Жан
На полпути меня окликнул волосатый хиппи. «Эй, послушай, у меня сейчас сложная ситуация... Извини... Монетку...» заладил он. «Нет денег» отрезал я. Терпеть не могу, когда ко мне обращаются на «ты» незнакомые люди.
Выйдя на набережную, мне представилась отнюдь не предновогодняя сцена. От вокзала Аустерлиц до площади перед главным входом в ботанический сад, то тут, то там, нищие устраиваются на ночлег. Один негр уже лежит на картонках. У него нет даже спального мешка, и он пробует закутаться в какое-то тряпье. Из этого кома выглядывают его ноги, в сандалиях на босу ногу. Другому повезло больше: у него есть спальный мешок, в который он спрятался от холода с головой. Смотря на него, представляется окоченелый труп в саване. Может так оно и есть.
В самом конце, на выходе к площади, сидит пожилой бомж. Седина не пожалела его волосы и бороду, длинную и густую, как те, которые искоренял в русском народе Петр I, а жизнь на улице окрасила его кожу в коричневый оттенок: такой оттенок можно часто встретить у индийцев. Рядом с бомжем стоит маленькая искусственная ёлочка, вся украшенная и обвитая гирляндой огоньков — откуда электричество для меня до сих пор остается загадкой. При виде меня, бомж дружелюбно кивает, расплывается в улыбке, и говорит мне «bonsoir». [Добрый вечер (франц.)] Я отвечаю ему тем же. Я знаю, что он не будет просить денег, и он не просит, а вместо этого, желает мне приятных праздников. И тебе тоже, дружелюбный, старый бомж. Долгой тебе жизни.
* * *
В следующий раз я встретил старика через два дня. Он шагал по бульвару Бастилии в сторону Сены. Поравнявшись с ним, я почему-то спросил, где его ёлочка. «Да, там, потерялась, не важно», ответил он, немного растерявшись. «Давно вы тут?», глупо спросил я его, не зная, как поддержать разговор. «Бывало», ответил он лаконично. Я видел, что он рассматривал меня с интересом. Это не был интерес человека, который ждёт, что ему дадут денег. Скорее, его заинтриговало то, что я сам первый к нему обратился, и он не понимал, чем это кончится. Я тоже не понимал. При дневном свете я наконец смог рассмотреть его. Пятидесятилетний мужчина, он скорее всего когда-то давно имел эффектную наружность. Сгорбленная поза не могла спрятать тот факт, что в прошлом, он имел сильную, мускулистую фигуру. Одежда на нем была потрёпанная, но видимо добротная, теплая. Шагал он уверенной походкой. Все его пожитки умещались в потертом ранце и пакетом из Ашана.
Мы прошли вместе с полминуты, наблюдая втихаря друг за другом. «Вы может есть хотите?», прервал я тишину. «Да, это хорошо, очень», пробурчал он, опустив глаза. «Давайте, я вам куплю что-нибудь поесть, а вы мне расскажите свою историю!», радостно протараторил я, как школьник у доски, который наконец нашел нужный ответ. Мы повернули на пасрель дё Морне и пошли в сторону островов. По дороге я забежал в маркет и купил нам два сандвича. А дальше мы шли по набережной. Сена текла в одну сторону, а рассказ старика устремлял нас в другую.
* * *
Имя у меня очень оригинальное — начал он с ухмылкой свой рассказ — Жан. В ту эпоху, когда я родился, в каждом классе было как минимум три Жана, как и три Марии. Родом я из деревушки недалеко от Клермон-Феррана. Отец был сапожником. Скончался десять лет назад: жутко курил — рак лёгких. Мать работала на заводе, и рано умерла, мне тогда было шесть лет. У меня была старшая сестра. Когда я только-только знакомился с арифметикой и географией, она уехала в Бордо, где поступила на медицинский факультет. После года учебы её выгнали. Долгое время она была социальным работником, а семь лет назад, я слышал, попала в аварию и скончалась.
При славном Миттеране, я отправился учиться в столицу. Жизнь в деревне с угрюмым отцом меня никогда не прельщала, и мне хотелось чего-то грандиозного и светлого, поэтому проработав слесарем несколько лет, я накопил немного денег, распрощался с отцом, собрал рюкзак, и после утомительной поездки, оказался идущем разинув рот по бульварам, а тысячи огней притягивали меня, словно ночную бабочку. Путь мой лежал в район Сальпетриер. Там жил мой школьный товарищ, Пьер, живописец.
