. Антония и Феодосия Киево-Печерских при пособии царевен Марии и Феодосии Алексеевн (Романовых). Прочное обеспечение обители на последующие времена составили 20 000 десятин лесов и земель, пожалованных Саровской пустыне по особому Указу императрицы Анны Иоанновны в 1730 году.
(20) - Боханов А. С. Великий князь Сергей Александрович // Российские консерваторы. – М., 1997. – С. 364; Мельник В. И. Первый мученик царственного Дома. Великий князь Сергей Александрович Романов. – М.: Ковчег, 2006. – С. 94.
(21) - Торговый оборот Нижегородской ярмарки, проводимой в Нижнем Новгороде ежегодно с 1818 года, превышал к концу XIX века 150 млн рублей. (Полное географическое описание нашего Отечества. Настольная и дорожная книга для русских людей. Под. ред. В. П. Семёнова. – Спб.: Изд. Девриена, 1899. – С. 388.)
(22) - Слово, сказанное Преосвященным Модестом (Стрельбицким), епископом Нижегородским и Арзамасским, 25 июля 1886 г. в Новоярмарочном Александро-Невском соборе. Памятная книжка Нижегородской губернии. – Н. Нов., 1888. – С. 1010.
(23) - Платонов В. Пред иконой старца Серафима // Русский паломник. – № 1. – 1904. – С. 5.
Свидетельство о публикации №223042400068