21 Строительство железнодорожной ветки

К 1870 году Беково стало крупным хозяйственным центром Балашовского уезда. К этому времени переправлять на баржах по Хопру товары стало неудобно, и в 1874 году Устинов обратился к царю с просьбой протянуть железнодорожную ветку из Вертуновки до Беково. Не дожидаясь разрешения, он приступил к строительству. К тому времени, когда пришла разрешительная грамота, дорога с изящным вокзалом уже полностью функционировала. Кстати, эта ветка протяженностью 13 верст стала первой в стране, построенной на деньги частного лица.

Ходатайство господина Устинова о разрешении постройки ветви в сущности сводилось лишь к формальности, так как никаких сумм на постройку под гарантии правительства он не занимал и пособий от казны не домогался. Но так как Бековская ветвь была первой, строившейся на частные средства, то вопрос этот рассматривалс довольно долго: ведомства недоумевали можно ли разрешить или нет. Разрешение на постройку ветви последовало 22 февраля 1874 года и застало ветвь уже совершенно готовой. В первых числах марта того же года, то есть через несколько ней после получения разрешения на постройку, было открыто движение по ветви. Бековская ветвь не подлежала ни бесплатному переходу в казну, ни выкупу правительством.

Построив ветвь, Устинов сдал ее в эксплуатацию обществу Тамбовско-Саратовской железной дороги. Ветвь эта эксплуатировалась им на арендных условиях. В мае 1896 года эта ветка была куплена у Устинова за 800 тысяч рублей и вошла в состав предприятия общества Рязанско-Уральской железной дороги как собственная ветвь. С проведением этой железной дороги от станции Беково до станции Вертуновка возросло значение села как торгового центра.

Железнодорожная станция Беково Юго-Восточной железной дороги, конечная станция
ветки от линии Тамбов – Ртищево (линия не электрифицирована), расположена в районном поселке Беково Пензенской области, в 15 километрах от железнодорожной станции Вертуновская. Поезд осуществлял как пассажирские перевозки, так и грузовые до станций Ртищево и Колышлей

Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890–1907) писал: «Торговое селение Сердобского уезда Саратовской губернии, – конечный пункт железнодорожной ветки Вертуновская-Беково. Одно из древнейших селений края. Жителей 3000; 4 школы, библиотека, больница, аптека, значительная ярмарка. Хлеба по железной дороге отправляется до 1 млн. пудов».

К станции примыкали имения: Николая Александровича Мясоедова (1850–1917) – выборгского губернатора в 1902–1905 годах, сенатора, члена Государственного совета, имевшего 1200 десятин земли в Саратовской губернии; Михаила Викторовича Волконского, имевшего 1000 десятин в селах Архангельское Балашовского уезда, ныне село Скачиха Ртищевского района, Репьёвка Балашовского уезда, Архангельское Две Сестриницы), ныне село Красная Звезда Ртищевского района и Владыкино Сердобского уезда. До этого усадьба Владыкино была во владении Софьи Михайловны Устиновой, которая третьим браком сочеталась с князем Михаилом Викторовичем Волконским (1859–1908).

Он служил в лейб-гвардии Гусарском полку, являлся офицером для особых поручений при московском и киевском генерал-губернаторах. С 1895 года Волконский находился на должности полицеймейстера Нижнего Новгорода, Дербента, Баку. В 1906 году был произведен в чин генерал-майора и назначен начальником Одесского жандармского полицейского управления железных дорог, а также 1800 десятин П. П. Макарова в селе Нарышкино и других.
 
В районе станции имелись две паровые мельницы с просорушками, принадлежащие Тутунову и Гордееву, водяная мельница Глазова.

Общая производительность всех этих мельниц – около 700 вагонов ржаной муки и до 600 вагонов пшена в год. Было 8 частных хлебных амбаров вместимостью на 180 тысяч пудов и склады.

Из Беково в 1897 году по железной дороге отправлялось до 1,5 миллионов зерновых грузов, а из имения Устинова – 100 000 пудов зерна и муки. Грузооборот на станции Беково в 1911 году превысил 2 миллиона пудов (32 761 тонна), из которых на отправление приходилось 1737 тысяч пудов (28 453 тонн) и на прибытие – 179 тысяч пудов (2932 тонны). Пассажиров отправлено свыше 11 тысяч человек.

В 2014 году здание вокзала было демонтировано. Его функции взяло на себя небольшое помещение, находившееся рядом

В 1876 году было основано церковно-приходское попечительство из 12 членов, избранных прихожанами, под председательством Михаила Адриановича Устинова. Попечительство приносило немало пользы. Так, во время русско-турецкой войны 1877–1878 годов в Бекове был открыт лазарет на 10 кроватей для раненых воинов, содержавшихся до полного выздоровления. Лечением больных занимался частный доктор В. П. Строкин. Летом 1879 года Главное управление общества попечения о раненых и больных отметило A. M. Устинова и его сына М. А. Устинова знаками Красного Креста. Такие же значки получили священник Быстряков, купец Новичков, мещанин Галанин, крестьяне Попов, Морозов, Аверьянов.


Рецензии