Пьер снимал малюсенькую двухкомнатную квартирку в грязном доме с облупленным фасадом. Внутри дома, люди делили жилплощадь с наглыми тараканами, и не менее наглыми крысами: и те, и другие постоянно что-то грызли в стенах, и изредка устраивали баталии, в которых, как не странно, часто побеждали тараканы. Рисовать Пьер не умел, что не мешало ему, во-первых, считать себя гениальным но не понятым художником, во-вторых, продавать изредка свою мазню, что частично покрывало квартплату, и в-третьих третировать свою девушку, Элен, доказывая ей, что в один прекрасный день, они будут богаты, а пока, она должна очень стараться на работе, чтобы её продвинули по служебной лестнице в следующем году.
В обмен на маленький месячный взнос, я получил разрешение использовать мастерскую как мне заблагорассудится с семи вечера до десяти утра. Место было шумное, но с теми деньгами, которые я сэкономил работая слесарем, надеяться на лучшее я не мог. Неприятнее всего были конфликты между Пьером и Элен. Ему доставляло определенное удовольствие унижать её, и делать это публично. Сколько раз их ссоры выливались из их спальни в мастерскую, а оттуда и на лестничную клетку, а подчас и на улицу! А я... мне было стыдно присутствовать во время их ссор, стыдно знать, что Элен видит, что я здесь, знает, что я всё слышу. Я знал, что не могу, не имею права встревать: их отношения — не мое дело, и скажи я слово, Пьер просто выгнал бы меня. Поэтому подчас когда я слышал, что затевается ссора, я уходил, и просиживал вечер в баре за углом.
Однажды, я оказался вдвоем с Элен. У Пьера были дела допоздна. Я зубрил для наступающих экзаменов, а Элен, из за непривычки находиться без своего парня, не знала чем заняться. «Может поужинаем вместе?», предложила она, просунув свою белокурую голову в мастерскую. «Конечно, почему, хочу», ответил я, перемешивая слова от неожиданности. Она разогрела какие-то консервы, и позвала меня. Несколько минут мы ели молча. Я бросал на нее короткие взгляды. Я очень хотел рассмотреть её, но боялся, что она увидит, что я глазею. Так странно: за те пять месяцев, в течении которых я жил у них, я никогда не видел её толком. Я представлял себе, что она дурнушка, этакая серая, невзрачная мышь. А тут, на кухне, я обнаружил, что она очень симпатичная, и даже в некотором плане эффектная. А ещё, в ней было что-то очень глубокое, что меня притягивало.
«Ты меня презираешь?», вдруг спросила она, подняв на меня глаза. Я поперхнулся, и начал неясно объяснять, что у меня и в мыслях не было её презирать. «По-моему, меня все презирают. Начиная с Пьера. Он всё время мне говорит, что я никчёмная. Что из меня никогда ничего не выйдет. Увидишь, он станет известным художником. У него талант. А у меня... Какие могут быть у меня таланты?», сказала она, и расплакалась...
Час спустя, она натягивала трусики, и торопила меня: «Ну что же ты лежишь, сейчас Пьер придет, а постель в таком виде!» На мои страстные поцелуи, которыми я покрывал её лицо, когда она пыталась выставить меня из её с Пьером спальни, она отвечала: «Завтра, говорю же тебе, завтра, как только он уедет, мы тут же...»
Так начался наш роман. Нам везло. По стечению обстоятельств, Пьер, который в прошлом почти не выходил, стал часто отсутствовать. Это позволяло мне проводить много времени с Элен. Чаще всего, мы шли к Сене, и прогуливались, держась за руки, как муж и жена. Или сидели вечерами на набережной, она спереди, я за ней, и её тепло согревало мою грудь, а запах её волос пьянил меня. Часто, вечером, мы брели по бульварам, рассматривали в витринах всё то, что было нам не по карману, или смеялись над видом фо-буржуа, ужинающих в дорогих ресторанах, а сами шли в дешёвый, в Маре — теперь его уже не существует.
