Незнакомка выбранная Блоком

   Бывают встречи, бывают люди, забыть котрых невозможно. И равнодушное время не в силах стереть их светлый образ из сердца и памяти.
   Перу Лидии Ивановны Графовой - беспокойного журналиста, общественного деятеля  и жадной до интересных людей женщины, принадлежит небольшая по объёму, но глубокая по смыслу книжка "Зачем человеку звёзды?"

   Шесть глав книги - документальный рассках о людях, жизнь которых вызывает восторг. Остановлюсь на второй главе, "Хоть бы дождь пошёл..."
   Это - рассказ о женщине, которая скромно говорила о себе:"Я интересна лишь тем, что знала многих знаменитых людей". И в самом деле, она, двоюродная сестра Андрея Белого, была знакома с Анной Ахматовой и Николаем Гумилёвым, Владимиром Маяковским и Всеволодом Мейерхольдом, Велимиром Хлебниковым и Александром Блоком.

   Именно о Блоке пойдёт дальше речь. Но, давайте, по порядку. Летом 1971года Графова по делам приехала в тихий, спокойный Ужгород, где случайно(случайно ли?) услышала имя женщины, которую сам Блок выбрал на роль "Незнакомки". Как ей хотелось увидеть ту, которая знала Поэта, общалась с ним, видела его, слышала! Однако, время было позднее и беспокоить немолодую уже(ей было в ту пору 77 лет) женщину ей представлялось неудобным. Но собеседник стал уверять, что Лидия Степановна всегда рада гостям и "потащил" её в скромную комнату в коммунальной квартире, в дом среди каштанов.
   Шёл мелкий дождь, улицы были пустынны. Как робела Лидия Ивановна, приближаясь к дому "избранницы" Блока!

   Лидия Степановна встретила поздних гостей так радушно, что сразу пропали и страх и смущение. В маленькой комнате, в тени абажура, за чашкой ароматного чая и вишнёвого пирога, потекла беседа о милом, незабываемом прошлом...
   Год 1914. Молоденькая, 20-летняя Лидия Ильяшенко, выпускница Университета, бредила театром и занималась в студии Мейерхольда. Её подругой была жена Блока, Любовь Менделеева. Она - то и сообщила Лиде, что Мейерхольд планирует  ставить "Незнакомку" и попросил Блока сказать, кого бы он хотел видеть в роли Незнакомки, и Блок выбрал Лиду. Рассказывая, Лидия Степановна словно уходит в то милое время.
 - Первое чувство - страх, справлюсь ли?... На всю жизнь запомнила наставления Мейерхольда:"Спокойная рука, спокойная фигура, живут только глаза".

 - Лидия Степановна, в каким вы помните Блока?
 - Для нас, для молодых, он был органом зрения и слуха. Само его присутствие делало нас счастливее. Мы называли его "Наш Поэт". Я и сейчас вижу его  иконописное лицо, глаза, которые, казалось, смотрят не на внешний, а на отражённый мир внутри его самого... У него была очень разная улыбка: конфузливая, когда он говорил сам, приветливая, когда он слушал других, ироничная и скользяще загадочная, когда уходил в свои думы. Говорил он, молчал ли, за его человеческим обликом сквозило нечто другое, словно он прислушивался к живущему в нём голосу песни. Но Блок, музыкальнейший из поэтов, был начисто лишён музыкального слуха...
Он сам был тончайшим инструментом, отзывающимся на отдалённый зов.

   Лидии Степановне посчастливилось быть в гостях у Блока. Дело было так: для шляпы Незнакомки необходимы были страусиные перья. К тому времени они, однако, вышли из моды и достать их было невозможно. А, какая Незнакомка в шляпе без перьев! Поделилась Лида своей проблемой с женой Блока, и та сказала, что перья она сохранила и пригласила Лиду зайти за ними.
   Время было раннее. Стоит Лида перед дверью Блока и не решается позвонить. Наконец, позвонила, вошла. Блок сидел за столом в домашней бархатной блузе и собирался завтракать. Он мило встретил девушку, завёл разговор, интересовался работой студии, а потом вдруг спросил, читала ли она его "Розу и Крест". Лида смутилась, но посмотрела на подбодряющие знаки жены Блока и, запинаясь, стала излагать своё мнение о нашумевшей драме. Блок посветлел и обратился к жене:"Видишь, Люба, я всегда говорил, что молодёжь меня лучше понимает, чем критики"...

   Время шло, мирно текла беседа, а со стены, в строгой оправе, смотрела с фотографии девушка, которую увидел Блок: высокая, стройная, в широкополой шляпе с перьями, как нимб над пышными пепельными волосами, с загадочной улыбкой и глазами, в которых "берег очарованный, и очарованная даль".
   С тех немеркущих дней минуло 57 лет, но время оказалось благосклонным к этой женщине. Всё та же прямая осанка, та же гордая стать, то же одухотворнное лицо...

   Когда, попращавшись, и поблагодарив за чудный вечер, гости вышли на улицу, было далеко за полночь. Шёл дождь и казалось - этот тёплый, добрый, летний дождь идёт, чтобы кому - то сладко спалось, кому - то тревожно что -то шептала бессонница, а кто - то думал о прелести жизни и о тех сюрпризах, которые она нам готовит...

      
 




   


Рецензии
Мне нравится Ваша проза.

Анатолий Либеров   31.03.2024 21:19     Заявить о нарушении
Анатолий, здравствуйте! Моя Вам благодарность за визит и добрые слова. За понимание того факта, что знать любая, даже небольшая мелочь из жизни великих людей интересна и познавательна.
Найдёте время, возникнет желание, будет настроение - заходите. Гостям я рада всегда и надеюсь не разочаровать.
Здоровья и любви Вам и всем, кто рядом. Всё остальное - между этими двумя словами.

Магда Кешишева   31.03.2024 21:34   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.