Прошло лето. Я не хотел возвращаться к старику в деревню, и предпочитал проводить как можно больше времени с моей petite amie. [Подружкой (франц.)] К концу августа, Пьер ушел спозаранку, а Элен и я сидели на кухне и пили горький, противный кофе. «Почему ты никогда не говоришь о том, как Пьер талантлив?», спросила она. «Может потому что мне сложно назвать эту мазню талантом?», резко ответил я. Элен задумалась. Никогда ещё никто при ней так не отзывался о работах Пьера. Она молчала. «Пошли, покажу», сказал я ей. Я провел её в мастерскую. «Что это?», спросил я её, указывая на одну из работ. «Как что, картина.» — «Нет, скажи что именно изображено на картине?» — «Ну это ведь... Каждый сам должен решать... Пьер мне объяснял...» — «Что. Изображено. На. Картине?», отчеканил я. И сам же ответил: «Ничего. Здесь ничего нет. Никакой идеи. Ничего. Твой Пьер просто испачкал полотно красками. Именно испачкал. Он не умеет рисовать. Он умеет только пачкать. Он пустое место. Ноль. Нет у него никакого таланта.» Вид этих полотен настолько меня раздражил, что я не мог оставаться в мастерской. Я вышел, хлопнув дверью, и весь день шатался по Парижу.
Когда я вернулся, я не видел Элен. На следующий день, она и Пьер опять поссорились. Слыша, как он кричит на нее, я понимал, насколько ненавижу этого человека. В моем сознании, он был как те тараканы, которые сновали всю ночь у нас на кухне. Несколько раз я порывался пойти в их комнату и прибить Пьера, и несколько раз меня что-то останавливало.
На следующие утро, Элен и я снова оказались одни. «Зачем ты позволяешь ему так к себе относиться?», спросил я её. Не первый раз задавал ей я этот вопрос, но она никогда не могла дать мне какое-либо объяснение.
Когда, через две недели, Пьер заявился пьяный, стал разглагольствовать по поводу своей гениальности, а потом, при мне, начал опять унижать Элен, я не выдержал, и наговорил ему лишнего. На следующий день мне пришлось искать себе новое жилье, и в скором времени я нашел себе отдельную комнатушку в Маре, как раз над тем рестораном, куда мы так часто ходили вдвоем с Элен.
Что-то сломалось во мне, в Элен, в нас обоих. Мы продолжали встречаться, но реже, и встречи наши были менее веселые. Она казалась мне рассеянной и всегда куда-то торопилась. Даже когда Пьер уехал к родным на несколько недель, она не хотела, чтобы мы виделись в квартире в Сальпетриер. Я всё больше и больше времени проводил один, и в какой-то момент, мы перестали общаться.
Жизнь у меня не клеилась. Университет я так и не закончил: не хватило мозгов. Несколько лет я работал на полставки, чтобы иметь возможность как-то прожить, но в один прекрасный день фирму прикрыли. Потом пробовал работать то тут, то там, но отовсюду меня рано или поздно выгоняли. В личной жизни было не легче. Женщины у меня были, так как тогда ещё я был привлекательным мужчиной, но и они оставались со мной не больше года.
Шесть лет назад, я устроился в администрацию в одной конторе. Неделю спустя, я налетел в коридоре на женщину, которая кого-то мне напоминала. Она тоже меня узнала. «Жан, это ты?! Не узнал? Неужто не узнал? Такая уж я старуха?! Это я, Элен! Вспомнил? Ну?» Элен не была старухой, отнюдь нет. Не узнал я её потому что не думал, что та девушка, которой толком ничего не платили, вдруг предстанет передо мной в виде директора чего-то по каким-то закупкам. Не важно, что именно она делала; важно то, что она стала важной птицей, и это было видно по её манере одеваться, держаться, говорить. Удивительно было и то, что фортуна улыбнулась и Пьеру. У него теперь большая квартира на рю де Лиль, в двух шагах от музея Орсе.
Элен и Пьер пригласили меня к себе на следующее воскресенье. Его желание обязательно показать мне, насколько он теперь богат, было мне неприятно. Чувство того, что я мог бы прибить гада, снова появилось, когда я созерцал внутреннюю отделку, слушая глупости, которые он пафосно говорил. Особенно ненавистна мне была его манера говорить с Элен покровительственным тоном, и то, как она отвечала ему, тихо и спокойно. «Почему?», вопрошал мой взгляд, когда она смотрела на меня. А её глаза отвечали, как давно в молодости: «Что поделаешь, он гений, а я никто.»
«Ты не вздумай опять трахаться с моей женой.» Эта фраза вывела меня из мира воспоминаний. Вначале я не поверил своим ушам. Меня удивила не столько грубость — Пьер никогда не отличался тактом — столько тот факт, что он почему-то знает о моем романе с Элен. «Да, я всё знаю. Она сама мне рассказала», подтвердил Пьер, смеясь над моим растерянным видом. Дальше следовала реплика, адресованная Элен, в которой он распространялся про её аморальное поведение, и про то, что ей бы подошла немного другая профессия, чем та, которую она себе выбрала. В моем присутствии, подло поглядывая на меня и пуская клубы дыма мне в лицо, зная, что я терпеть не могу запах сигарет, он начал, как в молодости, оскорблять и унижать её, а она сидела потупившись, и молчала. Больше я не мог этого терпеть. Я хотел уйти, но не помнил, где выход, и никто не вставал, чтобы меня проводить. «Ну скажи что-нибудь в свое оправдание! Не можешь, конечно, ведь ты знаешь, что я прав. Я всегда прав, это факт...» продолжалась тирада мучителя. Что было потом я не помню. В какой-то момент вся комната полетела кубарем, и потолок и пол оказались не там, где они обычно бывают, а сразу за этим я лежал на Пьере и мутузил его. Потом он лежал на мне, и я чувствовал отвратительный вкус крови во рту, а больше ничего. Потом помню, как я сидел на полу, а Элен стояла неподвижно в углу комнаты, и смотрела куда-то в бесконечность, в одну точку, немигающими глазами. Потом приехали полицейские... Впрочем зачем всё это рассказывать... Помню только, что на следующий день я узнал, что Элен покончила с собой. Может то последнее унижение переполнило сосуд, а может она просто не выдержала того, что я вступился за нее, хоть и понимал, что чтобы я не сделал, она всё равно останется с Пьером.
Я плохо помню суд и тюремный срок, как если бы кто-то что-то делал с моим телом, но моя душа при этом была где-то очень далеко. Когда меня выпустили, Пьер постарался сделать так, что меня уже никуда не брали на работу. Да и мне самому всё давалось с трудом. Казалось, что из человека я превратился в ходячий труп. Я обретал себя только когда шел по набережной, там, где давно-давно мы были вместе, Элен и я. Работы не было. Денег тоже. Ни друзей, ни родных. Вскоре я не мог больше платить за жильё, и мне пришлось ночевать на улице. Да нет, меня устраивает. Летом нормально, зимой только очень замерзаю иногда. Вчера вон чуть не отморозил руку. Но нам помогают. Неделю назад добрые люди мне свитер подарили, шерстяной, он меня согревает. А ещё меня согревает фотография Элен, которую она мне дала в молодости. Об этом никто не знает, но я хранил её всю жизнь, и когда мне особенно тяжко, я сажусь на набережной, смотрю на фотографию, и представляю, что я снова молодой, и я снова с ней. И потом, у меня долгое время радостное настроение, и я улыбаюсь прохожим.
* * *
На этом повествование моего пожилого друга прерывается. Закончив рассказывать, он насупился и резко повернул в другую сторону, показывая своим видом, что наше общение окончено. Я долго стоял и смотрел на удаляющуюся фигуру, совсем одну в этом жестоком, холодном мире. Этот сгорбленный старик шел по тому самому берегу, по которому давным давно он шел за руку с Элен.
Он не показал мне фотографию своей возлюбленной. Я надеялся, что при следующей встрече смогу её увидеть, но судьба распорядилась иначе. Неделю спустя, я узнал от нищих на набережной Аустерлиц, что за несколько дней до этого, утром, Жана нашли мертвым.
Уверен, что последние его мысли, прежде чем он замёрз, были об Элен.
Свидетельство о публикации №223042400073
Ваш стиль немного напомнил Мопассана. Но у Вас динамичнее!
Вера Вартимеева 01.06.2023 23:15 Заявить о нарушении